Территориальное проектирование
Рег. № М 463
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Cоставители:
канд. экон. наук, доц. Л.Д. Ковалевская
канд. геогр. наук, доц. В.М. Мякиненков
Рецензент
д-р экон. наук, проф. М.А. Горенбургов
Подготовлено на кафедре
государственного и муниципального управления
Одобрено научно-методическим советом специальности
080504 - Государственное и муниципальное управление
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями
ã СПбГИЭУ, 2008
Содержание
1. Общие положения........................................................................... 4
2. Методические указания к изучению дисциплины..................... 4
3. Методические указания к выполнению
контрольной работы....................................................................... 5
4. Контрольные задания..................................................................... 8
5. Требования к оформлению контрольной работы................... 11
6. Список литературы....................................................................... 13
Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение
из рабочей программы дисциплины).................... 14
Приложение 2. Пример оформления титульного листа
контрольной работы............................................... 17
Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для
проверки знаний по дисциплине............................ 18
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения в будущем соответствующих функциональных обязанностей в органах государственного и муниципального управления.
Задачи изучения дисциплины связаны с формированием у студентов:
знаний теоретических основ территориального проектирования и землепользования, правовых основ градостроительства и землепользования, проблем управления градостроительством, землепользованием и рациональным использованием земель;
умений и навыков выполнения отдельных этапов территориального проектирования, определения платы за землю.
Дисциплина «Территориальное проектирование и землепользование» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана:
в теоретико-методологическом отношении – с общепрофессиональными и естественнонаучными дисциплинами;
в области увязки технологических, социальных, экономических и экологических аспектов в градостроительстве и землепользовании – с дисциплинами: «Технология, организация и экономика отраслей народного хозяйства», «Экономическая и социальная география», «Территориальная организация общества»;
в области обеспечения согласованности управленческих и проектных решений – с дисциплинами: «Региональная политика», «Стратегическое планирование», «Социальное и экономическое прогнозирование», «Региональная экономика и управление».
2. Методические указания к изучению дисциплины
Основным принципом построения дисциплины является комплексный подход к изучению разделов. Логика построения дисциплины основывается на последовательном изучении тем, представленных в рабочей программе дисциплины.
Изучение дисциплины следует начать с правовых и организационных основ территориального проектирования, методологических подходов и теоретических понятий, используемых в градостроительном проектировании. Затем изучается система работ по территориальному проектированию и градостроительству, основные этапы работ и методы решения узловых задач территориального проектирования и градостроительства.
Завершающий этап изучения дисциплины посвящен вопросам землепользования.
При изучении дисциплины студент должен обратить внимание на Приложение 1 настоящих методических указаний, где показаны принцип и логика построения дисциплины, и на список необходимой учебной, научной и нормативно-справочной литературы, приведенной в разделе 6. Для проверки знаний по дисциплине студент может воспользоваться перечнем контрольных вопросов, представленных в Приложении 3.
Методические указания к выполнению
Контрольной работы
Целью выполнения контрольной работы является закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и практических занятиях. Контрольная работа должна раскрыть умения студента самостоятельно интерпретировать эти знания применительно к конкретному заданию.
В соответствии с этим в процессе работы над контрольной работой студенты должны:
решить задачу по комплексной оценке городских территорий, в соответствии с представленными в контрольных заданиях исходными данными и вариантом контрольной работы.
ответить на вопросы, касающиеся комплексной градостроительной оценки территорий;
Номер варианта исходных данных для решения задачи определяется по номеру зачетной книжки и равен остатку от деления (в «столбик») номера зачетной книжки на 20. Например, если номер равен 1235, то вариант контрольного задания – 15. Если остаток от деления равен 0, то номер варианта – 20.
Контрольная работа должна быть выполнена до наступления зачетно-экзаменационной сессии и сдана на кафедру государственного и муниципального управления (192007, СПб, ул. Прилукская, 3, ауд. 122, тел.: 766-62-88, e-mail: [email protected]).
Контрольная работа, выполненная с недостатками, носящими принципиальный характер, или с существенными отклонениями от требований, указанных в данных методических указаниях, возвращается студенту для доработки вместе с рецензией, в которой указанны имеющиеся недостатки.
После исправления контрольная работа вновь представляется студентом на кафедру вместе с первой рецензией.
Процесс работы над контрольной работой является важным этапом в подготовке к сдаче экзамена.
Наличие зачтенной контрольной работы является необходимым условием допуска к экзамену.
Постановка задачи
Территория города может быть разделена на несколько расчётных районов, различающихся по характеру её застройки и использования. В предлагаемой задаче представлены пять наиболее типичных районов города:
районы № 1, 2 – заняты капитальной жилой и общественной застройкой;
район № 3 – занят усадебной жилой и общественной застройкой;
район № 4 – занят преимущественно промышленной застройкой;
район № 5 – лес.
Требуется произвести комплексную оценку территории указанных районов на основе пофакторного анализа, включающего в себя:
1. историко-архитектурную и функционально-планировочную оценку;
2. ландшафтную;
3. экологическую;
4. социального потенциала;
5. экономического потенциала.
Результаты экспертной оценки по первому, второму и третьему факторам приведены в контрольных заданиях в таблице 1.
Для расчёта социального потенциала следует использовать информацию из таблицы 2 контрольных заданий.
Показатели весомости отраслей, формирующих социальный потенциал, приведены в таблице 3.
Для расчета экономического потенциала следует использовать информацию таблицы 4 контрольных заданий.
Методика решения задачи
1. Определяется социальный потенциал оцениваемых районов.
Расчет удобно производить по форме табл. 2, измененной путем введения дополнительных граф после 5,6,7 и 8. В дополнительных графах определяется уровень (оценка) обеспеченности соответствующими услугами по районам, в долях единицы:
по единичным показателям как отношение
Оф
Он
Это соответствует далее Pij (1)
по отрасли (комплексный показатель) как средневзвешенная величина, исходя из весомости единичных показателей по формуле:
Pj= PijBij, (2)
где Pj - комплексный показатель качества по j - й отрасли, доли единицы;
Pij - оценка i - го единичного показателя j-й отрасли, доли единицы;
Bij - весомость i - го единичного показателя j - й отрасли, доли единицы;
i = 1,………, n где n - число единичных показателей в j - й отрасли;
по фактору в целом (интегральный показатель качества) по формуле
Pc= PjBjc, (3)
где Pc - интегральная оценка социального потенциала, доли единицы;
Bjc - весомость j - отрасли, формирующей социальный потенциал, доли единицы;
j = 1,….,m, где m - число отраслей.
2. Определяется экономический потенциал оцениваемых районов. Его величина соответствует удельному годовому доходу по всем объектам, тыс. руб / га. Расчет удобнее производить по форме табл. 4.
3. Определяется комплексная оценка территорий каждого района с учетом всех факторов, баллы.
4. Контрольные задания
Исходные данные для решения задачи
Таблица 1
Результаты экспертной оценки
Направление оценок (факторы) | Максимальная оценка наиболее благоприятного района | Районы | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||
1. Историко-архитектурная и функционально-планировочная | 0,5 | 0,5 | ||||
2. Ландшафтная | 1,5 | |||||
3.Экологическая |
Таблица 2
Список литературы
6.1. Нормативные правовые акты
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - М., 2005.
2. Земельный кодекс Российской Федерации (с дополнениями). - М., 2005.
6.2. Основная литература
3. Малеева Т.В. Инженерно-экономические основы градостроительства. Учебное пособие. Часть I. - СПбГИЭУ, 2003; часть II. - СПбГИЭУ, 2005.
4. Малеева Т.В. Земельные ресурсы крупного города: методология системного управления. - СПбГИЭУ, 2005.
5. Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону, МАРТ, 2002.
6.3. Дополнительная литература
6. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. - М., 2005.
7. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание дисциплины
(Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Введение
Предмет и порядок изучения курса. Понятия «территориальное проектирование» и «землепользование». Их место в подготовке специалиста в области государственного и муниципального управления. Связь с другими дисциплинами. Роль территориального проектирования и землепользования в народном хозяйстве. Виды территориального проектирования и землепользования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример оформления титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Факультет региональной экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Контрольная работа по дисциплине
Санкт-Петербург
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рег. № М 463
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Cоставители:
канд. экон. наук, доц. Л.Д. Ковалевская
канд. геогр. наук, доц. В.М. Мякиненков
Рецензент
д-р экон. наук, проф. М.А. Горенбургов
Подготовлено на кафедре
государственного и муниципального управления
Одобрено научно-методическим советом специальности
080504 - Государственное и муниципальное управление
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителями
ã СПбГИЭУ, 2008
Содержание
1. Общие положения........................................................................... 4
2. Методические указания к изучению дисциплины..................... 4
3. Методические указания к выполнению
контрольной работы....................................................................... 5
4. Контрольные задания..................................................................... 8
5. Требования к оформлению контрольной работы................... 11
6. Список литературы....................................................................... 13
Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение
из рабочей программы дисциплины).................... 14
Приложение 2. Пример оформления титульного листа
контрольной работы............................................... 17
Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для
проверки знаний по дисциплине............................ 18
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения в будущем соответствующих функциональных обязанностей в органах государственного и муниципального управления.
Задачи изучения дисциплины связаны с формированием у студентов:
знаний теоретических основ территориального проектирования и землепользования, правовых основ градостроительства и землепользования, проблем управления градостроительством, землепользованием и рациональным использованием земель;
умений и навыков выполнения отдельных этапов территориального проектирования, определения платы за землю.
Дисциплина «Территориальное проектирование и землепользование» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана:
в теоретико-методологическом отношении – с общепрофессиональными и естественнонаучными дисциплинами;
в области увязки технологических, социальных, экономических и экологических аспектов в градостроительстве и землепользовании – с дисциплинами: «Технология, организация и экономика отраслей народного хозяйства», «Экономическая и социальная география», «Территориальная организация общества»;
в области обеспечения согласованности управленческих и проектных решений – с дисциплинами: «Региональная политика», «Стратегическое планирование», «Социальное и экономическое прогнозирование», «Региональная экономика и управление».
2. Методические указания к изучению дисциплины
Основным принципом построения дисциплины является комплексный подход к изучению разделов. Логика построения дисциплины основывается на последовательном изучении тем, представленных в рабочей программе дисциплины.
Изучение дисциплины следует начать с правовых и организационных основ территориального проектирования, методологических подходов и теоретических понятий, используемых в градостроительном проектировании. Затем изучается система работ по территориальному проектированию и градостроительству, основные этапы работ и методы решения узловых задач территориального проектирования и градостроительства.
Завершающий этап изучения дисциплины посвящен вопросам землепользования.
При изучении дисциплины студент должен обратить внимание на Приложение 1 настоящих методических указаний, где показаны принцип и логика построения дисциплины, и на список необходимой учебной, научной и нормативно-справочной литературы, приведенной в разделе 6. Для проверки знаний по дисциплине студент может воспользоваться перечнем контрольных вопросов, представленных в Приложении 3.