Правоведение (законодательство в строительстве)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный аграрный университет»

кафедра земельного, трудового и экологического права

ПРАВОВЕДЕНИЕ (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ)

Конспект лекций для обучающихся по направлению подготовки

Строительство уникальных зданий и сооружений»

Профиль подготовки

Строительство высотных большепролетных зданий и сооружений

Уровень высшего образования

Специалитет

Форма обучения

Очная

Краснодар

КубГАУ

Авторы:Глушко О.А.

Конспект лекций для обучающихся по направлению подготовки 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений» (профиль подготовки «строительство высотных большепролетных зданий и сооружений») по дисциплине «Правоведение (законодательство в строительстве)» / Глушко О.А. –– Электронный ресурс, 2016. – 85 с.

© О.А. Глушко, 2016
© ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2016

ВВЕДЕНИЕ

Курс лекций по дисциплине «Правоведение (законодательство в строительстве)» предназначен для юридической подготовки студентов инженерных специальностей высших учебных заведений.

В настоящее время значимость юридических дисциплин возрастает, так как существование цивилизованного общества невозможно без знания гражданами своих прав и обязанностей.

Изучение дисциплины «Правоведение (законодательство в строительстве)» должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности юридических знаний и навыков, умению самостоятельно ориентироваться в законодательстве, работать с юридическими текстами, разбираться в них. Будущие специалисты должны знать нормы действующего законодательства и иметь навыки его применения в практической профессиональной деятельности.

В рамках учебного курса «Правоведение (законодательство в строительстве)» изучаются основы науки о государстве и праве, понятие и характеристика договора строительного подряда, основы трудового права, экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности,правовой режим земельных участков, предназначенных для целей строительства.

Курс «Правоведение (законодательство в строительстве)» объединяет ряд отраслей: основы теории права и государства, гражданское и трудовое право, экологическое и земельное право. Данный курс призван дать основы юридических знаний студентам инженерно-строительного факультета.

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Формы государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно- территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством. Термин «устройство государства» в общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, о форме правления, об административно-территориальной организации.

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывают уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов). Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. В настоящее время в литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного управления).

Форма правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически. Монархия характеризуется следующими основными признаками:

• главой государства является монарх;

• власть монарха передается по наследству или династически;

• деятельность монарха не ограничена определенным сроком, то есть он исполняет свои обязанности пожизненно.

В настоящее время монархические формы правления существуют:

• в Европе - Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;

• в Азии - Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;

• в Африке - Лесото, Марокко, Свазиленд.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства - монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Например, история знает много примеров абсолютной монархии: Россия - в период самодержавия, Англия - в период правления династии Стюартов, Франция - при правлении династии Бурбонов. В настоящее время абсолютные монархии в ее «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней - самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер.

Ограниченная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия - это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:

• монарх выполняет функции реального главы государства;

• наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);

• некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

• члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед монархом.

Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются Кувейт, Иордания, Непал.

Парламентарная монархия - это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии являются:

• наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);

• парламент избирается народом;

• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

• правительство несет ответственность перед парламентом;

• действует принцип разделения властей;

• властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, то есть источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства - президент, парламент), которые на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.

Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).

В президентских республиках глава государства - президент — избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние - президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России - 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами. В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии).

Выделяются и смешанные республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. В формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Таким образом, правительство ответственно и перед парламентом и перед президентом.

Форма государственного устройства. Под государственным устройством понимается территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом. По своему устройству государства делятся на простые и сложные.

Простое (унитарное) – это такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определённой самостоятельностью (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Египет и т. д).

К сложным относятся империи, конфедерации и федерации.

Империи представляют собой насильственно создаваемые сложные государства, степень зависимости составных частей которых от верховной власти весьма различна и не имеющих единого государственно-правового статуса (Османская Империя, Российская Империя).

Федерации - это суверенное государственное образование, которое создаётся не для достижения конкретных целей, а для успешного решения задач встающих перед господствующими классами и слоями в определённых исторических условиях. Федерация представляет особую структуру государственного механизма, включающего в себя как общефедеральные органы власти и управления, так и органы власти и управления всех субъектов федерации. Федерации строятся либо по территориальному признаку, либо по национально-территориальному (Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Бельгия, Мексиканские Соединенные Штаты, Соединенные Штаты Америки и т.д.)

Конфедерации создаются на добровольной основе. Их члены, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении каких-либо конкретных целей. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в неё государств. Они сносятся только с правительствами этих государств, через которые и реализуют принятые решения. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создаётся за счёт взносов её членов. Учитывая всё это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием (Сербия+Черногория, 2003—2006; Сенегамбия:Сенегал+Гамбия, 1982—1989; Союз Африканских Государств: Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962; Объединённая Арабская Республика: Египет+Сирия, 1958—1961, Египет+Сирия+Ирак, 1963; Арабская Федерация: Ирак+Иордания, 1958; Федерация Арабских Республик: Египет+Сирия+Ливия, 1971; Арабская Исламская Республика: Ливия+Тунис, 1974).

Государственный (политический) режим. Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, то есть степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. Государственный режим характеризуется правовыми или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократический режим - означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти. Демократический правовой режим является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на Земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов (США, Швеция, Россия, Дания, Новая Зеландия, Канада, Финляндия, Нидерланд, Люксембург, Австрия, Ирландия, Германия, Мальта и др.).

Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

Тоталитарный режим - полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппаратов, чрезмерная централизация государственного аппарата. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.

Авторитарный режим - жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий. При авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиции не допускается. Права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности (Алжир, Кувейт, Нигерия, Иордания, Куба, Камерун, Оман, Китай, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Таджикистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Северная Корея и т.д.).

Правовое государство

Правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Для правового государства характерны следующие признаки:

1. верховенство закона во всех сферах жизни общества. Верховенство правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу (Конституция РФ);

2. деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6. стабильность законности и правопорядка в обществе.

Источники (формы) права

Источник права – это внешняя форма права, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения; это официальный документ, фиксирующий ту или иную норму права.

Существуют следующие виды источников (форм) права:

1. Правовой обычай – обычай, санкционированный государством. Государство утверждает и обеспечивает исполнение своей принудительной силой уже сложившиеся в обществе правила поведения. Это может осуществляться в ходе судебной практики или путем включения существующего обычая в закон.В российском праве обычай как способ регулирования общественных отношений занимает незначительное место и действует чаще всего в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством ( например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

2. Прецедент – (судебный или административный) решение суда или административного органа по конкретному делу, которое становится обязательным при решении аналогичных дел. Такой источник как судебный прецедент широко используется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.

3. Нормативный правовой акт – документ, принимаемый уполномоченным государственным органом или принятый всеми гражданами государства на референдуме, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на

две большие группы: законы и подзаконные акты. Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая является основой действующего законодательства.

Закон– это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важным вопросам общественной жизни. Законы принимаются высшими представительными органами Федерации, ее субъектов и на референдуме. Этим обусловлено верховенство закона, придание ему высшей юридической силы по отношению к нормативным актам других государственных органов. Законы издаются в определенном порядке и для них характерна особая законотворческая процедура. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причем все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы – федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ – федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

Подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

1. указ Президента- это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;

2. акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, РаспоряженияПравительства РФ, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами;

3. акты федеральных министерств и ведомств. Приказы и Инструкции. Приказы могут быть нормативными и ненормативными. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание;

4. акты исполнительной власти субъектов РФ. Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издаютпостановления и распоряжения.Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

5. акты органов местного самоуправления.В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления; акты поселковых и сельских сходов (собраний);акты представительных органов.Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

6. локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений).Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. (Например, приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. С их помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Правоотношение

Правоотношение – это возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями. Посредством правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь. Структура правоотношений включает в себя три элемента:

Субъект правоотношения – это отдельные индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства. К организациям относятся: государство в целом, хозяйственные объединения (юридические лица). Чтобы стать участником правоотношения, необходимо наличие определённых юридических качеств, т.е. правоспособности - способности обладать правами и нести юридические обязанности и дееспособности - способности своими действиями приобретать права и исполнять юридические обязанности и деликтоспособности - это способность отвечать за свои деяния (действия и бездействия) и прежде всего за совершенные правонарушения. А дееспособность может быть ограничена только судом. Например, человек может быть полностью лишен дееспособности судом, если он злоупотребляет спиртными напитками и наркотиками и не обеспечивает семью. Суд может также ограничить в дееспособности в случае констатации психического заболевания. В таких случаях лицо признается неделиктоспособным, соответственно, оно и не будет отвечать за свои деяния. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения. Дееспособность связана с совершением волевых действий, что предполагает достижение определенного возраста человека и психического уровня его зрелости. По общему правилу полная дееспособность наступает с момента совершеннолетия. Однако российское законодательство предусматривает два исключения из этого правила. Во-первых, лица могут стать полностью дееспособными и до наступления совершеннолетия, если они вступят в брак. Во-вторых, гражданское законодательство предусматривает возможность признания гражданина полностью дееспособным (эмансипированным) с 16 лет, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей или опекунов. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей или усыновителей либо, при отсутствии такого согласия, - по решению суда.

Ограниченной дееспособность является по общему правилу у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Они вправе совершать гражданские сделки, но только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей; могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также по достижении 16 лет быть членами кооперативов (ст. 26 Гражданского кодекса РФ). Действующим законодательством также предусмотрена неполная, ограниченная дееспособность малолетних от 6 до 14 лет, которые могут совершать мелкие бытовые сделки. У юридических лиц и организаций правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования.

2. Объект правоотношения - всё то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения, т.е. материальные блага (вещи, предметы); нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство); поведение, действия субъектов; продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи); ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции).

3. Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это вид и мера возможного или дозволенного поведения субъекта. Это право называется субъективным, поскольку, во- первых, оно связано с удовлетворением потребностей отдельного человека (субъекта правоотношений), и, во-вторых, его реализация зависит от субъективной воли этого человека, от его желания действовать в меру дозволенного поведения. Юридическая обязанность - это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивид, организация, государство в целом).

Возникновение, изменение, прекращение правовых отношений всегда связано с наступлением юридического факта.

Юридическими фактами являются обстоятельства, жизненные события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношений.

Виды юридических фактов:

1. По характеру последствий: правообразующие (например, гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.), правоизменяющие (например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется), правопрекращающие (например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения);

2. По волевому признаку: события-это юридически значимые факты, которые возникают независимо от воли человека (например, естественная смерть человека ведёт к возникновению правоотношений связанную с наследованием, гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения); действия (бездействие)- - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли людей (например, составление завещания, дарение). Действия могут быть подразделены на правомерные (не нарушающие закон) и неправомерные (нарушающие закон). Среди правомерных действий различают: юридические поступки, то есть действия совершенные без цели породить определенные юридические последствия (например, находка чужой потерянной вещи) и - юридические акты, то есть действия, совершенные с целью породить соответствующие юридические последствия (например, заключение сделки, вынесение судом приговора).

3. По характеру действия во времени: факты однократного действия (например, возврат ссуды), факты-состояния (например, состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты непрерывного юридического действия, которые вызывают множество правоотношений.

Заключение и исполнение договора строительного подряда составляет один из элементов инвестиционной деятельности, участниками которой являются инвесторы - те, кто осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и одновременно обеспечивает их целевое использование.

Инвесторы могут сами, от своего имени выступать в договоре строительного подряда в качестве заказчика либо уполномочить на это в силу инвестиционного договора иное физическое или юридическое лицо. В роли инвесторов могут выступать также заказчик и подрядчик по договору строительного подряда. В тех случаях, когда на стороне заказчика выступают несколько инвесторов либо в качестве соинвесторов по отношению к объекту договора строительного подряда действуют заказчик и подрядчик по этому договору, после завершения строительства возникает необходимость раздела построенного здания, сооружения или иного объекта недвижимости между инвесторами.

В силу того, что построенный объект недвижимого имущества представляет собой неделимую индивидуально-определенную вещь, речь может идти лишь об определении долей в праве собственности на соответствующий объект недвижимости, принадлежащих каждому из инвесторов. Исключение составляют случаи строительства многоквартирных жилых домов на основе договоров долевого участия в строительстве. В этих правоотношениях объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение, которое и подлежит передаче участнику долевого строительства после ввода в эксплуатацию построенного многоквартирного жилого дома.

2.4. Форма и содержание договора строительного подряда.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ в договоре подряда указывается начальный и конечный сроки выполнения работы. Так как эти нормы сформулированы императивно, то при отсутствии любого из указанных ср<

Наши рекомендации