Определение накладных расходов и сметной прибыли.
Состав сметной документации
Сметная стоимость, определяемая в составе сметной документации, является основой для планирования капитальных вложений, финансирования строительства, расчетов за выполненные подрядные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Основанием для определения сметной стоимости служат:
• решение заказчика и контракт на составление сметной документации;
• проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных, монтажных, ремонтно-строительных и других видов работ;
• спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации производства и очередности строительства, принятые в ПОС и ППР, пояснительная записка к проектным материалам;
• действующие сметные нормативы (в том числе ресурсные), а также отпускные цены на транспортные расходы, оборудование, материалы;
• решения и постановления органов государственного управления.
Сметную документацию можно условно подразделить на три группы
· основную;
· вспомогательную;
· нормативно-информационную.
Сметная документация | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
основная | вспомогательная | Нормативно-информационная | ||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||
ü локальные сметы; ü локальные сметные расчеты; ü объектные сметы; ü объектные сметные расчеты; ü сметные расчеты на отдельные виды затрат; ü сводные сметные расчеты стоимости строительства; ü сводка затрат; ü ведомости договорной цены и др. | ü калькуляция транспортных расходов; ü калькуляция стоимости материалов, изделий, конструкций; ü индивидуальные единичные расценки; ü сметы на выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ (если это необходимо); ü ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды. | ü СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения; ü СП 81-01-94. Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации; ü МДС 81-1.99. Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации; ü МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации; ü ГЭСН-2001. | ||||||
Основная сметная документация, как правило, обязательная для всех рабочих проектов, служит для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей.
Вспомогательная (или дополнительная) сметная документация является дополнением к основной документации и в отдельных случаях предшествует ее составлению, если в ней появляется необходимость из-за специфики проекта.
Нормативно-информационная сметная документация является обязательной методической основой для разработки основных и вспомогательных документов. Это целая система документов по ценообразованию и сметному нормированию, утвержденных постановлениями Росстроя и Правительством РФ, в которых содержатся формы, порядок и методика составления сметной документации.
Состав сметной документации
Сметная стоимость, определяемая в составе сметной документации, является основой для планирования капитальных вложений, финансирования строительства, расчетов за выполненные подрядные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Основанием для определения сметной стоимости служат:
• решение заказчика и контракт на составление сметной документации;
• проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных, монтажных, ремонтно-строительных и других видов работ;
• спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации производства и очередности строительства, принятые в ПОС и ППР, пояснительная записка к проектным материалам;
• действующие сметные нормативы (в том числе ресурсные), а также отпускные цены на транспортные расходы, оборудование, материалы;
• решения и постановления органов государственного управления.
Сметную документацию можно условно подразделить на три группы
· основную;
· вспомогательную;
· нормативно-информационную.
Сметная документация | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
основная | вспомогательная | Нормативно-информационная | ||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||
ü локальные сметы; ü локальные сметные расчеты; ü объектные сметы; ü объектные сметные расчеты; ü сметные расчеты на отдельные виды затрат; ü сводные сметные расчеты стоимости строительства; ü сводка затрат; ü ведомости договорной цены и др. | ü калькуляция транспортных расходов; ü калькуляция стоимости материалов, изделий, конструкций; ü индивидуальные единичные расценки; ü сметы на выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ (если это необходимо); ü ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды. | ü СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения; ü СП 81-01-94. Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации; ü МДС 81-1.99. Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации; ü МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации; ü ГЭСН-2001. | ||||||
Основная сметная документация, как правило, обязательная для всех рабочих проектов, служит для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей.
Вспомогательная (или дополнительная) сметная документация является дополнением к основной документации и в отдельных случаях предшествует ее составлению, если в ней появляется необходимость из-за специфики проекта.
Нормативно-информационная сметная документация является обязательной методической основой для разработки основных и вспомогательных документов. Это целая система документов по ценообразованию и сметному нормированию, утвержденных постановлениями Росстроя и Правительством РФ, в которых содержатся формы, порядок и методика составления сметной документации.
Определение накладных расходов и сметной прибыли.
Накладные расходы - часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ. Представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на три вида (рис.3.3).
![]() ![]() ![]() |
укрупненные нормативы по основным видам строительства (табл. 3.5.) | нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ (приложение 6, табл. 1,2) | индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации |
Рис. 3.3. Система норм накладных расходов
Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
Нормы накладных расходоврегламентированы Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004.
Укрупненные нормативы по основным видам строительства определены на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства, таким как:
· промышленное;
· жилищно-гражданское;
· сельскохозяйственное;
· транспортное;
· водохозяйственное;
· энергетическое;
· атомные электростанции;
· прочие отрасли;
· капитальный ремонт жилых и общественных зданий;
· работы по реставрации памятников истории и культуры.
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным вида строительства
Виды строительства | Размер накладных расходов (в %) от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов | Область применения |
Промышленное | Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства | |
Жилищно-гражданское | Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей | |
Транспортное | Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта | |
Прочие отрасли | ||
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий |
Нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ разработаны на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по отдельным специализированным организациям-представителям с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных, ремонтно-строительных и специальных строительных работ, определяемой на основе сметно-нормативной базы 2001 г. (Приложение 6, табл. 1,2).
Система указанных нормативов состоит из 86 видов:
· земляные работы;
· горновскрышные работы;
· буровзрывные работы;
· скважины;
· стены;
· полы и пр.
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приводится в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5.
Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
В связи с установлением с 01.01.2005 ставки единого социального налога (ЕСН) 26% к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94 за исключением организаций, использующих упрощенную систему налогообложения (письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве № ЮТ-260/06 от 31.01.05.).
Накладные расходы | ||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Административно-хозяйственные расходы | Расходы на обслуживание работников строительства | Расходы на организацию работ на строительных площадках | ||
Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы | Прочие накладные расходы |
рис. 3.3. Классификация накладных расходов