Виды аэропортов и аэродромов

Общее понятие об аэропортах

Воздушное сообщения между населенными пунктами осуществляются по возможно кратчайшим направлениям. Отклонение самолетов от прямой линии (между пунктами) бывает вызвано необходимостью обхода крупных населенных пунктов и отдельных районов, полеты над которыми затруднительны и нежелательны. Постоянный маршрут регулярных полетов транспортных самолетов между населенными пунктами называют воздушной линией.

Путь по которому производится полет, называют воздушной трассой, а ее проекцию на земную поверхность – наземной трассой воздушной линии. Учитывая неизбежные отклонения самолетов при полете, за наземную трассу воздушной линии условно принимают полосу шириной приблизительно 30 км – по 15 км в каждую сторону от воздушной трассы.

В бывшем СССР в зависимости от назначения различали магистральные, союзные, местные и международные воздушные линии.

Магистральные воздушные линии – линии большого протяжения, соединяли бывшую столицу Советского Союза с крупными населенными пунктами республиканского или краевого значения.

Союзные воздушные линии – связывали между собой общесоюзные, республиканские, краевые и областные административные, хозяйственные и культурные центры.

Линии местного значения связывали районные центры и другие населенные пункты между собой и с краевыми и областными центрами.

Международные воздушные линии выходили за пределы государственных границ бывшего СССР и обеспечивали воздушные сообщения Советского Союза с зарубежными странами.

Регулярные полеты транспортной авиации требуют специального наземного оборудования воздушных линий, основу которого составляют аэропорты.

Аэропортом называется авиатранспортное предприятие, осуществляющее регулярный прием и отправление пассажиров, грузов и почты и обеспечивающее организацию полетов и обслуживание самолетов. В состав аэропорта входят аэродром, специальные наземные сооружения и здания, световое и радиотехническое оборудование, а также посадочная площадка для вертолетов.

Аэродром – специально подготовленный земельный участок, на котором имеется комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающих взлеты, посадки и обслуживание самолетов.

Посадочная площадка для вертолетов – площадка, имеющая необходимые здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие выполнение перевозок, взлет, посадку, руление и обслуживание вертолетов.

В деятельности аэропортов гражданского воздушного флота могут быть выделены два вида работ:

1) транспортная – перевозка пассажиров, почты, грузов и обслуживание этих перевозок;

2) эксплуатационно-техническая – обеспечение полетов и необходимое для этого техническое обслуживание самолетов.

Обслуживание пассажиров воздушных линий должно начинаться с организации удобного сообщения аэропортов с расположенными поблизости населенными пунктами. Для этого к ним устраивают подъездные пути, имеющие покрытия усовершенствованных типов, подводят электрифицированные железные дороги, организуют вертолетную связь.

В зданиях аэровокзалов должны быть созданы все условия для удобного и неутомительного ожидания пассажирами посадки на самолеты. Для отдыха транзитных пассажиров, ожидающих пересадки на самолеты других воздушных линий, и летного состава транзитных самолетов при аэропортах устраивают гостиницы. Для приема и выдачи личного багажа пассажиров и операций с грузами клиентуры оборудуют камеры хранения, багажные помещения и склады – пакгаузы, где грузы хранят до получения или отправки.

Аэродромы

Аэродромы имеют независимую от аэропортов классификацию и подразделяются на несколько групп(примерно: внеклассная, I, II, III, IV b и V группы).

Классификацию аэродромов основывают на взлетно-посадочных характеристиках самолетов, предназначенных к эксплуатации на проектируемом аэродроме, и на их весе с учетом его распределения на колеса шасси.

По эксплуатационному назначению аэродромы делят на следующие группы:

Аэродромы аэропортов (транспортные аэродромы) - предназначенные для эксплуатации самолетами транспортной авиации.

Аэродромы специального применения – для выполнения работы специальных видов авиации, например сельскохозяйственной. Обслуживающей лесное хозяйство, аэрофотосъемочной, по оказанию медицинской помощи и т.д.

Заводские аэродромы – для летных испытаний новых или вышедших из ремонта самолетов.

Школьные аэродромы – для учебных или тренировочных полетов в течение года курсантов летных училищ и школ высшей летной подготовки.

Клубно-спортивные аэродромы – оборудование их зависит от типов эксплуатируемых самолетов и характера проводимых аэроклубом спортивной и учебной работ и массовых мероприятий.

Комбинированные аэродромы –проектируемые при совмещении на одном объекте летной работы разных назначений, например транспортной и специального применения.

По характеру и длительности использования все аэродромы делят на постоянные, оборудованные для регулярной эксплуатации, и временные (оперативные), подготавливаемые для полетов в течение какого-либо ограниченного срока или для выполнения оперативного задания. В зависимости от назначения аэродромы оборудуют для полетов в ночное или дневное время или же в сложных метеорологических условиях.

По характеру и видам обслуживания летно-эксплуатационной работы самолетов и летных подразделений гражданского воздушного флота, а также по расположению на трассах транспортные аэродромы делят на базовые, начальные (конечные), промежуточные и запасные.

Базовыми называют аэродромы, на которых постоянно базируются самолеты одного или нескольких подразделений гражданской авиации. На этих аэродромах выполняют в плановом порядке основные нетрудоемкие виды обслуживания и ремонта самолетов.

Начальными и конечными считаются аэродромы, с которых самолеты начинают или, соответственно, заканчивают свои полеты по заданному маршруту. Здесь производят полную загрузку или разгрузку и предполетное и послеполетное обслуживание самолетов.

Промежуточные аэродромы предназначаются для посадки самолетов с кратковременной стоянкой, предусмотренной расписанием или заданием на полет, с целью технического обслуживания.

Запасные аэродромы предназначаются для непредвиденных посадок в случае неисправности самолета или каких-либо особых обстоятельств, возникших в полете.

Следует отметить, что классификация по характеру обслуживания не связана с классами аэропортов и зависит только от обслуживаемых воздушных линий. Один и тот же аэродром для одной линии может быть базовым и начальным или конечным, являясь в то же время для других воздушных линий промежуточным или запасным.

При отнесении аэродрома к той или иной группе и типу учитывают весь комплекс его эксплуатационной деятельности, а не только роль, выполняемую по отношению к какой-либо одной, хотя и важной воздушной линии.

Основные элементы аэродрома

Движение самолетов по аэродрому при взлетах и посадках позволяют предъявлять следующие основные требования к составным элементам аэродрома:

а) наличие участка земли, оборудованного для безопасного движения самолетов, взлетающих и приземляющихся с большими скоростями (порядка 250-300 км/час), а также для размещения зданий и сооружений, необходимых для наземного обслуживания самолетов;

б) наличие свободного от препятствий воздушного транспорта, сопредельного с этим участком и над ним, в пределах которого самолеты могут беспрепятственно набирать высоту при взлете или снижаться при посадке и, кроме того, выполнять полеты в районе аэродрома, регламентируемые специальными правилами

виды аэропортов и аэродромов - student2.ru

В связи с этим в аэродромах различают две основные части: собственно территорию аэродрома и примыкающее к ней воздушное пространство – аэроторию. Аэротория(называемая также районом аэропорта) – воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в радиусе приблизительно 50 км, в пределах которого происходят приаэродромные полеты, связанные со взлетами и посадками самолетов.

В пределах района аэропорта выделяют зоны ожидания, которые предназначены для полета самолетов, ожидающих разрешения на посадку по приборам в сложных метеорологических условиях; большой и малый круги для организации порядка и безопасности движения самолетов над аэродромом при хорошей видимости; зоны для тренировочных полетов и облета самолетов также в нормальных условиях видимости.

виды аэропортов и аэродромов - student2.ru

К аэропортам относятся и воздушные подходы к аэродрому – воздушное пространство в направлении взлетов и посадок самолетов. Воздушные подходы – важнейший элемент аэродрома – должны быть свободны от каких-либо препятствий, которые могли бы затруднить взлет и посадку самолетов.

Территория аэродрома – под этим термином принято подразумевать собственно аэродром со всеми наземными сооружениями и оборудованием. Аэродром состоит из летной зоны (летной полосы), зоны застройки, называемой также служебной, и жилой зоны. Последняя входит в состав аэродрома, если он отдален от населенных пунктов, и необходимо иметь при нем жилой поселок для летнего и обслуживающего персонала.

Летная зона.

Летная зона считается главной и наиболее сложной для проектирования частью аэродрома. В ее состав входят летное поле, полосы безопасности и полосы воздушных подходов.

Летным полем называют участок земли, специально подготовленный и оборудованный для взлетов и посадок самолетов. Оно должно иметь ровную поверхность, свободную от каких-либо препятствий. Требования к очертанию летных полей в плане вытекают из основных условий взлетов и посадок – прямолинейность движения и направление против ветра. Наиболее распространены летные поля полосной и сплошной формы, обычно имеют очертания правильных геометрических фигур: квадрата, выпуклого треугольника, круга или эллипса. В этом случае взлет и посадка возможны в любых направлениях.

виды аэропортов и аэродромов - student2.ru виды аэропортов и аэродромов - student2.ru

Летные поля сплошной формы занимают относительно большую площадь. Обычно они имеют дерновый покров, который невозможно эксплуатировать круглогодично.

Летные поля сплошной формы были характерны для начального периода развития авиации, когда малая устойчивость самолетов против бокового ветра заставляла производить взлет и посадку строго против ветра, соответственно изменяя направление движения самолетов.

В настоящее время такие летные поля находят применение только на аэродромах низких групп, предназначенных для эксплуатации легких самолетов. Но и в этих случаях целесообразно придавать летному полю очертания по типу полосной формы – в виде прямоугольника с отношением сторон примерно 1:3 – 1:5. (рис. 19)

Стремление уменьшить занимаемую земельную площадь привело к проектированию аэродромов в виде летных полос. (рис. 20)

виды аэропортов и аэродромов - student2.ru

Летная полоса имеет форму вытянутого прямоугольника с отношением сторон примерно 1:8 – 1:7 у аэродромов высших групп и 1:5 – 1:3 у низших. Летная полоса допускает взлеты и посадки самолетов только в двух противоположных направлениях. Поскольку взлет и посадка при сильном ветре, перпендикулярном к оси летной полосы, недопустимы, в местностях, где направление и сила ветров примерно одинаковы в разных направлениях, может возникнуть необходимость в проектировании летного поля с несколькими полосами.

виды аэропортов и аэродромов - student2.ru

На аэродромах с большой интенсивностью движения проектируют летные полосы, расположенные параллельно.

Таким образом, количество летных полос и их расположение в плане аэродрома зависят от режима ветров, интенсивности движения, допустимости перерывов транспортной работы, особенности рельефа местности и от возможности обеспечить аэродром свободными воздушными подходами.

Полосами безопасности называют участки земли, окаймляющие летное поле. У летных полей полосной формы различают боковые и концевые полосы безопасности.

Боковые полосы увеличивают степень безопасности взлета и посадки, давая возможность самолетам, несколько отклонившимся от оси летной полосы при разбеге или пробеге, закончить начатую операцию на одной из боковых полос.

Концевые полосы повышают безопасность летной работы при отклонениях от нормального режима взлета и посадки, например при неточности расчета приземления самолета и при преждевременном касании самолетом земли (до края летной полосы). Концевые полосы уменьшают также опасность аварии в случаях выкатывания самолета за пределы летной полосы при посадке.

Полосы безопасности можно использовать для руления самолетов, когда на аэродроме отсутствуют специальные рулежные дорожки с искусственным покрытием. Для нормальной круглогодичной и круглосуточной работы авиации в пределах летной зоны располагают ряд инженерных сооружений:

а) искусственные покрытия аэродромов;

б) светотехническое и радиотехническое оборудование;

в) водоотводные и осушительные сети.

Полосы воздушных подходов - участки приаэродромной территории, расположенные по оси летной полосы с обеих сторон аэродрома. Приаэродромная территория, на которой располагаются полосы воздушных подходов, имеет форму прямоугольника шириной примерно 45-50 км разделенного на три части: крайние участки имеют примерно по 50 км, средний – 55 км. Для аэродромов V группы требования нормируются только к средней части.

Типы искусственных покрытий

Основные требования к искусственным покрытиям

Покрытия взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок аэродрома современного аэропорта. Их конструкция должна быть экономичной и обеспечивать длительный срок службы. Сохраняя ровность и прочность, они должны без разрушения воспринимать нагрузки от самолетов, внутренние напряжения от колебаний температуры и влажности, тепловые и механические воздействия струй газов реактивных двигателей.

В процессе проектирования к покрытиям аэродромов предъявляют следующие требования:

1. прочность и долговечность;

2. возможность использования местных строительных материалов при малой дальности их перевозки;

3. ровность, износостойкость и шероховатость поверхности, создающей хорошее сцепление колес с покрытием;

4. беспыльность;

5. устойчивость при воздействию климатических факторов, водонепроницаемость;

6. устойчивость против воздействия пролитого топлива и смазочного масла;

7. устойчивость против механического и теплового воздействия струй отходящих газов реактивных двигателей;

8. возможность усиления без разборки и перестройки при реконструкции аэродрома в связи с появлением новых типов самолетов с большими нагрузками на покрытия;

9. малые расходы на ремонт и содержание;

10. возможность механизированного выполнения всех процессов строительства, ремонта и круглогодичного содержания.

Классификация покрытий

По характеру сопротивления действию нагрузок от колес самолетов покрытия делят на две группы – жесткие и нежесткие.

В первой группе материал слоя собственно покрытия обладает способностью воспринимать существенные величины растягивающих напряжений, и покрытие аэродрома работает как плита, распределяющая нагрузку на большую площадь грунта естественного основания. Давление плиты на грунт мало. Деформации покрытия имеют преимущественно упругий характер.

В нежестких покрытиях материал конструктивных слоев обладает малой прочностью и значительной деформируемостью. Поэтому он передает давление от колес самолетов на много меньшую по сравнению с жесткими покрытиями площадь основания. Грунтовое основание испытывает заметные напряжения. В периоды сезонного снижения прочности грунтового основания в покрытии возникают пластические остаточные деформации.

К нежестким относятся бетонные, железобетонные (в том числе и предварительно напряженные) и асфальтобетонные покрытия на бетонном основании, к нежестким – все остальные типы покрытий и оснований из щебеночных и гравийных материалов и грунтов, обработанных вяжущими.

По сроку службы и степени совершенства покрытия аэродромов делят на капитальные, усовершенствованные, упрощенные, временные.

Капитальные (долговременные) покрытия применяют, как правило, на постоянных аэродромах, на которых эксплуатируются тяжелые самолеты. Эти покрытия можно устраивать из асфальтобетона, бетона и железобетона.

Усовершенствованные покрытия устраивают из прочных каменных материалов, обработанных органическими вяжущими.

Упрощенные покрытия аэродромов устраивают из щебня, гравия, грунта, улучшенного добавками каменных материалов или вяжущих, обычно также с защитным слоем.

Временные покрытия устраивают из стали, железобетона и дерева, а также из пластмассы и легких сплавов.

Покрытия нежесткого типа

Асфальтобетонные покрытия.

Асфальтобетонные покрытия устраивают из хорошо уплотненной, специально подобранной смеси щебня и песка, связанных между собой асфальтовым вяжущим веществом – минеральным порошком, физико-химически объединенным с битумом. В качестве минерального порошка используют тонкомолотый известняк и природные тонкопылеватые грунты, обладающие малым набуханием. Крупные составляющие части асфальтобетона подбирают по принципу максимальной плотности смеси. Правильно приготовленный асфальтобетон обладает пластичностью и в то же время способность деформирования без трещинообразования при резких понижениях температуры и небольших просадках при деформировании основания.

Асфальтобетонные смеси характеризуются размерами и относительным содержанием каменных материалов.

Крупнозернистые смеси (размер наибольших частиц 40 мм) требуют меньшего количества минерального порошка и битума, так как общая поверхность минеральных зерен меньше, чем в мелкозернистых смесях.

Среднезернистые смеси (максимальный размер 25 мм), допуская использование неоднородного по прочности щебня. Требует большего количества минерального порошка и битума.

Мелкозернистые смеси (размер частиц до 15 мм) применяют в верхних слоях асфальтобетонных покрытий.

Песчаный асфальтобетон, в котором отсутствуют фракции крупнее 5 мм, характеризуется еще большим содержанием битума и минерального порошка.

К положительным сторонам асфальтобетонных покрытий аэродромов относятся:

- возможность стадийного строительства;

- быстрый срок формирования и возможность полной механизации укладки;

- возможность использования для усиления существующих покрытий, используемых в качестве оснований;

- возможность создания экономичных конструкций на разных участках покрытий в соответствии с действующими усилиями за счет изменения толщины искусственного основания, а также слоя самого асфальтобетона;

- большая пластичность и гладкость по сравнению с цементобетонными покрытиями, а поэтому и меньше динамические нагрузки на шасси и меньший износ шин колес самолетов.

Стадии проектирования

На первой стадии проектирования аэродрома – в техническом проекте устанавливают основные технические решения аэродрома на выбранном участке и определяют стоимость строительства.

В техническом проекте аэродрома отражают следующие вопросы:

1. обеспечение строительства строительными материалами, энергией, водой и другими ресурсами;

2. обеспечение объекта подъездными путями в период строительства и эксплуатации;

3. выбор оптимального варианта генерального плана с размещением аэродрома, аэровокзала, служебных зданий, взлетно-посадочных полос, мест стоянок самолетов, рулежных дорожек и т.д.;

4. объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения основных зданий и сооружений с высоким архитектурным качеством;

5. обеспечение жилищно-бытовых условий для работников аэропорта и строительства;

6. план организации и сроки строительства;

7. стоимости строительства.

Основные решения по генеральному плану аэропорта и архитектурно-строительным решениям рассматривает заказчик в процессе разработки технического проекта.

Технический проект аэропорта содержит:

1. общую пояснительную записку с кратким изложением содержания проекта, сравнением вариантов, на основе которого приняты проектные решения, очередности строительства, с данными проведенных согласований;

2. технико-экономическую часть;

3. генеральный план в масштабе 1:5000;

4. план вертикальной планировки;

5. схемы перемещения грунта в масштабе 1:5000;

6. продольный профиль по оси ВПП в масштабе 1:5000;

7. план водостоков и дренажно-водосточной сети в масштабе 1:5000;

8. указания по организации строительства аэродрома;

9. сметную часть.

В целях сокращения объема проектной документации в техническом проекте дают только материалы и чертежи, которые необходимы для обоснования проектных решений и определения общей стоимости строительства. Для сооружений, строительство которых осуществляется по типовым проектам, приводят в табличной форме перечень проектов, краткую техническую характеристику сооружений со схематическим изображением их основных планов и разрезов.

В соответствии с утвержденным техническим проектом на второй стадии проектирования аэродрома – в рабочих чертежах – уточняют и детализируют решения технического проекта в той степени, в которой это необходимо для производства строительных работ.

Проект аэропорта на стадии рабочих чертежей содержит:

1. генеральный план аэродрома в масштабе 1:2000, на котором указывают все сооружения летной и служебно-технической зоны;

2. план вертикальной планировки летного поля и участка служебно-технической застройки в масштабе 1:2000;

3. план земляных работ и схему перемещения грунта в масштабе 1:2000;

4. проект искусственных покрытий аэродрома – план ВПП, РД и МС в масштабе 1:2000, продольные профили по осям ВПП и РД;

5. план укладки покрытий в отметках в масштабе 1:1000;

6. план раскладки плит покрытий;

7. план водостоков искусственных покрытий и дренажно-водосточной сети грунтовой летной полосы в масштабе 1:2000;

8. продольные профили коллекторов искусственных покрытий и коллекторов дренажно- водосточной сети грунтовой полосы в масштабе1:2000;

9. строительные чертежи, привязанные к местным условиям, типовых и повторно применяемых экономичных проектов;

10. чертежи и схемы инженерных сетей;

11. ведомость объемов строительных и монтажных работ по объектам строительства и видам работ.

Органические вяжущие

Для укрепления грунтов органическими вяжущими применяют нефтяные жидкие битумы классов СГ и МГ марок 25/40, 40/70, 70/130. Допускается использовать жидкие битумы, соответствующие требованиям ГОСТ-а на битумы нефтяные дорожные, при этом взамен класса СГ следует применять А марок А-3, А-4, А-5 и взамен класса МГ – класс Б марок Б-4 и Б-5. Можно также применять вместо жидких битумов высокосмолистые нефти. Для укрепления грунтов применяют жидкие сланцевые битумы марок С-12/20, С-20/35, С-35/70 и С-70/130. Класс и марки жидких нефтяных и сланцевых битумов выбирают в зависимости от климатических условий и свойств укрепляемых грунтов. Так, во II и III дорожно- климатических зонах преимущественно применяют нефтяные жидкие битумы классов СГ и МГ марок 25/40 и сланцевые жидкие битумы С-12/20, С-20/35, а в IV и V зонах - нефтяные жидкие битумы классов СГ и МГ марок 40/70, 70/130 и жидкие сланцевые битумы марок С-35/70, С-70/130.

Жидкие нефтяные битумы классов СГ и МГ марок 40/70 и 70/130 и сланцевые С-35/70 и С-70/130 применяют для укрепления крупнообломочных и песчаных грунтов, а классов СГ и МГ марок 25/40 марок С-12/20 и С-20/35 – для укрепления супесей, суглинков и глин.

Для укрепления грунтов в II и V дорожно-климатических зонах применяют битумные эмульсии анионные прямого типа медленно распадающиеся (МА), приготовленные на нефтяных битумах марок марок БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90 и БНД 40/60. В качестве эмульгаторов для приготовления эмульсий используют газогенераторную и топочную смолы (3,5 % массы воды), нефтяные сульфокислоты (2,4 – 2,6 %), госсиполовую смолу (8 – 10 %), второй жировой гудрон (8 – 10 % массы битума).

Допускается применять в качестве эмульгатора также сульфитно-дрожжевую бражку (СДБ).

Большую роль в повышении сцепления органического вяжущего с поверхностью грунта играют поверхностно-активные вещества: катионактивные, анионактивные и ионогенные.Катионактивные вещества (амин АБ, диамины, БП-2 и др.) используют в качестве добавки для улучшения сцепления нефтяного битума с грунтом при укреплении во II и III дорожно-климатических зонах кислых крупнообломочных и песчаных грунтов и супесей, по гранулометрическому составу близких к оптимальному составу. Анионактивные вещества(синтетические жирные кислоты – СЖК, кубовые остатки СЖК, окисленный петролатум, древесная, сланцевая и госсиполовая смолы и др.) улучшают сцепление нефтяных битумов с грунтом при укреплении тяжелых суглинков во II и III дорожно-климатических зонах, глин и засоленных суглинков в III и V зонах. Анионактивные вещества вводят в грунт совместно с известью или низкомарочным цементом. Неионогенные вещества (смачиватель ОП-7, ОП-10 или сульфатно-дрожевая бражка) применяют при укреплении тяжелых суглинков и глин в IV и V дорожно-климатических зонах для облегчения процесса размельчения грунтов и повышения однородности смесей грунта с битумом.

В качестве вяжущих для приготовления асфальтобетонных смесей применяют нефтяные дорожные битумы вязкие и жидкие. Выбор марки битума производят с учетом вида асфальтобетона, климатических условий и категории нормативных нагрузок согласно рекомендациям.

Для горячих асфальтобетонных смесей III и IV марок, а также смесей, предназначенных для устройства нижних слоев покрытий, допускается применение битумов соответствующей вязкости, отвечающих требованиям ГОСТ.

В целях обеспечения требуемого сцепления битума с минеральной частью асфальтобетонной смеси в необходимых случаях следует вводить в битум добавки поверхностно-активных веществ.

Содержание аэродромов

Работы по содержанию

Иногда бывает трудно определить, какие работы можно отнести к содержанию и какие к улучшению покрытия. К улучшению относятся все работы, которые требуют дополнительных капитальных затрат.

В состав работ по содержанию аэропортов входить:

1. ремонт и содержание покрытия;

2. содержание обочин и водоотводов;

3. уборку снега и льда;

4. содержание в исправности дорожных знаков, светофоров и маркировок;

5. покраска, уход за зданиями и их текущий ремонт, если они являются частью аэропорта;

6. содержание части аэропорта без взлетно-посадочных полос;

А) скашивание трав;

Б) специальный уход, требуемый ландшафтом или другими условиями;

7. разное.

Содержание покрытий

Содержание покрытий включает следующее:

1. поверхностную обработку покрытий органическими вяжущими;

2. заделку швов и трещин бетонных покрытий;

3. мелкий ямочный ремонт отдельных участков

4. планировку и исправление поперечного профиля покрытия путем перемешивания и утюжки;

5. россыпь хлористого кальция или хлористого натрия по их поверхности;

6. восстановление покрытия, построенного с применением битума, путем вскирковки, смешения и укладки нового материала;

7. ремонт просевших плит бетонного покрытия нагнетанием жидкого раствора;

8. уширение существующих покрытий;

9. обработку клинкерных, бетонных или асфальтобетонных покрытий битумными или дегтевыми смесями.

Известно, что два последних вида работ не могут рассматриваться как работы по содержанию, но как работы небольшого объема они могут иногда выполняться ремонтными бригадами.

Территория аэродрома

Содержание этого участка включает следующее: предотвращение разрушения от размыва, внешнее оформление этих участков, удаление сорных трав, создание хорошего ландшафта.

Для борьбы с размывом необходимо прибегать к одерновке откосов, засеву придорожной полосы или устройству различных типов защитного слоя. Проблема эта может быть разрешена соответствующей конструкцией и надлежащим содержанием водоотводов.

Работу по созданию хорошего ландшафта необходимо выполнят постепенно по мере разработки данного участка. Особое внимание следует уделять сохранению окружающей природы. Необходимо также следить за тем, чтобы зеленые насаждения не препятствовали движению. Правильные насаждения являются как бы естественным ветроломом и защитой против снежных заносов. Насаждения на разделительной полосе двухполосных дорог с движением в разных направлениях значительно уменьшают ослепляющий свет фар.

Зимнее содержание

Уборка снега и льда. В районах больших снегопадов и гололедов, препятствующих свободному и безопасному движению, уборка снега и льда – серезная проблема для обслуживающих бригад. Эффективная снегоуборка должна быть организована на протяжении всего времени снежных заносов.

Снегоочистители. Снегоочистители бывают двух типов – отвальные и роторные. Роторный снегоочиститель применяют для очень глубокого снега, при сильных заносах или отсутствии места для отвала снега, например, в выемках или на других ограниченных участках.

Борьба с гололедом. Уплотнившийся снег и лед на покрытии аэродрома опасны. Абразивные материалы, например песок, зола, шлак, равномерно рассыпают по покрытию для устранения скольжения. Материал необходимо пропускать через сито с отверстиями 0,9 мм и обрабатывать хлористым кальцием или хлористым натрием.

Для полного удаления льда рекомендуется прибегать только к химикалиям. Талый снег в результате такой обработки следует немедленно удалять механическими средствами до вторичного замерзания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Д. А. Могилевский и др.

Изыскания и проектирование аэродромов

  1. Г. И. Глушков, Б. С. Раев-Богословский

Изыскания и проектирование аэродромов

  1. А. Легольт

Строительство дорог и аэродромов

  1. Б. В. Шереметов

Строительство сборных дорожных и аэродромных покрытий

  1. М. Н. Першин и др.

Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов

  1. СНиП 2.05.08-85 Аэродромы
  1. СНиП 3.06.06-88 Аэродромы
  1. Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для

устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов

СН 25-74

Общее понятие об аэропортах

Воздушное сообщения между населенными пунктами осуществляются по возможно кратчайшим направлениям. Отклонение самолетов от прямой линии (между пунктами) бывает вызвано необходимостью обхода крупных населенных пунктов и отдельных районов, полеты над которыми затруднительны и нежелательны. Постоянный маршрут регулярных полетов транспортных самолетов между населенными пунктами называют воздушной линией.

Путь по которому производится полет, называют воздушной трассой, а ее проекцию на земную поверхность – наземной трассой воздушной линии. Учитывая неизбежные отклонения самолетов при полете, за наземную трассу воздушной линии условно принимают полосу шириной приблизительно 30 км – по 15 км в каждую сторону от воздушной трассы.

В бывшем СССР в зависимости от назначения различали магистральные, союзные, местные и международные воздушные линии.

Магистральные воздушные линии – линии большого протяжения, соединяли бывшую столицу Советского Союза с крупными населенными пунктами республиканского или краевого значения.

Союзные воздушные линии – связывали между собой общесоюзные, республиканские, краевые и областные административные, хозяйственные и культурные центры.

Линии местного значения связывали районные центры и другие населенные пункты между собой и с краевыми и областными центрами.

Международные воздушные линии выходили за пределы государственных границ бывшего СССР и обеспечивали воздушные сообщения Советского Союза с зарубежными странами.

Регулярные полеты транспортной авиации требуют специального наземного оборудования воздушных линий, основу которого составляют аэропорты.

Аэропортом называется авиатранспортное предприятие, осуществляющее регулярный прием и отправление пассажиров, грузов и почты и обеспечивающее организацию полетов и обслуживание самолетов. В состав аэропорта входят аэродром, специальные наземные сооружения и здания, световое и радиотехническое оборудование, а также посадочная площадка для вертолетов.

Аэродром – специально подготовленный земельный участок, на котором имеется комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающих взлеты, посадки и обслуживание самолетов.

Посадочная площадка для вертолетов – площадка, имеющая необходимые здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие выполнение перевозок, взлет, посадку, руление и обслуживание вертолетов.

В деятельности аэропортов гражданского воздушного флота могут быть выделены два вида работ:

1) транспортная – перевозка пассажиров, почты, грузов и обслуживание этих перевозок;

2) эксплуатационно-техническая – обеспечение полетов и необходимое для этого техническое обслуживание самолетов.

Обслуживание пассажиров воздушных линий должно начинаться с организации удобного сообщения аэропортов с расположенными поблизости населенными пунктами. Для этого к ним устраивают подъездные пути, имеющие покрытия усовершенствованных типов, подводят электрифицированные железные дороги, организуют вертолетную связь.

В зданиях аэровокзалов должны быть созданы все условия для удобного и неутомительного ожидания пассажирами посадки на самолеты. Для отдыха транзитных пассажиров, ожидающих пересадки на самолеты других воздушных линий, и летного состава транзитных самолетов при аэропортах устраивают гостиницы. Для приема и выдачи личного багажа пассажиров и операций с грузами клиентуры оборудуют камеры хранения, багажные помещения и склады – пакгаузы, где грузы хранят до получения или отправки.

Виды аэропо

Наши рекомендации