Источники правового регулирования отношений по строительному подряду.
Поскольку договор строительного подряда представляет собой вид договора подряда, вытекающие из него обязательства субсидиарно регулируются общими положениями о договоре подряда (п. 2 ст. 702 ГК). В частности, это касается общих правил о структуре договорных связей (ст. 706 ГК); о сроках выполнения работ (ст. 708 ГК); о цене работы (смете) (ст. 709 ГК); о порядке оплаты работы (ст. 711); о правах заказчика во время выполнения работы подрядчиком (ст. 715 ГК); об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы (ст. 723 ГК); о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата работы (ст. 724 ГК) и др.
Договор строительного подряда как и все другие выделенные в гл.37 ГК РФ договоры обладает родовыми признаками подряда. Основной признак, по которому выделяется договор строительного подряда и с которым, в конечном счете, связан его специальный правовой режим, закреплен в 3 гл.37 ГК РФ - это особый характер выполняемых работ и их результата. П.2 ст.740 ГК РФ, который особо выделяет необходимый для строительных работ признак: они должны быть нераздельно связаны со строящимся объектом.
Вместе с тем наряду с ГК РФ отношения, связанные со строительным подрядом, регулируются многочисленными законодательными и иными нормативными актами об инвестиционной деятельности, прежде всего: Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», основу которого составляет административно-правовое регулирование отношений между государством и инвесторами. П.3 ст. 4 данного закона определяет характеристику заказчиков, как субъектов инвестиционной деятельности. Заказчики непосредственно реализуют инвестиционные проекты, то есть подыскивают подрядчиков, заключают с ними договора (контракты), контролируют исполнение. Заказчикам предоставляются инвесторами полномочия на владение, пользование и распоряжение капитальными вложениями. Объем, сроки и пределы полномочий заказчика во взаимоотношениях с подрядчиком и инвесторами должны быть предусмотрены в соответствующих договорах. В качестве общего принципа установлен запрет на вмешательство заказчика в предпринимательскую или иную деятельность подрядчика. Договором между заказчиком и подрядчиком могут быть предусмотрены изъятия из данного принципа. Инвестор (или один из инвесторов) может осуществлять полномочия заказчика самостоятельно. П. 4 ст.4 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет характеристику подрядчиков. Подрядчики являются непосредственными исполнителями деятельности, в которую осуществляются капитальные вложения. Отношения подрядчика и заказчика (в зависимости от лица, являющегося заказчиком) могу оформляться договором строительного подряда, государственного или муниципального подряда.
Федеральным законом от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,который содержит гарантии иностранным инвесторам, в том числе в сфере капитальных вложений.
Важное значение в регулировании отношений из договора строительного подряда имеют законодательные акты, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство, градостроительные правила, а также технические и иные требования, предъявляемые к строительству объектов. К их числу относятся Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Содержащиеся в названных законах правила регламентируют административные отношения в области строительства, возникающие между органами государственной власти (местного самоуправления) и лицами, выступающими в роли заказчиков или подрядчиков по договорам строительного подряда.
Градостроительный кодекс РФ определяет порядок выдачи разрешений на строительство - документа, который удостоверяет право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. В самом Градостроительном Кодексе РФ (ст.62) устанавливается перечень случаев, при которых разрешения на строительство не требуется. В дополнение к нему такие же случаи могут устанавливать и субъекты РФ. Разрешение на строительство объектов недвижимости переходит к новому ее собственнику.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» установлены правовые основы для деятельности саморегулируемых организаций, представляющих собой специальный институт профессионального общественного регулирования, объединяющий лиц, занимающихся предпринимательской или иной профессиональной деятельностью.
Федеральный закон содержит определение и квалифицирующие признаки саморегулируемой организации, устанавливает порядок ее создания и деятельности, порядок взаимоотношений между саморегулируемой организацией и ее членами, а также между саморегулируемой организацией и органами государственной власти и местного самоуправления. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация создается по отраслевому признаку и относится к некоммерческим организациям. Саморегулируемая организация призвана создать отраслевые стандарты деятельности, не только полностью соответствующие законодательным императивам, но и, зачастую, превышающие их. Таким образом, саморегулируемые организации выполняют рыночно-регулятивную функцию, способствуют повышению качества деятельности лиц, являющихся членами таких организаций.
Важнейшей функцией саморегулируемой организации определена защита интересов предпринимателей в их отношениях с государством. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником саморегулируемой организации, противостоять государству от имени данного участника будет сама такая организация, что автоматически переводит весь процесс разбирательства конфликта в качественно иную плоскость. Индивидуальное противостояние предпринимателей государству заменяется коллективным противостоянием. Кроме того, одной из важных функций саморегулируемой организации является функция посредника при разрешении споров между членами данной организации, а также между ними и потребителями их продукции и услуг.
Распределение рисков между сторонами договора строительного подряда регламентируется ст. 741 ГК РФ. Действие п.1 ст. 741 ГК РФ ограничивается наступлением момента приемки объекта заказчиком. Риски, связанные с последующей гибелью или повреждением объекта строительного подряда после этого момента, подчиняются, в зависимости от обстоятельств, действию соответствующих норм ст.755 ГК РФ. Правила о распределении риска между сторонами, предусмотренные в п.1 ст. 741 ГК РФ, действуют независимо от того, осуществляется ли строительство из материалов заказчика, подрядчика или третьих лиц.
Страхование рисков при осуществлении строительных работ является традиционным инструментом для удовлетворения потребности участников договора строительного подряда в оперативном возмещении ущерба, который мог быть причинен имуществу в результате действия различных причиняющих вред факторов.
Ст. 742 ГК РФ охватывает два различных вида страхования: страхование имущества и страхование ответственности за причинение вреда. В первом случае на сторону договора строительного подряда может быть возложена обязанность страховать имущество по договору, заключенному в свою пользу ст.929 ГК РФ или в пользу контрагента ст.930 ГК РФ.
Во втором случае отношения соответствующих сторон со страховщиком должны быть урегулированы в рамках ст.931 ГК РФ. Выбор вида страхования при заключении договора строительного подряда определяется характером интереса контрагента. Обычно интерес направлен на то, чтобы при наступлении страхового случая или самому получить соответствующую сумму, или быть свободным от несения ответственности за причиненный вред перед третьим лицом.
Техническая документация при выполнении строительных работ представляет собой набор подготовленных в соответствии с требованиями нормативных документов схем, чертежей, графиков, расчетов, а также иных документов, необходимых для выполнения подрядных строительных работ. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации при условии соблюдения требований, содержащихся в нормативных документах.
Градостроительный кодекс РФ ст.61 называет проектной документацией графические и текстовые материалы, определяющие объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, сооружений и их частей, а также благоустройство их земельных участков. Разработка, финансирование, утверждение и определение порядка использования проектной документации осуществляется по инициативе заказчика и за его счет. Проектная документация, заказчиком которой, являются органы местного самоуправления утверждается ими же в установленном порядке. Проектная документация, заказчиком которой являются физические и юридические лица, утверждается заказчиком в установленном порядке.
Федеральным законом РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»определены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в т. ч. к процессам их проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Эти требования распространяется на все этапы жизненного цикла здания и сооружения любого назначения (включая входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения). Речь идет о требованиях механической, пожарной безопасности, безопасности в сложных природных и техногенных условиях, о требованиях безопасных условий проживания, пребывания и пользования, о требованиях энергоэффективности и безопасного воздействия на окружающую среду, о требованиях доступности для инвалидов.
Здания и сооружения идентифицируются по нескольким признакам. В частности, они могут быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности: повышенный (особо опасные, технически сложные или уникальные объекты), пониженный (здания и сооружения временного назначения и вспомогательного использования), нормальный (все остальные). Идентификационные признаки должны указываться застройщиком (заказчиком) или лицом, готовящим проектную документацию.
Предусматривается оценка соответствия объектов требованиям. Обязательная оценка может проводиться в формах строительного контроля, государственного строительного надзора, заявления о соответствии здания или сооружения проектной документации, а также требованиям данного закона, ввода объекта в эксплуатацию и др. Среди форм добровольной оценки выделяют негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации, авторский надзор, обследование зданий и сооружений и др.
П.1 и п.3 ст. 744 ГК РФ устанавливают случаи, при которых возможно одностороннее изменение условий договора по воле и заказчика, и подрядчика.
Ограничение права заказчика без согласования с подрядчиком вносить изменения в техническую документацию является необходимым условием придания определенности в отношениях сторон договора. Если изменения технической документации приводят к увеличению сметной стоимости более лимита, установленного ст.744 ГК РФ, стороны обязаны составить дополнительную смету. Помимо оплаты дополнительных работ заказчик обязан по обоснованному требованию подрядчика рассмотреть вопрос об изменении сроков окончании работ. Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. При этом следует руководствоваться положениями ст.451 ГК РФ, регулирующими отношение сторон в связи с изменением и расторжением договора при существенном изменении обстоятельств.
Обеспечение строительства материалами и оборудованием в условиях свободного рынка между сторонами осуществляется исключительно по соглашению между ними. И лишь с целью внести необходимую определенность во взаимоотношения контрагентов п.1 ст.745 ГК РФ вводит диспозитивную норму. Соответствующая презумпция в пользу того, что снабжение материалами и оборудованием лежит на подрядчике, имеет значение в трех случаях:
первый - если в договоре полностью отсутствует условие об обеспечении строительства материалами и оборудованием;
второй - если содержащееся в договоре на этот счет условие не охватывает всего набора необходимых материалов и оборудования;
третий - если между сторонами возник преддоговорный спор по вопросу о распределении указанных обязанностей (ст. 446 ГК РФ). В последнем случае соответствующая статья, не являясь императивной нормой, все же дает определенную ориентировку суду.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 г. № 1636установлено, что новые, в т.ч. ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими СНиПами, ГОСТами, ТУ и др., могут применяться в строительстве (в т.ч. при реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий и сооружений) после подтверждения их пригодности для строительства и эксплуатации объектов на территории РФ. Одновременно указанным постановлением утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Соответствующим документом, предъявление которого обязательно и для подрядчика, и для заказчика, служит Техническое свидетельство, выдаваемое в установленном порядке.
Императивные нормы, которые относятся к порядку оплаты работ, содержатся главным образом в актах, регулирующих выполнение подрядных работ для государственных нужд. Так, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007г. № 989 предусмотрено авансирование в установленном размере государственным заказчиком работ, выполняемых по договорам (контрактам) подрядными организациями на стройках и объектах, которые финансируются за счет средств федерального бюджета РФ.
Положения по бухгалтерскому учету предусматривает, что в соответствии с договором расчеты между сторонами могут осуществляться в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах либо после завершения всех работ на объекте строительства. При этом в бухгалтерском учете у застройщика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости.
Следует отметить особенности оплаты работ, выполненных подрядчиком, в случае признания договора строительного подряда ничтожной сделкой (ст.168 ГК РФ). В соответствии со ст. 167 ГК РФ при признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость.
Ст. 749 ГК РФ отражает международный опыт осуществления строительства. Отношения заказчика с инженером (инженерной организацией) основаны на договоре поручения, который является, в свою очередь, разновидностью договора возмездного оказания услуг, но регулируется в соответствии с п.2 ст.779 ГК РФ специальными нормами гл.49 ГК РФ.
Договор строительного подряда устанавливает обязательные для подрядчика указания инженера (инженерной организации). В этих же пределах за последствия действий инженера (инженерной организации) отвечает заказчик. Инженер в международной практике строительства - технический эксперт, в функции которого входит разрешение споров в процессе выполнения работ, выдача свидетельств об удовлетворительном завершении определенных стадий работ или всех работ, распоряжений в отношении устранения недостатков в работе. По условиям ст. 749 ГК РФ инженер является представителем заказчика и выражает его интересы.
Сотрудничество сторон в договоре строительного подряда, связанное с устранением препятствия к надлежащему исполнению контрагентом своих обязанностей регулирует ст. 750 ГК РФ.
Ст. 751 ГК РФ регулирует обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»обязательной экспертизе федерального уровня подлежат «технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, существование которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в т.ч. материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций, в которые превышает пятьсот тысяч долларов».
Наряду с общими, существуют специальные правила безопасности, отражающие особенности отдельных объектов. Так, Федеральный закон от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» возлагает на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию обязанность обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. На стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации необходимо составить декларацию безопасности, которая подлежит утверждению в органах надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Только после этого выдается разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию гидротехнических сооружений. При этом сама декларация подлежит (в т.ч. на стадии проектирования) государственной экспертизе, проводимой в установленном Правительством РФ порядке.
При нарушении требований о безопасности руководствуются нормами гл. 59 ГК РФ. В силу ст.1079 ГК РФ строительная и иная связанная с нею деятельность рассматриваются как создающие повышенную опасность для окружающих и ответственность в таких случаях должен нести владелец источника такой опасности. В этой роли выступает подрядчик. Как владелец источника повышенной опасности он отвечает независимо ни от своей вины, ни от того, причинен ли вред использованием строительной машины или упавшим с крыши кирпичом. В отличие от подрядчика заказчик может нести ответственность за причиненный вред лишь в порядке регресса, к тому же в виде общего правила только за свою вину.
К последствиям консервации строительства применяются положения ст. 752 ГК РФ, которое является следствием обстоятельств, не зависящих как от заказчика, так и от подрядчика. Наиболее распространенные случаи - консервация, вызванная явлениями стихийного характера и невыделением инвестиций.
Ответственность подрядчика за качество работ регулирует ст. 754 ГК РФ и система нормативных документов в строительстве, которая содержит определение самой системы нормативных документов как совокупности взаимосвязанных документов, которые принимаются компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства. Система включает построенные по вертикали документы. Имеются в виду федеральные нормативные документы (Строительные нормы и правила РФ, Государственные стандарты РФ в области строительства, Своды правил по проектированию и строительству, руководящие документы системы), нормативные документы субъектов РФ (территориальные строительные нормы), а также производственно-отраслевые нормативные документы (стандарты предприятий, объединений (строительного комплекса) и стандарты общественных объединений). При этом положения нормативных актов разделяются на обязательные, рекомендуемые или справочные. Специально указано, что отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, которые содержат обязательные требования, не освобождает от их исполнения.
Градостроительный кодекс РФ (ст.51) возлагает на граждан и юридических лиц, осуществляющих градостроительную деятельность, обязанность соблюдать градостроительные нормативы и правила. При этом федеральные градостроительные нормативы и правила включают в себя разделы о градостроительстве, содержащиеся соответственно в строительных нормах и правилах и государственных стандартах. Помимо этого действуют разработанные субъектами РФ также градостроительные нормативы и правила. В Градостроительном кодексе (ст.66) устанавливается административная ответственность за отдельные его нарушения.
Такая же ответственность установлена и отдельными статьями КоАП РФ:
ст. 9.4 КоАП РФ нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий);
ст. 9.5 КоАП РФ нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию;
ст. 9.5.1. КоАП РФ выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ;
ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности и др.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать общий вывод: Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Согласно гражданскому законодательству правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.
Правовые отношения в сфере строительной деятельности преимущественно регулируются общими правилами о договорах подряда и нормами параграфа 3 главы 37 ГК РФ о договоре строительного подряда. Кроме ГК РФ, к источникам правового регулирования отношений в сфере капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ. Важнейшее место среди них занимают федеральные законы РФ. Правовые положения законов развиты в подзаконных актах, утвержденных указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Наряду с законами и подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в области организации строительных работ действует немало актов, принятых субъектами РФ. Особенностью строительной деятельности является то, что при правовом регулировании договора строительного подряда применяется большое количество строительных норм и правил (СниПов), стандартов и технических условий, различных инструкций и положений, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих норм и правил данной категории были утверждены еще союзными ведомствами. В настоящее время идет постепенный процесс их обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.