По созданию эффективной команды
Тренинг
По созданию эффективной команды
Введение
Актуальность: Современное посткризисное экономическое состояние в стране приводит к тому, что на рынке возникают новые фирмы, торговые компании, которые в условиях конкуренции, заинтересованы в получении прибыли. Для того, чтобы разработанный бизнес-план или новый проект начал приносить прибыль, необходимо создать команду, которая будет реализовывать намеченные цели. Однако на российском рынке тренингов командообразования существует определенный перекос в сторону лишь эмоциональной сплоченности коллектива. А ведь это не гарантия успешности деятельности группы! Люди в команде должны владеть навыками поведения в конфликтной ситуации, принимать на себя ответственность за конечные результаты, знать, какую функциональную роль они выполняют, а также иметь навык исполнять любые внутригрупповые роли. И тогда достигается главный результат командного взаимодействия – это взаимное усиление интеллектуальных и творческих способностей каждого участника команды, а это в свою очередь позволяет достичь результат, непосильный для обычной группы специалистов.
Цель: Развитие навыков эффективного взаимодействия для достижения совместной цели, определение своего места в организации, собственных функций и функций коллег в достижении цели организации.
Задачи:
1. Формирование команды.
2. Эффективность взаимодействия в команде.
3. Решение конфликтных ситуаций.
4. Принятие групповых решений.
Практическое значение: В результате эффективного взаимодействия между членами команды возникает эффект синергии, когда на основе общих устремлений и ценностей, а также взаимодополняющих умений суммарное усилие команды намного превышает сумму усилий ее отдельных участников. Вы узнаете, какие роли существуют в команде, какую роль выполняете Вы, Вашу склонность к лидерству. Вы также научитесь эффективно решать конфликты, способам противостояния манипуляциям, а также эффективно принимать решения для достижения главной цели.
Адресат: Группа от 7 до 15 человек, сфокусированных на общей цели. Руководители, которым необходима сплоченная команда, умеющая эффективно работать.
Психодиагностика:
Методики, которые применяются перед тренингом:
- Если группа существует более 6 месяцев, целесообразно провести социометрию, для выявления ее структуры.
- Для определение степени ответственности каждого члена группы можно использовать методику «УСК»
- Выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации каждого члена группа (склонность к соперничеству, сотрудничеству, избегание конфликта или, наоборот, склонность к обострению) можно с помощью методики К.Н. Томаса.
Во время проведения тренинга:
- Выявить предрасположенность каждого члена группы к определенным функциональным ролям можно с помощью методики «Групповые роли».
Оборудование:Бейджики, фломастеры, карандаши, листы А4, теннисный мячик, коробочка, кольца, веревочки, ватман, мел, карточки с названием предметов, состояний, бланк методики «Групповые роли», платки, влажные салфетки, игрушечные пистолеты, ножи, красная шапочка (3 шт), карточки с названием животных, непрозрачные мешки, длинные до 20 м. нетолстые веревки, секундомер, список утверждений, флипчарт, планшетки, стикеры, 2 стола, 2 набора «Лего», маркеры, ручки, настенные часы с секундной стрелкой, пачка бумажных салфеток, доска, мел, большая мягкая игрушка,
Организационные вопросы:Тренинг проводится в течение 4 дней методом погружения, продолжительность всего тренинга 31 час. Во время тренинга предусмотрены кофе-брейки, а также различные виды деятельности, такие как «мозговой штурм», групповые дискуссии, игры, медитационные техники.
Необходимо быть в удобной, не стесняющей движения одежде.
Программа тренинга
День 1
Формирование команды
( общая продолжительность 7 часов)
Цель: Сплочение членов группы для создания эффективной команды
Задачи 1 дня:
1. Теоретическое обоснование целесообразности тренинга;
2. Разработка специальных правил, принципов групповой работы;
3. Снятие тревожности в группе, создание безопасной атмосферы;
4. Сплочение группы: более близкое узнавание друг друга, интересов, ожиданий;
5. Получение опыта эффективной работы в группе.
Оборудование: Бейджики, фломастеры, карандаши, листы А4 с правилами, теннисный мячик, коробочка, кольца, веревочки, ватман, мел, карточки с названием предметов, состояний.
Теория:
Цель: Ориентировать участников тренинга в понятиях «Команда» и «Рабочая команда»
Продолжительность: 10 минут
Знаете ли Вы, в чем разница между рабочей группой и командой? Многие определения говорят о том, что «рабочая группа»- это взаимозависимая группа людей, которые совместно отвечают перед организацией за конкретные результаты, а вот такое определение «команды» чаще всего встречается. Итак, команда - это небольшое количество человек до 15-20, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.
Таким образом, в командах есть то, что делает их гораздо более эффективной формой трудовой организации, нежели рабочие группы. Это — характер взаимодействия, которое основано на взаимной зависимости членов команды друг от друга. Это то, что есть в команде и нет в рабочей группе. Взаимозависимость означает то, что результаты работы членов команды зависят от других членов команды. Хотя, в рабочей группе сотрудники так же могут находиться в одном пространстве, вместе использовать одну и ту же информацию, разделять ценности и взгляды друг-друга, даже помогают друг-другу, но акцент в рабочей группе все равно делается не на общей цели, а на индивидуальных.
Благодаря нашему тренингу, Вы станете эффективной командой, которая будет направлена на достижение общей цели, сможете повысить эффективность делового взаимодействия внутри команды, повысить стрессоустойчивость и, в конце концов, работать в благоприятном психологическом климате.
Упражнение 1. « Приветствие»
Цель: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов, создание позитивных эмоциональных отношений.
Продолжительность: 15 минут
Оборудование: нет
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек видел при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку.
Упражнение 2. «Имена»
Цель: Создание доверительной атмосферы
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: Бейджи, фломастеры
Напишите на листочке имя, которое бы Вы хотели слышать, когда к Вам обращаются и расскажите приятные воспоминания, которые связаны с этим именем или почему Вы хотите, чтобы к Вам обращались именно так.
Обратная связь: Как Вы думаете отражает ли написанное имя на бейдже соседа слева его личность? К каким ситуациях, по Вашему мнению, больше подходит это имя?
3. Ознакомление с правилами работы в группе.
Цель: Создание доверительной атмосферы, снижение тревожности у группы.
Продолжительность: 40 минут
Оборудование: Листы А4, на которых прописаны основные правила и есть свободное место для того, чтобы группа смогла вписать свои правила, ручки или фломастеры.
А теперь, когда мы готовы работать в группе давайте обсудим правила поведения в группе. Я вам раздам основные правила, которые мы будем придерживаться во время работы. Это нужно для того, чтобы создать благоприятную атмосферу, для раскрытия каждого члена группы и, чтобы каждый получил пользу от нашего тренинга :
С 13.00 до 14.00- перерыв
Упражнение 6 «Колечко»
Цель: Создание сплоченности группового взаимодействия.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: кольца, веревочки
Группы по четыре участника. К кольцу с диаметром отверстия примерно 3-3,5 см привязываются три веревочки. Три участника берутся за концы веревочек, им завязываются глаза. Четвертый участник, используя только свою собственную речь должен нанизывать колечко на стержень, установленный на столе или полу. Можно устроить соревнование между командами на скорость.
Обратная связь: С какими трудностями Вы столкнулись в этом упражнении?
Почему не сразу получилось надеть колечко на стержень?
Упражнение 7: Медитация-визуализация «Горная вершина»
Цель: Позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем, способствует повышению уверенности в себе.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: нет
— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...
Обратная связь:
Что Вы почувствовали после проведения данной психотехники?
Упражнение 8 «Вместе мы сила»
Цель: Упражнение позволяет оценить, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: Бумага, карандаши.
Каждый участник в течении 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.
За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.
После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.
Обратная связь: Что изменилось в Ваших списках после общекомандного обсуждения?
Тренер делает вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.
Упражнение 9 «Разминка»
Цель: снятие усталости, научиться понимать друг друга без слов
Продолжительность: 15 минут
Оборудование: нет
Члены группы должны, не переговариваясь друг с другом, встать по росту, затем – по цвету глас, затем по цвету волос (от светлых к самым темным), затем по дням рождениям.
Упражнение 10 «Круг-треугольник-квадрат-спираль»
Цель: помочь участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Продолжительность: 50 минут
Оборудование: Ватман или доска, мел, фломастеры.
Тренер рисует на доске или ватмане круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
«Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
Мини-группам дается 20 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Обратная связь: С какими трудностями Вы столкнулись в ходе этого упражнения?
Перерыв 20 минут
Упражнение 9 «Командное лидерство»
Цель: выявить взгляды команды на лидерство, ожидания от лидера
Продолжительность: 30 минут
Оборудование: Список утверждений.
Ход упражнения:
Инструкция: Прочтите каждое утверждение. Не советуясь ни с кем, укажите, согласны вы (С) с ним или не согласны (Н). Затем уже всей командой обсудите каждое утверждение и примите решение, согласны вы или нет с каждым из утверждений. Не спешите и постарайтесь понять точку зрения каждого человека. Если ваша команда не сможет прийти к соглашению, вы можете изменить формулировку утверждения для того, чтобы достичь такого соглашения.
- () 1. Эффективные лидеры консультируются с членами команды для сбора информации, чтобы принять решение.
- () 2. Лидеры должны привлекать членов команды ко всем решениям, влияющим на последних.
- ( ) 3. Лидеры должны принять на себя всю ответственность за решения команды.
- ( ) 4. Лидеры не должны конфликтовать с членами команды на глазах у других ее членов.
- () 5. Основная задача лидеров состоит в создании такой атмосферы, когда все члены команды могут спокойно выражать свои чувства и мнение.
- () 6. Лидер должен относиться к другим членам команды как к равным и соответственно взаимодействовать с ними.
- () 7. Лидер должен стараться помочь членам команды реализовать их потенциал, даже если это может привести к ситуации, когда один член команды будет «лучше» другого.
- ( ) 8. Лидер прежде всего несет ответственность за определение направления деятельности команды и за следование выбранному курсу.
- ( ) 9. Самая высокая эффективность бывает у команды, в которой меньше всего разногласий между ее членами.
- () 10. Лидер представляет собой «модель» эффективного участия в работе команды для других ее членов.
- () 11. Бывают ситуации, когда лидер должен использовать автократические методы, чтобы обеспечить эффективную деятельность команды.
- () 12. Бывают ситуации, когда лидер должен игнорировать чувства члена команды, чтобы принять решение.
- () 13. Лидер должен дружественно, но твердо применять власть, чтобы эффективно управлять своей командой.
- () 14. Когда лидер старается сделать все от него зависящее, члены команды не должны критиковать эти усилия.
- ()15. Иногда лидер должен поручить выполнение какого-либо задания одному человеку, а не всей команде .
Вопросы для обсуждения:
Какие функции выполняет лидер в группе?
Каким образом взаимодействует члены и лидер команды?
В каких ситуациях лидер необходим, а в каких нет?
Упражнение 10 «Путаница»
Цель: Определение четких и ясных признаков лидерского поведения, осознание лидерских качеств, освоить активный стиль общения.
Продолжительность: 60 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука
другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.
Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом.
В ходе игры тренер ведет две роли:
- поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;
- стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования. Напоминает о том, что время игры ограничено, нагнетает напряжение и творческий запал.
Вопросы для обсуждения:
Какие впечатления получили участники игры?
Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?
Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?
Упражнение 11 «Подведение итогов дня»
Цель: Соединить в единое целое впечатления от проведенного дня.
Продолжительность: 15 минут
Оборудование: планшетки, листы А4, карандаши
Ход упражнения:
Loading ...
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных. |
День 3
Материал для тренера
Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. "Маска, я тебя знаю!" -и заканчивается волшебство. "Паспорт проблемы" решает, поэтому не только интеллектуальную часть вопроса, как разрешить проблему, но и помогает уменьшить эмоциональную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.
При решении проблемы полезно воспользоваться техникой рефрейминга - т. е. переназвать ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, "выдернем эмоциональное жало". Это поможет нам уделить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи.
Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опасных для детей.
Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: "Опасно для жизни!"
Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения не могли являться предупреждением об опасности: они либо не могли читать, либо не воспринимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и запрещающего характера, либо иначе, чем авторы идеи, воспринимали эмоционально оттенки цвета.
Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами … колючей! Он на все 100% соотнесен не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки).
Перерыв с 13.00 до 14.00
Упражнение 5 «Три фразы»
Цель: подготовить участников к дальнейшей работе, разрядить обстановку
Продолжительность:5 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Ведущий заявляет, что никто из присутствующих не сможет повторить вслед за ним три короткие фразы. Конечно, с ним никто не согласится. Тогда он, как бы подыскивая слова, говорит короткую фразу, например, «Сегодня хорошая погода». Все уверенно повторяют. Ведущий в смущении подыскивает и неуверенно говорит вторую фразу. Ее легко повторяют все. Тогда он быстро и радостно говорит «Ну, вот вы и ошиблись!» Смущение, вопросы, спор. А организатор объясняет, что его третьей фразой и были слова «Ну, вот вы и ошиблись!».
Упражнение 6 «Балда»
Цель: подвести команду к определению понятия «манипуляция».
Продолжительность: 25 минут
Оборудование: Карточки, с написанными ролями.
Ход упражнения:
«Пошел поп на базар, встретил там Бадлу. И говорит ему: «Слушай Балда, я тут уезжаю в отпуск, и поэтому передаю тебе часть полномочий» .
И назначил его управляющим своей фирмы. Поп получил задание взымать арендную плату с должников чертей.
Известно, что болото сдано в аренду чертям по договору на 5 лет.
2 года черти платили исправно, а 3 года накопился долг. Срок погашения истекает через 7 дней.
С Канар, от Попа пришел e-mail, с указанием о погашении задолженности по арендной плате. В противном случае их окропят святой водой, а для них это смерти подобно и выселят. И тогда не миновать им родового позора.
ИНСТРУКЦИЯ ЧЕРТЯМ
Вы живете на болоте 5 лет, обещали платить Попу по одному мешку золота за каждую чертячью душу в год. Когда вы поселились на этом болоте пять лет назад, вас было 10. Как вы размножались и сколько вас сейчас, никто не знает, кроме вас самих, но вас не меньше, чем 37. Вы должны отдать за первый год 10 мешков и за все последующие столько, сколько вас было в том году (для определенности можно чертенят моложе одного года не учитывать).
Вы сами должны решить, сколько вас было в каждом году на самом деле и что вы скажете Балде. Золото для вас все равно что мусор, вы могли бы дать его сколько угодно, но давать больше, чем должны по договору, не хотите – боитесь, что тогда люди испортятся и потребуют неизвестно чего. Главная ценность для вас – ваше болото, если придется уйти с него – это хуже смерти. Вы хотите мирно договориться, отдать все, что должны, и по возможности продлить договор на 5 лет. Недавно по болотам прошел слух, что вышла новая санитарная норма – не более 18 чертей на одно болото. Вас это сильно беспокоит.
Предпочитаете действовать лестью и уговорами.
ИНСТРУКЦИЯ БАЛДЕ
Вы – честный Балда, себе в карман не работаете, заботитесь об интересах Попа. Вам известно, что 5 лет назад на болоте поселилось 10 чертей, а сколько их сейчас – не знает никто (может 5, а может 500). Вам нужно выяснить это как можно точнее, желательно по годам, и сполна собрать оброк. Договор с чертями очень выгоден Попу, он просил не обижать чертей, чтобы они не ушли с болота, как это произошло у соседского Попа, и по возможности продлить договор еще на 5 лет на тех же условиях или более выгодных. Чем больше чертей, тем лучше Попу. У Попа есть в запасе еще 2 болота, он хочет их тоже заселить. Предложите части чертей переселиться.
Предпочитаете не сообщать полную информацию, много шутите в стиле "широкой души человек", брать на слабо, немного подначивать.
Вопросы для обсуждения: Каким образом Вы предпочитали действовать, чтобы добиться своего?
Почему нельзя было договориться по-честному?
Связанна ли эта ситуация с манипулированием?
Почему неэффективно манипулирование в команде?
Как определить, что Вами манипулируют?
Теоретическая часть:
Цель: рассказать об основных способах противостояния манипулированию.
Продолжительность: 30 минут
Оборудование: презентация, доска.
Как противостоять манипуляциям?
1- Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. (К сожалению, это не всегда возможно).
2- «Я тупой», «в упор не понимаю» .
Вспомним диалог Ришелье и Миледи из «Трех мушкетеров» - на «прозрачные» намеки Миледи Ришелье отвечает: «Не понимаю, о чем вы. Не понимаю, решительно не понимаю».
3-Наоборот, открыто спросить: «Говорите прямо, чего Вы хотите?» или просто проговорить мотив манипулятора: «Насколько я понял, Вы хотите получить этот журнал бесплатно?»
4- Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.
* Говорить только стандартные фразы («речевые модули»);
* ссылаться на начальство и на порядки, которые заведены в Вашей организации;
* подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них;
* предложить связаться с Вами письменно («Мы рассмотрим Ваше предложение и обязательно ответим»);
* дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен;
* передать решение другому сотруднику (типичный бюрократический прием – спихнуть просителя «к Иван Иванычу в 314-й кабинет»).
«Здесь и сейчас». Ни в коем случае не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра. «Утро вечера мудренее».
Игра на «азарте».
Ответить самому себе на вопросы:
* нужно ли мне ИМЕННО ЭТО;
* нужно ли мне это ИМЕННО СЕЙЧАС;
* нужно ли мне именно это ТАКОЙ ЦЕНОЙ;
* нужно ли это ИМЕННО МНЕ.
Пример:
- Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко!
- Не жалко.
- А почему же не покупаете?!
- Не хочу.
Вопросы для обсуждения: Приведите примеры манипулирования в повседневной жизни?
Какой способ защиты от манипуляций более близок для Вас?
Придумайте ситуацию, в которой его можно использовать?
Упражнение 7 «Две группы»
Цель: Поощрить членов команды дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой — участники без часов…
После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.
Можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.
Вопросы для обсуждения: Что позволило Вам правильно выбрать группу?
Упражнение 8 «Любит-не любит»
Цель: Дать участникам группы возможность предоставить обратную связь.
Продолжительность: 25 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Группа разбивается на две равные подгруппы. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом, возникают пары игроков.
— Помните старинное гадание на лепестках ромашки — "любит — не любит"? Каждому из нас важно знать, как он воспринимается группой, насколько тесны его дружеские связи… Вам сейчас представится возможность искренне ответить на вопрос о своем отношении к другим участникам коллектива, узнать о том, как вас воспринимают товарищи.
Ромашка нам не потребуется. Вместо этого условимся, что:
- объятия - символ большой любви и симпатии;
- пожатие руки - выражение близких дружеских чувств;
- хлопнуть по ладони - "ты славный малый, но не более…";
- кивок головой означает для партнера - "я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпатии и антипатии":
- опущенный большой палец руки — сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Какая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как найти пути для примирения.
После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается игра. Участники малого круга стоят на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Пара показывает друг другу код приятия. Если оба человека раскрыли друг другу объятия - можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию. Вновь звучит хлопок ведущего, большой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последовательность действий.
Вопросы для обсуждения:
Что Вы чувствовали, когда условные сигналы не совпали?
Упражнение 9 «Дорогой длинною..»
Цель: интеграция команды при решении задачи, отработка навыка эффективно работать и общаться с партнером по команде.
Продолжительность:1,5 часа
Оборудование: два стола, два набора "Лего", флип-чарт, маркеры для записей, секундомер ( большие настенные часы с секундной стрелкой).
Ход упражнения:
Группа разделяется на две равные подгруппы, каждая выбирает лидера. Тренер задает лидерам определенный стиль поведения. Один из лидеров будет работать по деловому типу, т. е. он нацелен на выполнение задачи, работа - главное. Настроения, сомнения, тревоги, рефлексия участников возможны лишь в том случае, если не отвлекают от генеральной линии.
Второй лидер определен как социоэмоциональный тип руководителя. В своей работе с группой он руководствуется идеями, предложениями участников, готов быть внимателен к их проблемам, вовлекает их эмоционально в общий процесс. Обратим внимание на то, что группа не выдвигала лидеров, а получила решение сверху: лидеры - выдвиженцы руководителя тренинга. Это важно!
Каждая группа получает инструкцию. Она одинакова для обеих команд.
Инструкция
«Друзья! Перед вами стоит грандиозная задача национального масштаба. Вы - те, кто своим упорным трудом, творческой энергией, эффективным сотрудничеством построит долгожданную магистраль, соединяющую центр страны с периферией. Одна проблема: техника должна быть переправлена на другой берег широкой реки.
Перед вами на столе - набор конструктора "Лего". Вам необходимо из кирпичиков выстроить мост, соединяющий оба берега.
Правила строительства таковы:
1. Вы должны использовать минимум кирпичиков.
2. Выстроить максимально длинный мост (не менее 70 см).
3. Мост должен быть максимально высоким.
4. Использовать по возможности более мелкие "кирпичики" конструктора.
5. Выполнить задачу в максимально короткий срок.
В ходе работы вы не сможете пользоваться советами тренера или любого другого участника тренинга, не состоящего в вашей команде. Только команда работает над строительством моста.
Временные рамки:
— Обсуждение инструкции и правил строительства с тренером - три минуты. После этого группа начнет работать в абсолютно автономном режима!
— Групповая дискуссия о методах строительства, тренировка, апробация методов строительства — 25 минут.
— Обсуждение результатов тренировки и принятие стратегических и тактических решений -15 минут.
Таким образом, через 48 минут после прочтения дается старт строительству. На этом этапе всем участникам команды, кроме лидера, ЗАПРЕЩЕНО РАЗГОВАРИВАТЬ. Использовать можно лишь невербальные средства общения! Каждая попытка разговора со стороны участников команды стоит группе дополнительных 15 секунд (штрафное время, которое будет прибавлено ко времени строительства).
Сразу же после прочтения инструкции начинается отсчет времени и игра.
Завершение
После того как команды завершили работу, объявляется затраченное на строительство моста время, подсчитывается количество "кирпичиков", измеряется длина и высота моста. Когда промеры закончены, под аплодисменты и музыку открывается движение по сданному в строй участку автомагистрали!
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, прочитав инструкцию и познакомившись с условиями игры?
Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?
Как происходили обсуждение и принятие решений?
Кто осуществлял руководство группой? Работал ли в полную силу назначенный формальный лидер, был ли выдвиженец группы лидером альтернативным, а может быть, работа происходила под коллективным руководством?
Насколько тип лидерства, определенный для вашего формального руководителя, был эффективен для конкретной задачи и конкретной группы?
Что повлияло на результат игры?
Что мешало группе работать эффективнее?
Что каждый из вас может вынести для себя после игры?
Упражнение 10 «Вопросы и ответы»
Цель: Систематизировать полученные знания.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: Планшетки, клейкие листочки.
Ход упражнения:
Loading ...
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали. |
День 4
Принятие групповых решений
(Продолжительность 8 часов)
Цель: Отработать навык принятия групповых решений
Задачи:
1. Принятие решений методом «Мозг