Система расселения и трудовые ресурсы территории.
Система расселения – система размещения населения и производительных сил на территории страны или (это совокупность функционально взаимосвязанных поселений определенной территории, интенсивность внутренних связей которой выше внешних).
Формирование системы расселения преследует 3 главные цели:
1. Социальную, направленную на создание градостроительных предпосылок для всестороннего развития условий жизни общества;
2. Экономическую, направленную на создание условий для рационального размещения и развития производительных сил.
3. Экологическая, которая заключается в поисках путей выживания человека, как биологического вида и социального существа.
Место расселения во все времена связано с 3 предпосылками:
1. Место приложения труда (производство, администрация, сфера услуг и прочее)
2. Пригодность территории для жизни
3. Возможность удобных перемещений
Территориальные системы расселения делятся на: 1) локальные и 2) региональные.
Под локальной системой расселения (ЛСР) следует понимать сеть населенных пунктов в рамках определенной территории, связанных между собой общностью демографических и производственных связей, системой обслуживания населения, транспортной сети, природопользования, системой информации, а также общностью и централизацией управления автономными объектами системы.
Региональная система расселения (РСР) имеет те же характерные черты, что и локальная, но отличается от последней, прежде всего, масштабностью (она охватывает бо́льшую по размерам территорию и состоит из нескольких локальных систем).
6. Порядок хранения документов территориального планирования.
(Приказ Министерства регионального развития РФ от 13 ноября 2010. г. N 492 Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов)
Порядок хранения градостроительной документации
15.1. Экземпляр (оригинал) утвержденной градостроительной документации хранится в архиве исполнителя градостроительной документации в порядке, установленном специальными требованиями к оформлению и доступу к указанным материалам.
В архиве исполнителя градостроительной документации хранятся также подлинники информационных материалов, копии всех утверждаемых графических и текстовых материалов, а также материалов по обоснованию градостроительных решений. Копии графических и текстовых материалов в электронном виде в установленном порядке хранятся в архиве исполнителя градостроительной документации.
15.2. Утвержденная градостроительная документация всех видов и материалы по обоснованию градостроительных решений передаются заказчику для последующей передачи уполномоченным органами в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства) для регистрации и хранения, а также для размещения в службу информационного обеспечения градостроительной деятельности.
15.3. Дубликаты утвержденной градостроительной документации и материалов по обоснованию проектных решений могут изготавливаться исполнителем в необходимом количестве экземпляров по дополнительному заказу после утверждения градостроительной документации.
15.4. Градостроительная документация, подготовленная с применением компьютерных технологий, может передаваться заказчику в электронном виде на предусмотренном в градостроительном задании носителе (компакт-диск, дискеты, магнитооптический диск).
Дубликаты графических материалов могут изготавливаться как заказчиком, так и исполнителем градостроительной документации в необходимом количестве экземпляров.
15.5. Пользование градостроительной документацией, находящейся на постоянном хранении в органах архитектуры и градостроительства, службах информационного обеспечения градостроительной деятельности, не связанное с ее размножением, осуществляется в установленном порядке.
15.6. Тиражирование и представление иллюстративных материалов утвержденной градостроительной документации заинтересованным организациям производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
7. Взаимосвязь социально-экономического и территориального планирования.
Документы социально-экономического, бюджетного и территориального планирования тесно связаны между собой общей целью улучшения условий жизни и повышения качества среды обитания. Однако на практике наиболее остро стоит проблема координации различных видов планирования, обеспечения согласованности плановых документов. До сих пор зачастую происходит подмена понятий в отношении инструментов планирования: концепции и стратегии развития наделяются свойствами программ и проектов, что негативно сказывается на качестве документов планирования и результатах их применения.
Взаимосвязь социально-экономического и территориального планирования проявляется в том, что документ стратегического социально-экономического развития муниципального образования может лежать в основе технического задания на разработку (корректировку) схемы территориального планирования, генерального плана. Целевые программы также могут являться источниками исходных данных для разработки документов территориального планирования, если они содержат в себе задачи, решение которых предусматривает строительство объектов муниципального значения или рост объемов строительства какого-либо назначения. В то же время существует обратная связь от документов территориального планирования к документам социально-экономического планирования. Действующие документы территориального планирования показывают земельно-ресурсные и градостроительные ограничения для потенциального решения задач, связанных с необходимостью строительства конкретных объектов или увеличением объемов строительства. Эти ограничения принимаются во внимание при формировании прогнозов социально-экономического развития, программ и инвестиционных проектов на соответствующий плановый период.
Взаимосвязь документов социально-экономического и территориального планирования осуществлялась следующим образом:
· При подготовке документов социально-экономического планирования было проанализировано фактическое состояние социально-экономического развития города; определены целевые установки развития города на перспективу; выполнен прогноз численности населения, объемных показателей развития экономики города, а также социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
· При подготовке Генерального плана были определены удельные показатели емкости территории в расчете на прогнозируемые показатели развития города и в соответствии с ними была рассчитана площадь функциональных зон и размещение крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
8. Полномочия органов местного самоуправления в области территориального планирования.
ГрК РФ, Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий;
7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования является функцией, направленной на формирование долго- и среднесрочной политики развития муниципального образования. На необходимость осуществления данной функции указывается в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (соответствующее положение было и в редакции названного Закона 1995 г.).
Вопреки распространенному мнению, что в условиях практически повсеместного дефицита местных бюджетов для деятельности по комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований нет условий, опыт стратегического планирования развития муниципальных образований, имеющийся в Российской Федерации (к примеру, программа стратегического планирования развития муниципальных образований Фонда "Открытое общество") демонстрирует, что выработка стратегии развития муниципальных образований является действенным механизмом подъема экономики в муниципальном образовании, повышения уровня жизни населения. Суть имеющегося опыта планирования развития муниципальных образований состоит в строго индивидуальном подходе к оценке ситуации в каждом муниципальном образовании, в выработке предложений, ориентированных на использование конкретного комплекса ресурсов, имеющихся в муниципальном образовании. При этом под ресурсами понимаются не только материальные и финансовые ресурсы, но и такие аспекты, как географическое положение, наличие традиционных промыслов, профессиональный состав населения и т.д.
Органы местного самоуправления могут самостоятельно планировать развитие муниципальных образований либо включать планы их развития отдельным блоком в региональные или федеральные целевые программы.
Полномочия органов местного самоуправления в области планирования ежегодно реализуются при подготовке и утверждении местных бюджетов и сметы расходов по исполнению местных бюджетов.