Основные положения методологии проектирования
Понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:
• направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
• координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
• ограничение во времени с определенным началом и концом.
Проект, как система деятельности, существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. В общем случае проект- некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.
Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль (доход), материально-вещественным результатом - новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.
Программа — проекты или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин проект, как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.
Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы. Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.
Управляемыми параметрами проекта являются:
• объемы работ и виды работ по проекту;
• стоимость, издержки, расходы по проекту;
• временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;
• ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали; а также ограничения по ресурсам;
• качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и пр.
Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.
Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (или также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.
Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на четыре фазы:
• концептуальную, включающую формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;
• фазу разработки проекта, в состав которой входят определенные структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;
• фазу выполнения проекта, состоящую из работ по реализации проекта, включая строительство, маркетинг, обучение персонала;
• фазу завершения проекта, включающую в общем случае приёмочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;
• эксплуатационную, охватывающую приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.
В функции управления проектом входят: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.
Методы управления проектами позволяют:
• определить цели проекта и провести его обоснование;
• выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
• определить необходимые объемы и источники финансирования;
• подобрать исполнителей - в частности через процедуры торгов и конкурсов;
• подготовить и заключить контракты;
• определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
• рассчитать смету и бюджет проекта;
• планировать и учитывать риски;
• обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Управление проектами включает в себя такие методы, как: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Приведите одно из определений понятия «проект».
2. Назовите обязательные характеристики понятия «проект».
3. Дайте определение управлению проектами.
4. Дайте определение термину «жизненный цикл проекта».
5. Перечислите управляемые параметры проекта.
ЛЕКЦИЯ 2
СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована.
Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта — специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.
Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации сводится к разбивке проекта и его системы управления:
• на систему целей проекта;
• управляемые параметры проекта;
• фазы жизненного цикла проекта, этапы работы, задачи, единичные рабочие процессы;
• отдельные пакеты работ, увязанные между собой в структуру работ по проекту;
• организационную структуру исполнителей по проекту;
• структуру распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ по проекту в виде матрицы;
• подсистемы по областям управления проектом, функционирующие практически в течение всех фаз управления проектом;
• общие системные функции, выполняемые на всех фазах реализации проекта и во всех подсистемах;
• методы, средства, процедуры, используемые в управлении проектом при реализации функций, процессов, подсистем.
К основным задачам структуризации проекта нужно отнести следующие:
• разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки;
• распределение ответственности за различные элементы проекта и увязка работ со структурой организации (ресурсами);
• точная оценка необходимых затрат - средств, времени и материальных ресурсов;
• создание единой базы для планирования, составления смет и контроля затрат;
• увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов в компании; переход от общих (не всегда конкретно выражаемых) целей к определенным знаниям, выполняемым подразделениями компании;
• определение комплексов работ/ подрядов.
Процесс структуризации проекта может быть представлен в виде следующей последовательности действий.
1. Определение проекта - должны быть полностью и четко определены характер, цели и содержание проекта, а также все конечные продукты проекта с их точными характеристиками. В данной ситуации полезно использовать иерархию целей, показывающую полную цепь конечных результатов и/или средств их достижения.
2. Уровень детализации- необходимо обдумать различные уровни детализации планов и количество уровней элементов в структуре разбивки проекта.
3. Структура процесса - должна быть подготовлена схема жизненного цикла проекта.
4. Организационная структура - организационная схема проекта должна охватывать все группы или отдельные лица, которые будут работать на проект, включая лиц, заинтересованных в проекте из его внешнего окружения.
5. Структура продукта - это схема разбивки по подсистемам или компонентам, включая машины и оборудование, программное и информационное обеспечение, услуги, а также, если это важно, географическое распределение.
6. План бухгалтерских счетов в организации - система кодов, применяемых при структурировании проекта; должна основываться на существующем в организации плане бухгалтерских счетов или на возможности его корректировки.
7. Структура разбивки проекта - четыре вышеперечисленных пункта (3-6) объединяются в единую структуру проекта.
8. Генеральный сводный план проекта - может быть в дальнейшем детализирован в процессе поиска критического пути. В ходе реализации проекта сводный план может использоваться для докладов высшему руководству.
9. Матрица распределения ответственности - в результате анализа взаимоотношений между элементами структуры проекта и организацией строится матрица, где элементы структуры проекта становятся строками, а элементы схемы организации компании - столбцами (или наоборот). В ячейках матрицы уровни ответственности тех или иных действующих лиц обозначают при помощи различных условных обозначений или кодов.
10. Рабочий план бухгалтерских счетов - при необходимости следует проработать систему субсчетов, «стыкующихся» с планом счетов.
11. Рабочий сетевой график - реализация первых 10 шагов позволяет разработать детализированный график, включающий по каждой из работ временные и ресурсные оценки.
12. Система наряд-заданий - вытекает из предварительной структуры (п. 7) и матрицы (п. 9). На этом этапе задания должны быть абсолютно конкретны во времени и ресурсах.
13. Система отчетности и контроля.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состоит суть структуризации проекта?
2. Основные задачи структуризации проекта.
3. Последовательность действий процесса структуризации проекта.
ЛЕКЦИЯ 3