Организация работы транспорта и строительных услуг. Организация эксплуатации парка строительных машин.
Организационные формы эксплуатации парка строительных машин и транспорта. Эффективное использование строительных машин и механизмов, надлежащий уход за ними и своевременный ремонт во многом зависят от организационных форм и методов управления их эксплуатацией.
Существующий парк строительных машин в основном сосредоточен на предприятиях строительного комплекса. Однако в зависимости от конкретных условий строительства, вида и размерности предприятия, объемов и структуры строительных работ эксплуатация машин может осуществляться различными организационными формами:
1. Строительные машины и механизмы находятся на балансе небольших строительных организаций или их структурных подразделений в прямом их подчинении, что позволяет оперативно ими управлять, но отсутствует возможность технического обслуживания и ремонта.
2. Строительные машины и механизмы находятся на балансе специализированных подразделений механизации, входящих в состав крупных строительных организаций. Такая форма эксплуатации строительных машин порождает необходимость создания собственной ремонтной базы, что обеспечивает эффективность использования строительной техники.
3. Строительные машины и механизмы находятся на балансе и в составе предприятий механизации. Концентрация техники в крупных предприятиях механизации обеспечивает эффективное использование парка, внедрение новых средств и наиболее прогрессивных способов производства работ, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта техники.
4. Строительные машины и механизмы находятся на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдачу в аренду строительной техники. Это дает возможность строительным компаниям долгосрочного и краткосрочного использования строительных машин и техники для производства отдельных видов работ, сопровождая их услугами по техническому обслуживанию и ремонту.
В настоящее время лизинговые компании являются развивающейся формой эксплуатации парка строительных машин. Развитие лизинга в строительстве предполагает формирование и развитие инфраструктуры лизингового рынка строительной техники путем создания сети региональных лизинговых компаний, а также расширение сфер услуг, оказываемыми предприятиями механизации. На основе лизинга строительные предприятия успешно проводят переоснащение своего парка строительных машин и механизмов техникой нового поколения, что повышает их конкурентоспособность на рынке строительных работ.
Расчет потребности в строительных машинах. Состав парка и количество машин, необходимых для выполнения принятой программы строительных работ, определяется одним из трех способов:
1. по укрупненным нормативным расчетным показателям для составления проектов организации строительства;
2. на основании объемов работ, принятых способов механизации в проекте производства работ и эксплуатационной производительности машин или норм выработки машин, устанавливаемых с учетом местных условий строительства;
3. по нормам затрат машинного времени на единицу выполненного объема работ в физическом измерении, изложенным в ЕНиР или ВНиР, и принятых способов механизации в проекте производства работ.
Расчет потребности в транспортных средствах. Формируются возможные варианты транспортных средств для перевозки грузов с использованием одного или нескольких видов транспорта. Комбинированные способы доставки используются только в тех случаях, когда по техническим причинам невозможно применить один из видов транспорта или применение нескольких видов транспорта с учетом перегрузок целесообразнее, чем одним из них. В строительстве используются практически все виды транспорта.
Автомобильный транспорт является самым массовым транспортным средством , так как обладает достаточной оперативностью и маневренностью. Основной организационной формой для данного транспорта являются автотранспортные предприятия, с которыми строительные организации заключают, как правило, долгосрочные (годовые) договоры перевозок. Для этого транспорта эффективный радиус действия составляет порядка 3400 км.
Железнодорожный транспорт предназначен для перевозки массовых грузов на большие расстояния (при обязательном наличии железнодорожных подъездных путей).
Тракторный транспорт применяется в условиях относительного бездорожья и небольших расстояний (до 10 км).
Водный транспорт является достаточно экономичным, но подвержен сезонности (навигационный период) и, естественно, требует оборудованных портовым хозяйством водных коммуникаций.
Воздушный транспорт является самым дорогим видом транспорта и применяется только в исключительных ситуациях.
Трубопроводный транспорт основан на законах движения сплошных сред в ограниченном трубами пространстве (например, пневмотранспорт при мусороудалении).
19.Проектирование строительных генеральных планов.
Строительный генеральный план (СГП) - это план строительной площадки, на который нанесены строящиеся объекты и прилегающие к ним существующие здания и сооружения, временные здания, подкрановые пути башенного крана или ось прохождения стрелового самоходного крана с указанием мест стоянок, временные дороги с выходами на постоянные, места складирования материалов и конструкций, площадки укрупнительной сборки, временные инженерные сети с местами подключения к постоянно действующим сетям, и ограждение строительной площадки.
СГП – это план строительной площадки с изображением на нем:
· проектируемого (возводимого) объекта;
· существующих зданий и сооружений;
· временных зданий и сооружений, коммуникаций;
· строительных машин и механизмов, складских помещений.
СГП – это элемент организационно-технологической документации (не путать с генпланом - элементом архитектурной части строительства), и документ, состоящий из двух частей: графической (формат А1, А2) и пояснительной записки к ней.
СГП предназначен для создания необходимых условий строительства:
· по организации производства на строительной площадке в соответствии с ПОС и ППР;
· по доставке, приемке и складированию материалов и конструкций на объекте ;
· по безопасной работе машин и механизмов;
· по бесперебойному обеспечению объекта водой, энергией, теплом;
· по обеспечению нормальных бытовых условий рабочим, ИТР.
Исходные данные для разработки СГП
· Календарный план (КП);
· технологические карты;
· графики движения рабочих и поставки материалов;
· проекты-аналоги;
· данные инженерных изысканий;
· данные о строительной организации;
· нормативно-инструктивная литература (СНиП по ТБ, т.к. СГП-план безопасности и организации строительной площадки).
СГП необходимо согласовывать с рядом организаций, занимающихся или связанных с эксплуатацией инженерных коммуникаций и сетей. В общем случае перечень организаций в каждом конкретном случае определяется государственной архитектурно-технической инспекцией (ГАТИ).
Условия проектирования:
· протяженность временных коммуникаций и путей перемещения материалов должны быть минимальными, но достаточными для бесперебойного обеспечения работ;
· при размещении временных санитарно-бытовых и административно-хозяйственных зданий необходимо предусмотреть удобную ориентацию и минимальный путь следования работающих на рабочие места;
· отводимая территория строительной площадки должна быть предельно уплотнена;
· учет требований нормативов по технике безопасности, пожарной безопасности, по освещению строительной площадки и другое.
Этапы разработки СГП
· выполнение необходимых расчетов, обоснований (в виде пояснительной записки);
· непосредственная компоновка СГП в виде графической части проекта;
СГП разбивается на основные этапы строительства:
- работы нулевого цикла;
- возведение коробки здания;
- кровельные работы.
На месте должно быть представлено:
- стройгенплан;
- условные обозначения;
- эксплуатация зданий и сооружений;
- пояснение к СГП;
- штамп.
В ряде случаев кроме плана может быть представлен разрез или план привязки монтажного крана.
Этапы разработки и порядок проектирования объектного стройгенплана.
1. Для начала проектирования СГП необходимо определиться с масштабом, в котором мы будем работать. Существуют следующие виды стройгенплана и соответствующие масштабы:
1. ПОС:
- ситуационный (масштаб 1:5000);
- общеплощадочный (масштаб 1:2000).
2. ППР:
- объектный (масштаб 1:200; 1:100).
2.Наносим на план проектируемый объект и прилегающие к нему существующие здания и сооружения. Необходимо на плане изображать точный объект, также как он представлен видом сверху, то есть со всеми изгибами, выемками.
3.Размещаем строительные машины и механизмы вдоль строящегося здания.
Для башенного крана подкрановые пути размещаются на расстоянии минимум 2 метра от самой выпуклой части здания. Ширина путей определяется исходя из свойств крана, а длина из длины здания. Зная, что длина одного звена подкрановых путей 12,5 метров, можно принять необходимое число звеньев (длина путей должна приблизительно соответствовать длине здания). И в завершении обносим пути забором.
Для автокранов прокладываем дорогу для движения крана почти по всему периметру здания, обязательно с двух сторон здания имеющих наибольшую длину.
4.Отмечаем зоны.
Монтажная зона - это зона, которая описывается контуром возможного падения груза с отлетом. На местности монтажная зона обозначается любыми знаками с надписью, что это зона возможного падения груза. В монтажной зоне возможен проезд пожарных машин (6 метров). В монтажной зоне может находиться монтажный кран. Складирование материалов запрещается, проходы рабочих в зданиях под козырьком.
Рабочая зона - это зона в пределах траектории, описываемой монтажным радиусом.
Опасная зона - определяется для монтажных кранов радиусом опасной зоны.
Для грузовых и пассажирских подьемников:
при высоте зданий Н<=20 метров А=5 метров
при высоте зданий Н>20 метров А=5 метров+(Нздан -20)/15
Опасная зона обозначается линией и флажками, которые рисуются красным цветом. Дороги, проезды и проходы, попадающие в опасную зону, заштриховываются. Запрещается распространение опасной зоны за пределами границы строительной площадки и над временными санитарно-бытовыми и административными зданиями. В опасной зоне складирование материалов и конструкций разрешается.
Для башенного крана. Радиус рабочей зоны башенного крана равен вылету его стрелы. Если имеем больше 1 звена пути, то радиус зоны будет выглядеть эллипсом.
Для автокрана необходимо определить число его стоянок, а затем, как показано ниже на рисунке, продлить окружности и выделить рабочую зону.
5.Прокладываем внутриплощадочные автодороги, имеющие въезд и выезд с территории строительной площадки. Так же они должны быть привязаны к существующим дорогам. Временная дорога для двухстороннего движения имеет ширину 6 метров, для одностороннего - 3,5 метров. Радиус закругления R=12 м. Для отстоя транспорта делается уширение до 3,5 метров и длиной до 12-19 метров. Для транспорта грузоподъемностью 25 тонн и выше ширина полосы проезда должна быть равна 8 метрам. Желательно дорогу располагать приближенной к разгрузочному крану, а площадку складирования делать за дорогой. Если строящееся здание кирпичное, то для заезда бетономешательной машины необходимо обеспечить дорогу так называемыми «ушками»
6.Определяем габариты складских площадок в зоне действия монтажных кранов с учетом грузоподъемности кранов.
7. Привязываемвременные здания и сооружения. В порядке рекомендации берут общеплощадочный СГП, либо учитывают требования части кратчайшего расстояния от бытовок до рабочего места.
8. Площадка укрупнительной сборки должна располагаться в зоне работы монтажного крана.
9. Освещение рабочих мест, дорог, площадок, складов прожекторами или машинами на вышках или инвентарных мачтах.
10.Временные электросети для строительных нужд от существующих ТП, либо передвижных существующих ТП (кабельное или подвесными проводами на опорах, расстояние до нижнего провода - 6 метров, до верхнего - 40 метров). В центре нагрузки участка ставится понижающая трансформаторная подстанция, распределительные щиты ставятся у каждого входа в строящийся объект.
11.Сети временного водопровода подключаются от общего водопровода и подводятся к бытовке, объекту, пожарному гидранту. Диаметр труб берется по расчету в зависимости от потребностей.
12.Временные сети наружной канализации прокладываются от санузлов, столовых, санитарных пунктов в колодец существующей действующей сети. Прокладка осуществляется трубами диаметром 150 мм. При отсутствии канализационной сети делают временные очистные сооружения.
13.Временные теплосети и горячая вода прокладываются от существующих теплотрасс или временных котлов (по мере надобности).
14.Конкретизируются решения по знакам движения автотранспорта.
15. Ограждениятерриторий, устройство ворот на выездах и въездах, служба охраны, козырьки для проходов через опасные зоны, вдоль ограждения строительной площадки снаружи.
16.Диспетчерская связь, телефон, радиофикация, охранная, пожарная, предупредительная сигнализации.
Организация складского хозяйства включает:
- разработка общей схемы и мест складского хозяйства, приемки, отпуска и учета материалов;
- выбор наиболее рационального типа склада и способов складирования материалов, изделий и т.д.;
- определение площадей складов, их размеров и разгрузочного фронта.
Основные требования к складскому хозяйству:
· обеспечение сохранности;
· механизация погрузочно-разгрузочных работ;
· безопасные условия производства работ.
Виды складов:
· центральные склады (для треста или УПТК);
· склады СМО и участковые (для обеспечения стройплощадок);
· приобьектные склады;
· склады на предприятиях стройиндустрии (сырьевые, готовой продукции);
· перевалочные (с одного транспорта на другой).
Различение складов по способу хранения:
· открытые (под пиломатериалы, сыпучие и другие);
· полузакрытые (навесы, доски, арматура, рубероид и другие);
· закрытые (отапливаемые, не отапливаемые);
· специальные склады и хранилища (ГСМ, взрывчатые вещества)