Территории в юго-западной части города
Значительные территориальные ресурсы выявлены на западе города. Частично это свободные от застройки и планировочных ограничений территории, частично – территории, освобождаемые в случае предусмотренного генпланом выноса ряда объектов (СИзо, УФСИН) из восточной части Западной промзоны.
Застрой на этих площадках предполагается двух типов: многоэтажная (5-9 этажей) и индивидуальная. Многоэтажная застройка размещается по ул. Московской и является логичным продолжением жилых многоэтажных кварталов в районе ул. Ангарский бульвар.
Особенностью планировки новых многоэтажных жилых районов является их большая расчлененность по отношению к застраивающимся в настоящее время территориям. В межквартальных разрывах прокладываются бульвары, связывающиеся с городскими озелененными территориями, окружающими новую застройку, что повышает уровень комфортности проживания в таких районах.
Индивидуальную застройку предполагается разместить вдоль трассы, на сегодняшний день являющейся южным обходом М-54, в свободном коридоре между Западной промзоной и территорией аэропорта.
Территории в южной части города
На юге города генпланом предлагается использовать территориальные резервы в районе пос. Спутник. Здесь возможно развивать селитебные территории лишь в южном направлении, на территориях свободных от планировочных ограничений. В этом районе намечена застройка индивидуального типа с большими земельными участками.
Территории в центральной части города
Одно из приоритетных направлений размещения новой жилой застройки – реконструкция центральной части города. Здесь, в зоне существующей застройки, предусматривается выборочная реконструкция малоценного фонда, представленного преимущественно ветхим индивидуальным жильем.
В первую очередь необходимо обратить внимание на кварталы, прилегающие непосредственно к зоне центра, формирующие архитектурный облик города. Также весьма ценными в градостроительном отношении являются прибрежные территории.
Застройка в центральной части города предусмотрена всех типов, с большей долей малоэтажного (3-4 этажа), которая наиболее характерна для сложившейся городской среды центра.
Территории в западной части города
Значительная часть населения проживает на сегодняшний момент в дачном поселке на левом берегу у западной границы городского округа. Генеральным планом предусмотрен перевод данных территорий в жилье. Это позволит обеспечить проживающее там население необходимыми социально-бытовым обслуживанием и инженерными коммуникациями.
Таблица 7.1
Показатели нового жилищного строительства
(правый и левый берег)
Вид застройки | Правый берег | Левый берег | ||||
га | тыс. м2 | тыс. жит. | га | тыс. м2 | тыс. жит | |
Многоэтажная и среднеэтажная | 130-140 | 27-29 | 160-170 | 35-37 | ||
Усадебная | 30-35 | |||||
ВСЕГО | 200-210 | 30-32 | 990-1000 | 68-70 | ||
Резервы, тыс. га | 0,1 | 0,5 |
Проблема размещения гаражей
Особого внимания заслуживает проблема размещения гаражей для хранения личного автотранспорта на территориях жилых зон. На данный момент они сгруппированы в крупные гаражные массивы и занимают значительные территории, отчуждаемые, по сути, от жилых микрорайонов. Такое соседство негативно сказывается на уровне комфорта и безопасности проживания близ таких территорий, а ткань жилой застройки оказывается разорванной.
Помимо этого, такой способ хранения доказал свою неэффективность, поскольку гаражи находятся на значительном удалении от места жительства их владельцев. Фактически они не используются и дублируются временными парковочными местами в жилых дворах и на внутриквартальных проездах.
Генеральным планом предлагается в новых жилых районах размещение многоуровневых охраняемых парковочных комплексов, равномерно распределенных по территории застройки и находящихся в 5-10 минутной пешеходной доступности от жилых домов. Такое компактное размещение гаражей позволит более рационально использовать городские земли и повысить безопасность проживания в жилых зонах.
На существующих территориях следует проводить политику по планомерному переходу на такую же систему размещения гаражей. Однако, поскольку на застроенных территориях площадки под новое строительство выявить довольно трудно, задача эта остается на перспективу и требует тщательной долговременной совместной работы города и частных инвесторов.
Промышленные зоны
В городе сформировались три основные промышленные зоны:
· Западная промзона (заключает в себе основной производственный потенциал города; здесь расположены предприятия стройиндустрии, пищевой промышленности и др.);
· Центральная промзона (не содержит вредных производств; здесь размещены преимущественно предприятии деревоперерабатывающей и мебельной промышленности, а также коммунально-складские объекты);
· Восточная промзона (представлена Кызылской ТЭЦ и Рыбзаводом);
Есть предприятия, которые не попали в структуру производственных комплексов, а штучно располагаются среди жилой застройки, усложняя условия проживания в соседствующих с ними жилых образованиях. Так же наблюдается и встречная тенденция – в сформированных промышленных зонах зачастую встречаются вкрапления индивидуального жилья.
Сложившиеся в городе производственные зоны в основном сохраняют свою дислокацию, однако нуждаются в реконструктивных мероприятиях, перечень которых в рамках генплана города установить не представляется возможным из-за отсутствия необходимого объема информации и специфики аналитической работы.
Однако с позиции общегородских интересов некоторые планировочные решения могут быть сформулированы:
1) Целесообразным выглядит размещение новой жилой застройки за счет сокращения неэффективно используемых обширных производственных территорий.В частности проектом предлагается сокращение территорий западной промзоны со стороны центра за счет выноса УФСИН и СИзо и размещение на этих территориях жилого района.
2) Необходим вынос ряда объектов производственной сферы из центральной части города, где относительная градостроительная ценность территории не подлежит сомнению.Речь идет, в первую очередь, таких объектах, как Асфальтобетонный завод, Кожевенно-пимокатный завод, Кирпичный завод и др. (полный перечень выносимых объектов представлен в таблице ниже).
Передислокацию промышленных и коммунальных объектов предполагается осуществлять, в первую очередь, за счет уплотнения территорий существующих промышленных зон. Так же для переноса объектов и размещения новых предприятий предусмотрены территориальные резервы: в западной части города – в развитие западной промзоны и в южной части – в развитие центральной промзоны.
Таблица 7.2
Перечень перебазируемых (перепрофилируемых) объектов
Название предприятия (объекта) | Мероприятие | Предполагаемое место будущего размещения | |
По санитарным и экологическим причинам | |||
Асфальтобетонный завод | перебазирование | В районе Западной промзоны | |
ЖБИ «Жилстрой» | перебазирование | ||
Кирпичный завод ООО «Жилье» | перебазирование | В районе Западной промзоны | |
АТП ГААО № 2 | перепрофилирование под общественно-деловые функции | ||
Производственная база ООО «Сибтехмонтаж» | перебазирование | ||
Кожевенно-пимокатный завод | перебазирование | ||
Автомастерская | перебазирование | ||
Кладбище | закрытие с организацией мемориального прогулочного парка | ||
Отстойники в створе ул. 7-я Линия к югу | закрытие с обеззараживанием и рекультивацией территории – под жилищные функции | ||
Склады минеральных удобрений «Агрохим» (свыше 500 т) | закрытие с обеззараживанием и рекультивацией территории – под жилищные функции | ||
Гаражи по ул. Северная | перебазирование – под озелененные территории общего пользования | ||
По планировочным мотивам | |||
«Тывахлебопродукт» | ликвидация - под общ.-администр. функции | ||
Рынок (центральный) | перебазирование - под общественные озелененные территории | В южной части города по ул. Бай-Хаакская | |
Мелкооптовые и сельскохозяйственные рынки | перебазирование - под жилую застройку и общественные озелененные территории | В южной части города по ул. Бай-Хаакская | |
Авторынок | перебазирование - под жилую застройку | В южной части города по ул. Бай-Хаакская | |
СИзо в центральной части города | перебазирование - под жилую застройку | В район Западной промзоны |
Продолжение таблицы 7.2
СИзо в западной части города | перебазирование - под жилую застройку | В районе Западной промзоны | |
УФСИН | перебазирование - под жилую застройку | В районе Западной промзоны | |
Колония № 1 | перебазирование - под застройку городского центра | В районе Западной промзоны | |
ООО «Суй-Белек» | перебазирование - под жилую застройку | В районе Западной промзоны рядом со швейной фабрикой | |
Гаражи по ул. Пролетарская – Ка-Хем | перебазирование - под общ. озеленен. террит. | ||
Гаражи по ул. Безымянная | перебазирование - под жилую застройку | ||
Гаражи в створе пер. Сесерлиг (к западу) | перебазирование - под жилую застройку | ||
ПМК-5 | перебазирование - под жилую застройку | ||
ООО УК «Жилсервис» по ул. Горная | перебазирование - под жилую застройку | ||
МУП благоустройства города | перебазирование - под жилую застройку | В районе Центральной промзоны | |
ЧП НПК (производство пластиковых окон) | перебазирование - под общественные озелененные территории | В районе Центральной промзоны |
3) Проектом предлагается постепенное выморачивание индивидуальной жилой застройки, расположенной на сегодняшний момент в границах территорий сформировавшихся промышленных зон.В западной промзоне предлагается к выморачиванию порядка 19 га жилой застройки, в центральной промзоне – порядка 11 га.
4) Проектом предлагается размещение новых и реконструкция ряда существующих производственных объектов.Размещение новых объектов планируется за счет уплотнения территорий промзон, а также на территориях, освобождаемых в процессе выморачивания жилого фонда, расположенного на промышленных территориях. Перечень новых и реконструируемых объектов представлен в таблице ниже.
Таблица 7.3
Перечень новых и реконструируемых производственных объектов
Название предприятия (объекта) | Предполагаемое место будущего размещения | |
Новые производственные объекты | ||
ГУП «Кондитерская фабрика» | В районе Западной промзоны |
Продолжение таблицы 7.3
ГУП «Детское питание» | В районе Западной промзоны | |
Мини-завод по переработке молока и мяса | В районе Центральной промзоны | |
Предприятие по производству чипсов | В районе Центральной промзоны | |
Предприятие по бутилированию минеральной воды | В районе Центральной промзоны | |
Завод керамического кирпича | В районе Западной промзоны | |
Завод пеностеклокристаллического пористого заполнителя | В районе Западной промзоны | |
Цех по производству конструкций и деталей ЖБИ | В районе Западной промзоны | |
Модульный кирпичный завод | В районе Западной промзоны | |
Цех крупнопанельного домостроения (ДСК) | В районе Западной промзоны | |
Мусороперерабатывающее предприятие | В юго-восточной части города, рядом со свалкой ТБО | |
Реконструируемые производственные объекты | ||
ГУП «Кызыльская швейная фабрика» | В районе Центральной промзоны | |
ОАО «Саянские ковры» | В районе Центральной промзоны | |
Рыбзавод | В районе Восточной промзоны |
5) В рамках проекта реализации генерального плана после его утверждения следует детально проработать вопросы размещения производственной функции в городе Кызыле.С этой целью необходимо по каждому производственному объекту проделать следующую аналитическую работу:
· составить паспорт предприятия с обоснованием состава зданий и сооружений и показателей использования территории;
· на основании проекта санитарно-защитной зоны и данных о количестве жилищного фонда, попадающего в пределы санитарно-защитной зоны предприятия, принять обоснованное решение о его выносе, перепрофилировании, реконструкции или о выводе жилищного фонда за пределы его санитарно-защитной зоны;
· изучить вопросы целесообразности функционирования существующих железнодорожных подъездных путей, исходя из объема грузооборота предприятия.
Рекреационные зоны
В состав рекреационных зон включается вся совокупность озелененных городских территорий общего пользования, ограниченного пользования, леса городские и лесного фонда, а также открытые пойменные территории реки Енисей, которые находятся на городских землях.
Генеральным планом предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию рекреационной структуры города:
· сохранение системы сложившихся озелененных территорий,
· создание системы бульваров и скверов в планировочной структуре новых селитебных образований,
· создание и благоустройство озелененных набережных по обоим берегам реки Енисей,
· создание второго городского парка в правобережной части города,
· благоустройство территорий и организация зоны отдыха в пойме ручья Тонмас-Суг.
· Создание мест летнего отдыха (пляжи, места для купания) в границах городского округа.
Восполнение дефицита рекреационных зон как застроенных, так и вновь застраиваемых территорий достигается вовлечением в рекреационную функцию пойменных территорий путем их соответствующего благоустройства.
В течении реки Енисей вблизи города расположены живописные острова, которые можно использовать в качестве сезонных мест отдыха. Дополнительным фактором для развития рекреации на островах может послужить развитие пароходства в Кызыле.
8. Транспортная инфраструктура
8.1. Внешний транспорт
Транспортно-экономические связи города Кызыла с регионами России осуществляются воздушным и автомобильным транспортом. Речной транспорт не участвует во внешних экономических связях Республики в связи отсутствием судоподъемника, позволяющего проходить плотину Саяно-Шушенской ГЭС речным судам. Железнодорожный транспорт отсутствует. Основная роль во внешних перевозках г. Кызыла принадлежит автомобильному транспорту.
Автомобильные дороги
По территории района проходит одна из основных федеральных автодорог Сибирского федерального округа – автодорога М-54 (Красноярск–Абакан–Кызыл–госграница). Кроме участка федеральной автодороги, опорную транспортную сеть формируют дороги, соединяющие населенные пункты Республики Тыва.
Существующая интенсивность движения на основных автомагистралях района от 150 до 1000 автомобилей в сутки. Проблем с пропуском автотранспорта по дорогам района нет.
Характеристика автодорог на подходах к г. Кызылу представлена в таблице:
Таблица 8.1
Характеристика автодорог в границах Кызылского кожууна
Наименование автодороги | Значение автодороги | Техническая категория | Ширина (м) | Тип покрытия | ||
Земляное полотно | Проезжая часть | |||||
(М – 54) г. Красноярск– г. Абакан– г. Кызыл– госграница | федеральная | III - IV | 10 -12 | 7 -6 | Асфальт/ черный щебень | |
г. Кызыл– с. Усть-Элегест–Ак-Довурак–Абаза–г. Абакан | региональная | IV | 10-12 | 6 - 7- | Асфальт/бет |
Продолжение таблицы 8.1
с. Усть-Элегест–Хову–Аксы | местная | IV | 10-12 | 6 - 7- | Асфальт/бет. | |
г. Кызыл–Кара Хаак | местная | V | 4,5 -5 | Черный щебень | ||
г. Кызыл– с. Кундустуг–Усть-Бурен | местная | V | 4,5 -5 | Черный щебень |
Предложения по развитию сети дорог на подходах к г. Кызылу связаны с улучшением качества внешних дорог в увязке с главными городскими магистралями и проектными обходными дорогами.
Автомобильный транспорт
По внешним автодорогам организованы междугородние и пригородные автобусные маршруты, связывающие г. Кызыл с городами: Красноярск, Абакан, Шушенское, Ермаковское, Ак-Довурак, Сарыг-Сеп, Эрзин, Хандагайты, Тээли и другими. Общая протяженность междугородних и пригородных маршрутов составляет 4 780 км. Междугородние перевозки осуществляет Кызылское автотранспортное предприятие (МУП «КАТП») и частные перевозчики. Объем перевозок (по отправлению) муниципальным транспортом составил в 2008 г. 40,6 тыс. пас. На долю частных перевозчиков приходится более 30% междугородних перевозок – 17,4 тыс. пас.
Характеристика работы автобусного транспорта на пригородных и междугородных маршрутах МУП «КАТП» за 2008 г приводится в таблице.
Таблица 8.2
Характеристика работы автобусного транспорта
МУП «КАТП» за 2008 г
Наименование показателей | Ед. измерения. | Количество | |
Протяжённость эксплуатационных пассажирских линий | км | ||
Перевезено пассажиров за год | тыс. пас. год | 40,6 | |
Годовая работа | млн. пас. км | 13,1 | |
Средняя длина поездки | км | 323,1 |
Из представленной таблицы видно, что подвижность населения в междугороднем и пригородном сообщении невысокая (менее одной поездки на жителя в год с учетом поездок на личном автотранспорте). Низкая подвижность населения города в данных видах передвижения находит объяснение:
- большие расстояния между пунктами притяжения;
- высокая стоимость проезда;
- низкое техническое состояние подвижного состава (как следствие низкая скорость движения).
На планируемый срок проектом предлагается:
- муниципальное предприятие МУП «КАТП» обеспечить новейшим подвижным составом, пригодным для эксплуатации в сложных горных условиях;
- выделить внегородские перевозки в отдельную автоколонну;
- допустить на рынок внегородских пассажирских перевозок частных перевозчиков с муниципальным контролем качества и безопасности перевозки пассажиров.
Речной транспорт
Использование речного транспорта в перевозках грузов и пассажиров на территории Республики Тыва ограничено водным путем г. Кызыл–с. Тоора-Хем. Этот водный путь используется для завоза технических грузов, топлива и продовольствия в поселения, где отсутствуют другие виды транспорта.
Водный путь от Кызыла до створа Саяно-Шушенской ГЭС по водохранилищу не используется, так как плотина ГЭС не оборудована судоподъёмным устройством. Ранее предполагалось создать глубоководный путь, связующий Тыву с районами в верховье р. Енисей, в том числе с железнодорожным узлом г. Абакана. Протяженность водного пути от Кызыла до Абакана – 594 км. Строительство судоподъемника в створе Саяно-Шушенской ГЭС должно было обеспечить использование речного транспорта для внешних перевозок республики. Анализ показывает, что доставка грузов речным транспортом до Кызыла и Шахнара с последующей перегрузкой на автотранспорт и доставкой до райцентров на западе и севере республики более эффективна, чем автотранспортом. Планы не были реализованы.
В настоящее время пассажирские и грузовые перевозки водным транспортом республики осуществляет ЗАО «Тувинская судоходная компания (ЗАО «ТСК»). За последние четыре года участие водного транспорта в перевозках грузов и пассажиров сведено, практически, к нулю.
В 2007 г. объём пассажирских перевозок водным транспортом составил 1 695 чел (в 3,8 раза ниже показателей 2004 г.). Объем грузовых перевозок 2007 г. 900 тонн (в 1,5 раза ниже показателей 2004 г.).
ЗАО «ТСК» владеет полным комплексом необходимых производственных зданий и площадей, включая грузовой причал, дебаркадер и ремонтно-отстойный пункт. На балансе ЗАО «ТСК» – 6 теплоходов (1 – пассажирский и 5 буксирных), 3 буксира, 9 барж (не самоходные), 1 туер.
Навигационный период на р. Енисей продолжается с мая по сентябрь месяц, в среднем 149 дней. За навигацию можно перевезти более 7 000 пассажиров и более 1 500 тонн грузов.
Проектом предусматривается сохранение в городе всех устройств и сооружений (ЗАО «ТСК»), и дальнейшее их развитие с учетом новых тенденций в развитии речного транспорта, а именно – речного туризма.
В связи с восстановительными работами, проводимыми в настоящее время на Саяно-Шушенской ГЭС, целесообразно будет вернуться к вопросу о строительстве судоподъёмного устройства для создания глубоководного пути, связующего Тыву с районами, расположенными в верховье р. Енисей.
Воздушный транспорт
Потребность города в авиаперевозках обеспечивается авиапредприятиями ФГУП « Туваавиа» и ГУП РТ «Аэропорт Кызыл».
Аэропорт расположен в границах г. Кызыла. Санитарный разрыв вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов в контурах равного максимального нормируемого уровня звука при взлете и посадке днем и ночью ограничивает территориальное развитие города.
Аэродром аэропорта имеет искусственную взлетно-посадочную полосу с бетонным покрытием – 2700х45 м. Пропускная способность аэровокзала – 250 чел/час. В настоящее время аэровокзал реконструируется с учетом международных перевозок.
ГУПРТ «Аэропорт Кызыл» выполняет грузовые и пассажирские перевозки самолетами ЯК-40 (9 ед.), Ан-2 (10 ед.), вертолетами Ми-8 (3 ед.) Авиационный парк находится в стадии конкурсного производства ФГУП «Туваавиа». В собственности у Республики Тыва самолёт ЯК-42Д.
Полёты производятся с интенсивностью 3-4 вылета в неделю. Годовой объем пассажирских перевозок в 2008 г. составил 18,1 тыс. чел. (в 1,7 раза ниже показателей 2000 г.), объем грузовых перевозок составил 103 тонн (в 1,5 раза ниже показателей 2000 г.).
В соответствии с ФЦП « Модернизация транспортной системы России 2010-2015 годы» в подпрограмме «Гражданская авиация» предусмотрены средства на модернизацию аэропортового комплекса Кызыл, что даст возможность:
- реконструировать взлетно-посадочную полосу и аэровокзальный комплекс;
- расширить географию полетов социально значимых направлений (г. Москва, г. Красноярск, г. Новосибирск);
- расширить географию полетов внутри республики;
- производить прием и дозаправку транзитных самолетов, следующих в направлении Восточной и Юго-восточной Азии.
Железнодорожный транспорт
В настоящее время железнодорожный транспорт в Республике Тыва отсутствует. Однако в связи с освоением Элегестского месторождения угля появляется возможность включить республику в общероссийскую железнодорожную транспортную систему.
Генеральным планом учитываются проработки ЗАО «Енисейская Промышленная Компания» по освоению Элегестского месторождения угля в Республике Тыва. В проекте освоения предусмотрено строительство железнодорожной линии г. Кызыл–г. Курагино протяженностью 460 км, со строительством подъездного пути к г. Кызылу протяженностью – 38,0 км. Железная дорога пройдет по северной границе западной части г. Кызыла. Станцию Кызыл-Пассажирская планируется разместить на правом берегу в районе нового автомобильного моста через р. Верхний Енисей, также предусмотрен резерв под размещение железнодорожной станции Кызыл-Грузовая.
8.2. Магистральная сеть и городской транспорт
Городские улицы и дороги
Современное состояние
Магистральная улично-дорожная сеть г. Кызыла имеет четкую прямоугольную систему и представлена магистралями общегородского, районного, местного значения, городскими улицами, проездами и грузовыми дорогами. Характеристика улично-дорожной сети города приводится в таблице.
Таблица 8.3
Характеристика улично-дорожной сети города
Показатели | Единица изм. | Количество |
Общая протяженность улично-дорожной сети | км | |
Общая площадь улично-дорожной сети | тыс. кв.м. | 1721,8 |
Протяженность магистральной улично-дорожной сети с усовершенствованным покрытием | км | |
Площадь улиц с твердым покрытием | тыс. кв.м. | 808,2 |
Плотность улично-дорожной сети в целом по городу | км/км2 площади | 1,5/0,68* |
Примечание: * в знаменателе с усовершенствованным покрытием
Из представленной таблицы следует, что общая протяжённость улично-дорожной сети в целом по городу достаточно высокая, однако дорог с усовершенствованным покрытием всего 45,2%.
Основную сетку улично-дорожной сети составляют городские улицы, их характеристика приводится в таблице.
Таблица 8.4
Характеристика основных улиц города
Наименование улиц | Параметры улиц и дорог | ||||
Протяженность (км) | Проезжая часть (м) | Защитная зелень (м) | Тротуар (м) | ||
ул. Абаканская | 1,7 | - | - | ||
ул. Бай-Хаакская | 1,6 | - | - | ||
ул. Бухтуева | 0,7 | - | 3,5 | ||
ул. Дружбы | 5,4 | 2х4,5 | 2х2,25 | ||
ул. Калинина | 6,7 | 13.5 | 1х40 | 1х3.6 | |
ул. Кечил-оола | 2,1 | 2х3 | 2х2 | ||
ул. Колхозная | 3,3 | - | - | ||
ул. Кочетова | 3,5 | 2х3 | 2х3 | ||
ул. Ленина | 2,5 | 2х3 | 2х6 | ||
ул. Магистральная | |||||
ул. Ровенская. | 2,9 | 2х2 | 2х2 | ||
ул. Салчака Тока | 1,7 | 2х3 | 2х2 | ||
ул. Механизации | 0,4 | - | - | ||
ул. Московская | 2,2 | 4,5 | 2х3 | ||
ул. Лопсанчапа | 1,38 | 2х2 | 2х3,5 | ||
ул. Оюна Курседи | 3,6 | - | - | ||
ул. Щетинкина-Кравченко. | 1,9 | 2х3 |
Основной каркас транспортной инфраструктуры города составляют две продольные магистрали общегородского значения: ул. Кочетова–ул. Дружбы и ул. Калинина–ул. Магистральная, и три поперечные ул. Бай-Хаакская–ул. Чульдум, ул.–Салчака Тока–ул. Московская, ул. Каа-Хем. Продольные магистрали обеспечивают транспортные связи всех районов города, расположенных на левом берегу р. Енисей между собой, включая центральную часть города и промышленно-коммунальную зону.
Поперечные магистрали связывают районы города, расположенные на левом и правом берегу реки по существующему мостовому переходу через р. Верхний Енисей.
Основные недостатки магистральной улично-дорожной сети города следующие:
- низкая плотность дорог с твердым покрытием;
- грузовой транспорт проходит практически по всем магистральным улицам города, в том числе, через центр, что создает неудобства для движения общественного транспорта и отрицательно сказывается на окружающей среде;
- ограниченная возможность по пропускной способности существующего моста через р. Верхний Енисей (проезжая часть – 7 м), сдерживает территориальное развитие правобережной части города.
Проектное решение
Проектные решения по дальнейшему развитию улично-дорожной сети и городского транспорта направлены на совершенствование предложений генерального плана города Кызыла, разработанного институтом «Гипрогор» г. Москва в 1991 г.
Планировочная структура перспективной магистральной улично-дорожной сети направлена на решение следующих основных задач:
- пропуска грузового транспорта по улицам в обход жилых и центральных районов города;
- создание новых транспортных связей, решающих транспортное обслуживание правобережной и левобережной частей города;
- увеличение дорог с твердым покрытием.
Основную роль в построении улично-дорожной сети и ее классификации сыграли ожидаемая автомобилизация населения города и структура расселения.
Классификация улично-дорожной сети принята в соответствии со СНиП 2.07.01-89* и показана на «Схеме развития транспортной инфраструктуры». Магистральные улицы общегородского значения, обслуживают транспортные связи между жилыми, промышленными районами и центром города, и имеют выходы на внешние автомобильные дороги:
- для продольных магистралей выход на Шагонар, Эрзин, Сарыг-Сеп;
- для поперечных магистралей выход на Абакан, Черби, Бей-Хаак.
Все внешние магистрали увязаны между собой городскими обходными дорогами, посредством которых перераспределяются транспортные потоки по улично-дорожной сети города.
Таблица 8.5
Проектный баланс магистральной улично-дорожной сети
Категория улиц и дорог | Протяженность (км) | |
Магистральные улицы общегородского значения | 39,6 | |
Главные улицы города | 4,5 | |
Магистральные улицы районного значения | 37,4 | |
Обходная дорога | 35,5 | |
ИТОГО магистральные улицы и дороги | 117,0 |
Существующий мостовой переход через р. Енисей, по трассе федеральной автодороги М-54 имеет ограниченную пропускную способность и сдерживает территориальное развитие города на правом берегу реки.
Настоящим проектом предусматривается массовое жилищное строительство в правобережной части города. Ожидаемый автомобилепоток, в час пик, в направлении левого берега и обратно составит порядка 3,5-4,0 тыс. машин, что потребует от 7 до 8 полос движения.
В связи с этим проектом предлагается, на первую очередь, существующий мост реконструировать с заменой пролетного строения и одновременным расширением проезжей части с 7,0 до 15 м.
Специальная комиссия должна оценить состояние опор моста и дать своё заключение, согласно которому будет выбран вариант расширения проезжей части. Их может быть два:
- при хорошем состоянии опор габарит пролетного строения, заменяется на 15 м,
- при плохом состоянии опор рядом строится мост габаритом 11 м.
Для организации пешеходной связи правого и левого берега р. Енисей предусмотрен пешеходный мост в створе ул. Чульдум (Г-7 м).
Для организации обхода города с восточной стороны и принятия части автомобилепотока проектом предлагается строительство обходной дороги со строительством мостов через Малый и Верхний Енисей (Г-1х7,5 +2х1,5) х 2 (см. «Схему развития транспортной инфраструктуры»).
На «Схеме развития транспортной инфраструктуры» показаны существующие поперечные профили основных улиц города. На планируемый срок рекомендуется сохранить существующие поперечные профили улиц: ул. Ленина, ул. Красных Партизан, ул. Дружбы, ул. Чульдум, ул. Салчака Тока, ул. Московская, ул. Кочетова, ул. Щетинкина-Кравченко.
Для магистралей общегородского значения, рекомендуемых к строительству, предлагается габарит 26-31 м, для районных магистралей – 26-29 м, для жилых улиц – 16-19 м.
Для обслуживания промышленных и коммунально-складских территорий, между собой, предусмотрена сеть промышленных улиц и грузовых дорог. В нее включены улицы промышленной зоны, выезды из которой ориентированы на обходную дорогу. Проезды вдоль отдельно расположенных коммунальных зон, как правило, выходят на сеть магистралей общегородского значения, минуя жилую застройку. Для перераспределения потоков грузового транспорта служат обходные городские дороги.
К планируемому сроку предлагается построить не менее 57,5 км магистральных дорог, включая обходную дорогу.