Дискуссия «Влияние лидера на группу»
Участникам дискуссии предлагается обменяться мнениями по проблемам: как влияют ценности лидера на формирование групповых ценностей, каким образом лидер влияет на принятие групповых решений, может ли группа принять решение, противоположное решению лидера и каким образом, как стиль лидерского руководства влияет на организацию работы в группе.
Дискуссия «Команда лидера»
Группе предлагается обсудить следующие темы: может ли лидер один планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность в группе? Кто может ему в этом помочь? Как найти помощников? Какие функции лидер должен выполнять сам, а какие – может делегировать другим? Какими качествами и полномочиями должны обладать представители «команды лидера»? Сколько должно быть помощников у лидера? Кто, в конечном итоге обеспечивает эффективность работы группы?
Дискуссия «Лидерство»
Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой: с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств.
Можно ли стать лидером, воспитать в себе лидерские качества?
2. Какими качествами должен обладать лидер?
3. Считаете ли вы себя лидерами? Почему?
4. Нужны ли лидеру знания организаторской работы?
5. Какую функцию в коллективе выполняет лидер?
6. Каково отношение лидера к членам коллектива?
7. В чем проявляется активная лидерская позиция?
Деловая игра «Рецепт»
Подгруппы, состоящие из 3-5 человек должны составить «рецепт»: как стать лидером. «Рецепт» может содержать только перечень компонентов, может быть дополнен «технологией приготовления». Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих путь становления лидера.
Игра «Хочу все знать»
Лидерам дается список фактов, которые они должны выяснить в группе. Например:
- сколько пуговиц всего на одежде членов группы,
- общий рост в сантиметрах всех членов группы,
- общий возраст всех членов группы.
- список хобби ленов группы.
Игра «Перестройка»
Группе дается задание построиться по каким либо определенным признакам, на время (засекает ведущий). Например: по цвету глаз (от светлых к темным); по номерам квартир (от 0 до…); по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.
Игра «Ощущения»
Участники становятся в одну линию (в затылок). Человек стоящий сзади, без слов, прикасаясь к стоящему перед ним игроку, передает какое либо чувство тот передает следующему и т.д. Игрок, который стоит самым первым, должен сказать, что за чувство дошло до него. Затем стоящий в конце становится в начало, а тот, кто стоял первым становится последним.
Счет от 0 до 10
Играющие закрыв глаза, должны сосчитать от 0 до 10, при этом каждую новую цифру говорит только один человек. Если какую либо цифру произнесли несколько человек, все начинается с начала.
Игра «Веревочка»
Ребята должны взявшись за руки и с закрытыми глазами построить: квадрат, треугольник и т.д.
«ЧЕМОДАН ЛИДЕРА»
Тренинговые упражнения
«Салфетка»
Цель: знакомство друг с другом.
Возьмите столько салфеток, сколько хочется. Назовите свое имя и столько своих хороших качеств, сколько взяли салфеток.
«Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количества человек в группе. Названное количество участников встает. Участники не должны совещаться. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности.
Обсуждение: почему сначала не поучалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
«Перекинь мяч»
Цель: активизация группы, сплочение.
Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников – 10 человек. Им дается небольшой мяч и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть мяч друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Упражнение повторяется 3-4 раза. Ведущий просит выполнять задание как можно быстрее. В конце упражнения ведущий просит продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду.
Обсуждение: почему сначала не поучалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
«Вавилонская башня»
Цель: активизация и сплочение группы.
Время: 15 минут.
Инвентарь: цветные маркеры, ватман, индивидуальные задания.
Участники делятся на две команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например,
- «Башня должна иметь 10 этажей»;
- «Вся башня имеет коричневый контур»;
- «Над башней развивается синий флаг»;
- «В башне всего 6 окон».
Все индивидуальные задания должны быть выполнены. Участникам запрещено разговаривать и вообще использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Обсуждение: трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
«Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5-7 минут.
Участники, стоя лицом друг к другу, образуют два круга: внутренний и внешний. Ведущий дает команды, которые выполняются молча участниками образовавшихся пар. После выполнения команды внешний круг делает шаг вправо.
Варианты команд:
- поздороваться с помощью рук;
- побороться руками;
- помириться руками;
- выразить поддержку с помощью рук;
- пожалеть руками;
- выразить радость;
- пожелать удачи;
- попрощаться руками.
Обсуждение: что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как вы думаете, на что было направлено это упражнение?
«Построение круга»
Цель: умение налаживать контакт невербальным способом.
Время: 10 минут.
Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению. По условному сигналу ведущего все останавливаются в том месте, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь (можно трогать друг друга руками). Когда все занимают свои места, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза и проверяют правильность выполнения задания.
Обсуждение: что дает это упражнение? Почему идеальный круг не получился сразу?
«Корабль»
Цель: собрать из отдельных элементов единое целое.
Все участники делятся на 2 команды, каждой из которых дается определенный набор элементов. Задача: собрать единую картинку (участники не знают, что собрать общую картину они могут, только если объединить элементы обеих команд).
Обсуждение: было ли сложным упражнение? Если было, то когда возникали трудности? Что понравилось? Что показалось интересным?
«Рефлексия»
Участникам нужно ответить на несколько вопросов:
- Я узнал(а), что…
- Я был(а) разочарован(а) тем, что…
- Я был(а) удивлен(а) тем, что…
- Мне комфортно работать
· в парах;
· в подгруппах;
· в кругу
- Мне запомнилось…
- Мне было трудно…
- Мне было легко…
«Продавцы и покупатели»
Группа делится поровну на подгруппы – «продавцы» и «покупатели». Обе подгруппы инструктируются ведущим независимо друг от друга (одна из подгрупп на время инструкции выходит в коридор).
«Продавцам» объявляется, что их задача – во что бы то ни стало продать свитер, но при этом его цена при продаже должна быть намного больше начальной (например, не 500, а 3000 рублей). «Покупателям» объясняется, что их задача – во что бы то ни стало приобрести свитер, но максимально понизив цену. «Торговля» идет в парах.
«Сплетня»
Все игроки, кроме одного, выходят из комнаты. Они не должны слышать, что происходит в комнате. Оставшемуся игроку ведущий рассказывает историю…
«Был я как-то в одном музее. Чего там только не было. Прекрасные статуи, чудесные картины. Я прошел множество залов, пока не увидел самую прекрасную картину. На ней был изображен юноша лет 25-ти в красивом красном камзоле и голубых панталонах. На ногах у него были высокие сапоги-ботфорты, а на голове шляпа с перьями. В руках он держал скипетр и державу. Наверное, это был король. Юноша сидел в красивом позолоченном кресле. А вокруг него было множество маленьких худых собачек породы левретка. Я был в восторге от этой картины, и долго стоял, любуясь ею, пока служащий музея не подошел ко мне и не сказал, что музей закрывается.»
Игрок, которому рассказали эту историю, должен повторить ее слово в слово следующему игроку, приглашенному в комнату, а тот в свою очередь следующему.
«Рисование одним карандашом»
Два человека кладут перед собой один лист бумаги и берутся за одну ручку (карандаш) так, чтобы удобно было рисовать. Задание: молча, ни о чем предварительно не договариваясь, не переговариваясь в ходе упражнения, нарисовать картину и написать ее название. При этом оба человека одновременно держат карандаш и рисуют.
Упражнение можно выполнять несколько раз, каждый раз формируя пары заново.
Обсуждение: кто рисовал больше? Было ли согласие или противодействие при рисовании? Как происходило понимание?
«Слепой круг»
Участники закрывают глаза и начинают молча перемещаться по комнате, держа руки в защитной позе.
По команде ведущего участники должны образовать круг, встав друг за другом, положив руки на плечи соседа спереди. Затем каждый руками ощупывает спину, затылок, плечи, голову соседа спереди, чтобы впоследствии суметь узнать его. Ведущий в это время может записать имена участников в том порядке, в котором они располагаются.
Затем по команде ведущего участники расходятся и передвигаются по комнате. Далее ведущий просит участников еще раз образовать круг, но именно в той последовательности, в какой они стояли первый раз. Причем ведущий не препятствует разговорам участников.
Когда группа решит, что задание выполнено, то ведущий разрешает открыть участникам глаза. Ведущий рассказывает группе, правильно ли выполнено задание, и сколько времени потребовалось на решение задачи. После выполнения упражнения группа анализирует свои действия.
«Качели»
Цель: установление доверительных отношений.
Для выполнения этого упражнения нужны 8 человек: 1 человек- качается, а 7 - качают. Тот, кого качают, ложится на пол, руки прижимает к бедрам. Трое участников садятся с правой стороны от него, трое - с левой, а один держит голову. Человека осторожно поднимают до уровня пояса и качают его.
После выполнения упражнения производится анализ.
«Шарики»
Цель: снятие напряжения, развитие взаимопонимания, взаимодействия.
Материалы: воздушные шарики.
Группа разбивается на мини-группы (от 3 до 5 человек). Группы распределяются по помещению так, чтобы не мешать друг другу при выполнении заданий. Каждая группа получает воздушный шар. Задача группы: удержать воздушный шар в воздухе без помощи рук.
Ведущий может усложнить задание, назвав ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (локоть, голова, колени, правое плечо, и т.д.).
И последнее задание: удержать шар в воздухе, не используя части тела. Это задание можно выполнить, если одновременно дуть на шарик.
«Слепой футбол»
Цель: установление сотрудничества и доверия в группе.
Материалы: повязки на глаза, мячи.
Группа делится на 2 равные команды. Каждая команда делится на пары. Один партнер становится «игроком», а другой - «тренером». «Игрок» надевает на глаза повязку. Перед игрой можно устроить тренировку, чтобы каждый «игрок» мог привыкнуть к голосу своего «тренера».
До начала игры ведущий оглашает правила:
- только «игрок» может касаться мяча;
- «игроки» передвигаются по полю, выставив руки перед собой ладонями наружу;
- ни «тренер», ни «игрок» не могут касаться друг друга умышленно;
- если мяч выбывает с территории площадки, то ведущий сам возвращает его в игру;
- запрещены дальние и сильные броски мяча;
- «игроки» не должны быть обуты в тяжелую обувь;
- на поле нет ворот.
После проведения тренировки обе команды выстраиваются в одну линию. Ведущий свистком дает сигнал к началу игры и бросает на середину поля мяч (или 2-3 мяча). Через 5 минут партнеры меняются ролями.
В конце игры происходит обсуждение.
«Скованные одной цепью»
На земле чертятся две параллельные линии на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Вся группа встает в шеренгу у одной линии.
Задание: группа должна пройти расстояние от одной линии до другой, не разрывая контакт у щиколотки. Если контакт нарушен, вся группа возвращается в исходное положение.
После выполнения задания проводится анализ.
«Бартер»
Материалы: 3 листа цветного картона, разрезанные одинаковым образом на несколько произвольных частей.
Группа делится на 3 команды. Цветные кусочки картона перемешиваются и распределяются среди всех участников произвольным образом. Каждая группа садится за стол. Задача каждой группы - сложить кусочки одного цвета в целый лист. Чтобы получить недостающие кусочки, команда снаряжает двух посредников, которые будут производить обмен с посредниками других команд. Посредником может быть любой желающий. Каждая группа решает самостоятельно, какой цвет она будет собирать. Каждая группа может ставить любые условия по обмену имеющихся у нее кусочков. Группа, которая первая собрала кусочки одного цвета в полный лист, считается победителем.
После выполнения задания всеми группами проводится обсуждение.
«Картина»
Материалы: большой лист бумаги, тюбик клея, 10 листов цветной бумаги.
Группа делится на команды по 4 человека. Один из них становится директором, трое остальных - слепыми художниками. Художники могут творить только с закрытыми глазами. Директор может смотреть и говорить, но не может ни к чему прикасаться.
Задание для команды - создать коллективное произведение. Необходимые элементы для картины нужно не вырезать ножницами, а отрывать от листов руками.
Для выполнения задания - у команды есть 30 минут. Команда сама принимает решение, сколько времени она тратит на планирование, а сколько - на сам процесс. Через 30 минут все команды собираются вместе и демонстрируют свои произведения. Затем происходит обсуждение внутри команд, затем во всей группе.
«Костюм из газеты»
Материалы: старая толстая газета, клеящий карандаш, 5 английских булавок.
Группа делится на команды по 3 человека. Каждая команда распределяет, кто будет «первым», кто «вторым», кто «третьим». Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:
- «Первый» видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться;
- «Второй» не видит, не разговаривает, не может ни к чему прикасаться;
- «Третий» не видит, но говорит и может действовать руками.
Время выполнения задания - 15 минут. За это время для «второго» игрока нужно соорудить оригинальный костюм, прикрывающий как можно большую площадь его одежды, и достаточно надежный, чтобы продемонстрировать его на подиуме.
Газету нельзя резать ножницами, можно только рвать руками. По команде ведущего «второй» и «третий» игроки закрывают глаза (или надевают повязки), а «первый» убирает руки за спину. По возможности, команды не должны видеть друг друга в процессе изготовления костюма. Через 15 минут каждая команда демонстрирует свой костюм. После этого проводится обсуждение.
«Остров сокровищ»
Цель: развитие навыков взаимодействия.
Материалы: листы бумаги, ручки или карандаши на каждого участника.
Участники разбиваются на пары и садятся спина к спине. Они договариваются, кто из них «первый», кто «второй». «Первый» участник рисует план острова сокровищ, ландшафт, особые места, и обязательно то место, где находится сокровище. Одновременно он рассказывает «второму», что он в свою очередь должен рисовать на своем листе, чтобы получить точную копия первого плана.
На выполнение этого задания дается 10 минут. После этого проводится обсуждение работы в парах. Затем пары демонстрируют свои рисунки, и группа делает выводы по итогам эксперимента.
«5 секунд»
Участники садятся в круг. Им запрещено разговаривать друг с другом. Каждый участник в любое время может встать, но стоять дольше 5 секунд не разрешается, затем игрок снова садится.
Задача группы состоит в том, чтобы в каждый момент времени стояло ровно 5 игроков
«Ужасно-прекрасный рисунок»
Материалы: фломастеры, бумага.
Участники садятся в круг. Одному из участников дается лист бумаги и фломастер. Предлагается нарисовать прекрасный рисунок. После этого рисунок передается соседу справа. Тот в течение 30 секунд делает из полученного рисунка «ужасный» рисунок и передает его следующему. Следующий участник в свою очередь делает «прекрасный» рисунок. Так проходит весь круг, пока рисунок не вернется к хозяину. Далее проводится обсуждение.
«Артобстрел»
Цель: снятие напряжения, развитие доверительных отношений.
Материалы: мягкие метательные снаряды (мягкие мячики, игрушки).
Участники разбиваются на пары. Две пары участников располагаются друг напротив друга. Один из партнеров становится «снайпером», надевает повязку и берет мягкие снаряды. Второй партнер становится его «тренером». «Тренеру» не разрешается прикасаться ни к снарядам, ни к своему партнеру. «Снайпер» может бросать снаряды, подбирать их. «Тренер» руководит его действиями и старается, чтобы в напарника при этом не попали мячом.
У каждой пары есть цель - попасть мячом в «снайпера» из другой команды. Когда это происходит, игра останавливается, и партнеры меняются ролями.
«Узелки»
Цель: развитие навыков взаимодействия.
Участники становятся в круг. Ведущий подает руку любому, стоящему напротив, но не соседу. Тот, подает вторую руку другому члену группы, так образуется цепочка. Последний участник подает свободную руку ведущему, и круг замыкается.
Дальше команда должна придумать стратегию, как «распутаться», не размыкая рук, чтобы снова получился круг. Во время обсуждения нельзя производить никаких действий.
Как только решение принято, группа молча выполняет задание.