Умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП)
4.4.1. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, если в этих действиях нет состава преступления
Непосредственный объект правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие не причинять имущественный ущерб в незначительном размере путем уничтожения или повреждения.
Предметом рассматриваемого административного правонарушения может быть любое имущество, в том числе и вещи, изъятые из гражданского оборота.
В КоАП существуют статьи, в которых предусматриваются уничтожение или повреждение некоторых видов имущества как самостоятельные составы административных правонарушений (см., например,ст. 9.11, 10.8,15.11, 15.17, 15.22, 15.31, 15.34, 18.17, 19.4,20.7, ч,2 ст. 22.4,23.35).
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия — уничтожение или повреждение имущества, повлекшее причинение ущерба в незначительном размере.
Уничтожение проявляется в том, что имущество (отдельная вещь) приводится в состояние, при котором оно не может быть использова-
но по своему назначению или вообще прекращает свое существование.
Повреждение имеет место тогда, когда у вещи существенно снижаются потребительские качества, ее ценность. Фактически такая вещь не может быть использована без ее починки, устранения неисправностей.
Следует заметить, что между деянием и наступившими последствиями должна присутствовать прямая связь.
Существенным признаком данного правонарушения является причинение ущерба на сумму до 40 базовых величин, т. е. не превышающего сумму 39 базовых величин. Если эта сумма равняется 40 базовым величинам и более, то имеет место преступление, предусмотренное ст. 218 УК.
Субъект правонарушения — физическое лицо, гражданин, достигший 14 лет, или должностное лицо юридического лица.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.
По ст. 10.9, рассматриваемое правонарушение является административным, «если в этих действиях нет состава преступления». Подобная регламентация не имеет никакого смысла и противоречит положениям Общей части КоАП и УК Республики Беларусь. Во-первых, одно и то же деяние не может одновременно быть административным правонарушением и преступлением. Во-вторых, в статье четко обозначен незначительный размер причиненного ущерба.
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (глава 13 КоАП)
§ 1. Понятие и виды административных правонарушений в сфере налогообложения
Формирование системы правонарушений в сфере налогообложении, определение их юридической природы и видовой принадлежности в системе регулятивных и охранительных отраслей права интенсивно происходило в отечественной науке и практике начиная . 1990-х гг.
Введение института частной собственности, развитие предпринимательства и рыночных отношений обусловили необходимость формирования новой налоговой системы и, как следствие, введение различных моделей правового воздействия на отклоняющееся (девиантное) поведение непосредственных субъектов налоговых правоотношений, а также субъектов, содействующих уплате налогов (сборов) или администрирующих (контролирующих) налоговый процесс.
Обязательный характер изъятия части доходов различных субъектов экономической деятельности, в том числе посредством публично- MI принуждения, не исключает уклонения от уплаты налогов. Формы по проявления многообразны (от уклонения от постановки на учет в налоговом органе до воспрепятствования осуществлению налогового контроля и мер, его обеспечивающих). Уклонение от уплаты налогов, сборов, проявляющееся в самых разнообразных деяниях, в той или иной мере существует во всех налоговых системах и государствах.
Задача законодателя состоит в том, чтобы системно и полно определить перечень правонарушений, которые по своему характеру сопряжены с нарушением установленного порядка, обеспечивающего надлежащее функционирование системы налогообложения.
Основным вопросом, связанным с установлением юридической природы правонарушений в сфере налогообложения, является их
соотношение с административными правонарушениями. Она определяется совокупностью социально-правовых свойств указанных правонарушений, позволяющих отнести их к тому или иному типу правонарушений4.
Теория и практика юриспруденции, несмотря на многочисленные попытки и основательные исследования, пока не предложила обоснованных версий выделения различных типов правонарушений в качестве самостоятельных с учетом отраслевых сфер правового регулирования. Наоборот, универсальность типологии административных правонарушений однозначно разрешила на уровне и закона, и предмета (функций и метода правового регулирования) выделение наряду с уголовным правом еще одной охранительной отрасли права — административно-деликтного права. Специфика указанных отраслей права состоит в том, что они носят универсально-охранительный характер, охватывая наказуемость публично установленных запретов независимо от области правового регулирования, обусловивших введение и наличие соответствующих запретов. Особенность таких запретов состоит в том, что их выполнение обеспечивается штрафным по характеру и функциям типом правовой ответственности, к которой наряду с уголовной относится и административная ответственность.
Правонарушения в сфере налогообложения (или налоговые правонарушения) — это административно-деликтные правонарушения по своей сущности и правовой типологии. Наличие некоторой специфики в определении видов санкционного обеспечения налоговых
4 Вопрос о юридической природе правонарушений в сфере налогообложения является дискуссионным. Специалисты в области налогового и финансового права в силу специфики содержания санкций за правонарушения в сфере налогообложения и процедуры их применения склонны рассматривать эти правонарушения в качестве самостоятельного вида (типа) правонарушений в отличие от собственно административных или как разновидность финансовых (экономических) правонарушений. Специалисты в области административно-деликтного права, учитывая универсально-публичный характер административного правонарушения и публично-охранительную функцию административно-деликтного права, распространяющуюся на самые различные области (отрасли) правового регулирования, относят правонарушения в сфере налогообложения к административным правонарушениям.
правонарушений (определение взыскания в виде штрафа в процентном размере суммы, подлежащей уплате, или неуплаченного налога, равно как и применение (дополнительно) восстановленных санкций) не изменяет административно-деликтной природы правонарушений и сфере налогообложения. Система восстановительных санкций сейчас активно внедряется и реализуется в системе уголовного права и уголовного процесса.
Социально-правовой характер налогообложения и системы мер, его обеспечивающих, предопределяется нормативными требованиями налогового законодательства5, обращенными не только к налогоплательщикам, но и к субъектам, сопровождающим или администрирующим (контролирующим) надлежащее исполнение налоговых обязательств и поступление налогов и сборов в республиканский н местные бюджеты.
Формирование системы налоговых правонарушений в Республике Беларусь при всех издержках и противоречиях этого процесса однозначно завершилось на принципах административно-деликтной природы налоговых правонарушений.
Это было предопределено следующими факторами:
1. в принятом в 2003 г. Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях в отличие от КоАП РФ есть глава и налоговых правонарушениях и налоговой ответственности;
2. принятый 30 июня 2006 г. № 419 Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по регулированию налоговых in ношений», в котором нашли отражение нормы, относящиеся к системе налоговых правонарушений и мерам ответственности за их совершение, фактически трансформировался в гл. 13 КоАП Республики Беларусь 2003 г.
В теоретическом и правовом отношении такое решение законодателя является правильным и соответствует стандартизированным положениям деления и дифференциации юридической ответственности на типы и виды. То обстоятельство, что собственно налоговые
5 Слоговое законодательство включает в себя, помимо Налогового кодекса Рес
публики Беларусь. Обшая часть. Налогового кодекса Республики Беларусь.
Особенная часть, и иные акты налогового законодательства различного уровня
(ст.ЗНК)
отношения составляют предмет правового регулирования налогового права, а деструктивные акты поведения участников налоговых правоотношений запрещаются и предусматриваются в качестве правонарушений административно-деликтным правом (КоАП), не имеет принципиального значения.
С учетом характера административных правонарушений против порядка налогообложения (гл. 13 КоАП) их можно определить как противоправные, виновные административно-деликтные деяния (действия или бездействия), посягающие на установленный порядок учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, исчисления и уплаты налогов, деятельности налоговых органов и иных субъектов, обеспечивающих нормальное функционирование системы налогообложения.
Родовым объектом налоговых административных правонарушений являются общественные отношения, позволяющие нормальное функционирование установленной системы налогообложения.
В зависимости от характера и направленности нарушения требований и нормативов налогового законодательства предусмотренные гл. 13 КоАП правонарушения можно классифицировать на следующие группы:
1.административные налоговые правонарушения против выполнения требований учета налогоплательщиков и объектов налогообложения (ст. 13.1 —13.3, 13.5, 13.9);
2.административные налоговые правонарушения против соблюдения срока представления налоговых деклараций (расчетов), исчисления налогов и их уплаты (ст. 13.4, 13.6—13.7);
3.административные налоговые правонарушения против нормального администрирования и контроля налоговыми и иными органами в сфере налогообложения (ст. 13.8, 13.10—13.11, 13.13—13.14).
Каждое из перечисленных административных правонарушений имеет свой состав — нормативно-правовое описание налогового административного деликта. Состав налогового административного деликта — это совокупность установленных КоАП объективных и субъективных признаков, определяющих соответствующий деликт
( действие или бездействие) в качестве соответствующего вида административного правонарушения.
В соответствии с общепризнанными правовыми стандартами определенности запретительных деликтов, влекущих штрафную правовую ответственность, в составе налогового административного правонарушения дается преимущественно правовое описание модели деяния, образующего объективную сторону определенного административного правонарушения. Свойствами противоправного деяния предопределяются иные объективные и субъективные признаки состава конкретного налогового административного правонарушения (его непосредственный объект, форма и вид вины, субъект).
Практически все диспозиции статей Особенной части КоАП, определяющие признаки составов налоговых административных правонарушений, имеют бланкетный характер, т. е. для уяснения конкретных форм проявления противоправного деяния как конкретного налогового административного правонарушения необходимо обратится к актам налогового законодательства.