Предметы договоров и их условия на различных этапах жизненного цикла строительных объектов.
Договорные отношения характеризуются предметом договора и договорными условиями.
В общем случае предметом договора могут быть купля-продажа, мена, дарение, аренда, найм, кредит, подряд и др.
В строительстве наиболее часто встречаются договоры на поставку продукции, аренду техники, на выполнение работ и оказание услуг, а также кредитование.
Условия договора обычно включают:
- права и обязанности сторон,
- сроки действия договора,
- цену и порядок оплаты,
- ответственность сторон за нарушение договора,
- возможность изменения или расторжения договора и др.
Условия договора не могут противоречить законам и иным правовым актам, действующим в момент его заключения.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить.
Договор подряда является:
- консенсуальным (для заключения договора достаточно соглашения сторон по всем имущественным условиям),
- двусторонним (каждая сторона обладает и правами, и обязанностями),
- возмездным (сторона получает плату или иное встречное представление за исполнение своих обязанностей).
По договору строительного подряда - подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительно-монтажные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и уплатить обусловленную цену.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую
документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Изыскательские и проектные работы предшествуют строительству и могут быть поручены как подрядчику по договору строительного подряда, так и другому лицу, обладающему соответствующей лицензией (свидетельством о допуске).
Подрядные работы для государственных нужд - это строительно-монтажные, пусконаладочные, проектные, изыскательские и иные работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.
Подрядные работы для муниципальных нужд - аналогичные работы, предназначенные для удовлетворения потребностей муниципальных образований за счет местного бюджета.
Коррупционные составляющие на различных этапах инвестиционно-строительной деятельности. Основные меры по противодействию коррупции в инвестиционно-строительной деятельности в строительных организациях.
Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.
В инвестиционно-строительной деятельности коррупционные составляющие могут происходить практически на всех этапах строительной деятельности, в том числе:
- при выделении целевых кредитов;
- при предоставлении прав на земельный участок и при подготовке документации по планировке территории:
- при заключении договоров подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:
- при проведении государственной экспертизы проектной документации;
- при выдаче разрешений на строительство;
- при осуществлении строительства и строительного надзора.
- при предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственной регистрацией прав на построенный объект:
Коррупционные составляющие по предоставлению прав на земельный участок и при подготовке документации по планировке территории будут подробно рассмотрены в соответствующем разделе и связаны, прежде всего:
- с созданием органами власти льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам и несоблюдения порядка организации и проведения торгов;
- с незаконными отказами в предоставлении земельных участков;
- с непринятием мер для реализации права на получение земли для строительства;
- с нарушением сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.
При заключении договоров подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения коррупционные составляющие включают:
- неформальные платежи за подтверждение факта наличия технической возможности для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- неформальные платежи за выдачу технических условий, исполнение которых будет сопряжено с приемлемыми издержками для застройщика;
- коррупционное вымогательство за выдачу согласования точки подключения к газу, располагающейся вблизи предприятия.
При проведении государственной экспертизы проектной документации коррупционные составляющие включают:
- предъявление необоснованных требований к проектной документации с целью вымогательства взяток;
- снятие замечаний без обоснованных объяснений за счет незаконных вознаграждения
При осуществлении строительства коррупционные составляющие включают:
- необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительства при наличии согласованной проектной документации;
- затягивание сроков межведомственного согласования проведения работ в технических и охранных зонах;
При предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственной регистрацией прав на построенный объект коррупционные составляющие включают:
- необоснованный отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при отсутствии замечаний к проектной документации и к процессам строительства;
- практику неформальных платежей за принятие положительного решения о выдаче заключения о соответствии возведенного объекта проектной документации и прочим обязательным требованиям;
- коррупционные платежи ввиду невозможности зарегистрировать право собственности на объект, построенный на земельном участке, выделенном до проведения межевания и обязательной постановки на кадастровый учет.
Многочисленные нарушения законов выявлены в деятельности государственных органов, обладающих контрольно-надзорными и разрешительными функциями в сфере строительства (незаконное проведение проверок, необоснованное привлечение к ответственности, излишние административные функции и т.д.). Эти нарушения напрямую создавали препятствия инвестиционно-строительной деятельности.
Основными мерами по противодействию коррупции в инвестиционно-строительной деятельности в строительных организациях являются:
-Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организаций;
- Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;
- Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
- Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;
- Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений - Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников;
- Разработка и введение процедуры информирования работниками работодателя о"Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции" в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);
- Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами, организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);
- Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов
- Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций - Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов специальных антикоррупционных процедур;
- Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер;
- Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации;
- Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
- Обучение и информирование работников;
- Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
- Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
- Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;
- Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации;
- Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;
- Привлечение экспертов.
- Периодическое проведение внешнего аудита