Общесистемные представления об управлении проектами.

Управление проектами, как и другие дисциплины управленческой деятельности, также основывается на определении базовых понятий субъекта управления, объекта управления, функций и процессов управления. Интеграция базовых понятий (элементов) методологии управления проектами осуществлена в единой системной модели управления проектами, разработанной на основе представления управления проектами в виде кибернетической системы.

Субъекты управления проектом:

¨ руководитель проекта;

¨ рабочая группа (команда управления проектом);

¨ участники проекта (инвестор, заказчик, генподрядчик, проектировщик, контракторы,

¨ поставщики, кредиторы, потребители, страховые организации).

Объекты управления проектом:

§ проекты;

§ программы;

§ предприятия, организации.

Фазы жизненного цикла объекта управления:

§ концепция;

§ разработка;

§ реализация;

§ завершение.

Управление проектами включает в себя множество процессов, под которыми понимают последовательности действий, приводящих к достижению отдельных результатов.

Процессы проекта подразделяются на процессы управления проектами (определение, организация и выполнение работы по проекту) и процессы, ориентированные на продукт (определение и создание продукта проекта, например каменная кладка стен). Процессы управления проектами могут подразделяться на пять стадий или групп (Process Groups):

Стадии (группы) процессов управления проектами:

· инициация – деятельность, результатом которой является санкционирование начала проекта или одной из фаз его жизненного цикла.

· планирование – определение и детализация целей, выбор из возможных вариантов наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта при учете конкретных условий.

· организация выполнения – координация всех видов ресурсов для осуществления запланированных действий.

· контроль и регулирование – обеспечение достижения целей проекта путем регулярного мониторинга и измерения процента выполнения работ по проекту для определения отклонений от плана и выработки необходимых корректирующих воздействий для устранения нежелательных отклонений от плановых параметров проекта.

· завершение – завершение всех действий по проекту или одной из фаз его жизненного цикла, включая разрешение всех спорных вопросов и закрытие контрактов.

Любую сложную интегрированную природу осуществления проекта можно охарактеризовать через группы процессов управления проектом и их взаимосвязи.

Процессы управления проектами не являются однократными событиями, они постоянно протекают на протяжении осуществления проекта, являются одновременно (параллельно) выполняемыми действиями, реализуемыми с различной интенсивностью на разных фазах жизненного цикла проекта.

В соответствии с управляемыми параметрами проекта выделяют пять основных (базовых) и несколько вспомогательных (т.е. обеспечивающих взаимодействие основных) функциональных областей (разделов) управления проектами.

Основные (базовые) функциональные области (разделы) управления проектами:

· управление интеграцией обеспечивает координацию различных разделов и процессов управления проектами;

· управление содержанием обеспечивает выполнение в рамках проекта полной и достаточной для достижения целей проекта номенклатуры работ;

· управление временем обеспечивает своевременность выполнения работ и завершения проекта;

· управление стоимостью (затратами) обеспечивает составление оптимального бюджета проекта и контроль его выполнения;

· управление качеством обеспечивает соответствие результатов проекта потребностям и ожиданиям потребителей;

Вспомогательные функциональные области (разделы) управления проектами:

Ø управление человеческими ресурсами (персоналом) (Project Human Resources Management) обеспечивает наиболее эффективное использование работников и специалистов, выполняющих работы в рамках проекта;

Ø управление коммуникациями (взаимодействием, информационными связями) (Project Communication Management) обеспечивает сбор, анализ, хранение и распределение достоверной информации, связанной с осуществлением проекта;

Ø управление контрактами и материально-техническим обеспечением (Project Procurement/Contracts Management) обеспечивает полноту, своевременность и качество поставок и выполнения работ по договорам (контрактам);

Ø управление рисками (воздействием непредвиденных обстоятельств) (Project Risk Management) обеспечивает определение и анализ рисковых событий и разработку соответствующих мероприятий по устранению последствий их наступления.

В последнее время отдельно выделяют следующие вспомогательные функциональные области (разделы) управления проектами:

§ управление изменениями обеспечивает эффективную реализацию процедур и процессов для управления изменениями в проекте, осуществляемыми на протяжении его жизненного цикла;

§ управление безопасностью обеспечивает решение вопросов, связанных с безопасностью работ, здоровьем людей, охраной окружающей среды и сохранностью машин и оборудования;

§ управление конфликтами обеспечивает разрешение различных разногласий личностного и технического характера, возникающих в процессе работы над проектом.

Таким образом, любой единичный процесс управления проектами относится к определенной стадии процессов, выполняется в рамках определенной функциональной области (раздела) управления проектом и в период осуществления определенной фазы жизненного цикла.

Наши рекомендации