Коэффициент увеличения затрат по объектам с меньшим сроком службы будет
m = 1 + + + … + =
= , (12)
где g = ;
t2 и t1 - сроки службы соответственно больший и меньший;
при £ 2 m = (1 + t1g). (13)
Между целыми значениями gкоэффициент m определяется по интерполяции.
Значения коэффициента m для различных t1 и gданы в приложении 1, б.
При сокращении продолжительности строительства объектов, а также выполнении отдельных видов работ, лежащих на критическом пути (или позволяющих его сократить), дополнительный экономический эффект образуется из ряда слагаемых. При сокращении сроков ввода в действие объекта строительства (здания или сооружения) возникает экономический эффект от использования единовременных затрат за период досрочного ввода в виде прибыли от дополнительно произведенной продукции
ЭВ = ЕНФ(Т1 - Т2), (14)
где Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности;
Ф - стоимость производственных фондов, досрочно введенных в действие, руб.;
Т1 и Т2 - продолжительность строительства по сравниваемым вариантам, год.
Возможность получения и реализации дополнительной продукции должна быть специально обоснована.
Сокращение продолжительности строительства приводит к сокращению незавершенного строительства (т.е. досрочному высвобождению капитальных вложений), а также к высвобождению основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств строительных организаций.
Дополнительный экономический эффект от сокращения незавершенного строительства Эн определяется по формуле
ЭН = 0,5ЕНК(Т1 - Т2), (15)
где К - объем капитальных вложений по исходному варианту, руб.;
0,5 - коэффициент нарастания затрат при равномерном финансировании.
Дополнительный экономический эффект от высвобождения производственных фондов строительных организаций
ЭС = ЕСФС(Т1 - Т2), (16)
где Фс - стоимость производственных фондов, используемых в строительстве объекта.
При сокращении сроков выполнения отдельных видов работ, объекта или этапа учитывается экономический эффект от снижения условно-постоянной части накладных расходов, а также и некоторой части прямых затрат:
а) экономия от снижения накладных расходов
Эу = (Т1 - Т2); (17)
б) то же в связи с сокращением амортизационных отчислений от стоимости участвующей техники
Эа = (Т1 - Т2); (18)
где у - удельный вес условно-постоянной части накладных расходов, принимаемый в транспортном строительстве в размере 0,6;
н - норматив накладных расходов по соответствующему главному управлению или министерству (по отношению к сметной себестоимости);
С - сметная себестоимость работ (сметная стоимость за вычетом плановых накоплений или 94,34 % от сметной стоимости);
а - норма амортизационных отчислений на полное восстановление;
М - стоимость используемого машинного парка.
Реализация эффекта от сокращения условно-постоянных расходов возможна только при интенсификации производства работ, а также возможности использования освобождающейся техники на других работах. Общий экономический эффект от сокращения продолжительности строительства суммируется из экономических эффектов. Приведение разновременных затрат к исходному моменту при исчислении сметной стоимости строительства не учитывается. Также не учитывается эффект, получаемый по формулам (14) - (16) при определении размера премий за создание и внедрение новой техники.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ