Проектирование рельефа летного поля
Выполнение местных операций на аэродроме требует ровной поверхности земли или искусственного покрытия. В каждом случае проектирования нового аэродрома или расширения существующего приходится составлять проект его вертикальной планировки – проект рельефа.
Рельеф поверхности аэродрома характеризуется уклонами, сопряжениями участков со смежными уклонами, их протяжением, направлением в плане и вертикальной плоскости. Разнообразные сочетания уклонов создают характерно выраженные элементы рельефа: относительно ровные участки, неточно называемые в практике проектирования аэродромов «безуклонными», скаты, косогоры, водоразделы, тальвеги, седловины, замкнутые понижения – «блюдца», возвышенности – «опрокинутые блюдца» и др. Имеется ряд элементов рельефа искусственного происхождения: канавы, насыпи, котлованы и ямы.
Проектируя рельеф поверхности аэродрома, надо сочетать обеспечение ровности, необходимой для безопасного проведения взлетно-посадочных операций, с охранением уклонов, требующихся для отвода воды. Объем выполняемых земляных работ при этом должен быть минимальным.
В средних грунтовых условиях поверхности задернованных грунтовых летных полос должен быть придан уклон не менее 0,005. При тяжелых суглинистых и глинистых грунтах, чтобы улучшить условия поверхностного водоотвода, допустимо увеличивать уклоны до 0,007 и 0,007 и даже до 0,01. Длина отдельных участков летного поля с уклонами, превышающими 0,015 в одном направлении не должно быть более 300 м.
Для легкоразмываемых грунтов (пылеватые грунты, пылеватые и легкие суглинки, легкие супеси, мелкозернистые и пылеватые пески) можно допускать уклоны до 0,01 – 0,015, для трудноразмываемых (каменистые, хрящеватые и глинистые) – до 0,02 – 0,03. При таких уклонах устойчивость грунтовой поверхности аэродромов обеспечивается при хорошем дерновом покрове и ровной поверхности.
На легких, хорошо дренируемых супесчаных, песчаных и гравелистых грунтах уклоны можно уменьшать до 0,002-0,003. Уклоны меньше 0,005 допустимы также на коротких водораздельных участках летной полосы, по 100-150 м в обе стороны от наиболее возвышенной точки, при условии небольшой водосборной площади.
Рациональнее осушить летное поле при помощи дренажа, отводящего атмосферные воды за пределы аэродрома. При этом условии можно допустить уклоны поверхности летного поля ниже минимальных – в пределах 0,002 – 0,003.
Сток по открытым бетонным лоткам обеспечивается продольными уклонами 0,0025-0,003. Минимальные продольные уклоны грунтовых лотков, которые разрешается устраивать в районах недостаточного увлажнения или при благоприятных почвенно-грунтовых условиях, когда выпадающие осадки стекают с покрытий непосредственно на прилегающую часть аэродрома, не должны быть меньше 0,005.
Максимальная величина продольных уклонов ограничивается требованиями безопасности взлетных и посадочных операций, а также значительным влиянием их на потребную длину взлетно-посадочной полосы.
Максимальные поперечные уклоны рулежных дорожек не зависят от поперечного профиля покрытия, а их продольные уклоны обычно следуют рельефу грунтовой части аэродрома.
Максимальные продольные уклоны на взлетно-посадочной полосе допустимы только на коротких участках при надлежащем сочетании с примыкающими участками, имеющими меньшие уклоны.
В США требования к уклонам покрытий и грунтовых площадей менее дифференцированы. Для покрытий аэродромов низших групп, предназначенных для легких самолетов, уклоны назначают в пределах 0,02 – 0,03, а для аэродромов всех высших групп – 0,015. На рулежных дорожках допускаются продольные уклоны до 0,03. Для улучшения стока откосы площадей, не имеющих покрытия, могут быть увеличены до 0,02 и до 0,05 на расстоянии 3 м от края покрытия.
Поверхность земли, предназначенная для строительства и аэродрома, всегда нуждается в направлении рельефа. Чтобы установить объем и характер этих исправлений, составляют проект вертикальной планировки, в котором назначают проектные отметки грунтовой поверхности аэродромов и покрытий.
На аэродромах, где намечено строительство взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, определяющим фактором вертикальной планировки является взлетно-посадочная полоса, решению которой подчинено проектирование всего летного поля.
На расположение проектной поверхности покрытый влияет ряд факторов:
а) назначение – взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок, перроны, специальные площадки;
б) размеры в плане – длина, ширина, конфигурация;
в) уклоны, зависящие от типа покрытия и рельефа грунтовой поверхности проектируемого аэродрома;
г) конструкция покрытия – поперечный профиль, конструктивные слои, краевые участки покрытия, водоотвод, возвышение покрытия и его сопряжение с грунтовой поверхностью, грунтовые лотки;
д) местные условия – рельеф, грунты, грунтовые воды.