Проект производства работ (ППР)
ППР – документ, разработанный в строительной организации. ППР должен быть передан на стройплощадку не позднее 2 месяцев до начала работ. Проект производства работ составляется организацией – подрядчиком либо проектной организацией по договору за счет накладных расходов.
Проект производства работ (ППР) - документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки.
Любое организованное строительство невозможно без строительной документации, включающей в себя, в частности, разработку таких документов, как ПОС (проект организации строительства) и ПОД (проект организации движения), ППР (проект производства работ), которые помогают обеспечить правильную организацию строительства зданий и сооружений и безопасность людей и автотранспорта при проведении строительных работ, а также влияет на повышение качества строительных работ.
В связи с возросшей сложностью строительно-монтажных работ возникла необходимость в тщательной проработке технических и технологических решений, принимаемых при производстве работ. Для решения всех этих вопросов необходима качественно разработанная технология производства работ, а именно ППР (проект производства работ).
Проект производства работ – это основной документ с перечнем технологических правил, требований к охране труда и экологической безопасности, согласно которому организуются работы, определяются оптимальные сроки строительства, необходимые ресурсы, а также прорабатываются возможные риски.
В системе организационно-технологической подготовки строительных работ проект производства работ ППР является основным документом. Состав и содержание ППР должны соответствовать СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" и СП 12-136-2002 (п. 4).
Проекты производства работ (ППР) разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды строительных и монтажных работ ППР могут разрабатываться организациями, выполняющими эти работы.
Проект производства работ состоит из трех документов - стройгенплан, календарный план производства работ и пояснительная записка.
Исходный материал для ППР:
- задание на разработку с указанием сроков;
- рабочая документация, в том число и ПОС;
- условие поставки материальных ресурсов, оборудования; использование строительных машин, транспортных средств и обеспечение рабочими;
- материалы технического обследования зданий и сооружений, реконструируемых объектов, либо существующих вблизи стоящих;
- требования к строительно-монтажным работам (СМР) в условиях действующего производства (при реконструкции).
Состав ППР:
- календарный план на объект по видам работ;
- стройгенплан;
- графики движения рабочих бригад, основных строительных машин и механизмов по объекту;
- графики постановки материальных ресурсов, оборудования на объект и распределение по бригадам;
- технологические карты на отдельные виды работ с системами операционного контроля качества;
- геодезические работы;
- технологический инвентарь, монтажная оснастка, охрана труда и техника безопасности;
- пояснительная записка – обоснование всех принятых решений, а также мероприятий по защите действующих зданий и сооружений и природоохранные мероприятия;
- технико-экономические показатели (ТЭП): объем строительства, продолжительность строительства, удельные затраты труда, уровень механизации, себестоимость работ, прибыль.
Назначение календарного плана:
1) предоставление информации об основных способах производства работ и потребности в ресурсах;
2) изображение в графической форме продолжительности строительства;
3) распределение по времени этапов строительства.
Календарный план составляется в следующем порядке:
1. Составляется номенклатура работ по рабочим чертежам.
2. Определяются объемы работ в тех единицах измерения, в которых производится их нормирование (ЕНиР).
3. Выявляется технологическая последовательность выполнения работ.
4. Рассчитывается нормативная машино- и трудоемкость.
5. Определяется состав бригад и звеньев.
6. Устанавливается сменность работ.
7. Определяется продолжительность отдельных работ, корректируется число исполнителей и сменность.
8. Составляется графическая часть.
Стройгенплан (строительный генеральный план) – второй по значимости документ ППР. Тщательная его подготовка позволяет снизить до разумных пределов издержки по организации строительной площадки и, одновременно, создать безопасные условия для производительной работы. Он устанавливает: границы строительной площадки, расположение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, действующих, вновь прокладываемых и временных подземных, надземных и воздушных сетей и инженерных коммуникаций, постоянных и временных дорог, места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения, источники и средства энергоснабжения и водоснабжения строительной площадки, места складирования материалов и конструкций, площадки укрупнительной сборки и др. Проектируя стройгенплан, наши специалисты рассматривают различные варианты организации строительной площадки, из которых выбирается наиболее оптимальный.
Календарный план производства работ, безусловно, является ключевым документом ППР. От качества его разработки в значительной мере зависит успех реализации проекта. Календарный план представляет собой модель строительного производства, в которой устанавливают рациональную последовательность, очередность и сроки выполнения работ на объекте.
Пояснительная записка.В ней дается характеристика условий и сложностей строительства, указываются мероприятия по охране труда, по защите окружающей среды, обосновываются размеры складских площадей, число и размеры вспомогательных временных сооружений и помещений, расчеты сетей временных инженерных коммуникаций, выбор машин и механизмов, т.е. обоснование всех решений, принятых в графической части. В пояснительной записке приводятся технико-экономические показатели строительства (в ПОС - по всему комплексу объектов, в ППР - одному конкретному объекту).
Иногда при больших объемах работ ППРы составляются не на объект, а на какой-либо вид работ, например, на земляные работы, на монтаж сборных железобетонных конструкций, на кровельные работы и т.д. Подобные проекты широко применялись при строительстве таких заводов как ВАЗ, КАМАЗ. Ранее такие документы обычно назывались проектами организации работ (ПОР), но в действующих нормах (СНиП 3.01.01-85*) они именуются также ППР с оговоркой, что это проекты производства конкретных работ.
Технологические вопросы ППР
В ППР должны содержаться технологические карты (схемы) на выполнение наиболее крупных, сложных или новых видов работ.
Технологическая карта (ТК) - это документ, в котором излагаются наиболее рациональные способы и последовательность выполнения рассматриваемого вида работ, организация труда, необходимые ресурсы, калькуляция трудовых затрат. Технологические карты обычно включают текстовой и графический материал, в том числе схемы рабочих мест с указанием фронта работ, границ участков, на которые делится объект (захватки, делянки), места расположения стационарных машин или пути движения и стоянки передвижных машин. Примерами работ, на которые необходимы технологические карты, могут быть земляные работы, выполняемые в больших объемах, в гидромелиоративном, гидротехническом, промышленном, иногда в жилищном (при больших подвалах) строительстве; бетонные работы - при бетонировании тела плотины, постаментов под оборудование, при сооружении стен в грунте, глубоких опор. Они необходимы при использовании бетононасосов, инъекционного оборудования и т.д. ТК могут быть трех видов:
- типовыми без привязки к конкретным объектам;
- типовыми с привязкой к типовым объектам (в настоящее время их роль уменьшилась в связи с резким уменьшением применения типовых проектов);
- индивидуальными с привязкой к конкретному проекту.
ППР может так же содержать карты трудовых процессов (КТП). КТП имеет примерно те же цели, что и ТК, но по сравнению с ТК и КТП охватывают меньшее число операций и представляет средство более детальной проработки действий строителей. КТП включают три раздела:
- общие сведения о данном виде работы;
- организация труда и рабочего места;
- приемы труда.
Например, при возведении свайного фундамента карта трудового процесса может охватывать только забивку свай или только срезку голов этих свай, только монтаж оголовника (при безростверковом варианте) и т.д., в то время как ТК охватывала бы возведение всего свайного фундамента. Для выполнения какого-либо конструктивного элемента здания или сооружения обычно используется комплект карт трудовых процессов. КТП чаще всего делаются типовыми без привязки к конкретному объекту.
Тема 9. Разработка строительных генеральных планов. Назначение и общие принципы проектирования строительного генерального плана
Строительный генеральный план (далее - СГП) - это план строительной площадки, на который нанесены строящиеся объекты и прилегающие к ним существующие здания и сооружения, временные здания, подкрановые пути башенного крана или ось прохождения стрелового самоходного крана с указанием мест стоянок, временные дороги с выходами на постоянные, места складирования материалов и конструкций, площадки укрупнительной сборки, временные инженерные сети с местами подключения к постоянно действующим сетям, и ограждение строительной площадки.
СГП – это план строительной площадки с изображением на нем:
- проектируемого (возводимого) объекта;
- существующих зданий и сооружений;
- временных зданий и сооружений, коммуникаций;
- строительных машин и механизмов, складских помещений.
СГП - это элемент организационно - технологической документации (не путать с генпланом - элементом архитектурной части строительства).
СГП – документ, состоящий из двух частей: графической и пояснительной записки к ней.
СГП предназначен для создания необходимых условий строительства:
- по организации производства на строительной площадке в соответствии с ПОС (проект организация строительства) и ППР (проект производства работ);
- по доставке, приемке и складированию материалов и конструкций на объекте;
- по безопасной работе машин и механизмов;
- по бесперебойному обеспечению объекта водой, энергией, теплом;
- по обеспечению нормальных бытовых условий рабочим, ИТР (инженерно-технический работник).
Принципы разработки СГП:
1. Все решения СГП должны быть направлены на максимальное удовлетворение производственных и бытовых нужд строителей.
2. Все решения должны быть рациональными.
Рекомендации:
- вариантность проектирования;
- максимальное использование территории строительной площадки инвентарных зданий;
- минимальная протяженность забора, дорог, сетей;
- решения СГП должны учитывать изменяющуюся ситуацию на стройплощадке;
- первоочередное строительство зданий и сооружений, второстепенно назначаются здания, использующиеся как временные на стадии основного строительства;
- все решения СГП должны соответствовать СНиП по технике безопасности.
Исходные данные для разработки СГП:
1) Календарный план, технологические карты, графики движения рабочих и поставки материалов, данные инженерных изысканий, а также данные о строительной организации;
2) Проекты – аналоги (при их наличии);
3) протяженность временных коммуникаций и путей перемещения материалов должны быть минимальными, но достаточными для бесперебойного обеспечения работ;
4) При размещении временных санитарно-бытовых и административно-хозяйственных зданий необходимо предусмотреть удобную ориентацию и минимальный путь следования работающих на рабочие места;
5) Отводимая территория строительной площадки должна быть предельно уплотнена (коэффициент использования территории);
6) Учет требований СНиПов по технике безопасности, пожарной безопасности, по освещению строительной площадки и т.п.
Место и содержание СГП
СГП разрабатывается в составе ПОС и ППР (аналогично календарным планам). СГП в составе ПОС разрабатываются для крупных объектов и комплексов, либо при значительном удалении от освещенных территорий. При необходимости разрабатывается ситуационный СГП (ССГП) в масштабе 1:500. На таком СГП обозначают строящуюся площадку или предприятие, существующие поблизости карьеры, транспортные магистрали и инженерные коммуникации, предприятия стройиндустрии и жилые поселки.
Для всех объектов без исключения, а также для комплексов, разрабатывается общеплощадочный СГП (ОСГП) в масштабах 1:100 - 1:200, где показывают проектируемые и существующие здания, места для временных зданий и сооружений, места установки прохода монтажных кранов, существующие дороги и инженерные сети и участки подключения к ним.
Исходные данные для ССГП и ОСГП:
1) генплан;
2) инженерные коммуникации (на плане совмещения сетей);
3) инженерно-экономические изыскания;
4) основные принятые решения по технологии строительства производства.
СГП в составе ППР разрабатывается для конкретных целей объектного строительства. Исходные данные:
1) РД;
2) общеплощадочный СГП;
3) ситуационный СГП (из ПОС);
4) календарный план;
5) ППР или технологические карты (строительной организации);
6) уточненные расчеты потребностей в ресурсах, инженерных коммуникациях, дорогах, складских, административных, административно бытовых и хозяйственных помещениях.
Этапы разработки и порядок проектирования объектного стройгенплана
По очередности этапов СГП разрабатывается в составе курсового проекта:
1) Нанесение на план проектируемого объекта и прилегающих к нему существующих зданий и сооружений (при отсутствии общеплощадочного СГП руководствоваться генпланом).
2) Размещение строительных машин и механизмов вдоль строящегося здания. Для башенного крана расчетное расположение подкрановых путей и самоходного стрелового - расчетное расположение оси движения крана с расчетным расположением мест стоянок:
Используется общеплощадочный генплан, проект производства работ и технологические карты на монтажные работы строительной организации.
3) Прокладывают внутриплощадочные автодороги, имеющие въезд и выезд с территории строительной площадки. Так же они должны быть привязаны к существующим дорогам. Временная дорога для двухстороннего движения имеет ширину 6 метров, для одностороннего - 3,5 метров. Радиус закругления R=12 м.
Для отстоя транспорта делается уширение до 3,5 метров и длиной до 12-19 метров.
Для транспорта грузоподъемностью 25 тонн и выше ширина полосы проезда должна быть равна 8 метрам.
Желательно дорогу располагать приближенной к разгрузочному крану, а площадку складирования делать за дорогой.
4) Определение габаритов складских площадок в зоне действия монтажных кранов с учетом грузоподъемности кранов.
5) Привязывают временные здания и сооружения. В порядке рекомендации берут общеплощадочный СГП, либо учитывают требования части кратчайшего расстояния от бытовок до рабочего места.
6) Площадка укрупнительной сборки должна располагаться в зоне работы монтажного крана.
7) Освещение рабочих мест, дорог, площадок, складов прожекторами или машинами на вышках или инвентарных мачтах.
8) Временные электросети для строительных нужд от существующих трансформаторных подстанций (ТП), либо передвижных существующих ТП (кабельное или подвесными проводами на опорах, расстояние до нижнего провода - 6 метров, до верхнего - 40 метров). В центре нагрузки участка ставится понижающая трансформаторная подстанция, распределительные щиты ставятся у каждого входа в строящийся объект.
9) Сети временного водопровода подключаются от общего водопровода и подводятся к бытовке, объекту, пожарному гидранту. Диаметр труб берется по расчету в зависимости от потребностей.
10) Временные сети наружной канализации прокладываются от санузлов, столовых, санитарных пунктов в колодец существующей действующей сети. Прокладка осуществляется трубами диаметром 150 мм. При отсутствии канализационной сети делают временные очистные сооружения.
11) Временные теплосети и горячая вода прокладываются от существующих теплотрасс или временных котлов (по мере надобности).
12) Охранные зоны, опасные зоны всех видов в грузоподъемных машинах, включая подъемники.
13) Конкретизируются решения по знакам движения автотранспорта.
14) Ограждения территорий, устройство ворот на выездах и въездах, служба охраны, козырьки для проходов через опасные зоны, вдоль ограждения строительной площадки снаружи.
15) Диспетчерская связь, телефон, радиофикация, охранная, пожарная, предупредительная сигнализации.