Тема: Построение продольного профиля трассы линейного сооружения.
Состав задания:
1. Вычислить значения увязанных отмоток пикетажных точек по оси трассы.
2. Вычислить значения отметок гипсовых /промежуточных/ точек трассы.
3. Построить продольный профиль трассы в масштабах горизонтальный 1:1000 и вертикальный 1:100
4. Запроектировать ось будущего линейного сооружения /дороги/ с уклонами не превышающими 0,20 /20%/
Проведено продольное нивелирование трассы с помощью нивелира НЗ и двухсторонних реек.
Необходимо вычислить отметки пикетов и промежуточных точек и по ним к пикотажному журналу построить продольный профиль трассы.
По этому профилю наметить проектную /красную/ линию с уклоном <0.20 и подсчитать проектные /красные/, рабочие отметки точек нулевых работ.
Красная линия должна бить запроектирована так, чтобы сбалансировать объем земляных работ.
Исходные отметки опорных реперов 127 и 109, указанные в журнале, изменить согласно своему учебному шифру, увеличив их на величину равную № шифра /100
Например, № шифра учащегося 788, тогда
отметка Pn127 будет равна 202,307 + 788/100 = 202,307 + 7,880 = 210,187 м
отметка 109 = 201,162 +788/100= 201,162 + 7,880 = 209,042 м
Порядок выполнения работу
1. В журнале технического нивелирования вычислить превышения между связующими точками и задним и передним отчетам по формулам:
h1= Зч - nч h2=3K - nK
где: Зч - по черной шкале заднее рейки;
nч- отсчет по черной шкале передней рейки;
Зк- отсчет по красной шкале задней рейки;
nк - отсчет по красной шкале передней рейки
2. По полученным двум превышениям на каждой инстанции вычислить среднее превышение hcp =11/2 /h1 + h2/ и записать его в графу 8 или 9 ведомости в зависимости от знака препинания.
3. Выполнить в конце нивелирного журнала постраничный контроль, состоящий в следующем:
3.1. Подсчитывается сумма ∑3 всех отсчетов по задней рейке, сумма ∑n всех отсчетов по передней рейке, сумма ∑h всех превышений и сумма ∑hcp. Всех средних превышений.
3.2. Вычисляется разность ∑3- ∑n= ∑h между суммой ∑3 задних и суммой ∑h передних отсчетов, которая должна быть равна ∑h всех превышений
3.3. Сумма превышений, деленная пополам, должна быть равна сумме средних превышений, т.е. ∑h/2 = ∑hcp.
4. После проведения постраничного контроля вычисляют невязку хода, которая равна разности между суммой ∑hcp средних превышений /сумма граф 8 и 9 журнала/ и теоретическим превышением / разность отметок конечного репера 109 и начального репера 127/.
fh = ∑hcp - (Нn109 - Н n127)
5. Эту невязку сравнить с допустимой невязкой хода, вычисляемой по формуле:
доп. fh = + 30 мм √L
где: L- длина хода в километрах,
доп. fh- предельная допустимая величина невязки.
6. Убедившись, что невязка хода меньше допустимой, вычислить поправки средних превышений по формуле:
Vhcp. = - fh / n
где: n - число средних превышений в нивелирном ходе.
Затем эти поправки вводят в значения средних превышений и вычисляют увязанные превышения по формуле:
h испр. = h ср. + Vhcp.
Сумма увязанных превышений ∑h испр. Должна быть равна разности отметок реперов, т.е.
∑h испр = Нрn109 - Нрn127
7. По увязанным превышениям вычисляют НПК пикетов / связующих точек/ по формуле:
НПК1 = НПКО + hПКО-ПК1
НПК2 = НПКО1 + hПКО1-ПК2
НПК3 = НПКО2 + hПКО2-ПК3
НПК4 = НПКО3 + hПКО3-ПК1
Где: НПКО, НПК1, НПК2, НПК3, НПК4 - отметки пикетов;
hПКО-ПК1, hПКО1-ПК2, hПКО2-ПК3, hПКО3-ПК1 – превышения между пикетами.
В конце должна получиться отметка конечного репера / Нрn109/
8. После вычисления отметок связующих точек /пикетов/ приступают к вычислению отметок плюсовых /промежуточных/ точек. Эти отметки вычисляются через горизонт прибора /ГП/ на каждой станции.
Горизонт прибора вычисляют по формуле:
ГП = Нзаднего ПК +а
Где: Нзалнего пк отметка заднего для этой станции пикета;
а - отсчет по черной шкале рейки на этом пикете.
Например, для станции 2:
ГП = 202,239+1,354 =203,593м
9. Для вычисления отметки промежуточной /плюсовой/ точки нужно вычесть и отметки горизонта прибора /ГП/ отсчет по рейке на промежуточной точке.
НПКО +20 = ГП - в
Где: Нцко+20 - отметка промежуточной точки;
в - отсчет по рейке на промежуточной точке.
Например, НПКО +20=203,593-2,352=201,241 м
10. Вычислив отметки всех точек нивелирного хода, приступают к составлению продольного профиля трассы.
Продольный профиль трассы выполняют в двух масштабах:
Горизонтальный 1 : 1000,
Вертикальный 1 : 100.
Содержание профиля / расположение и размеры граф, их заполнение и оформление / показано в приложении 7.
Исходные данные для составления профиля берутся из пикетажного журнала/ приложение 5/ и журнала технического нивелирования / приложение 6/.
Продольный профиль трассы строится на миллиметровой бумаге. Размер чертежа должен соответствовать длине трассы в масштабе 1 : 1000 / 1 см. на чертеже равен 10 м на местности.
В графу «Расстояния и пикеты» заносятся данные пикетажного журнала.
Графа «Отметки земной поверхности» заполняется данными, взятыми из журнала технического нивелирования /приложение 6/. Против каждой точки хода из журнала выписывается черным цветом ее отметка с округлением до сантиметров. По этим отметкам в заданном масштабе /1:100/ отложить вверх от линии условного горизонта /нуль графика/ отметки хода. Линии условного горизонта придают отметку с таким расчетом, чтобы профиль вверх занимал 4-6 см /минимальная отметка точки профиля должна быть выше линии условного горизонта не более чем 5 см/ Полученные точки определяют положение точек поверхности земли. Соединив эти точки прямыми линиями черного цвета, получаю ломанную линию естественного профиля Земли по оси трассы. Затем приступают к проектированию оси будущего сооружения. Проектную линию наносят на профиль красным цветом с таким расчетом, чтобы объемы насыпей были равны объемам выемок /баланс земляных работ/ и уклоны проектных линий не превышал 0,20 /20%/. После нанесения проектной линии следует рассчитать полученные для нее уклоны, округлив их до 0,001 /1%/. Для этого надо определить превышение между начальной и конечной точками для данного наклонного участка проектной линии. Следует обратить внимание, что проектные отметки в точках перелома проектной линии могут совпадать с черными отметками точек, а могут и не совпадать, поэтому их предварительно определяют графически по масштабу, а затем после округления значения уклона до 0,001, вычисляют окончательно. В нашем примере /см. приложение 7/ на участке пко-пк красные отметки Ннач =НПКО = 201,80м;
Нкон = НПК2 = 203,40м, отсюда превышение равно:
h =Нкон – Ннач = 203,40-201,80 = +1,60м
Следовательно проектный уклон i этого участка линии равен:
i = h/L=+1,60/200 = +0,008,
где: L - горизонтальное проложение линии между крайними точками участка.
Величину проектного уклона записывают в графу «Уклоны» красным цветом.
Руководствуясь вычисленным уклоном, все проектные отметки данного участка проектной линии вычисляют по формуле:
Hi=Ho±iln , где: Hi - отметка точки проектной линии;
Приложение №1
ДАННЫЕ ПОЛЕВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ
Номера точек теодолитного хода | Измеренные углы (правые по ходу) | Длины линий (горизонтальные проложения) в метрах | |
121⁰27′ | 231,30 | ||
90⁰07,5′ | |||
200,40 | |||
135⁰49′ | |||
241,00 | |||
84⁰10,5′ | |||
263,40 | |||
108⁰27′ | |||
201,60 | |||
Приложение №2
АБРИС ТЕОДОЛИТНОЙ СЪЕМКИ
Приложение №3