Анкерные упоры; 2 - плиты струнобетонного покрытия; 3 - швы расширения; 4 - продольные швы между захватками; 5 - песчаное основание; 6 - подшовные плиты
Для устройства каналов в бетон закладывают резиновые шланги или прочные цельнотянутые металлические трубки, которые после схватывания бетона вытаскивают из плит. Затем в каналы вставляют арматурные пучки и после достижения бетоном требуемой прочности их натягивают и закрепляют, а каналы заполняют цементным раствором.
В 1954 г. в Чехословакии был построен участок, состоящий из трёх плит длиной по 80 м с различной силой обжатия. Для предварительного напряжения применяли пучки из высокопрочной проволоки диаметром 4,5 мм с пределом прочности 16,5 МПа. В первой плите пучки были расположены под углом 14° к продольной оси, а в двух других плитах - в продольном и поперечном направлениях. Ширина покрытия составляла 7 м, а толщина 15 см. Предварительное напряжение равнялось в первой плите 2,0 МПа, во второй 2,9 МПа и в третьей 1,45 МПа в продольном направлении, а в поперечном соответственно 0,5; 0,2 и 0,1 МПа.
Предварительное напряжение безарматурно обжатых покрытий, устраиваемых из ненапрягающего бетона, создают домкратами, располагаемыми в активных швах. Воспринимается сила обжатия специальными анкерными устройствами, располагаемыми по концам покрытия.
Для того чтобы при передаче давления бетон не разрушался от местного сжатия, устанавливают закладные детали: швеллеры, металлические плоские прокладки или производят местное армирование бетона. Давление, развиваемое домкратами, установленными в активном шве, контролируют манометром насосной станции.
На рис. 17.12 представлена технологическая схема строительства предварительно напряжённого покрытия с внешним обжатием.
Много оригинальных и остроумных инженерных решений предложено по конструкциям силовых швов внешне обжатых подвижных покрытий (Дубровин Е.Н., Старостин Ю.В. Жёсткие покрытия городских улиц. - М.: Стройиздат, 1979. - 471 с).
Обжатие плиты обычно выполняют в три приёма. Первоначально бетон обжимают из условия исключения трещин при понижении температуры ещё в период набора прочности бетона. Затем осуществляют рабочее обжатие с созданием расчётных напряжений. Окончательное обжатие производят после проявления ползучести бетона для восстановления в бетоне расчётных напряжений.
В 1964 г. впервые на участке дороги Полтава-Кишинёв было построено дорожное покрытие с внешним обжатием. Покрытие представляло собой ряд плит длиной по 100 м, расположенных между двумя неподвижными упорами и разделённых узкими швами. Концы плит опирались на подшовные плиты. Толщина плит покрытия составляла 15 см. Упоры устраивали на расстоянии 3 км один от другого. В конструктивном отношении упоры представляли собой шесть шпор шириной 0,8 и глубиной 2,2 м, объединённых поверху плитой (толщиной 30 см), армированной сеткой.
№ захватки | I | II | III | IV | VI |
Длина захватки | |||||
Описа- ние рабо- чих про- цессов | рытье траншей, установка арматурных каркасов, бетонирование упора и подшовных плит с обработкой поверхности бетона пленкообразующим материалом. | планировка и отделка основания около упора, установка сборных ж.б. плит, входящих в его конструкцию. | Подвозка материала выравнивающего слоя (черный щебень, битумоминеральная смесь), его планировка и уплотнение. | Подвозка бетонной смеси, ее распределение, уплотнение и отделка, разлив пленкообразующих материалов. | Обжатие бетона усилием гидравлических домкратов; установка закладных деталей, фиксирующих обжатие. Повторное обжатие бетона и заделка окон после снятия домкратов. |
Схема рабочих процес- сов | |||||
Оснащен- ность оборудова- нием | Экскаватор - 1, Бульдозер - 1, Автокран - 1, Автосамосвалы (в зависимости от дальности возки) | Автокран - 1, Панелевоз - 1 | Автогрейдер - 1, Катки - 2-3, Асфальтоукладчики - 2 | Комплект машин со скользящими формами - 1, Автосамосвалы | Насосные станции - 2, Домкраты гидравлические - 8-12, Автосамосвалы |
Рис. 17.12. Технологическая схема строительства предварительно напряжённого покрытия с внешним обжатием: