Завещание об обитателях дома

Мы уже упоминали о хадисе: «Относитесь к ним, помня об Аллахе!». Приверженцы Сунны любят и почитают членов семьи Пророка, e, и помнят о его завещании, потому что такое отношение к ним является проявлением любви и уважения к самому Пророку, e. Безусловно, это относится только к тем из потомков Пророка и его родственников, кто следует его путем и является праведным мусульманином. Такими были, в частности, их предки аль-Аббас, Али б. Абу Талиб и их сыновья. Что же касается тех, кто противится Сунне и не придерживается норм религии, то любить их нельзя, если даже они относятся к потомкам Пророка, e, и его родственникам.

Приверженцы Сунны и единой общины относятся к обитателям дома справедливо и беспристрастно. Они любят тех из них, кто набожен и следует прямым путем, и отрекаются от тех, кто противится Сунне и отворачивается от религии, даже если они относятся к обитателям дома Пророка, e. Принадлежность к ним и родство с Посланником, e, не принесет человеку никакой пользы, пока он не станет праведным мусульманином. В хадисе Абу Хурейры сообщается, что, когда посланнику Аллаха, e, были ниспосланы слова: «Предостереги своих ближайших родственников!» (аш-Шуара, 214), он сказал: «О курейшиты! Покупайте свои души, потому что я никак не смогу спасти вас от Аллаха! О сыновья Абд Манафа, я никак не смогу спасти вас от Аллаха! О Сафийя, тетя посланника Аллаха, я никак не смогу спасти вас от Аллаха! О Фатима, дочь Мухаммада, проси из моего имущества, что пожелаешь, но я никак не смогу спасти вас от Аллаха!».[271] В другом хадисе говорится: «Кто отстал из-за своих деяний, тому не наверстать этого за счет своего происхождения».[272]

Приверженцы Сунны и единой общины не имеют ничего общего с теми, кто чрезмерно возвеличивает обитателей дома Пророка, e, и считает их непогрешимыми, а также с теми, кто питает вражду к ним или пытается опорочить их. Приверженцы Сунны и единой общины также не следуют путем еретиков и фальсификаторов, которые просят Аллаха принять их молитвы ради обитателей дома Пророка, e, и превращают их в своих господ вместо Аллаха.

Как и во всех остальных вопросах, в отношении к обитателям дома Пророка, e, приверженцы Сунны занимают умеренную позицию и следуют прямым путем, не допуская излишества и не делая упущений.

Тема IV. Праведные халифы

Кто такие праведные халифы?

Праведными халифами считаются Абу Бакр по прозвищу ас-Сыддик (Правдивейший), Умар б. аль-Хаттаб по прозвищу аль-Фарук (Различающий истину от лжи), Усман б. Аффан по прозвищу Зу-н-нурейн (Обладающий двумя светочами), Али б. Абу Талиб по прозвищу Абу ас-Сабтейн (Отец двух колен), да будет доволен ими Аллах.

Их место в религии и необходимость следования их путем

Праведные халифы – лучшие из сподвижников. Они указывали людям на верный путь, и Посланник, e, приказал следовать по их стопам и руководствоваться их наставлениями. В хадисе аль-Арбада б. Сарийи сообщается, что Пророк, e, сказал: «Я завещаю вам слушаться и повиноваться, и те из вас, кто останется жить после меня, увидят много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и дороги праведных халифов, ведущих верным путем после меня. Держитесь ее, схватитесь за нее задними зубами и остерегайтесь нововведений, потому что всякая ересь – это заблуждение».[273]

Их превосходство

Приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что праведные халифы опережают друг друга в превосходстве так же, как и во времени правления. Первым из них является Абу Бакр, за ним следует Умар, за ним – Усман, а за ним – Али. О достоинствах каждого из них говорится во многих хадисах, но мы приведем по одному хадису о каждом из них.

К преданиям о превосходстве Абу Бакра относится хадис, упомянутый в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, о том, что Пророк, e, находясь на кафедре, сказал: «Если бы я избрал возлюбленного из числа обитателей Земли, то им был бы Абу Бакр. Посему не оставьте открытым ни один проход в мечеть, кроме прохода Абу Бакра».[274]

Среди хадисов о превосходстве Умара можно упомянуть другой хадис, приведенный в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, о том, что Пророк, e, сказал: «В общинах, которые предшествовали вам, были люди озаряемые, и если таковые есть среди моих последователей, то одним из них является Умар б. аль-Хаттаб».[275] Под «озарением» здесь подразумевается «внушение».

К хадисам о достоинствах Усмана относится длинный хадис Аиши, в котором говорится, что однажды к посланнику Аллаха, e, вошли Абу Бакр, затем Умар, а затем Усман. Увидев его, посланник Аллаха, e, поправил на себе одежду. Когда же Аиша спросила его об этом, он сказал: «Как мне не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы?».[276]

К преданиям о превосходстве Али относится хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Сахля б. Саада, в котором сообщается, что вечером перед взятием Хейбара Пророк, e, сказал: «Завтра я вручу знамя тому, кто любит Аллаха и Его посланника, и кого любят Аллах и Его посланник, и через него Аллах дарует победу». Наутро же он сказал: «Позовите ко мне Али». Он вручил ему знамя, и через него Аллах даровал им победу.[277]


Наши рекомендации