Поперечная привязка подкрановых путей башенного крана
Для монтажа жилых зданий принят башенный кран КБ-160.2 с техническими характеристиками:
- максимальный вылет стрелы –Rmax = 25м;
- минимальный вылет стрелы – Rmin =13м;
- радиус поворотной платформы крана – Rпов =3,8м;
- база крана – Hбкр = 6м;
- ширина колеи -6м;
- максимальная грузоподъемность -5,5т.
Рис.1 Схема поперечной привязки подкрановых путей
hб– высота балластной призмы принимается с учётом марки крана, геологии местности и принятого вида рельсовых путей.
hб = 0,12м - при условии применения для верхнего строения рельсовых путей железобетонных балок, при земляном полотне, сложенном из суглинистого грунта, и применения для балласта щебня.
lшп = 0,8м –длина шпалы.
Для щебня и гравия 1: m коэффициент естественного откоса 1:1,5. Следовательно, расстояние от основания откоса до нижнего края балластной призмы
lб =0,12·1,5= 0,18м.
1. Расчёт расстояния от строящегося здания до оси подкрановых путей с учётом безопасного расстояния до балластной призмы.
lбез1 – минимально допустимое безопасное расстояние от балластной призмы до габарита строения, принимаем 0,7м.
0,2 – минимально допустимое расстояние от конца шпалы до откоса балластной призмы,м.
2. Расчёт расстояния от строящегося здания до оси подкрановых путей с учётом безопасного расстояния до выступающей части поворотной платформы
lбез2 – минимально допустимое безопасное расстояние от выступающей части крана до габарита строения, принимаем 0,7м.
, поэтому принимаем В=4,5 м.
Продольная привязка подкрановых путей башенного крана
Рис. 2 Схема продольной привязки подкрановых путей |
При продольной привязке кранов устанавливаются:
-крайние стоянки,
-длина (и ограждение) путей,
-места тупиков и контрольного груза.
Определение крайних стоянок с учетом монтажа максимально и минимально удаленных элементов.
Длина подкрановых путей:
, где
- расстояние между крайними стоянками крана, определяемое по схеме, м;
Lторм. - величина тормозного пути крана, принимаемая не менее 1,5м;
Lтуп. - расстояние от конца рельса до тупиков, равное 0,5м;
Рассчитываем необходимое количество звеньев подкрановых путей при условии, что длина полузвенаlп/зв= 6,25 м.
Принимаем 6полузвеньев, при этом фактическая длина подкрановых путей составляет:
Выполняем корректировку тормозного пути по формуле:
Окончательно принимаем длину подкранового пути 68,7м.
Определение опасных зон крана (схемы и расчёты)
При размещении строительного крана устанавливаем опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
В целях создания условий безопасного производства работ, действующие нормативы предусматривают различные зоны:
- монтажная зона;
- рабочая зона крана;
- зона перемещения груза;
- зона рассеивания груза;
- опасная зона работы крана;
- опасная зона подкрановых путей.
Монтажная зона.
Монтажной зоной называют пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Согласно СНиП 12-03-2001, эта зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7м, так как высота здания 50м. На стройгенплане зону обозначаем пунктирной линией, а на местности - хорошо видимыми предупредительными знаками. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначаем определенные места, обозначенные на стройгенплане с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжаем навесами.
Рис. 3. Монтажная зона; I – монтажная зона
Рабочая зона крана.
Рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы и соединения их прямыми утолщенными линиями.
Зона перемещения груза.
Зоной перемещения груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Зоны определяются расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны (зоны обслуживания) крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения. Для башенных кранов граница зоны определяется суммой максимального рабочего вылета стрелы и ширины зоны, принимаемой равной половине длины самого длинного перемещаемого груза. В данном проекте за самый длинный перемещаемый груз принимаем многопустотную плиту перекрытия длиной 6м. Соответственно ширина зоны перемещения равна 3м.
Зону перемещения груза обычно отдельно на плане не выделяют - она служит составляющей при расчете границ опасной зоны работы крана, которая суммирует все входящие в ее контур зоны.
Зона рассеивания груза.
Зоной рассеивания груза называется пространство, находящееся в пределах возможного рассеивания груза в случае падения вследствие раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями движений крана и силы давления ветра. Ширина зоны рассеивания зависит от высоты подъема груза. В данном проекте принимаем ширину зоны рассеивания 10м (аналогично монтажной зоне).
Опасная зона работы крана.
Опасной зоной работы крана называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении. Для башенных кранов границу опасной зоны работы определяют радиусом, который охватывает рабочую зону крана, зону перемещения и зону рассеивания груза. Этот радиус можно вычислить по формуле:
где lбез=10м – ширина зоны рассеивания груза, м;
0,5lmax=3м– ширина зоны перемещения груза, (м);
Рис. 4. Опасная зона работы крана. I – монтажная зона; II – рабочая зона крана; III - зона перемещения груза; IV – зона рассеивания груза; V – опасная зона работы крана |