Выбор монтажных кранов и схем их расстановки
Ю.М. Красный
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРОИГЕНПЛАНА
| И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ
I ПЛОЩАДКИ
Допущено Ассоциацией строительных вузов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности 290300 -Промышленное и гражданское строительство
Екатеринбург
L |
2000 О Коб
УДК 69.658.(035.5)
ББК65.9
К 78
Рецензенты: кафедра строительного производства Пермского государственного технического университета (зав. кафедрой проф., канд.техн.наук В.Н.Строкинов);
заведующий кафедрой технологии и организации строительного производства Нижнетагильского технологического института УГТУ проф., канд.техн.наук, член-кор. Академии инженерных наук А.И.Бизяев
Автор: Ю.М.Красный К78 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРОЙГЕНПЛАНА И ОРГАНИЗАЦИЯ " СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ: Учебное пособие /Ю.М.Красный. Екатеринбург: УГТУ, 2000. 144 с. ISBN 5-230-06613-Х
Учебное пособие предназначено для студентов специальности "Промышленное и гражданское строительство" и призвано оказать помощь при изучении спецкурсов, выполнении курсовых и дипломных проектов. Издание также будет полезно инженерно-техническим работникам строительно-монтажных и проектных организаций, занятым в области строительства зданий и сооружений.
В книге излагается организация инженерной подготовки строительства зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения. Приводится алгоритмизированный подход к проектированию строительных генеральных планов на уровне проекта организации _ строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР). Приведены некоторые справочные данные для удобства проектирования стройген-планов.
Библиогр.: 17 назв. Рис. 41. Табл. 22. Прил. 6.
ISBN 5-230-06613-Х © Уральский государственный
технический университет,2000
© Ю.М.Красный, 2000
...Некий прохожий подступил к нему с вопросом: "Скажи, мудрец, сколько звезд на* небе?" - "Мерзавец! - ответствовал сей,- никто необъятного обнять не может!" Сии с превеликим огнем произнесенные слова возымели на прохожего желаемое действие.
Гисторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)
ВВЕДЕНИЕ
Строительное производство, по сравнению с промышленным производством, имеет специфическую особенность: нет одинаковых объектов, почти каждый строительный объект, включаемый в план работ, обладает определенной новизной. Вместе с тем организационно-технологические приемы возведения объектов состоят из набора стандартных апробированных элементов. При этом раздельно решаются задачи организации строительной площадки, сооружения комплексов или объектов, выполнения отдельных конструктивных частей зданий и сооружений.
Процесс строительства (реконструкции) комплекса предприятий, отдельного сооружения, создания жилого массива или возведения жилого дома складывается из подготовительного и основного периодов, отличающихся методами работы, взаимоотношениями участников строительства и документацией. Перед началом осуществления каждого проекта разрабатывается комплекс мероприятий организационно-технического характера, направленных на планомерное развертывание и ход строительства в заданные сроки с оптимальными технико-экономическими показателями.
Задачей инженерной подготовки строительной площадки является приведение ее в состояние, обеспечивающее производство строительных работ в наиболее благоприятных условиях.
Состав и содержание подготовки строительной площадки зависит от сложности строящихся объектов, принятых методов возведения, директивной или нормативной продолжительности строительства, местных условий строительной площадки и освоенности района строительства. Подготовка строительного производства предполагает до начала работ на строительной площадке комплекс организационных мероприятий и выполнение работ подготовительного периода.
Подготовка строительства объекта регламентируется СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства",
СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений", "Правилами о подрядных договорах на капитальное строительство" и др.
Проекты организации строительства (ПОС) в соответствии со СНиП 1.02.01-85 являются неотъемлемой частью проектов. ПОС служит основой для определения продолжительности строительства, рас-•лределения капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по годам и периодам строительства, для решения материально-технического обеспечения. В учебном пособии уделяется внимание ' -строительному генеральному плану в составе ПОС и ППР.
Проект производства работ (ППР) служит основой для определения эффективных индустриальных методов выполнения строительно-монтажных работ. Состав проекта производства работ регламентирован СНиП 3.01.01-85. В соответствии со СНиП строительство объектов без проекта производства работ не допускается. ППР представляет собой единый проект, который разрабатывается строительной организацией или по ее заданию технологической или проектной организацией. Укрупненно решения, зафиксированные в ППР, группируются следующим образом:
• строительные генпланы и решения, связанные с проектиро
ванием строительной площадки;
• технологические решения по выполнению отдельных видов
' работ и объектов в целом, по организации труда рабочих;
• документы, необходимые для организации комплектных поставок материальных ресурсов;
• организационные решения, фиксируемые в календарных планах выполнения работ и графиках потребности ресурсов.
В настоящее время нет научно-обоснованной технологии составления ППР в целом и отдельных его частей. Нет обоснованных норм трудозатрат на разработку ППР и его элементов. Как правило, документы ППР выдают отдельными частями, что приводит к спешке, низкому качеству работ, к невозможности выполнять работу равномерно. Нехватка соответствующих инженерно-технических работников приводит часто к выпуску проектной документации низкого качества или сокращенного объема. Так, в составе ППР почти не разрабатываются календарные планы строительства, графики потребности в „механизмах, рабочей силе; типовые технологические карты передаются стройкам зачастую без привязки. Практически исключено вариантное проектирование организационно-технологических решений.
В учебном пособии подробно рассмотрен порядок расчета элементов и последовательность составления строительного генерального плана для объектного и специализированного потоков в составе ППР.
Автор приносит искреннюю благодарность рецензентам: профессору Валентину Ивановичу Строкинову и профессору Аркадию Ивановичу Бизяеву за помощь и внимание.
Глава 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ
СТРОЙГЕНПЛАНОВ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ
И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ
! . 1.1. Назначение и виды стройгенпланов
Строительный генеральный план (СГП) - это план строительной площадки, на котором совмещение изображается схема расположения строящихся зданий и сооружений, расстановка основных монтажных и грузоподъемных механизмов, объектов строительного хозяйства, предназначенного для обслуживания производства работ, а также указывается расположение существующих на площадке зданий и сооружений. СГП - одна из важнейших частей технической документации и основной документ, регламентирующий организацию площадки и объемы временного строительства.
Различают два вида строительных генеральных планов: строй-генплан площадки для строительства комплекса объектов (промышленные предприятия, пусковой комплекс предприятия, жилой квартал . или микрорайон, комплекс культурно-бытовых зданий и др.) и строй-генплан объекта - для возведения объекта (здание или сооружение).
Общеплощадочный СГП дает принципиальное решение по ор-. ганизации строительного хозяйства всей площадки и выполняется проектной организацией на стадии рабочего проекта в составе проекта организации строительства (ПОС). СГП объекта, входящего в состав промышленного предприятия, застраиваемого микрорайона иди другого комплекса, разрабатывается как детализированная часть общеплощадочного стройгенплана. Составляется объектный СГП строительной организацией на стадии рабочей документации в составе проекта производства работ (ППР).
К объектам строительного хозяйства, размещаемым на площадке на время строительства, относятся: производственные установки (бетонные и растворные узлы и др.), склады, площадки укрупнитель-ной сборки конструкций, помещения для строительных управлений и обогрева рабочих, санитарно-бытовые помещения, автомобильные и железные дороги, сети электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и связи, трансформаторные подстанции, грузоподъемные механизмы и др. Временные сооружения и другие объекты строительного хозяйства организуются в подготовительный период.
Па стройгенплане указывается расположение постоянных объектов, не подлежащих сносу (зданий, сооружений, постоянные подземные коммуникации и дороги), используемых для обслуживания строительства.
Степень детализации стройгенплана зависит от его назначения. В составе ПОС достаточно подробно указываются объекты, предназначенные для обслуживания площадки строительства в целом, и менее детально - приобъектные временные сооружения и устройства. СГП объектов в составе ППР должны иметь детальные указания о расположении зданий, сооружений, коммуникаций, подземно-транспортных средств и устройств, предназначенных для обслуживания строительства данного объекта.
Стройгенпланы, как правило, не являются постоянными на все время строительства и составляются с учетом состояния строительной площадки на соответствующем этапе строительства. Обычно строй-генпланы проектируются для периода выполнения работ подготовительного периода, по сооружению подземной части здания, а также для периода возведения надземной части здания.
В процессе развития строительного производства отдельные временные сооружения, механизированные установки, склады материалов, подкрановые пути, площадки укрупнительной сборки и другие переносятся на новое место или убираются со строительной площадки. В тех случаях, если строительство предусмотрено вести очередями, для каждой очереди проектируются стройгенпланы, при этом принимаются условия выполнения для предыдущих очередей строительства.
Масштабы работ по созданию временного комплекса строительного хозяйства на строительной площадке определяются особенностями строительства, состоянием производственной базы строительно-монтажных организаций, местными условиями, а также сроками строительства и объемами работ, выполняемых в отдельные периоды строительства.
Рассмотрение решений по организации работ подготовительного периода крупных промышленных комплексов, как правило, связано с установлением соотношения между применяемыми инвентарными (мобильными) и неинвентарными (временными и постоянными) зданиями. Известно, что использование временных зданий оборачивается большими потерями (на один квадратный метр площади здания расходуется: металла - 1,4 кг, древесины - 0,11 м3, трудозатрат - 4,7 чел/ч), в то же время, использование для нужд строительства постоянных зданий приводит к значительному экономическому эффекту. На возможность применения для нужд строительства постоянных зданий и инженерных сетей оказывают влияние следующие факторы:
• наличие в районе строительства существующих зданий;
• целесообразность возведения в опережающие сроки отдельных постоянных объектов и их технико-экономические показатели (назначение, объем, площадь);
• продолжительность эксплуатации постоянных зданий в про
цессе строительства;
» схемы инженерных сетей с источниками питания;
• затраты на восстановление зданий.
Строительные организации различного подчинения используют для нужд строительства существующие постоянные здания (админист-•ративно-бытовые корпуса, столовые, складские помещения и др.) не более 35% от общей потребности в площади подсобно - вспомога-тельных и обслуживающих строительное производство зданий. В настоящее время массовое применение на строительных площадках находят мобильные (инвентарные) здания сборно-разборного и контейнерного типов (со стационарной и съемной ходовой частью). На строительных площадках мобильные здания применяют, как правило, в виде комплексов (бытовых городков) различной вместимости.
Вопросы рационального использования существующих зданий или возводимых в подготовительный период зданий и инженерных сетей решаются и учитываются при составлении ПОС и ППР.
Различия в методах проектирования между стройгенпланами в составе ПОС и ППР сводятся к различной степени детализации разра-' ботки плана и соответствующей точности расчетов.
1.2. Основные принципы проектирования стройгенпланов
Строительный генеральный план является частью документации на строительство, поэтому все решения по его проектированию должны быть увязаны с остальными разделами проекта и прежде всего с принятой технологией выполнения работ и сроками строительства, установленными календарными планами, а также требованиями строительных нормативов, главным образом СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" и СНиП Ш-4-80* "Техника безопасности в строительстве".
Большое разнообразие проектируемых объектов и условий строительства не позволяют разработать универсальные проекты стройгенпланов. Между тем, существуют основные принципы, являющиеся общими при проектировании строительного генерального плана
" любого объекта.
1 • Временные здания, сооружения и коммуникации необходимо располагать на территориях, не предназначенных под застройку посто-
" янными зданиями и сооружениями. При этом должны быть соблюдены противопожарные нормы и требования техники безопасности, а также обеспечены соответствующие санитарно-гигиенические условия. Вместе с тем временное строительство на площадке должно быть минимальным, число и объемы временных сооружений должны быть тщательно обоснованы с учетом возможности использования для нужд
строительства некоторых постоянных зданий, дорог и инженерных сетей.
2. Временные сооружения необходимо проектировать с возможностью многократного их использования на других стройках для размещения административно-бытовых зданий, мастерских, складов, столовых, буфетов, санитарно-гигиенических помещений. Должны быть использованы типовые передвижные и перевозимые вагоны. В номенклатуре временных сооружений должны быть преимущественно инвентарные помещения с ссылкой на типовые проекты.
3. Затраты на строительство временных дорог и инженерных сетей должны быть минимальными. Снижение затрат может быть обеспечено в результате первоочередного строительства на площадке постоянных дорог и сетей подземных коммуникаций, которые могут быть использованы для нужд строительства.
Временные дороги следует прокладывать по трассам постоянных дорог. Если подъезды к временным складам или непосредственно к строящимся объектам не совпадают с трассами постоянных дорог, проектируют на этих участках временные дороги. Покрытие дорог должно обеспечивать проезд автомобильного транспорта в любое время года.
4. Размещение объектов временного хозяйства, а также транспортных путей должно подчиняться цели снижения перевозок внутри площадки и снижения погрузочно-разгрузочных работ. Временные сети водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и т.д. должны быть минимальной протяженности с достаточной надежностью обслуживания.
5. Места для разгрузки, складирования и укрупнительной сборки конструкций, а также складирования и хранения оборудования и материатов следует выбирать в непосредственной близости от мест установки и использования с учетом расположения грузоподъемных механизмов.
По действующему строительному законодательству общеплощадочный стройгенплан должен быть согласован с генподрядной строительной организацией, отделом архитектуры (в случае застройки жилого микрорайона или отдельного здания в черте города), с местными органами государственной санитарной инспекции и государственного пожарного надзора, а в отдельных случаях - с отделами администрации (отделом озеленения, трамвайно-троллейбусным управлением, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, отделом подземных сооружений и др.).
Для выбора наиболее рационального решения стройгенплана необходимо разрабатывать несколько вариантов. Окончательное реше-
ние принимается по следующим основным технико-экономическим показателям: 1) по коэффициенту использования отчуждаемых территорий. Эту величину получают путем деления общей площади, занятой строй- генпланом, на площадь территории, отчуждаемой для строительства постоянных зданий и сооружений. Известно, что уменьшение территории отчуждения при строительстве металлургических предприятий на 1 га дает экономию капи-■ тальных затрат около 300 млн.руб.; 2) по стоимости внутриплощадочных перевозок основных строительных грузов; 3) по стоимости инвентарных зданий и сооружений при условии надлежащего обслуживания строительных рабочих; 4) по протяженности временных сетей канализации, водо- и энергоснабжения, дорог и подъездов (табл. 1.1). Таблица 1.1 Технико-экономические показатели стройгенплана |
Технико-экономические показатели стройгенплана | ||||
Еди- | Вели- | |||
* | Показатели | ница измерения | чина показателя | Примечания |
Площадь строительной площадки | м2 | F | ||
» | Площадь застройки проектируемого | |||
здания Площадь застройки временными зда- | м2 | F„ | ||
ниями и сооружениями Протяженность временных: | м2 | FB | ||
дорог | м | Ширина....м | ||
водопровода | м | Диаметр... м | ||
канализации ., высоковольтной линии электросиловой линии осветительной линии | м м м м | Из керамических труб | ||
ограждения | м | Инвентарный забор | ||
Коэффициент Кпв | % | Kn.B,FBxlOO/Fn | ||
. | Коэффициент Кс.в Компактность стройгенплана: | % | Кем .Ст.ВРх100/Ст.Пост | |
JCj | % | Ki=Fnxl00/F | ||
к2 | % | K2rFBxl00/F |
s Примечание. Ст.в?- стоимость временных зданий и сооружений;
Ст. пост- то же, постоянных.
1.3. Исходные данные для проектирования строительного генерального плана
На основании разработанного стройгенплана устанавливают объемы первоочередных подготовительных работ по строительству
in
постоянных и временных дорог, инженерных сетей, временных зданий и сооружений. Современное и качественное выполнение подготовительных работ в значительной степени отражается на продолжительности основного периода строительства.
Основными исходными данными для проектирования строй-генпланов служат:
• генеральный план площадки строительства в горизонталях с нанесенными на нем существующими зданиями и сооружениями, а также сетями подземных коммуникаций и дорог;
• геологические, гидрогеологические и технико-экономические изыскания (эти данные позволяют рациональнее разместить временные здания и сооружения, решения об отводе атмосферных и грунтовых вод с площадки);
• календарный план или сетевой график строительства (необходимы для выявления сроков использования объектов, строящихся для нужд строительства, для расчета площадей складов, при определении численности занятых на строительной площадке рабочих, для расчета количества, типов и площадей временных зданий и сооружений); данные о временных зданиях и сооружениях, имеющихся в строительной организации, которая будет осуществлять строительство;
• сведения об источниках обеспечения строительства электроэнергией, водой, теплом;
• сведения о состоянии дорог и подъездных путей в различное время года;
• сведения о возможных транспортных связях между строительной площадкой и предприятиями строительной индустрии, а также возможные примыкания к железнодорожным путям, автомобильным дорогам, высоковольтным линиям электропередач и др.
Кроме того, при разработке стройгенплана объекта используют технологические карты на отдельные виды работ.
1.4. Проектирование общеплощадочных строительных генеральных планов
Проектирование строительного генерального плана в составе ПОС заключается в рациональном размещении на строительной площадке временных зданий, сооружений, производственных установок и всех видов коммуникаций, обслуживающих строительное производство. Общеплощадочный СГП согласовывается проектной организацией с заказчиком и генподрядчиком и состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.
Графическая часть выполняется в масштабе генерального плана (1:1000, 1:2000, 1:5000) и включает: генплан площадки с нанесенными
на нем объектами временного хозяйства; экспликацию основных постоянных и временных зданий, сооружений и установок; условные обозначения; технико-экономические показатели; фрагменты обще-площадочного СГП (рис. 1.1).
Экспликация временных зданий и сооружений должна вклю-чать все временные здания и сооружения, сведения об объеме каждого временного устройства, его габаритах в плане, конструктивной характеристики (тип, марка, краткое описание). При составлении строитель-ного генерального плана следует использовать ГОСТ 21.108-78 "Условные изображения и обозначения на чертежах генеральных планов и транспорта" (см. прил. 1). Изображение всех временных сооружений следует показывать теми же условными обозначениями, что и существующие или проектируемые, но выделить жирной линией, штриховкой и т.п.
К строительному генеральному плану составляется пояснительная записка, содержащая:
• обоснование потребности в электроэнергии, воде, паре, ки
слороде и сжатом воздухе;
• расчет потребности в инвентарных складах, временных сооружениях, складских площадках для производства строительно-монтажных работ и санитарно-бытового обслуживания работников;
• рекомендации по набору инвентарных зданий и сооружений с их стоимостью и указанием принятых типовых проектов.
Проектирование общеплощадочного строительного генерального плана рекомендуется начинать с нанесения на него существующих и проектируемых зданий и сооружений в соответствии с генеральным планом застройки жилого микрорайона или промышленного комплекса.
Затем на стройгенплане размещают склады конструкций и материалов, строительные машины, механизированные установки, инвентарные здания, коммуникации, в том числе автомобильные или железные дороги.
Для своевременного развертывания строительства промышленного комплекса или жилого микрорайона и создания необходимого фронта работ строительными организациями в первую очередь возводятся транспортные коммуникации и инженерные сети.
Подрисуночная подпись к рис.1.1
Достоянные сооружения: I - заводоуправление, главная проходная и ЦЗЛ; II - стоянка автомобилей; III - главный корпус; IV - проходная № 2; V - автомобильные весы; VI - корпус вспомогательных цехов; VII - склад масел и химикатов; VIII - склад строительных материалов; К - мазутохранилище; X - мотовозное депо; XI - склад лесоматериалов; XII - монтажная площадка и склад готовой продукции; XIII - насосная станция; XIV - контрольно-пропускной пункт; XV - сторожевая будка запасного въезда; XVI - башенный кран грузоподъемностью 40 т, технологический, используемый для нужд строительства.
Временные сооружения: 1 - столовая № 1 и бытовые помещения; 2 - столовая № 2; 3 - помещения бытового обслуживания на 15Q чел.; 4 - помещения бытового обслуживания на 250 чел.; 5 - медицинский пункт; 6 - контора строительного управления; 7 - ремонтно-механическая мастерская строительного управления; 8 - помещения производителей работ со складом материалов и инструмента; 9-14 - конторы и подгоночные мастерские участков специализированных организаций (9-монтаж, 13-спецстрой, 14-сантехмонтаж); 15 - комплектные трансформаторные подстанции: КТП №1-180 кВА, КТП №2-320 кВА, КТП №3-180 кВА; 16 - склад горючего; 17 - склад баллонов с кислородом; 18 - уборные; 19 - ларьки; 20-24 - склады труб (20-чугунных, 21-стальных, 22-асбестоцементных, 23-керамических, 24-железобетонных); 25 - инструментальная для плотничных работ; 26 - площадка для ремонта и сборки опалубки; 27 - площадка укрупни-тельной сборки строительных конструкций; 28 - материальные склады строительного управления.
Выбор топологии дорог и их параметров (протяженность, размещение, покрытие) осуществляется на основе схемы движения автотранспорта на строительной площадке. Для нужд строительства в первую очередь используют постоянные автодороги, а также прокладываются временные.
Проектирование, размещение и сооружение автодорог производятся в соответствии со СНиП 2.05.07-85, СНиП 11-89-80, СНиП 3.06.03-85, СН 449-72, СН 467-74.
При устройстве инженерных коммуникаций целесообразно вначале выполнить работы по канализации (если они предусмотрены). Присоединение к приемным колодцам городской канализации выполняют специализированные подразделения. Проектирование, размещение и сооружение сетей канализации производятся в соответствии со СНиП 2.04.03-85, СНиП 3.05.04-85.
Проектирование, размещение сетей водоснабжения производятся в соответствии со СНиП 2.04.02-84, СНиП 3.05.06-85, СН 174-75, СН 465-74.
Проектирование, размещение и возведение сетей теплоснабжения рекомендуется выполнять в соответствии со СНиП 3.05.04-85.
Детальные рекомендации по выбору и размещению складов, транспортных и инженерных сетей, бытовых городков строителей и временных электрических сетей приведены в последующих разделах.
В проекте общеплощадочного стройгенплана должна быть предусмотрена охранная и противопожарная сигнализация, а также радиофикация площадки.
Оценку экономической эффективности проектного решения общеплощадочного стройгенплана рекомендуется производить путем сравнения вариантов по критерию минимума приведенных затрат.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что не всегда минимальные затраты по вариантам являются наиболее эффективными. Сокращение протяженности автомобильных дорог, состава и количества инвентарных зданий, а также использование механизированных установок с недостаточной мощностью могут существенно отразиться на показателях деятельности строительных и монтажных организаций.
1.5. Проектирование объектного стройгенплана
*Всоставе проекта производства работ разрабатывается строи-тельныйХгенеральный план на строительство отдельного здания (со-оружения)\или на выполнение отдельных видов строительных, монтажных илЙ1 специальных строительных работ. За основу разработки объектного стройгенплана принимают СГП в составе проекта организации строительства (общеплощадочный стройгенплан).
На стройгенплане объекта даются детальные решения по организации той части строительного хозяйства площадки, которая непосредственно связанна с возведением данного здания или сооружения.
Строительньщ^генеральный план составляется с указанием:
• границ строительной площадки и видов ее ограждения;
• действующих*! временных подземных, надземных и воздушных сетей и коммуникаций;
• постоянных и-'Врегушнных дорог;
• схем движейия средств транспорта и механизмов;
• мест установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путед! их перемещения и зон действия;
• размещения постоянных\, строящихся и временных зданий и сооружений;
• /опасных зон, путей и средств подъема рабочих на этажи
(ярусы); а также проходов в здания и сооружения.
На стройгенплане размещают источники и средства энерго-F, ния, площадки и помещения складирования материалов и кон-
«й площадки укрупнительной сборки конструкций, помещения нитарно-бытового обслуживания строителей, места отдыха и зо-ньТповЫшенной опасности.
Стройгенплан на период выполнения нулевого цикла включает также места складирования .грунта, предназначенного для обратной засыпки фундаментов, места ограждения и места спуска в котлован.
Стройгенплан на период кровельных и отделочных работ включает места установки подъемников, размещения штукатурных и малярных станций, места для подогрева мастики, места хранения огнеопасных материалов и др.
Графическая часть СГП в составе проекта производства работ выполняется в масштабе 1:500, 1:200, 1:100, 1:50 (в зависимости от размеров строящегося здания и участка, выделенного под строительство) и содержит те же элементы, что и генеральный план в проекте организации строительства (рис. 1.2).
Расчетно-пояснительная записка содержит уточненные расчеты и обоснования потребности строительства во временном строительном хозяйстве, а также технические решения по выбору строительных машин и механизированных установок. При выборе строительных машин учитываются возможности строительной организации.
Общие принципы проектирования объектного стройгенплана те же, что и общеплощадочного СГП, однако последовательность проектирования несколько иная.
Проектирование стройгенплана объекта начинают с выбора типов и числа монтажных кранов или стационарных подъемников и их размещения на плане, так как от их числа и расположения во многом зависит размещение других элементов строительного хозяйства.
После нанесения на стройгенплане путей башенных кранов и маршрутов движения стреловых кранов следует разместить приобъектные склады конструкций, деталей, необходимых для строительства объекта, а также подъездные пути, временное электроснабжение и водоснабжение. При размещении складов следует руководствоваться решениями, принятыми в технологических картах и схемах производства работ.
На стройгенплане приводят проектные решения требований техники безопасности (ограждение опасных зон и строительной площадки, установка знаков безопасности движения и ограничения работ механизмов, указание путей движения рабочих, мест установки пожарных щитов, мест для курения и т.д.).
В расчетах и пояснениях к стройгенплану даются ссылки на нормативную литературу, которая была использована при проектировании стройгенплана.
Пример поэтапного проектирования объектного стройгенплана показан на рис. 1.3 и в прил. 2.
Глава 2. РАЗМЕЩЕНИЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ УСТАНОВОК НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Башенных кранов
Поперечная привязка
Установку башенных кранов и рельсовых стреловых кранов у зданий и сооружений производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Расстояние оси подкрановых путей относительно ближайшей выступающей части строящегося здания определяют (рис. 2.4,а) по формуле
/без - безопасное расстояние, м, принимаемое не менее допустимого расстояния от выступающей части крана до габарита здания (/без = 0,7 на высоте до 2 м и на высоте, превышающей 2 м). Установку башенных и рельсовых стреловых кранов вблизи котлованов и траншей, не имеющих специальных креплений для предупреждения обрушения грунта, производят в соответствии с глубиной выемки и характеристикой грунта. При устройстве подкранового пути у неукрепленного котлована, траншеи и другой выемки глубиной наименьшее расстояние по горизонтали от основания откоса (края дна котлована) до нижнего края балластной призмы /б должно соответствовать размерам приведенным на рис. 2.4,6 и данным табл. 2.1:
Установку самоходных кранов вблизи котлованов и траншей производят исходя из тех же соображений, но наименьшие расстояния принимают в соответствии со СНиП III-4-80* "Техника безопасности строительстве", "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" и по данным табл.2.1.
1аолица2.1 Наименьшее допустимое расстояние от бровки котлована до ближайшей опоры крана, м
При работе без опор это расстояние принимают до ближайшей оси колеса, а при работе с выносными опорами - до оси опор. На основании расчета обозначают на плане ось движения крана (подкрановых путей).
Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов
Для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке: из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной башенному крану, раствором циркуля, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана (рис.2.5,а); из середины внутреннего контура здания раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана (рис.2.5,6); из центра тяжести наиболее тяжелых элементов раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы, согласно грузовой характеристике крана (рис.2.5,в). Крайние засечки определяют центр крана в крайнем положении (рис.2.5,г) и показывают расположение самых тяжелых элементов.
По найденным крайним стоянкам крана, согласно рис. 2.5,д, определяют длину подкрановых путей: