Предметы договоров и их условия на различных этапах жизненного цикла строительных объектов.

Договорные отношения характеризуются предметом договора и договорными условиями.

В общем случае предметом договора могут быть купля-продажа, мена, дарение, аренда, найм, кредит, подряд и др.

В строительстве наиболее часто встречаются договоры на поставку продукции, аренду техники, на выполнение работ и оказание услуг, а также кредитование.

Условия договора обычно включают:

- права и обязанности сторон,

- сроки действия договора,

- цену и порядок оплаты,

- ответственность сторон за нарушение договора,

- возможность изменения или расторжения договора и др.

Условия договора не могут противоречить законам и иным правовым актам, действующим в момент его заключения.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить.

Договор подряда является:

- консенсуальным (для заключения договора достаточно соглашения сторон по всем имущественным условиям),

- двусторонним (каждая сторона обладает и правами, и обязанностями),

- возмездным (сторона получает плату или иное встречное представление за исполнение своих обязанностей).

По договору строительного подряда - подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительно-монтажные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и уплатить обусловленную цену.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую

документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Изыскательские и проектные работы предшествуют строительству и могут быть поручены как подрядчику по договору строительного подряда, так и другому лицу, обладающему соответствующей лицензией (свидетельством о допуске).

Подрядные работы для государственных нужд - это строительно-монтажные, пусконаладочные, проектные, изыскательские и иные работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

Подрядные работы для муниципальных нужд - аналогичные работы, предназначенные для удовлетворения потребностей муниципальных образований за счет местного бюджета.

Коррупционные составляющие на различных этапах инвестиционно-строительной деятельности. Основные меры по противодействию коррупции в инвестиционно-строительной деятельности в строительных организациях.

Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.

В инвестиционно-строительной деятельности коррупционные составляющие могут происходить практически на всех этапах строительной деятельности, в том числе:

- при выделении целевых кредитов;

- при предоставлении прав на земельный участок и при подготовке документации по планировке территории:

- при заключении договоров подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:

- при проведении государственной экспертизы проектной документации;

- при выдаче разрешений на строительство;

- при осуществлении строительства и строительного надзора.

- при предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственной регистрацией прав на построенный объект:

Коррупционные составляющие по предоставлению прав на земельный участок и при подготовке документации по планировке территории будут подробно рассмотрены в соответствующем разделе и связаны, прежде всего:

- с созданием органами власти льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам и несоблюдения порядка организации и проведения торгов;

- с незаконными отказами в предоставлении земельных участков;

- с непринятием мер для реализации права на получение земли для строительства;

- с нарушением сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.

При заключении договоров подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения коррупционные составляющие включают:

- неформальные платежи за подтверждение факта наличия технической возможности для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;

- неформальные платежи за выдачу технических условий, исполнение которых будет сопряжено с приемлемыми издержками для застройщика;

- коррупционное вымогательство за выдачу согласования точки подключения к газу, располагающейся вблизи предприятия.

При проведении государственной экспертизы проектной документации коррупционные составляющие включают:

- предъявление необоснованных требований к проектной документации с целью вымогательства взяток;

- снятие замечаний без обоснованных объяснений за счет незаконных вознаграждения

При осуществлении строительства коррупционные составляющие включают:

- необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительства при наличии согласованной проектной документации;

- затягивание сроков межведомственного согласования проведения работ в технических и охранных зонах;

При предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственной регистрацией прав на построенный объект коррупционные составляющие включают:

- необоснованный отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при отсутствии замечаний к проектной документации и к процессам строительства;

- практику неформальных платежей за принятие положительного решения о выдаче заключения о соответствии возведенного объекта проектной документации и прочим обязательным требованиям;

- коррупционные платежи ввиду невозможности зарегистрировать право собственности на объект, построенный на земельном участке, выделенном до проведения межевания и обязательной постановки на кадастровый учет.

Многочисленные нарушения законов выявлены в деятельности государственных органов, обладающих контрольно-надзорными и разрешительными функциями в сфере строительства (незаконное проведение проверок, необоснованное привлечение к ответственности, излишние административные функции и т.д.). Эти нарушения напрямую создавали препятствия инвестиционно-строительной деятельности.

Основными мерами по противодействию коррупции в инвестиционно-строительной деятельности в строительных организациях являются:

-Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организаций;

- Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;

- Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

- Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;

- Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений - Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников;

- Разработка и введение процедуры информирования работниками работодателя о"Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции" в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);

- Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами, организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);

- Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов

- Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций - Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов специальных антикоррупционных процедур;

- Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер;

- Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации;

- Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

- Обучение и информирование работников;

- Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;

- Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;

- Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;

- Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации;

- Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;

- Привлечение экспертов.

- Периодическое проведение внешнего аудита

Наши рекомендации