Охрана окружающей среды (проект)

Атмосферный воздух

На расчётный срок загрязнение атмосферы в границах городского поселения Решетниково будет обуславливаться выбросами от автотранспорта и промпредприятий поселения.

Генеральным планом городского поселения Решетниково к 2035 году планируется формирование общественно-деловой (5 га), промышленно-складской (11,7 га) и коммунальной (1,4 га) застройки.

Ухудшение качества атмосферного воздуха возможно за счёт функционирования указанных объектов, дополнительных потребностях в энергоресурсах и в транспортном обслуживании.

Сведениями о характере производства на планируемых промышленных предприятиях и, тем более, о выбросах в атмосферу вредных ингредиентов институт не располагает. По этой причине оценить степень их воздействия на воздушный бассейн на данной стадии градостроительной документации не представляется возможным.

В соответствии с СанПиНом 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" в целях предотвращения неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения установлены обязательные гигиенические требования и нормативы к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов.

Предполагается, что обязательным условием функционирования всех промышленных объектов будет являться применение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступлений вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферу, почву и водоёмы, предотвратить или снизить воздействие всех вредных факторов до гигиенических нормативов и ниже.

Учитывая расположение планируемых объектов в п. Туркмен, в окружении особо охраняемых природных территорий и пограничное расположение р. п. Решетниково с особо охраняемыми природными территориями, предпочтение должно отдаваться небольшим предприятиям малого и среднего бизнеса 5 класса вредности, как имеющих минимальный потенциал негативного воздействия на загрязнение атмосферного воздуха, производство которых осуществляется на современном техническом уровне и максимально оснащено пыле-газоочистным оборудованием, позволяющим не только снизить выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, но и эффективно утилизировать уловленные вещества, являющиеся в ряде случаев ценным технологическим сырьем. Допустимы производства с экологической ориентацией – мелкие строительные фирмы, коммерческо-деловые центры, объекты обслуживания, ориентированные на потребности населения и способные быстро реагирующие на изменяющиеся реалии рыночной экономики.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух предлагаемых к размещению объектов должны соответствовать предельно-допустимым, не только для человека, но и для растительных сообществ, контроль за их соблюдением возложен на органы Ростехнадзора.

Оценить влияние на состояние воздушного бассейна городского поселения выбросов вредных веществ от существующих, реконструируемых и планируемых теплоисточников можно лишь на основании укрупнённых данных об изменении расхода газа на проектные этапы.

Ожидаемый расход природного газа на расчётный срок составит - 3735 нм3/час или 9337,5 тыс. нм3/год.

На перспективу - 4232 нм3/час или 10580,0 тыс. нм3/год.

На первую очередь - 2436 нм3/час (6090,0 тыс. нм3/год).

Ориентировочный расчёт массы выбросов от источников теплоснабжения проводился в соответствии с “Методическим пособием по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по удельным показателям” (Москва, Московский Городской комитет по охране природы, 1990 г.). Оценка уровня загрязнения вредными веществами проводилась только по окислам азота, являющихся наиболее агрессивными загрязнителями, а также в связи с тем, что для современных котлов с улучшенными экологическими показателями, масса выбросов других загрязняющих веществ характеризуется значениями ниже границы обнаружения.

Расчёт массы выбросов окислов азота в единицу времени (г/с) выполнялся по формуле:

     
     

МNOx = 10-3 х (q Nox х В)/3,6 (г/с)

где:

· q Nox - удельный показатель (кг/тыс. м3);

· В - расход газа (м3/час).

Увеличение расхода газа приведет к увеличению выбросов окислов азота.

На 1 очередь выбросы окислов азота составят 1,7 г/с (26,7 т/год);

Расчетный срок – на 2,6 г/с (40,9 т/год);

Перспективу – 2,94 г/с (46,4 т/год).

Учитывая незначительные величины выбросов, большого вклада в воздушное загрязнение ожидать не приходится. (Подробные расчеты по загрязнению воздушной среды должны быть выполнены на следующей стадии проектирования, когда определятся технические характеристики котельных.)

Что касается автотранспорта, то общемировая, в том числе российская природоохранная политика направлена на ужесточение требований к сокращению автомобильных выбросов. Согласно принятой в 2002 году государственной Концепции развития автомобильной промышленности России, планируется ввести запрет на выпуск новых автомобилей, оборудование которых соответствует только стандарту EURO-0. C 2010 г. отрасль должна освоить EURO-4 (Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»).

Исходя из вышесказанного, к расчётному сроку реализации генплана городского поселения Решетниково в составе автопарка не останется моделей, соответствующих EURO-0, а будут преобладать экологически безопасные машины, выбросы которых не превысят предельно допустимые.

Акустическая экология

В соответствии с планом развития транспортной сети Московской области по территории городского поселения Решетниково, в его центральной части, планируется прохождение высокоскоростной железнодорожной магистрали «Санкт-Петербург-Москва» и новой автомобильной трассы «Москва-Санкт-Петербург». Обе указанные трассы проходят практически в одном створе, в основном, по лесным массивам на значительном – около 400 метров – расстоянии от жилой застройки р. п. Решетниково.

Оценка ожидаемого акустического состояния на территории городского поселения, прилегающей к данным источникам шума, выполнена в составе Схемы территориального планирования Клинского муниципального района по методикам, изложенным в существующем положении.

Величина акустического дискомфорта от высокоскоростной железнодорожной магистрали «Санкт-Петербург-Москва» при скорости движения 200 км/час составляет 280 м (89,9 дБА), при скорости движения 250 км/час - 320 м (92,1 дБА) при скорости движения 300 км/час - 400 м (93,9 дБА). Мероприятия по снижению шума от ВСМ «Санкт-Петербург-Москва» не требуется.

При проектной интенсивности движения по новой автомобильной трассе «Москва-Санкт-Петербург» на участке в районе г. Клина 3400 авт/час, шумовая характеристика транспортного потока составит 79,0 дБА, а зона акустического дискомфорта без учета экранирующего эффекта лесного массива – 500 м.

Проведённые расчёты являются ориентировочными, будут уточняться при разработке проектов строительства, в составе которых будут установлены окончательные санитарные разрывы и разработаны, при необходимости, шумозащитные мероприятия.

Размеры пригородного, пассажирского и грузового движения по Октябрьской железной дороге на участке Клин – Решетниково, Решетниково – Завидово и Решетниково – Конаково практически не изменятся и величина санитарного разрыва по фактору шума сохранится на уровне существующего положения – 340 м.

Санитарно-защитные зоны

При размещении общественно-деловой, промышленно-складской и коммунальной застройки должны быть подобраны проектные решения и мероприятия по нейтрализации негативного воздействия объектов на окружающую среду, проведено обоснование и выбраны наилучшие технические решения, обеспечивающие предотвращение или минимизацию выбросов в атмосферу.

Допустимый класс опасности объектов капитального строительства производственного, коммунально-складского и общественно-делового назначения, планируемых к размещению в городском округе, определяется исходя из сложившейся ситуации – наличия территориального разрыва до объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания. (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция).

Учитывая природоохранное значение территории городского поселения Решетниково, предпочтение должно быть отдано предприятиям низших классов санитарной вредности - 4 и 5 класса с санитарно-защитными зонами не более 100 метров.

На внешней границе санитарно-защитных зон и за её пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физического воздействия не должны превышать установленных нормативов.

Стабильное достижение уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и ее пределами необходимо подтвердить результатами годичных натурных измерений загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух.

Поверхностные воды

В генеральном плане потенциальными загрязнителями поверхностных вод городского поселения останутся ливневые, промышленные и коммунально-бытовые стоки.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды поверхностным стоком с территории городского поселения предлагается организация системы ливневой канализации, обеспечивающей сбор стоков дождевых, талых и моечных вод с застроенных территорий поселения и отвод их для последующей очистки на локальные очистные сооружения (см. «Организация поверхностного стока»). Выбор метода очистки поверхностного стока, а также тип и конструкция очистных сооружений и их производительность должны быть определены на последующих стадиях планировки территории.

Приоритетными показателями при выборе схемы очистки поверхностного стока являются содержания взвешенных веществ и нефтепродуктов. На первой стадии очистки поверхностного стока для удаления основной массы взвешенных веществ и нефтепродуктов целесообразно применять безреагентное отстаивание, эффективность которого при 1-2 суточном отстаивании для взвешенных веществ и нефтепродуктов составляет 80-90%, растворённых органических веществ по БПК20 – 60-80%, по ХПК – 80-90%.

Для более глубокой очистки, при необходимости, рекомендуется применять реагентную обработку коагулянтами с последующим фильтрованием через различные фильтрующие загрузки из природных или синтетических материалов.

Для сокращения объёма талых вод, отводимых на очистку, а также снижения производительности очистных сооружений можно рекомендовать организацию уборки и вывоза снега на «сухие» снегосвалки.

Все промышленные предприятия, поставляющие в речную сеть неочищенный сток, должны быть оборудованы системой ливневой канализации с последующим перехватом и очисткой стока до установленных санитарных норм на локальных очистных сооружениях.

В целях экономии природных ресурсов, где это позволяют технологические процессы, условно чистые воды можно использовать в замкнутых системах водоснабжения.

Другим значимым источником загрязнения поверхностных вод на территории городского поселения являются коммунально-бытовые стоки.

Суммарный расход сточных вод по городскому поселению Решетниково составит: на первую очередь -2100 м3/с, на расчетный срок – 2300 м3/с, на перспективу – 2500 м3/с.

Для обеспечения отвода и очистки бытовых стоков на территории городского поселения предусмотрены реконструкция и модернизация существующих очистных сооружений полной биологической очистки рабочего посёлка Решетниково со строительством сооружений по доочистке стоков и механическому обезвоживанию осадка проектной производительностью до 2,0 тыс. м3/сутки с сокращением санитарно-защитных зон от них до 150 м.; строительство очистных сооружений полной биологической очистки с блоками глубокой биологической доочистки стоков и механического обезвоживания осадка проектной производительностью до 0,2 тыс. м3/сутки в микрорайоне Саньково и в посёлке Туркмен с санитарно-защитной зоной от них 100 м.

В районах дачной застройки возможно применение компактных индивидуальных очистных сооружений современной конструкции.

При отведении стока с застроенных территорий в водные объекты должны выполняться требования: Федеральных Законов от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» , Водного кодекса, СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населённых мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Строительство очистных сооружений хоз-фекальных и поверхностных стоков не является единственным мероприятием по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Качество поверхностных вод напрямую зависит от уровня благоустройства и санитарного состояния прибрежных территорий.

В соответствии с Водным кодексом в границах водоохранных зон допускается размещение, строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения., в том числе движение по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос (р. Ямуга) озеленяются и благоустраиваются, берега очищаются от мусора, древесная и кустарниковая растительность сохраняются.

Для предотвращения возможного загрязнения подземных вод необходимо предусмотреть организацию зон санитарной охраны (ЗСО) вокруг источников водоснабжения.

Водоохранные мероприятия, предусмотренные в генеральном плане, позволят стабилизировать экологическую ситуацию в целом и предотвратить дальнейшее загрязнение водной среды, обеспечить качество воды, отвечающее нормативным требованиям.

Природный комплекс

Учитывая расположение городского поселения в границах существующих и планируемых к организации особо охраняемых природных территорий, а также планируемых природных экологических территорий, главной задачей градостроительного планирования явилось сохранение природных или близких к естественному состоянию ландшафтов, выступающих основным фактором экологической стабилизации и проведение чёткого функционального зонирования территории, способствующее пространственному упорядочению нагрузок.

Сохранить чисто природное «идеальное» экологическое равновесие в современных условиях на рассматриваемой территории, большей своей частью относящейся к природоохранной, практически невозможно. Поэтому речь пойдет о целесообразном экологическом равновесии – динамическом балансе средообразующих компонентов, создающих условия для процессов поддержания экологической системы в состоянии потенциального самовосстановления до зрелых или промежуточных суксессионных фаз.

Природный комплекс, являющийся средоформирующим каркасом территории, носителем её уникальных и особо ценных свойств, в большей его части, в целях сохранения остается практически без изменений. Это является гарантией поддержания естественных средоформирующих ландшафтных функций территории в целом, обеспечивает воспроизводство природных ресурсов и, в конечном счёте, сохраняет уникальность ландшафтов и природного разнообразия территории.

На территории Государственного комплекса «Завидово» (далее комплеск) запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его задачам:

- разведка и разработка полезных ископаемых;

- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

- деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;

- предоставление на территории Комплекса садоводческих и дачных участков, а также отвод (продажа) в границах Комплекса земельных участков, находящихся в ведении других пользователей и собственников, без согласования с Федеральной службой охраны России;

- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием Комплекса;

- рубки главного пользования, заготовка живицы, промысловая охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций;

- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием Комплекса, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоёмам;

- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, туристких стоянок и разведение костров;

- применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений без согласования с начальником Комплекса;

- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

- использование воздушного пространства для пролетов самолетов, вертолетов и иных летательных аппаратов ниже 2000 метров над территорией Комплекса, а также преодоление самолетами над этой территорией звукового барьера.

На территории Комплекса, в местах, определяемых начальником Комплекса, разрешается:

- ведение подсобного и сельского хозяйства, сбор диких ягод и грибов, выпас скота, любительский лов рыбы разрешенными начальником Комплекса орудиями лова гражданам, постоянно проживающим на территории Комплекса;

- познавательный туризм, экскурсионные экологические маршруты, проведение фото-, кино- и видеосъемок для ознакомления с достопримечательностями Комплекса, организация экологического просвещения;

- проведение спортивной и коммерческой охоты и рыболовства по разрешениям, выдаваемым организациям и гражданам начальником Комплекса (сроки и порядок проведения охоты и рыболовства, а также объекты животного мира, подлежащие охоте и рыболовству на территории Комплекса, определяются начальником Комплекса).

В соответствии со Схемой территориального планирования Московской области – основными положениями градостроительного развития на территории планируемых природных экологических территорий – природно-ключевая территория 10-04 «Саньковский», транзитная территория № 195 в соответствии с Законом Московской области «О Генеральном плане развития Московской области» должны быть созданы необходимые условия для их сохранения, восстановления и реабилитации, в том числе:

- сохранение форм и масштабов природопользования, при которых сформировалась предлагаемая к охране территория;

- сохранения природных ландшафтов (лесных, луговых, долинных), естественной структуры лесных массивов, входящих в состав особо охраняемых природных территорий (ярусность, мозаичность, видовой состав);

- исключения промышленной эксплуатации природных ресурсов (заготовка древесины, разработка полезных ископаемых, использование подземных и поверхностных вод, сбор растительного сырья);

- сведения к минимуму случаев дробления лесных массивов линейными транспортными и инженерными коммуникациями (за исключением обоснованных случаев, когда другие варианты их размещения невозможны), всех видов рубок, за исключением санитарных;

- ограничения хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях областного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области;

- создания, сохранения и восстановления непрерывности природного пространства с транзитными функциями, обеспечивающими миграционные процессы животных.

На локальных участках - меньшая часть территории, представляющая собой агроландшафты (существующие садоводческие товарищества), территории бывших торфоразработок (любительская рыбалка на обводнённых карьерах) не исключаются другие варианты использования, например, регулируемое развитие приемлемых для ландшафта форм рекреации на свободных площадях при сохранении форм и масштабов природопользования, при которых сформировалась данная территория, но с учётом, тем не менее, её природоохранной роли.

Наши рекомендации