Тема: Построение продольного профиля трассы линейного сооружения.

Состав задания:

1. Вычислить значения увязанных отмоток пикетажных точек по оси трассы.

2. Вычислить значения отметок гипсовых /промежуточных/ точек трассы.

3. Построить продольный профиль трассы в масштабах горизонтальный 1:1000 и вертикальный 1:100

4. Запроектировать ось будущего линейного сооружения /дороги/ с уклонами не превышающими 0,20 /20%/

Проведено продольное нивелирование трассы с помощью нивелира НЗ и двухсторонних реек.

Необходимо вычислить отметки пикетов и промежуточных точек и по ним к пикотажному журналу построить продольный профиль трассы.

По этому профилю наметить проектную /красную/ линию с уклоном <0.20 и подсчитать проектные /красные/, рабочие отметки точек нулевых работ.

Красная линия должна бить запроектирована так, чтобы сбалансировать объ­ем земляных работ.

Исходные отметки опорных реперов 127 и 109, указанные в журнале, изме­нить согласно своему учебному шифру, увеличив их на величину равную № шифра /100

Например, № шифра учащегося 788, тогда

отметка Pn127 будет равна 202,307 + 788/100 = 202,307 + 7,880 = 210,187 м

отметка 109 = 201,162 +788/100= 201,162 + 7,880 = 209,042 м

Порядок выполнения работу

1. В журнале технического нивелирования вычислить превышения между связующими точками и задним и передним отчетам по формулам:

h1= Зч - nч h2=3K - nK

где: Зч - по черной шкале заднее рейки;

nч- отсчет по черной шкале передней рейки;

Зк- отсчет по красной шкале задней рейки;

nк - отсчет по красной шкале передней рейки

2. По полученным двум превышениям на каждой инстанции вычислить среднее превышение hcp =11/2 /h1 + h2/ и записать его в графу 8 или 9 ведомости в зависимости от знака препинания.

3. Выполнить в конце нивелирного журнала постраничный контроль, со­стоящий в следующем:

3.1. Подсчитывается сумма ∑3 всех отсчетов по задней рейке, сумма ∑n всех отсчетов по передней рейке, сумма ∑h всех превышений и сумма ∑hcp. Всех сред­них превышений.

3.2. Вычисляется разность ∑3- ∑n= ∑h между суммой ∑3 задних и суммой ∑h передних отсчетов, которая должна быть равна ∑h всех превышений

3.3. Сумма превышений, деленная пополам, должна быть равна сумме сред­них превышений, т.е. ∑h/2 = ∑hcp.

4. После проведения постраничного контроля вычисляют невязку хода, ко­торая равна разности между суммой ∑hcp средних превышений /сумма граф 8 и 9 журнала/ и теоретическим превышением / разность отметок конечного репера 109 и начального репера 127/.

fh = ∑hcp - (Нn109 - Н n127)

5. Эту невязку сравнить с допустимой невязкой хода, вычисляемой по фор­муле:

доп. fh = + 30 мм √L

где: L- длина хода в километрах,

доп. fh- предельная допустимая величина невязки.

6. Убедившись, что невязка хода меньше допустимой, вычислить поправки средних превышений по формуле:

Vhcp. = - fh / n

где: n - число средних превышений в нивелирном ходе.

Затем эти поправки вводят в значения средних превышений и вычисляют увязанные превышения по формуле:

h испр. = h ср. + Vhcp.

Сумма увязанных превышений ∑h испр. Должна быть равна разности отметок реперов, т.е.

h испр = Нрn109 - Нрn127

7. По увязанным превышениям вычисляют НПК пикетов / связующих точек/ по формуле:

НПК1 = НПКО + hПКО-ПК1

НПК2 = НПКО1 + hПКО1-ПК2

НПК3 = НПКО2 + hПКО2-ПК3

НПК4 = НПКО3 + hПКО3-ПК1

Где: НПКО, НПК1, НПК2, НПК3, НПК4 - отметки пикетов;

hПКО-ПК1, hПКО1-ПК2, hПКО2-ПК3, hПКО3-ПК1 – превышения между пикетами.

В конце должна получиться отметка конечного репера / Нрn109/

8. После вычисления отметок связующих точек /пикетов/ приступают к вы­числению отметок плюсовых /промежуточных/ точек. Эти отметки вычисляются через горизонт прибора /ГП/ на каждой станции.

Горизонт прибора вычисляют по формуле:

ГП = Нзаднего ПК +а

Где: Нзалнего пк отметка заднего для этой станции пикета;

а - отсчет по черной шкале рейки на этом пикете.

Например, для станции 2:

ГП = 202,239+1,354 =203,593м

9. Для вычисления отметки промежуточной /плюсовой/ точки нужно вы­честь и отметки горизонта прибора /ГП/ отсчет по рейке на промежуточной точке.

НПКО +20 = ГП - в

Где: Нцко+20 - отметка промежуточной точки;

в - отсчет по рейке на промежуточной точке.

Например, НПКО +20=203,593-2,352=201,241 м

10. Вычислив отметки всех точек нивелирного хода, приступают к состав­лению продольного профиля трассы.

Продольный профиль трассы выполняют в двух масштабах:

Горизонтальный 1 : 1000,

Вертикальный 1 : 100.

Содержание профиля / расположение и размеры граф, их заполнение и оформление / показано в приложении 7.

Исходные данные для составления профиля берутся из пикетажного журна­ла/ приложение 5/ и журнала технического нивелирования / приложение 6/.

Продольный профиль трассы строится на миллиметровой бумаге. Размер чертежа должен соответствовать длине трассы в масштабе 1 : 1000 / 1 см. на чер­теже равен 10 м на местности.

В графу «Расстояния и пикеты» заносятся данные пикетажного журнала.

Графа «Отметки земной поверхности» заполняется данными, взятыми из журнала технического нивелирования /приложение 6/. Против каждой точки хода из журнала выписывается черным цветом ее отметка с округлением до сантимет­ров. По этим отметкам в заданном масштабе /1:100/ отложить вверх от линии условного горизонта /нуль графика/ отметки хода. Линии условного горизонта придают отметку с таким расчетом, чтобы профиль вверх занимал 4-6 см /мини­мальная отметка точки профиля должна быть выше линии условного горизонта не более чем 5 см/ Полученные точки определяют положение точек поверхности земли. Соединив эти точки прямыми линиями черного цвета, получаю ломанную линию естественного профиля Земли по оси трассы. Затем приступают к проекти­рованию оси будущего сооружения. Проектную линию наносят на профиль крас­ным цветом с таким расчетом, чтобы объемы насыпей были равны объемам вы­емок /баланс земляных работ/ и уклоны проектных линий не превышал 0,20 /20%/. После нанесения проектной линии следует рассчитать полученные для нее уклоны, округлив их до 0,001 /1%/. Для этого надо определить превышение между начальной и конечной точками для данного наклонного участка проектной линии. Следует обратить внимание, что проектные отметки в точках перелома проектной линии могут совпадать с черными отметками точек, а могут и не совпадать, по­этому их предварительно определяют графически по масштабу, а затем после ок­ругления значения уклона до 0,001, вычисляют окончательно. В нашем примере /см. приложение 7/ на участке пко-пк красные отметки НначПКО = 201,80м;

Нкон = НПК2 = 203,40м, отсюда превышение равно:

h =Нкон – Ннач = 203,40-201,80 = +1,60м

Следовательно проектный уклон i этого участка линии равен:

i = h/L=+1,60/200 = +0,008,

где: L - горизонтальное проложение линии между крайними точками участка.

Величину проектного уклона записывают в графу «Уклоны» красным цве­том.

Руководствуясь вычисленным уклоном, все проектные отметки данного участка проектной линии вычисляют по формуле:

Hi=Ho±iln , где: Hi - отметка точки проектной линии;

Приложение №1

ДАННЫЕ ПОЛЕВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

Номера точек теодолитного хода Измеренные углы (правые по ходу) Длины линий (горизонтальные проложения) в метрах  
121⁰27′ 231,30  
90⁰07,5′  
200,40  
135⁰49′  
241,00  
84⁰10,5′  
263,40  
108⁰27′  
201,60  
   
 

Приложение №2

АБРИС ТЕОДОЛИТНОЙ СЪЕМКИ

Тема: Построение продольного профиля трассы линейного сооружения. - student2.ru

Приложение №3

Наши рекомендации