Глава 4. Рассказы о пещерах и их обитателях

Огненные змеи

Чуть вечернею росою осыпается трава,

Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.

И не сводит у окошка с неба темного очей,

И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинный змей.

И шумит, всё ближе, ближе, и над вдовьиным двором,

Над соломенною крышею рассыпается огнём.

И окно тотчас затворит чернобровая вдова;

Только слышатся в светлице поцелуи да слова...

А. А. Фет (1847)

В мифологии славянских народов существует малоизученный мотив — Огненные змеи и человек. Огненный змей, или в простонародье Летун — змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Первые известные нам упоминания об этих существах нашли своё отражение в ряде древних русских былин и заговоров.

Огненный змей — воплощение стихии огня; эта его функция, как и связь с потайными кладами и укрытыми богатствами, которые он часто приносит в дом, куда летает, сближает его с Жар-птицей восточнославянских сказок (1).

В заговорах Огненный змей призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. По преданиям, он может вступить в брак с любой женщиной (или насилует её), после чего, при определённых условиях, может родиться существо змеиной породы. По легендам часто сын Огненного змея вступает в единоборство с отцом и побеждает его.

Эти древние поверья сохранялись у русских крестьян и в XVIII веке. Они знали, что Огненные змеи — это "дьяволы, которые летают и искушают женщин". В деревнях был широко распространён такой мотив: Огненный Змей, (именуемый на Ярославщине огненным ужом) прилетает к девушкам и женщинам: "Рассыпается искрами над трубой, он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома" (2).

Наши друзья на Ярославщине за 11 лет собрали 166 устных рассказов об Огненных змеях. Там их основной ареал — окрестности реки Сити. Летают они иногда с шумом, иногда тихо, кувыркаясь и кружась. Особые циклы активности 1910-1919; 1930-1939; 1940-1949. Общение со Змеями — через особый язык-посредник, с применением особых знаков — символов (3).

Во время наших экспедиций в Поволжье часто приходилось слышать истории о сравнительно недавних встречах с Огненными шарами. Например, 21 июня 2001 года большой огненный шар прилетел с полей в селе Кинель-Черкассы. Вечером 24 мая 2002 года огненные шары появились в селе Верхние Белозерки, где летали, выбивая окна и "взрывая", раскалывая деревья...

В Поволжье помнят, что когда бывают Сухие грозы, Огненные змеи появляются и при полуденном солнце. Голубой шар — молодой, красный — уже старый. Они могут двигать холмы, возводить "змеиные валы", исправлять течение рек, осушать болота или "пробуждать" родники. Иногда Огненные змеи как бы "сражаются" за территорию. "Сходятся" два шара и начинают "давить" друг дружку. Туман их тогда окутывает, дымка, а иногда и молниями пуляются...

В редких случаях Огненные змеи объединяются. Это когда сильный лесной пожар, длительная засуха или дожди, появление большого числа "переселенцев", в местах обитания Огненных змей, не знающих "правила" сосуществования с ними.

Огненного змея можно подчинить, сказав ему "Тпру..." и предварительно воткнув на его пути три железных ножа, расположенных определённым образом. Подчинённый Змей открывает человеку тайны Земли и Неба, прошлого и будущего, выполняет различные просьбы и приказы.

Чтобы избавиться от Огненного змея, человек должен дать ему невыполнимое задание, например: принести воду в решете или солнечный свет в угольном мешке. Отпуская Огненного змея, было необходимо разорвать на себе рубашку вниз от ворота, иначе Змей не улетал и губил остановившего его человека.

В мифологии других народов образ Огненных змей практически отсутствует. Как весьма отдалённые аналогии Огненного змея можно рассматривать: латинский — vivus ignis... — живой огонь. Предания Европы сохраняют сведенья о странных огнях — ignis fatuus. Японцы считают загадочные Огненные шары душами умерших людей или "Фонарями духа Тэнгу". Сохранились и другие имена Огненных змей — Дахака (Иран), Лидерец, Айтварас, Огневик. Древние эвенко-тувинские сказания повествуют, как вылетает из-под земли Нюргун Боотур — летящий огненный шар, живущий где-то в глубинах земли.

Образ Огненных змей для народов Западной Европы замещается преданиями о летающих странных огнях. Их называли "свечными огнями", "фонариками Святого Джека", "огнями Монаха", позднее их стали классифицировать как особую разновидность "огней Святого Эльма". Чаще всего они наблюдались на море, в горах, на болотах, на высоте человеческой руки.

Главное отличие Странных огней от Огненных змей их многочисленность и относительно малые размеры. Огненный змей чаще всего наблюдаются в одиночку, крайне редко представлены небольшими группами, Роем.

Огненные змеи — кто они?

Наиболее близким аналогом сказочных Огненных змеев по внешним признакам являются шаровые молнии. Шаровая молния — это светящееся тело, которое обычно появляется в воздухе во время грозы и достигает размеров от двух-трёх сантиметров до нескольких метров. Свойства её поведения настолько необычны, что ещё совсем недавно многие учёные склонялись к мысли, что все рассказы о ней — выдумка. Но её наблюдали слишком многие — так что в её существование пришлось поверить. (Наиболее полный архив сообщений о наблюдениях различных Огненных шаров был собран М.Г.Дмитриевым. Но после смерти учёного дальнейшая судьба его архива не известна.)

Отмечено, что шаровые молнии чаще всего появляются в районах высоких тектонических напряжений. Профессор Майкл Персинджер (Канада) предполагает, что изменения механических напряжений в некоторых типах каменистых пород генерируют электрический ток. Этот ток ионизирует столб воздуха, расположенный над породой, закручивает его вокруг оси. Так "рождаются" шаровые молнии и НЛО.

Существует непроверенная информация, что многие лётчики на высотах от 30 до 90 км наблюдали некие "красные призраки" — "духов небесного пламени" (Комсомольская правда, 1998, 7 августа) (4). По многочисленным свидетельствам очевидцев, над Жигулями часто наблюдаются ярко светящиеся шары (или другие объекты), видимый диаметр которых достигает размера полной Луны. Они перемещаются по сложным траекториям и способны мгновенно исчезать. И это не удивительно, на спокойной, устойчивой Русской платформе — этот участок суши проявляет повышенную активность. А Волжские Альпы вообще имеют тенденцию к росту. Возможно, активная энергетика этих мест может послужить частичным объяснением, почему к началу XX века в этих местах постепенно собрались приверженцы и хранители практически всех основных тайных и апокрифических учений России.

Здесь необходимо небольшое отступление. "Согласно поверьям жителей северо-запада нашей страны, летающие огненные шары, есть вид колдовской порчи. Такие шары, переливающиеся всеми цветами радуги, колдуны творят силой своей воли. (К.И.Серебренитский опираясь на собранные им в многочисленных этнографических экспедициях материалы, склонен считать, что Огненный змей — есть некая вторичная, довольно редко наблюдаемая форма существования человека. Проявляется цепочка: человек — колдун, умерший в особой форме, становится Огненным змеем). Они направляют его на человека, и шар, рассыпавшись о свою жертву, вызывает опасные заболевания". (5). Так возможно, Огненные шары — творение "умелых" людей. Ведь и сегодня мы стремимся познать секреты шаровой молнии, обещающей человечеству новый, компактный источник энергии. Возможно, некая высокоразвитая цивилизация древности уже открыла её секрет и последние хранители забытых знаний пользуются им и сегодня?

Некоторые исследователи необычного конца ХIХ начала XX века, утверждали, что согласно древним воззрениям эволюции человека на Земле предшествовало несколько разумных Рас. Первые Расы не имели твёрдого тела, а представляли собой "огненные сгустки". Действительно, можно представить себе бурлящую поверхность древней Земли, где сгустки ионизированного газа перемежаются и сталкиваются со скоростями в сотни километров в час. При таких столкновениях могут формироваться сложные образования, состоящие из различных компонентов. Спустя некоторое время, большинство этих образований будут распадаться, но не мгновенно, а поучаствовав в различных взаимодействиях с окружающей средой. Можно представить себе возникновение некоего "простейшего существа", которое способно использовать планетарную и космическую энергию вначале для поддержания своего собственного существования, а затем — для перехода ко всё большему и большему уровню упорядоченности.

Постепенно оно может научиться "мыслить" с помощью упорядоченных электромагнитных импульсов. Предполагается, что при возникновении даже простейших подобных систем, их эволюция будет протекать значительно быстрее, чем для химико-биологических существ. При остывании Земли они окажутся во всё более худших условиях. И возможно Патав-Кабуся, как и все Огненные змеи — последние уцелевшие реликты давно минувших эпох, укрывшиеся в особых энергетических точках планеты. Сегодня они ограничены в своих возможностях и нуждаются в "помощи" других разумных существ. Возможно, что именно они косвенным образом подталкивают развитие человеческой цивилизации в строго определённом направлении (например, к использованию высоких энергий и ядерных реакций). В нашей картотеке имеется много сообщений о наблюдениях огненных шаров как бы "липнувших" к проводам высоковольтных ЛЭП. Они же "барражируют" над районами, имеющими наибольшие уровни загрязнения радиоактивными отходами (6). Вероятно, впервые после остывания коры Земли люди сумели как бы повернуть время вспять. За два-три десятилетия яркостная температура в диапазоне метровых волн увеличилась в миллионы раз.

Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия наша планета как источник радиоизлучения, питающий шаровые молнии, превзойдёт Солнце!

И тогда люди вновь вернут Землю Огненным змеям. Так это или нет, могут доказать лишь дальнейшие исследования. И в этом плане огромные просторы России ещё во многом "терра инкогнита" для пытливого исследователя, способного к кропотливой работе.

Бродячие Поземные Клады

В Поволжье наиболее известны следующие клады: Маринкин клад лежит в Жигулёвских пещерах, да затоплен на Яике. Клады эти заклятые, замороченные на крови. Разинские клады запрятаны по берегам Волги в пещерах, холмах, курганах, да в глубоких погребах, за железными дверями, и теперь лежит оно там заклятое. Сам Стенька жив до сих пор, сидит где-то в горе, и является в разных образах — стережёт свои сокровища. Клады Пугачёва укрыты в отрогах Уральских гор, да по курганам, запрятаны в особых "норах" в бочках, на медных цепях, креплённых к железным столбам. И поставлено возле них по уговору или по закланию на бессрочные времена часовые (стражи пока целы, клады не старятся и не умирают). "Многие видели этот клад и шагающего возле неё часового в ясную летнюю погоду. Издали видно, а подойдут ближе — ни клада, ни часового, ни пещеры", — пишет В.Цыбин в своей книге "Заговорённые клады и кладоискатели" (7).

С древнейших времён сохранилась у русского народа вера о связи кладов с тайными магическими силами. В легендах, преданиях, различных современных историях отражены представления, что внутри кладов обитает душа тех, кто их спрятал, что укрытое золото может превращаться в человека или зверя, вернее, принимать зримый облик.

В 1951 году госпоже Ф. "явился во сне" некий неизвестный человек в розовом камзоле и рассказал много интересного. Женщина пересказала своё "сновидение" мужу, но тот заявил, что всё это ерунда. Но Розовый Рыцарь являлся вновь и продолжал свои рассказы. Он указал, где спрятан "магический клад". Госпожа Ф. заставила там мужа копать, и был найден клад. Это был ларец старинной итальянской работы, в котором хранился пенал из сильно позеленевшей меди и семь странных печатей, все покрытые каббалистическими знаками. Ими не скреплялись документы, а скорее это были отличительные знаки, по которым посвящённые узнавали друг друга при встречах или при других подобных обстоятельствах.

Это довольно редкий и зафиксированный случай, когда был найден клад посредством "видения". Госпожа Ф. вела дневник и сделала запись о кладе за несколько недель до его открытия. Обман, вероятно, здесь сомнителен, поскольку совершенно невозможно подбросить клад, состоящий из вещей столь ценных и редких, что ничего подобного не находится ни в одном музее или частном собрании. Скорее всего, это сам клад подобным способом заявил о себе, приняв в сновиденьях женщины облик Розового Рыцаря.

Предполагают, что древние славяне сокровища свои поручали опеке особого духа — Змея Горыныча. Эти клады лежали в горах в пещерах. А сам змей-охранитель получил своё имя в память о горах, где он стерёг сокровища.

После Крещения Руси вера в волшебные, магические силы кладов не исчезла, а лишь переформировалась, переплелась с представлениями о нечистой силе.

Так что же сегодня нам известно о магических свойствах кладов?

— Места захоронения кладов являются как бы мостами, связывающими мир людей с миром духов.

— Самый дорогой и самый труднодоступный клад, по народным поверьям — золотой.

— "Золото в кладах "утяжеляется", набирает вес из пламени адского огня.

— Золотой клад способен привязать дух своего хозяина к миру людей. Такой хозяин предстаёт людям в образе ссохшегося до желтизны старика, в Поволжье это — Степан Разин, позднее Емельян Пугачёв.

— С кладами связываются поверья, что души хозяев клада "сливаются" с золотом и там особым образом в отличие от остальных людей, "старятся" в веках.

— Убитые при захоронении (или на месте захоронения) клада — превращаются в стражей клада. Их души не на земле и не на том свете. Берегут они клад чутко, потому что если упустят, то души их сразу отлетят в ад.

— Если клад "умирает" (что тут подразумевается, понять трудно), место то навечно становится проклятым.

— Когда клад "созреет сроками" — он зашевелится в земле, а потом начнёт светиться — "ткать сияние". После этого некоторые клады становятся деревом. Из дерева — человеком и на Иванову ночь уходят бродить по земле, унося в себе золото.

— Но по земле этот клад странствует не вечно, через 10-20 лет иссякает его самодвижущая сила.

— И если клад никем "не востребован", он "захоранивается": уходит под курган, закладывается в подземелье, уходит на дно под воду.

— Клад в урочное время обретает тепло, становится чем-то вроде оборотня. Чаще всего любит выходить золото на свет в виде огненного петуха с червонным гребнем. А если клад перемешен с серебром, то сам петух — белый, а гребень и голова — красные. Свеча на голове тоже красная и зажжена жгучим, потусветным адским огнём.

— Если ударить не наотмашь — свеча погаснет, сам петух "ухнет" в никуда, истает в воздухе. Если вышел клад из земли в виде ли птицы, зверька, какой-либо вещи или человека, тут нужно ударить его левой рукой наотмашь и сказать: "Аминь-аминь, рассыпься!" (8).

— Существуют клады-оборотни, опасные для "слабого сердца". С таким сердцем умирают, видя вокруг чудесные превращения. Из этих кладов — лешие образуются.

По народным поверьям чаще всего подобные Бродячие Клады появляются из глубин таинственной Кудеяровой горы и горы Воеводин Терем, что на реке Усе.

Ещё в начале 80-х годов двое местных мужичков пытались заполучить "зачарованный клад", укрытый на реке Усе. Там болотистая местность, и потому копать можно только зимой, когда почва промерзает. Заложили они в декабре раскоп и копали почти весь январь. И вот вроде бы, когда до клада оставалось совсем немного, внезапно небо заволокло тучами. Началась страшнейшая гроза и это зимой. Лошадь, на которой они в санях приезжали на раскоп, испугалась, сорвалась с привязи и понеслась. Мужики, в страхе бросив выкопанную яму, тоже бежали с того места без оглядки...

Мы были на этой поляне. Видели отвал. Но от самой ямы мало что осталось, ведь прошло уже больше двадцати лет. Она оплыла и её затянуло землёй. А зачарованный клад так и лежит там, ждёт своего часа и героя, способного освободить его!

Легенды о кладах, о подземных народах — есть та незримая точка приложения духовных сил народа, устремлённая в Будущее. Только очень редко некоторые из нас появляются снова на земле. На наши базары такие люди приходят со странными, очень древними монетами, но никто не может даже вспомнить то время, когда здесь пользовались такими деньгами" (9).

Но ведь именно так ведут себя очеловечившиеся клады.

Они появляются, как люди, "дивно одетые" и "одаривают" сметливых старинными золотыми монетами.

Что поддерживает веру в эти истории? Возможно, действительные проявления огней, свечения, колокольного звона — подземного?

Для народа всё ценное, всё исчезнувшее — укрывается до срока сужденого в подземном мире.

Так странным образом преломляется вера народа в существование как малых (обычных) кладов, предназначенных одному конкретному человеку, так и кладов "великих", скрытых для целых народов, всего человечества.

"Придёт славное время человеческого очищения, и в эти дни великая Чудь снова появится в полной славе".

Здесь мы видим ещё одну сторону этих верований: "Подземный народ" появится на поверхности в особое время, возможно, даже лишь во времена Апокалипсиса. Поднимется, чтобы принять участие в Последней Битве, Преображении Мира.

И странно ли, что в этот срок так же должны подняться из земли все клады захороненные, ожить давно умершие...

Подземная загадка Жигулей

До настоящего времени подземный мир Жигулей исследован крайне слабо. Легенды и предания прошедших веков сохранили воспоминания о многочисленных пещерах в горах, где укрывались святые отшельники и грозные разбойники. Там же сказания помещали сказочные сокровища, добавляя, что они заколдованы и потому "никому не даются".

В смутное время перемен теряется память о прошлом, многое предаётся забвению. Вот почему важно сохранить любое свидетельство былого.

Некоторые самарские старожилы ещё и сегодня помнят о системе пещер, располагавшихся у самой кромки воды западнее села Шелехметь. Обычно к исходу жаркого лета, когда уровень реки существенно понижался, можно было проникнуть в эти пещеры. Рассказывали, что там начинался самый настоящий лабиринт извилистых ходов и узких коридоров. В этой путанице трещин, расселин и пропастей, большей частью года залитых водой, можно было ходить дни и ночи, спускаясь всё ниже и ниже, и всюду находить одно и тоже — лабиринт под лабиринтом.

Эти пещеры, несмотря на свою удалённость от города, не могли не привлечь к себе многих искателей приключений. У нас имеется воспоминание одного из участников похода в эти пещеры, рассказанное внуку. (По просьбе рассказчика мы не называем его). (Данный рассказ был впервые опубликован в газете "Самарская Лука" N 6, 1993 год под названием "Подземная загадка Шелехмети".)

Хотя точной даты посещения этих пещер не сохранилось, предполагается, что этот поход состоялся где-то в начале века (по другой версии — в 20-х годах XX века). Можно предположить, что горожане в этих пещерах, прежде всего, искали разбойничьи клады (например, знаменитый клад Степана Разина).

По информации, полученной самарским краеведом В.Ерофеевым от ветеранов-геологов, проводивших в начале 30-х годов различные изыскания на Самарской Луке для Волгостроя, эти ледяные пещеры существовали ещё в начале 30-х годов. Геологи видели там много любопытного, но ограниченные подпиской о "неразглашении" были вынуждены молчать (10).

Вот что нам рассказали (рассказ приведён в авторской обработке):

"В тот год лето выдалось исключительно сухое и жаркое. Хлеба горели. Волга сильно обмелела. То тут, то там поднялись из воды песочные острова. Нам пришлось долго лавировать, прежде чем удалось подвести лодку к скале вблизи от расселины. Закрепив её, мы разделись, сложили продукты, нательные вещи и запасные свечи в толстые мешки. Кое-кто из нашей компании уже бывал раньше в этих пещерах и теперь показывал дорогу. Самое сложное было преодолеть нависающий выступ прибрежной скалы, почти касающейся воды. Поток проходил его свободно, и было слышно, как он с шумом низвергается куда-то в подземные недра.

Глава 4. Рассказы о пещерах и их обитателях - student2.ru

Нам повезло, благодаря крайне низкому уровню реки, удалось пройти под этим нависающим выступом, почти не замочив мешки и даже не загасив свечей.

Сразу же за входом пол пещеры резко обрывался вниз, а потолок поднимался вверх, образуя большой зал, наполненный водяной пылью. Наш путеводный поток, преодолев узкое место, стремительно расширялся и, срываясь с каменного выступа скалы, падал в подземное озеро, закручивая его воды небольшим водоворотом.

Дно озера устилал песок. Очевидно, он закрывал собой подземные пустоты, куда и утекал избыток воды — так как, судя по отметкам на стенах этой пещеры, уровень озера долгое время оставался неизменным (11). (Известна, по меньшей мере, одна пещера на территории Самарской Луки с подземным озером-сифоном, довольно протяжённым и глубоким.)

Слабый свет наших свечей не позволял осветить весь зал. Но всё же было заметно, что потолок здесь очень неровен и неустойчив. Прямо над нашими головами, грозя упасть, нависали огромные глыбы. Кое-где они уже упали и лежали, частично засыпанные песком, образуя своеобразную природную лестницу, ведущую в круг озера к северной стене. Мы знали, что там было множество небольших проходов и промоин, чем-то похожих на пчелиные соты. Двигаясь по камням, мы легко поднялись к одному из самых широких отверстий. За ним началась сухая галерея метра 4 в высоту и метров 6 в ширину. Судя по всему, даже при максимальном уровне озера, вода сюда не попадала. Вдоль галереи ощутимо тянуло холодным сухим воздухом. Здесь кончался известный нам участок пути, дальше никто из нас ещё не бывал. Мы поправили свой груз. Оделись и двинулись вперёд. Постепенно галерея сужалась. Проход наклонно уводил вглубь горы. Возможно, это был след древних потоков воды, оставленный в незапамятные времена в мягкой породе. Шли мы довольно долго. Галерея закончилась узким отверстием неправильной формы, выводившим в большой зал. Глухое эхо отмечало наш путь.

Так как отверстие находилось почти у самого потолка, пришлось, закрепив верёвку, спускаться вдоль стены по обрушившейся породе. Этот спуск тоже отнял много времени.

Мы так и не выяснили, был ли этот зал (назвали его обвальным, поскольку большая часть его была заполнена рухнувшей породой) единой пещерой или состоял из нескольких, давным-давно соединённых водой. Глина, песок, большие глыбы упавших камней сильно затрудняли наше движение. Приходилось двигаться, то проваливаясь между камней, то застревая в глине.

Пройдя этот зал, мы обнаружили большую галерею (аналогичную той, что привела нас сюда) и двинулись по ней. Но она быстро закончилась, уткнувшись в огромный камень, закупоривший дальнейший ход. Тока воздуха здесь не было. Это был тупик. Нам пришлось возвратиться в обвальный зал. Здесь мы остановились на отдых и с аппетитом пообедали.

В обвальном зале был весьма ощутимый сквозняк. Воздух сюда откуда-то явно поступал. Наш поиск привёл к довольно узкой щели, уходящей вниз и вглубь горы. Преодолевая её, нам приходилось двигаться то ползком, то на четвереньках. Это было настоящее мучение. Несколько раз возникала мысль о возвращении. Но устойчивый сквозняк указывал на существование где-то впереди другого выхода на поверхность. Наклон хода всё увеличивался. И спустя какое-то время мы достигли нового зала. Уже достаточно долгое время, двигаясь по извилистому ходу, мы слышали впереди какой-то непонятный шум. Когда же мы выбрались в зал, то явно различили тихий колокольный звон. Он заполнял пещеру, рождаясь где-то в глубине горы, там, куда не проникал свет наших свечей.

Напуганные (всё неизвестное страшит), мы осторожно пошли вперёд, благо здесь можно было выпрямиться в полный рост. По мере продвижения в глубину зала ощущение боя колоколов пропадало. Здесь было влажно. С высокого потолка падали большие капли. Они попадали в давным-давно выдолбленные щели, вытесняя оттуда воздух. Что, возможно, и порождало эффект боя колоколов. Здесь было заметно холоднее, чем в ранее пройденных переходах. Кое-где вдоль стен лежал лёд. Зал постепенно поднимался, выводя в новую довольно широкую галерею с гладкими, словно выплавленными в твёрдой породе стенами и потолком. Пол покрывал тонкий слой льда. Встречный ветер постепенно усиливался, и теперь был с трудом переносим. Галерея повернула почти под прямым углом, и мы остановились, зачарованные открывшейся картиной. Впереди лежал огромный зал, заполненный голубоватым мерцанием. Оно было столь ярким, что освещало всё окружающее пространство. Мы стояли перед обширным ледяным полем слабой фиолетовой окраски. (Можно предположить, что имеется связь между фиолетовой окраской льда и свечением).

Само по себе наличие такого сильного свечения глубоко под землёй способно вызвать вполне понятное сомнение. Но... фиолетовая окраска льда может указывать на значительные массы включения в лёд радия, склонного к радиоактивному распаду. Этот распад может вызывать устойчивую ионизацию, а следовательно, свечение воздуха. (Столь высокий уровень радиации — вызывающий свечение — опасен для человека). Согласно другой гипотезе — голубоватое свечение электрической природы может порождать лёд, подвергнутый сжатию. Известный французский спелеолог Карбер Кастер писал:

"Есть основания полагать, что под землёй существует какая-то неведомая нам радиация, помогающая подземным жителям (животным) ориентироваться в темноте". (Речь идёт о некоем голубоватом мерцании, наблюдаемом в некоторых подземных пещерах).

Ближе к стенам пещеры лёд поднимался вверх, образуя систему правильных кубиков. Помогая, друг другу (так как лёд здесь был очень скользким), мы двинулись вперёд и вскоре приблизились к одному из ледяных блоков, освещённых всё тем же голубоватым светом. И здесь... из глубины льда на нас смотрел огромный медведь. Встав на задние лапы, передние он тянул вперёд, словно старался достать нас.

Медведи водились раньше на территории Жигулей, но последнее упоминание о встрече с ними приходится на середину XIX века. Зоолог А.Виноградов в статье "Громадный медведь Жигулей" (12) предполагает, что большие жигулёвские медведи были не бурыми, а пещерными. Останки пещерных доисторических медведей были найдены в Ширяевских пещерах в ходе археологической экспедиции О.Бадера в 60-х годах XX века. Память о них ещё и сегодня сохранилась на Самарской Луке в виде наименования Медвежья пещера. В восточной части Луки имеется источник под названием Медвежья вода.

Первое потрясение прошло (удивительно, но страха не было — может быть, мы все просто очень устали). Зачарованные, мы шли от глыбы к глыбе. Эта пещера была настоящей подземной кунсткамерой — медведь, затем ещё один, большая птица, а дальше — ещё какие-то звери. Как попали они туда? Как оказались вморожены в эти правильные кубы?

Тут было холодно. Мы сильно устали. Время поджимало нас. Мы возвратились к середине зала и опять двинулись против ветра. Зал постепенно сужался. Пол приобретал заметный наклон вверх. Свечение ослабевало. Ветер утихал. Впереди появилось множество каменных столбов. Некоторые из них были соединены друг с другом ледяными "занавесями", толщина которых, пожалуй, достигала нескольких метров. На полу пещеры появилась незамёрзшая вода. Здесь кончался маленький ручеёк. Мы пошли вдоль него в одну из боковых галерей. Через некоторое время она разделилась на два рукава. Ручей здесь разделялся. Большая часть воды утекла под уклон в неизвестность, лишь малая часть его питала ледяную пещеру. У нас не было ни желания, ни времени для обследования нового прохода. Решив вернуться сюда как-нибудь в другой раз, мы продолжили подъём вдоль основного русла ручья. Ход постепенно сужался. На полу появились мелкие камни, натёки глины, старые листья. Пройдя несколько поворотов, мы оказались в маленькой пещере, выходящей на дно большого оврага. Наше подземное путешествие было окончено. Мы выбрались в овраг, напились из ручья, бившего из его склона, и направились в Волге.

Уже смеркалось, долгий летний день подходил к концу. Мы были довольны. Впоследствии события сложились так, что больше никому из нас не удалось вернуться в эти пещеры".

Это крайне любопытный рассказ. Анализируя его, невольно задаешься вопросом, насколько он достоверен?

Для современного исследователя вся трудность заключается в том, что непонятно, о каких горах здесь идёт речь. На знаменитой карте Адама Олеария (1636) горы указаны вдоль южного берега излучины Волги. (А.Олеарий видел и описал горы в этих местах). Сборник "Самарская топонимика" (13) тоже хранит память о горах в этих местах:

"Историческая память современных жителей Поволжья весьма непродолжительна. Только топонимы обладают относительной устойчивостью... В момент своего становления каждый топоним обязательно мотивирован или подкреплён реальным событием..." Так сохранились топонимы: Ворота — урочище в южной части Самарской Луки, в окрестностях села Винновка, сформировавшееся в значении: "Проход, глубокое ущелье, узкий участок долины, через который прорывается река". В этих местах также имеется топоним: Рынкины горы — горы, входящие в состав Чарокайского района Самарской Луки. Это топонимическое свидетельство иной береговой линии в значении "мыс, обрыв, крутой высокий утёс или берег".

В этой связи так же интересны упоминания нескольких групп островов на Волге в 12-16 км от города Самары. Последнее сообщение интересно в связи с "указанием" Адама Олеария на "наличие посередине Волги — мелкого скального грунта (островов), которого русские опасаются". И сообщения профессора Мимановского: "Вдоль подошвы Жигулей, под аллювием на небольшой глубине располагается широкая скальная площадка. В районе Красной Глинки такая площадка обнаружена с обоих сторон глубокого промыва".

На спецкарте "Корпуса Военных Топографов" (1885) село Рождественно показано стоящим на одном из глухих волжских затонов, расположенном значительно выше по течению реки от города Самары. Ниже города указана обрывистая береговая гряда и группа отдельных островов, препятствующих свободному стоку реки на юго-восток.

Само существование значительных подземных пустот в карсте южной части Самарской Луки весьма вероятно. Существуют ли всё это сегодня? Строительство системы волжских ГЭС изменило гидрологический режим реки: подъём воды у плотины ГЭС составил 29 м, у Самары — около 5 м, у Сызрани — 11 м. Поднявшаяся вода затопила многие волжские острова и вполне могла залить подземные пустоты. Да и просто увеличившееся давление воды могло разрушить подземную систему, привести к массовым обвалам.

Про свечение мы уже говорили. Теперь загадочная кунсткамера! Но что-то подобное нам уже продемонстрировали пещеры Кугитанга в горах Туркменистана, где группа спелеологов-любителей из Красноярска обнаружила десятки мумий людей и животных (14). Только там попавшие под землю животные мумифицировались, а здесь оказались заключёнными в огромные ледяные блоки. О наличии льда в волжских пещерах мы находим указание уже в подстрочных примечаниях к монастырскому географическому путеводителю 1689 года. В начале XX века в Жигулях было открыто множество пещер (например, М.Ноинский в 1902 году отметил возникновение "подземного прохода в очень глубокую пещеру близ села Подгоры").

Возможно, в данном рассказе сохранилась информация не о случайном явлении замерзания животных в глыбах льда, а о целенаправленной деятельности древних людей. Очень часто пещеры вначале обживали медведи, потом их сменяли люди, а потом здесь опять жили медведи. И так много раз.

Современные данные археологов показывают, что во многих районах Земли древние люди устраивали рядом со своими стоянками специальные "медвежьи кладбища". Даже найдены особые пещеры-святилища, в которых хранили головы и лапы убитых медведей. Это древнее почитание медведей сохраняется ещё и сегодня в "Медвежьих праздниках" народов Сибири. Возможно приведённый выше рассказ — это память о каком-то древнем Волжском "медвежьем кладбище" — где древние люди "хоронили" медведей и других, особо почитаемых животных в ледяных глыбах?

Странная тяга к ледяным глыбам сохранилась до настоящего времени. Так, в начале декабря 2000 года в новостях TV был показан сюжет — фокусник Дэвид Блейк, в одних штанах и шерстяной шапочке, был замурован в 6-тонную ледяную глыбу. 62 часа он был там. Когда его вынули из глыба льда, он всё время повторял: "Со мной что-то не то, со мной что-то случилось..."

По непроверенной информации летом 1949 года в пещерах Жигулёвских гор было найдено много фрагментов тел и костей древних вымерших животных. Для проведения научных раскопок туда была направлена специальная экспедиция сотрудников Куйбышевского краеведческого музея (15). Но что сделала эта экспедиция и что она нашла, авторам неизвестно. Последующие карьерные разработки, многочисленные взрывы пещер, произведённые неизвестно по чьему указанию, свели известное число выходов на поверхность подземной системы к минимуму.

Но все же хочется надеяться, что эта загадка Жигулей избежала полной гибели.

Поиск в Жигулях

И там, в стороне от дороги,

Застывши на каменной груде,

Стоят, недвижимы и строги,

Немые, громадные люди.

И много тревожит вопросов:

Кто создал семью великанов?

Кто высек людей из утёсов,

Поставил на страже туманов?

В. Брюсов

Предлагаемая вашему вниманию история является неким совокупным итогом более чем десятилетнего изучения подземного мира Жигулей одной из самодеятельных спелеологических групп Самары. (По просьбе её руководителя, авторы не называют здесь конкретных имён и точного места, где происходили описываемые события). (Уже в начале 80-х годов XX века эти люди являлись скорее фольклорными персонажами, подобно таким современным "героям", как "Дядюшка динамит" или "Кувалда".)

Глава 4. Рассказы о пещерах и их обитателях - student2.ru

Необходимо отметить, что мы излагаем лишь рассказ о событиях, восстановленных или даже реконструированных по памяти. (Впервые данный рассказ опубликован в газете "Время X", 1994. NN 46-47, "Серпентоиды Самарской Луки".)

В данных источниках информации довольно ярко может проявляться эффект ложной памяти, заставляющий воспроизводить не то что было в действительности, а то, что навязано последующим знанием (опытом, другими событиями, внешними рассказами и т.д.).

Бытует ошибочное представление, будто самарские спелеологи весьма мало интересуются подземным миром Жигулей, а всё своё внимание сосредоточили на пещерах Кавказа, Урала, Крыма и Алтая.

Это совершенно не так. Просто работа по исследованию пещер Самарской Луки требует колоссальных затрат труда и времени. Эти пещеры мало перспективны в геологическом плане.

Возьмём, к примеру, нашу группу. За всё время её существования мы исследовали в Жигулях около 20 пещер (хотя бывали и на Кавказе). Но все они оказались малоинтересны, так как обладали незначительной протяжённостью. И вдруг в поле нашего внимания попадает довольно фантастическая история.

Рассказчик (мы будем называть его так) — ныне весьма уважаемый человек в городе Самаре, и потому, согласно его просьбе мы не будем называть его имени. Скажем лишь, что в молодости он очень любил лазить в одиночку по пещерам и штольням. А конец этому увлечению положило одно весьма своеобразное приключение.

Забравшись однажды в одну из старых штолен, этот турист п

Наши рекомендации