Валка леса и снятие растительного слоя
В состав работ последовательно выполняемых при расчистке полосы отвода от лесорастительности и рассматриваемых картой, входят:
– восстановление и закрепление полосы отвода дороги;
– валка леса бензомоторными пилами;
– корчевка пней бульдозером;
– засыпка подкоренных ям бульдозером после корчевки пней;
– срезка кустарника и мелколесья бульдозером;
– очистка полосы отвода от порубочных остатков.
Строительный поток развертывают на трех захватках (см. технологическую схему) на которых в течение одной смены ведут следующие работы:
Захватка №1:
1.Геодезические разбивочные работы – разбивка границ полосы отвода
Захватка №2:
2.Валка леса бензомоторными пилами
3.Обрубка сучьев топорами и обрезка бензомоторными пилами
4.Трелевка леса бульдозером
Захватка №3:
5.Раскряжевка хлыстов бензомоторными пилами на коротье
6.Корчевка пней бульдозером с перемещением в кучи на расстояние до 10 м
.Засыпка подкоренных ям бульдозером после корчевки пней
8.Срезка кустарника и мелколесья бульдозером
9.Очистка полосы отвода от пней и порубочных остатков
10.Погрузка материалов от корчевки и транспортировка на свалку
В соответствии с СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 до начала выполнения строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на вырубку леса. После этого получить разрешение у Заказчика на производство работ по лесорасчистке с указанием границ полосы отвода. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.
Выполнению работ по очистке строительной полосы от леса предшествует комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ, таких как:
– получение разрешения на рубку леса от лесохозяйственных органов (лесопорубочного билета);
– назначение лица, ответственного за качественное и безопасное ведение работ;
– разметка границ полосы отвода, подлежащей лесорасчистке;
– разметка и оборудование площадок для разделки и складирования леса;
– подготовка магистральных и трелевочных волоков;
– подготовка дороги для вывоза лесоматериалов с разделочных площадок;
– уборка гнилых, сухостойных, зависших, ветровальных, буреломных деревьев;
– обеспечение рабочих мест техникой, механизированным инструментом, приспособлениями, приведенными в состояние технической готовности, а также средствами первой медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
– инструктаж членов бригад по технике безопасности и производственной санитарии;
– составление Акта готовности объекта к производству работ.
В ходе подготовительных работ необходимо принять от Заказчика не позднее чем за 10 дней до начала строительства, геодезическую разбивочную основу в объеме гл. 9 СП 11-104-97:
– границы полосы отвода земель;
– плановые знаки трассы, закрепленные не реже чем через 0,5 км;
– определяющие ось, начало, конец трассы и промежуточные точки;
– схемы закрепления оси трассы на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального плана строительства;
– ведомости: линейных промеров трассы; закрепления трассы; реперов; углов поворота; прямых и кривых.
Порядок производства геодезических разбивочных работ:
До прорубки просеки:
– обозначить границы полосы отвода (просеки).
Полосу отвода закрепляют с обеих сторон дороги затесками на деревьях, а на открытых площадях столбами и кольями. Колья высотой 50 см размером 7,0х5,0 см столбы высотой 180 см размером 10х10 см;
– визуально провесить ось трассы.
Вначале вешками дают направление трассы, затем производят коррекцию разбивки и закрепляют точки кольями и выносками. Вехи высотой 2,0-3,0 мустанавливают через 0,5-1,0кмна прямых участках и через 5, 10 или 20 м на кривых в зависимости от их радиуса;
Закрепить пикетаж.
Пикеты и плюсовые точки закрепляют колышками, забитыми вровень с землей, и сторожками высотой 30 см. Расстояние между колышками и сторожками 15-20 см;
– закрепить углы поворота.
Углы поворота закрепляют четырьмя знаками:
– в ВУ (место установки теодолита) столбиком d =10 см, вбитым вровень с землей;
– на расстоянии 2,0 м по биссектрисе от ВУ угловой опознавательный столбик высотой 0,5-0,75 м;
– два опознавательных столбика, такой же высоты, за пределами предстоящих земляных работ, на продолжении сторон угла, на одинаковом расстоянии.
Перед корчевкой пней:
– визуально провесить ось трассы;
– закрепить пикетаж;
– установить границы корчевки пней.
Границы корчевки закрепляют вехами длиной 3,0 м.
После корчевки пней:
– восстановление и закрепление границ полосы отвода.
Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.
Расчистка полосы отвода ведется поточным методом, обеспечивающим непрерывность производства работ специализированными механизированными звеньями при строго определенных размерах захваток в установленной технологической последовательности.
Фронт работ комплексной бригады определяется густотой и крупностью леса, грунтовыми, погодными и другими условиями, характеристикой средств механизации и может колебаться от 150 до 400 м с учетом требований техники безопасности (особенно при валке деревьев).
В первую очередь расчищают от леса захватку, расположенную в зоне прохождения трелевочного волока. На ней лес спиливают заподлицо с землей и валят вдоль волока так, чтобы комли деревьев были расположены по направлению трелевки.
Трелевочные волоки и разделочные площадки считаются подготовленными, когда на всей их площади убраны деревья, подрост, кустарник, валежник и т.д. срезаны заподлицо с землей пни и кочки, засыпаны ямы, заболоченные участки застелены жердями и сучьями, вырублена зона безопасности вокруг площадок.
Затем расчищают от леса остальные захватки, начиная с примыкающих к трелевочному волоку. Для валки и раскорчевки мелких деревьев применяют бульдозер Т-11 "Четра". Деревья диаметром до 15 см валят в один прием, вместе с поверхностной корневой системой. Деревья диаметром 15-25 см валят в два приема. Сначала поднимают отвал бульдозера на наибольшую высоту, затем упирая в ствол нож отвала начинают валить дерево наклонено, опускают нож или зубья под корень, извлекая дерево вместе с корневой системой.
Рис.12. Схема валки деревьев бульдозером.
а) отвал поднят на небольшую высоту; б) отвал опущен под корень дерева.
Валку леса средней крупности и крупного производят бензомоторными пилами.
Для валки деревьев бензомоторными пилами строительную полосу разбивают на захватки, параллельные оси полосы отвода. Ширина захватки должна быть 5÷8 м, длина - 300÷400 м.
Бригада по валке деревьев спиливанием (состоит из 5-6 человек: моториста, его помощника и 3-4 рабочих, занятых на обрубке сучьев и сборке их в кучи).
К валке деревьев приступают в следующей последовательности: сначала подготавливают рабочее место, для чего вокруг дерева вырубают и убирают кустарник, хворост, подготавливают 4÷5 метровые дорожки для того, чтобы быстро отойти от дерева, когда оно начинает падать.
Вальщик подходит к дереву с выключенным мотором пилы, прижимает упор пилы к стволу, включает мотор плавно нажимает на пилу и подпиливает дерево на высоте 1/3 – 1/4 диаметра комеля с той стороны, куда его намечено свалить. Дерево подпиливают в виде двойной горизонтальной прорези (рис. 2,а) или выпиливают треугольник (рис. 2,6) на глубину не менее 1/4 диаметра ствола. Если не подпиливать, то скол (отщеп) комлевой части дерева при его падении может травмировать рабочего. Затем с противоположной стороны на 2-3 см выше делают пропил так, чтобы он одновременно подошел к подпилу, иначе дерево может упасть в нежелательном направлении. Дерево начинает падать, когда пила не доходит на 2-3 см до начала подпила. Для безопасности работы и ускорения валки, желательно до начала падения дерева толкать его баграми или специальными вилками.
Когда дерево начинает падать, пилу быстро относят от пня на безопасное расстояние (3÷4 м). Отходя от дерева, нельзя поворачиваться к нему спиной. Нужно все время следить за падением дерева, тогда легко избежать несчастного случая, если оно изменит первоначальное направление своего падения.
Деревья следует валить в сторону их наклона или по направлению ветра, вершинами к трелевочному волоку или под небольшим углом к нему, для облегчения трелевки. Нельзя валить деревья при сильном ветре, сильном снегопаде, при видимости менее 50 м, потому, что в этих случаях невозможно повалить дерево в заданном направлении и тем самым обеспечить безопасность работ. Валку деревьев производят только днем. Запрещается оставлять на перерывы и после окончания работы неповаленные, недопиленные и зависшие деревья.
Рис. 13. Способы подпила дерева
После валки дерева приступают к обрубке сучьев топорамии обрезке бензомоторными пилами, сучья срезают вровень с поверхностью ствола вместе с прилегающей корой. Эту операцию выполняют рабочие, входящие в состав бригады. При обработке сваленного ствола сосны, осины и других пород, сучья которых направлены вверх, т.е. угол врастания которых больше 90°, обрубщик сучьев перемещается от комеля к вершине. Если сучья направлены вниз (угол врастания меньше 90°), что является обычным для ели и пихты, обрубщик двигается от вершины к комелю. Крупные сучья отпиливают механическими пилами.
Хлысты собирают в специально отведенном месте, разделочной площадке, и раскряжевывают на бревна стандартных размеров.
Доставка деревьев с места валки к промежуточному складу называется трелевкой. Трелевка должна производиться только на подготовленных волоках, иначе она опасна и запрещена правилами техники безопасности. На пути движения трелевочных тракторов необходимо заранее убирать поваленные деревья, вырубить кустарник, удалить большие камни, срезать пни и кочки заподлицо с землей.
Деревья трелюют бульдозером с тросом по несколько бревен. Для облегчения перемещения деревьев применяют пэны, конусы и подсанки. Пэн изготавливают из стального листа размером 1,2×1,2 м и толщиной не менее 5 мм. Переднюю часть листа загибают в виде санного полоза и делают овальное отверстие для троса, а на противоположном конце листа - два металлических кольца. Бревна укладывают на пэн и увязывают удавной петлей, как показано на рис. 14. Для увеличения производительности один трактор работает с двумя пэнами. Один пен занят на трелевке, второй - на погрузке.
Рис. 14. Способ увязки бревен при трелевке на пэнах:
а - вид сбоку нагруженного пэна; б - схема увязки бревен; в - схема установки пэна под нагрузкой.
Вывозка древесины и отходов в летнее время производится по временным дорогам, проложенным в пределах полосы отвода, и по дорогам существующей сети.
Вслед за трелевкой хлыстов и подборкой сучьев на полосе отвода приступают к корчевке пней.
3.4 ри очистке территории от пней необходимо: выкорчевать пни, удалить их за пределы участка и засыпать оставшиеся ямы.
Пни корчуют поперек полосы отвода, собирают в кучи и затем транспортируют за пределы полосы отвода. Ямы, образованные в результате корчевки пней, засыпают грунтом с запасом на осадку. На участках, используемых в качестве оснований сооружений, засыпка должна производиться в соответствии с требованиями проекта, т.е. засыпают до уровня поверхности земли с послойным уплотнением до однородной плотности, но не ниже Купл=0,95.
Расчистку строительной полосы от тонкомерного (подлесок, кустарник) и мелкого леса производят бульдозером продольными проходами с перекрытием предыдущих проходов
на 0,5 м при поступательном движении с заглублением ножа на 10-15 см. Срезанный кустарник окучивают (обваловывают) и перемещают за пределы земляного полотна для дальнейшего сжигания или вывоза на свалку автосамосвалами.
Не допускается оставлять отходы расчистки на границе полосы отвода. Все лесопорубочные остатки и выкорчеванные пни вывозят из зоны строительства в специально отведенные места для захоронения или уничтожаются на месте путем сжигания. Перед началом сжигания сучьев и других порубочных остатков необходимо получить соответствующее разрешение в лесничестве.
Контроль качества работ
Все геодезические работы в период строительства регистрируются в журнале геодезических работ, который ведется геодезистом.
Контроль над ведением геодезических работ и оформлением соответствующей документации осуществляется инженерами производственно-технического отдела управления и главным инженером.
Точность геодезических разбивочных работ в процессе строительства принимается по допустимым средним квадратическим погрешностям измерений: для земляных сооружений – угловые измерения 45², линейные измерения и перенос осей по высоте 1/1000, определение отметок 10 мм; соответственно для дорог (вне застраиваемых территорий) - 30², 1/2000 и 5 мм.
Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства контролируются на соответствие требованиям СНиП 3.01.03-84.
Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем над ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства и Проекте производства работ, а также в Схеме операционного контроля качества работ.
Схема операционного контроля качества работ
Таблица 17
Наименование операций, подлежащих контролю | Состав и объем проводимого контроля | Способы контроля | Время проведения | Кто контролирует |
Лесорасчистка | Соответствие ширины расчистки требованиям РП ±30 см | Инструментально Рулетка РЗ-20 | Периодически, выборочно | Прораб |
Отсутствие завалов, невыкорчеванных пней | Визуально | Непрерывно, сплошной | " | |
Захоронение пней, валунов | " | Выборочно | " | |
Сохранность геодезических знаков | Обозначение оси линейного сооружения, границ полосы отвода | " | Непрерывно, сплошной | Прораб, Геодезист |
Приемка расчистки полосы отвода оформляется Актом промежуточной приемки ответственных конструкций, в соответствии с Приложением В, СП 48.13330.2011. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004.Результаты операционного контроля фиксируются также в Общем журнале работ.