Виды организационных структур управления и основные должностные обязанности прораба, мастера.
В каждой организации, в т. ч. и строит., реализацию поставленных целей, задач, осущ. исполнители разных уровней, разной квалификации, разной степени подготовленности к работе в новых условиях. Между ними в процессе деятельности устанавл. определённые информац., производственные, финанс., соц. и др. функц. связи, которые характериз. организационную целостность и структуру системы управл. Т.о., совокупн. всех организационных элементов и звеньев, упорядоченная в соответствии с их местом и решаемыми задачами, - это и есть конфигурация системы управления или организационная структура управления (ОСУ).
В наст. время в управл. строй. производством, в зависимости от характера связей между структурными подразделениями, различают 4 типа организационных структур: линейную, линейно-штабную, функциональную, матричную.
Линейная организацияуправл. явл. простейшей организац.структурой. Она характериз. тем, что все ф-ции управл. сосредоточ. у руководителя. Ему подчин. все работники. В этом случае число линейных руковод. (звеньев управления) в основном совпад. с числом объектов управления. В линейно-штабной структуреуправл. руководитель в своем подчинении имеет специалистов по ф-циям. Эти специалисты решений не принимают, они готовят соотв. инфо. для принятия решения руководителя. Штабные службы не облад. правами принятия решений. Они явл. консультативными в пределах данных ф-ций и не вступают в противоречие с принципом единоначалия в управлении, но помогают разгрузить линейного руководителя. Такая структура прим. в управл. строй. и проектными предприятиями. В функциональной организационнойструктуре управл. один орган управл. отвечает за планирование, др.- за материально-технич. обеспечение, третий - за руководство производством и ЭММ. Матричнаяорганизац.я структура управл. построена на принципе одновременного управл. по вертикали и по горизонтали. Ее основу образует линейно-функциональная структура управл., которая дополн. структурами программного управл. Помимо руковод. организации назнач. руковод. программы, причем ранг руковод. программы выше ранга руковод. организации. Руковод. программы подчин. руковод. отдельных проектов. Они несут ответств. за выполн. проектов в определён. сроки, с заданным кач-вом. Руковод. по вертикали осущ. ресурсное обеспеч. По горизонтали обеспеч. управл. реализ. проектов.
Основные должностные обязанности прораба, мастера:- обеспечение выполнения плана СМР в соответствии с рабочими чертежами, ППР, производственным планом и нормат. док-ами; -контроль соблюдения технолог. последовательности производства работ, обеспеч. их надлежащего качества; -организация приемки, учета и отчетности матер., к-ций, изделий, их складир.; -обеспеч. рационального использования на участке строит. машин, механизмов, транспортных средств, эконом. расход. матер.;- расстановка бригад и не вход. в состав звеньев отдельных рабочих на участке, выдача им производств. заданий, осущ.инструктажа рабочих;- выдача нарядов, прием работ, замер объемов СМР, оформление док-ов по учету раб. времени;- обеспеч. бригад и рабочих инструментом, транспортом, спецодеждой, защит. средствами. Участие в работе комиссий по аттестации рабочих мест;- не допускать присутствия на раб. местах, в сан-быт. помещ. и на тер. участка посторонних лиц;- контроль соблюд. рабочими инструкций по охране труда.
3. Перечислить и раскрыть содержание принципов и функций управления производством.
Принципы управления – это организационные нормы поведения, обязательные для исполнения всеми участниками соответствующей организационной структуры, в нашем случае строительной отрасли и связанных с ней других действующих лиц (организаций) – законотворческих, правовых, средств массовой информации и т.д.
Основные принципы управления, предложенные наиболее известными в области управления учеными и применяемые на предприятиях США, Англии, Германии, Франции, внедрение которых в практику управления обеспечивало повышение эффективности производства: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, индивидуальная ответственность за решение, зарплата как побудительный мотив труда, соотв. работы и квалификации и др.
Функция (дословно – действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления. Последовательное выполнение этих функций обеспечивает достижение поставленных целей и решение конкретных задач.
Функции управления:
1. Планирование (устанавливаются текущее задание, определяется перспективное развитие строительного производства, эффективное использование ресурсов) как функция классифицируется по срокам:
- прогнозные
- текущие
- оперативно-производственные (суточные)
- месячно-целевые.
На каждом уровне управления функции имеют своё значение: На нулевом уровне планы проработки детально, в расширенном виде. На более высоком уровне – более укрупнённо.
2. Организация: суть – в организации производства (у строителей – подготовка строительного производства). Здесь решаются следующие задачи: формирование производственной программы, которая включает: участие в торгах, заключение договоров,
ПОР – на год
ППР – на объект
3. Учет: суть заключается в организации учёта ресурсов, выделенных на строительство. Есть соответствующая документация учёта (акт выполненных работ, товарно-транспортные накладные).
Функции учёта:
-учет по факту
-оперативно-производственный
Учет может быть: месячный, квартальный, полугодовой, годовой
4. Контроль. Осуществляется по установленным формам документов.
Бывает: текущий (оперативно-производственный), последний.
5. Регулирование – устранение причин отклонения от нормального хода работ.
Функции реализуются по прямым и обратным связям:
- по прямым: планирование, регулирование, организация
- по обратным: учёт, контроль.
Планирование, организация, учёт, контроль и регулирование осуществляются по материальным, трудовым и техническим ресурсам.
4. Раскрыть сущность и привести примеры применения различных методов управления в строительстве (экономические, административные, социально-психологические).
Управлять производством – значит, в первую очередь воздействовать на коллективы людей с целью организации и координации их совместной деятельности. Управлять – значит предвидеть.
Процесс управления состоит из управляющих и управляемых систем и связей между ними: вертикальная вниз, вертикальная вверх, горизонтальная. А также функций управления и методов управления.
Однородные виды работ, выделившиеся в результате специализации управленческого труда, называются функциями управления.
Методы управления – способы воздействия управляющей системы на управляемую, т.е. способы воздействия на отдельных работников и производственные коллективы в целом. Выделяется 3 группы:
1)экономические – методы экономического воздействия на участников производства путем регулирования цены, прибыли, зарплаты и др. показателей. Экономические рычаги призваны создать такие экономические условия, при которых каждый работник был бы заинтересован в результатах своего личного труда, всего производства. Достигается, например, выдачей плановых заданий, исходящих от руководящих органов. Экономические стимулы по своему характеру могут быть положительными — вызвать материальную заинтересованность и отрицательными — устанавливать материальную ответственность (снижение премий, штрафы).
2)административные (организационно-распорядительные) — выражаются в прямом воздействии на объект управления в целях побуждения его к принятию определенного решения. Организационные – создание управленческих или производственных структур, а также разработка должностных инструкций с определением обязанностей, прав и ответственности работника. Распорядительное – выдача команд управления. Администр. Методы осущ. 2 видами актов: нормативными и индивидуальными. Нормативные акты содержат правила, относящиеся к определ. Кругу вопросов и рассчитанные на применение в течение продолжительного времени. Индивидуальные акты адресованы определенным субъектам (лицам или организациям) и обычно содержат предписание на ограниченный отрезок времени.
3)социально-психологические – созидательное воздействие на душевный, эмоциональный мир человека путем соблюдения принципов деловой этики, главный из которых – принцип справедливости. Многообразные соц-псих методы управления можно разделить на 2 основных вида: воздействие на работника через коллектив и индивидуальную работу с подчиненными. При формировании коллектива учитывают симпатии и антипатии, уважение и неприязнь и т.д. На производственной деятельности сказываются благоприятные отношения в коллективе.