Основные сведения о железобетоне
Железобетоном называют строительный материал, в котором соединены в единое целое бетон и стальная арматура. Введение в бетон стальной арматуры позволило получить новый материал с высокой прочностью как на сжатие, так и на растяжение. Арматуру (стальные Стержни) располагают в бетоне так, чтобы возникающие в железобетоне растягивающие усилия воспринимались арматурой, а сжимающиеусилия передавались на бетон (рис. 46). Совместная работа бетона и стальной арматуры в железобетоне обеспечивается тем, что:
а) между бетоном и стальной арматурой возникают значительные силы сцепления, препятствующие скольжению арматуры в бетоне; это сцепление определяется клеящей способностью цементного раствора и трением стержня о бетон, возникающем при деформациях стержня под нагрузкой; усадка бетона и неровности поверхности стержней увеличивают трение между бетоном и арматурой;
б) сталь и бетон в пределах изменении температуры от 0 до 80° С имеют почти одинаковые температурные коэффициенты линейного расширения, и поэтому при изменении температуры не нарушается монолитность железобетона. Точнее, температурные коэффициенты линейного расширения стали и бетона незначительно отличаются друг от друга; поэтому возникающие при изменении температурыусилия, стремящиеся сдвинуть арматуру по отношению к бетону, меньше силы сцепления между ними;
в)"бетон" надежно защищает арматуру от коррозии.
Железобетонные конструкции подразделяют на монолитные и сборные. Монолитные железобетонные конструкции бетонируют на месте строительства. Сборные железобетонные конструкции монтируют на строительстве из отдельных элементов, изготовленных на заводах или полигонах, располагаемых вблизи строительной площадки.
Широко применяют_ в строительстве конструкции из предварительно-напряженного железобетона. В обычном железобетоне под действием эксплуатационных нагрузок возможно образование трещин вследствие низкой предельной растяжимости бетона. Этот существенный недостаток обычного железобетона ограничивает применение его в конструкциях, в которых по условиям эксплуатации недопустимо появление трещин, например и трубах, резервуарах, изгибаемых и растягиваемых элементах конструкций, работающих в коррозионных средах/
В обычном железобетоне трещины раскрываются задолго до разрушения, что делает нецелесообразным применение высокопрочной стальной арматуры. В предварительно-напряженном железобетоне до приложения внешних эксплуатационных нагрузок создается предварительное сжатие в бетоне за счет напряжения арматуры. После приложения эксплуатационных нагрузок напряжения от предварительного сжатия суммируются с напряжениями, вызванными нагрузкой (см. рис, 46). При этом в бетоне или не возникают растягивающие напряжения, или величина их не превышает предела прочности бетона на растяжение.
Рис. 46. Схема работы и эпюры напряжений в бетоне в поперечных сечениях предварительно-напряженной железобетонной балки
а - до приложения нагрузки; б - вызванная нагрузкой; в - суммарная эпюра напряжений
Предварительное сжатие бетона посредством натяжения арматуры достигается следующими способами»:
а) вначале натягивают арматуру, а затем приступают к бетонированию; после затвердевания бетона средства натяжения удаляют; вследствие прочного сцепления бетона с арматурой в железобетоне создаются взаимно уравновешивающие усилия растяжения в арматуре и сжатия в бетоне;
б) арматуру натягивают после затвердеваний бетона.
Основными преимуществами предварительно-напряженного железобетона являются его повышенная трещиноустойчивость, хорошее сопротивление динамическим воздействиям и возможность использования высокопрочных бетона и стали, что позволяет значительно сэкономить металл и снизить стоимость строительных конструкций.