Эксплуатация труб и тоннелей
В сборных и монолитных трубах особое внимание уделяется кладке труб и оголовков, положению звеньев, состоянию и укреплению русла на подходе и выходе из трубы, достаточности водопропускного отверстия. При появлении в кладке труб трещин выясняются причины их образования. Трещины могут появиться от давления грунта насыпи, неравномерной осадки фундамента или от динамического воздействия временной нагрузки при малой толщине насыпи над трубой. Порядок наблюдения за трещинами тот же, что в массивных опорах и мостах. При обнаружении в трубах трещин и других дефектов выполняется соответствующий ремонт трубы, при необходимости производится цемен-232
тация кладки или торкретирование поврежденной поверхности. В случаях появления значительных трещин производится временное укрепление трубы подпорками, рамами, кружалами, но это стесняет отверстие и затрудняет проход воды, создает угрозу закупорки трубы, поэтому такие трубы должны ремонтироваться в первую очередь. Все раскрывшиеся швы звеньев трубы должны быть законопачены просмоленной паклей и жестким цементным раствором. Лоток в просевшей части трубы выравнивается цементным раствором. Осадка отдельных звеньев трубы может быть выявлена нивелированием, каждый раз по одним и тем же точкам. При недостаточном укреплении основания трубы, особенно входного оголовка, вода может найти себе ход под трубой или сбоку от нее и разрушить как трубу, так и насыпь. Трубы малых отверстий, во избежание заполнения их снегом и обмерзания, закрываются на зиму деревянными щитами или плетнями. Перед наступлением весны щиты убираются, русло расчищается от снега настолько, чтобы можно было беспрепятственно подойти к трубе и выйти из нее. За лотками, дюкерами и водобойными колодцами также устанавливается наблюдение, цель которого — выявлять неисправности, следить за правильным пропуском воды, своевременной очисткой от наносов самих сооружений и русла. Эти наблюдения и ремонт осуществляются так же, как в трубах. Если состояние трубы плохое и ремонт ее нецелесообразен, прочность трубы недостаточна, а усиление ее невозможно, водопропускная способность трубы не обеспечивает пропуск фактического расхода воды, принимается решение о ее переустройстве.
Перекладка трубы или замена ее новой при высоте насыпи до 5—6 м выполняется открытым способом с устройством прорези, перекрываемой пакетом. По окончании работ прорезь постепенно засыпается с тщательным уплотнением грунта, по мере засыпки убираются крепления и снимается пакет. При закрытом способе работ устраивается штольня трапецеидального или прямоугольного очертания по типу тоннельных разработок. В штольне производятся необходимые работы по перекладке трубы, затем штольня засыпается с постепенным удалением креплений.
Эксплуатация тоннелей. Стены и своды тоннельной обделки необходимо регулярно осматривать, а в подозрительных местах выборочно обстукивать молотком. Состояние обделки проверяется с передвижных подмостей, оборудованных площадками и электроосветительной аппаратурой. При обнаружении в обделке дефектов (трещин, отслаивания, разрушения расшивок швов и др.) выясняются причины их возникнове-233
ния, принимаются соответствующие меры по их устранению (цементация кладки, перекладка обделки, торкретирование по металлической сетке) (рис. 11.5). Наблюдение за трещинами ведется так же, как и на других сооружениях: при помощи маяков, парных пластинок с риской и делениями, штырей, марок. При эксплуатации тоннеля важной работой является проверка габарита, которая производится с использованием различных приспособлений: оптического габаритомера, габаритной рамы, транспортира.
Оптический габаритомер размещается в специальном вагоне тон-нельно-обследовательской станции. Габаритная рама соответствует наружному очертанию габарита подвижного состава и монтируется на специальной платформе. Габаритная рама имеет по своему контуру отгибающиеся (на петлях) части, которые при продвижении рамы цепляются за негабаритные места. Транспортир применяется для съемки поперечного очертания тоннельной обделки, изготавливается из фанеры, листовой стали или пластика. Съемка осуществляется замерами расстояния от центра транспортира до определяемой точки на обделке и угла наклона натянутого шнура в данную точку. На состояние конструкций тоннеля оказывает большое влияние вода, которая проникает через гидроизоляцию, выщелачивает раствор и нарушает прочность обделки. За поступающей в тоннель водой ведется наблюдение, выясняются причины ее появления, объем поступающей воды (дебит), кислотность. Лотки и другие водоотводные сооружения должны очищаться от ила и выносов породы. Если вода поступает через обделку, то проводится ряд предупредительных работ: заболоченные места над тоннельной поверхностью осушаются путем устройства дренажей и канав, перехватывающих воду
Рис. 11.5. Подкрепление кладки обделки тоннеля:
а — подкрепление обделки опалубкой в стене тоннеля; б — подкрепление
кладки в своде обделки временными кружалами; 1 — вывал камней; 2 — доска;
3 — опалубка; 4 — болт
на поверхности горного массива. Для лучшего стока воды всем водоотводным и нагорным канавам придается продольный уклон не менее 20 ‰ и соответствующие размеры поперечного сечения. При эксплуатации подпорных стен особое внимание обращается на исправную работу дренажей и правильный отвод воды, кроме того, необходимо следить, чтобы не было смещений и отвалов кладки. Основными работами при ремонте тоннелей являются: ремонт и перекладка обделки, порталов, нагнетание раствора за обделку, торкретирование, ремонт и переустройство водоотводных лотков, устройство дренажа. Перекладка обделки может быть вызвана негабаритностью, выветриванием обделки, необходимостью усиления. Разборка старой кладки и возведение новой выполняется с передвижных подмостей с использованием металлических кружал, которые берут на себя давление горной породы. Бетономешалка и строительные материалы размещаются, как и подмости, на платформах, которые доставляются к месту производства работ мотовозами. Работы производятся в «окно» между поездами.