Понятие расселения, его виды и формы
Расселение— размещение населения на территории стран, районов, городов, поселков, сельских населенных мест — исторически складывающаяся пространственная форма организации жизни общества.
Система расселения – те населенные пункты, которые между собой взаимодействуют и связаны между собой – производство, коммуникации.
Основы системы расселения – крупные города. Формирование системы расселения преследует три главные цели:
— социальную, направленную на создание градостроительных предпосылок для всестороннего развития условий жизни общества;
— экономическую, т.е. создание условий для рационального размещения и развития производительных сил;
— экологическую, заключающуюся в поисках путей выживания человека как биологического вида и социального существа. Систему расселения в пределах экономического района образуют взаимосвязанные системы, охватывающие территории краев и областей, которые в свою очередь объединяют в себе системы промышленных узлов, агропромышленных и сельскохозяйственных районов Первичными элементами этих систем являются населенные места различного типа. Разделение труда — обособление сельского хозяйства от ремесленного производства и торговли — уже в период разложения первобытнообщинного строя привело к появлению двух основных типов расселения — городского и сельского.
Тип расселения — специализация народного хозяйства, на базе которой образуется городское или сельское поселение. Типы расселения зависят от специализации производства и от степени концентрации средств производства, определяющей концентрацию населения. Вместе с усложнением и специализацией производства основные типы расселения порождали новые виды городов и сельских населенных мест, различающихся по производственным и социальным функциям, численности населения, размерам и пространственной организации тер территории. Складывались различные связи между населенными местами. В масштабе страны это обмен материальными продуктами и информацией Преобладающее значение имеет наиболее выгодное размещение производства по отношению к ресурсам и местам реализации его продуктов Особенности взаимного расположения населенных мест, степень их концентрации и развития функциональных связей определяют вторую характеристику расселения — форму расселения.
Форма расселения – особенности взаимного расположения населенных мест, степень их концентрации и развитие функциональных связей.
Существуют 2 формы расселения: групповая и автономная. В случае автономной формы расселения, населенные пункты отделены один от другого, транспортные коммуникации между ними не развиты, функциональные связи не значительны. При групповой форме расселения, населенные пункты образуют группы, объединенные развитой сетью коммуникаций и устойчивыми функциональными связями.
В основе групповой форме расселения лежит:
1. Кооперация производственных и трудовых ресурсов;
2. Организация систем культурно-бытового обслуживания и отдыха населения, общих для всей группы.
Как правило, при групповой форме расселения, мелкие и средние города по своим экономическим, административным и культурным связям тяготеют к одному более крупному городу – центру тяготения.
Групповая форма расселения создает предпосылки для решения следующих проблем:
1. Относительно равномерное размещение производства
2. Устранение чрезмерной плотности населения
3. Ограничение роста существующих крупнейших городов
4. Обеспечение развития малых городов и строительство новых
Как правило, при групповой форме расселения каждому из городов группы присваиваются специализированные функции, благодаря чему города одной группы дополняют друг друга.
16. Место территориального планирования в общей системе государственного планирования и организации рационального использования земель и их охраны.
В системе управления земельными ресурсами любой страны планирование использования земель и их охраны является важнейшей функцией, определяющей перспективы рационального землепользования. Оно служит средством реализации земельной политики государств, а также увязки национальных, региональных и местных интересов при организации рационального использования земель и их охраны.
При этом в экономически развитых зарубежных странах различают три вида планирования использования земель и их охраны:
- пространственное (территориальное);
- городское;
- ландшафтное.
Пространственное планирование
не является сферой градостроительной деятельности, а решает вопросы организации всего пространства на больших территориях, где поселения занимают лишь небольшую часть.
При пространственном планировании решаются вопросы развития землепользования в увязке с основными направлениями экономического роста, миграцией населения, требованиями охраны природы, улучшения социальной инфраструктуры.
Городское планирование использования земель направлено на организацию рационального землепользования в поселениях, регулирование планировки и застройки городских территорий, и, в конечном счете, на выдачу разрешений на строительство.
Ландшафтное планирование обеспечивает прежде всего рациональное использование земель и их охрану на сельских территориях, способствуя осуществлению природоохранных и социально-экономических задач в аграрном секторе экономики.
17. Порядок подготовки, согласования и утверждения документов территориального планирования муниципальных районов.
Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
1. Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
2. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
1. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
2. Подготовка схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципального района, с учетом содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планах поселений положений о территориальном планировании, с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, утверждаемых в порядке, установленном частями 5 и 6 статьи 24 настоящего Кодекса, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
3. Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещается на официальном сайте муниципального района (при наличии официального сайта муниципального района) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений, предусмотренных частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 4 статьи 19 настоящего Кодекса.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
6. Схема территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального района (при наличии официального сайта муниципального района) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 3 статьи 19настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 4 статьи 19 настоящего Кодекса. Схема территориального планирования муниципального района в течение трех дней со дня ее утверждения направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, которые входят в состав муниципального района и применительно к территориям которых подготовлена схема территориального планирования муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.
9. Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 2 - 7 настоящей статьи.
Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
1. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.
2. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации планируемых границ земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации.
3. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельных участков, находящихся в собственности поселений, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в генеральных планах поселений положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории поселения.
4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории муниципального района.
5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.
6. Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района не может превышать три месяца со дня направления органом местного самоуправления муниципального района на согласование такого проекта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.
7. В случае непоступления от указанных в части 6 настоящей статьи органов в установленный срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района такой проект считается согласованным с указанными органами.
8. Заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.
9. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации муниципального района:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования муниципального района с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) по несогласованным вопросам.
11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте (схеме) в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.
12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.
18. Основы районной планировки.
В настоящее время в нашей стране в результате многолетнего развития сформировалась достаточно четкая многоуровневая система научно-проектных работ по градостроительству, в рамках которой решаются конструктивные задачи расселения.
Верхний уровень занимают работы общегосударственного и регионального значения. В рамках этих работ выполняются Генеральная схема расселения на территории страны и консолидированные схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации. В Генеральной схеме расселения дается прогноз развития основных форм расселения; определяются меры по улучшению экологической обстановки в регионах, рациональному использованию земель, сохранению объектов историко-культурного и природного наследия, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения; перечисляются особо охраняемые территории, территории сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения, территории с экстремальными природно-климатическими условиями и подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций, территории залегания полезных ископаемых; уточняются число и параметры крупных групповых систем; решаются задачи создания градостроительных условий сохранения и улучшения20 окружающей среды путем рационального распределения населения, организации территории и использования природных ресурсов; устанавливаются нормы, которые должны учитываться при осуществлении градостроительной деятельности. В консолидированных схемах градостроительного планирования (для территорий нескольких субъектов Российской Федерации) определяются: зонирование территорий; меры по развитию региональных систем расселения; меры по развитию инженерных, транспортных и социальных инфраструктур; меры по рациональному природопользованию и обеспечению ресурсами в целях комплексного развития регионов Российской Федерации; сфера взаимных интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области градостроительства; основные направления государственной политики в области градостроительства. На среднем уровне разрабатываются территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей сельсоветов). В них определяются зоны различного Функционального назначения и ограничения на использование территорий; меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; направления развития инфраструктур межселенного значения; резервные территории и территории для индивидуального жилищного строительства (в том числе дачных и садоводческих поселков), территории для организации мест отдыха населения. На этом уровне ведется разработка концепции развития сети населенных мест и планировочной структуры групповой системы населенных мест, размещения предприятий по конкретным территориям с учетом особенностей и условий каждого конкретного участка (запасы ископаемых, наличие энергоресурсов, свойства грунта, наличие воды и ее свойств и т. д.).
Главными задачами являются территориальная организация проектируемого района; инженерно-экологическое, функциональное и архитектурно-планировочное зонирование территории;21 разработка гигиенических и природоохранных мероприятий, включая выделение охранных и санитарно-защитных зон, и т.д. Выявленные в территориальных комплексных схемах районной планировки экономические возможности районов находят конкретную реализацию в проектах районной планировки, которые выполняются в первую очередь для наиболее перспективных территорий отдельных административных районов или групп административных районов. В них отражено перспективное функциональное зонирование территории с определением резервных площадок для промышленного и гражданского строительства; определена перспективная численность населения района в целом и отдельных населенных мест; разработаны конкретные предложения по развитию межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения, организации трасс автодорог, газопроводов, линий электропередач, водозаборных и очистных сооружений, водоводов и других инженерных и транспортных коммуникаций: определены конкретные мероприятия по очистке и охране воздушного и водного бассейнов района, выделению заповедников, заказников, природных парков, водоохранных и санитарно- защитных зон (рис. 33). Схемы и проекты районной планировки включают текстовые и графические материалы в масштабах 1:300000 — 1:25000. К графическим документам схемы и проекта районной планировки относятся проектный план на топографических картах и чертежи, выражающие содержание планировочных предложений.
В состав текстовых материалов входит пояснительная записка, в которой изложены обоснования принятых планировочных предложений, описываются порядок и последовательность их осуществления. На третьем, низшем уровне ведется разработка генеральных планов городов и сельских поселений, в которых решаются важнейшие архитектурно-планировочные вопросы конкретного города или сельского населенного пункта: определяются основные направления развития территории поселения с учетом численности населения, особенностей социально- экономических и природно-климатических условии; способы развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, функциональное22 зонирование территории, соотношение застроенной и незастроенной территории поселения; выявляются территории резерва для развития поселения и иные меры по развитию его территории.
19. Задачи районной планировки по охране окружающей среды.
Строительство энергетических объектов и комплексов, разработка полезных ископаемых, использование природы в целях массового рекреационного отдыха вносят в окружающую среду существенные изменения . Задача градостроительства — целенаправленно управлять процессами охраны и улучшения природы на всех уровнях проектирования. Изменяя природу, человек должен постоянно заботиться о воспроизводстве как естественным, так и искусственным путем основных ее компонентов: атмосферного воздуха, воды, почвенно-растительного покрова, животного мира; он должен стремиться к рациональному распределению нагрузок на природные факторы и созданию необходимых условий для возможности приспособления природной среды к этим нагрузкам. Решение этих задач осуществляется на основе комплексной оценки состояния окружающей среды, которая проводится исходя из анализа отдельных природных факторов и совместного их взаимодействия. По результатам этой работы разрабатывается прогноз развития объекта, позволяющий достаточно точно предвидеть изменения в окружающей среде района и разработать систему мероприятий по ее охране и восстановлению – экологическую программу. Экологическая программа схемы районной планировки в зависимости от вида районной планировки описывает основные характеристики и мероприятия, выполнение которых способствует сохранению экологического равновесия в том или ином районе:
— общая экологическая характеристика района:
— охрана почвенно-растительного покрова и восстановление нарушенных земель;
— охрана воздушного и водного бассейнов:
— охрана животного мира:
— улучшение санитарно-эпидемиологических условий;
— охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, теплового загрязнения и радиации;
— формирование природного комплекса
— единой системы зеленых насаждений района;
— охрана памятников истории и культуры:
— формирование системы охраняемых территорий;
— охрана и улучшение ландшафта;
— составление комплексной схемы охраны окружающей среды района;
— определение эффективности природоохранных мероприятий и путей их реализации. Основным планировочным мероприятием по охране природы является функциональное зонирование территории, при котором ее отдельные участки отводятся под различные виды использования в соответствии с их природными особенностями (плодородные земли, ценные ландшафты, земли, удобные под строительство, и т.д.). Функциональное зонирование выделяет специальные охранные зоны (водо-, почво-, лесоохранные, санитарно-защиные и др.) и организует систему охранных территорий (национальных и природных парков, заповедников, заказников, охраняемых ландшафтов).
Таким образом, функциональное зонирование определяет баланс различных территорий — от крайне урбанизированных (промышленные, селитебные и др.) до охраняемых природных ландшафтов. К техническим мероприятиям относятся: охрана водоемов путем создания системы очистных сооружений, внедрения на предприятиях бессточных систем водопользования; рекультивация плодородных земель; защита земель от оползней, селей, обвалов, затопления; усовершенствование технологических процессов различных производств и видов транспортных средств для защиты воздушного бассейна от загрязнений и выбросов вредных веществ. В современных условиях проблема охраны окружающей среды превратилась в сложнейшую политическую, социальную, техническую и экономическую24 проблему, решить которую можно лишь объединив усилия всех наук, но основа решения заключена в схеме районной планировки.