Анализ производственной программы строительной организации

При анализе выполнения плана строительно-монтажных работ по объектам необходимо также учитывать (независимо от анализируемого периода) показатель готовности строитель­ства объектов. Он характеризует уровень готовности ооъекта к вводу в эксплуатацию

63. 14.3.1. Определение лизинга

В русском языке нет точного аналога термина «лизинг». В широком значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношении, свя­занных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долго­срочную аренду. В большинстве случаев под операционным (эксплуатационным) лизингом понимают долгосрочную

аренду машин, оборудования, транспортных средств и со­оружений производственного назначения.

Стержнем любой лизинговой сделки является финансовая (кредитная) операция. Собственник имущества (лизингода­тель) оказывает пользователю (лизингополучателю) своего рода финансовую услугу: он приобретает имущество в собст­венность за полную стоимость и за счет периодических взносов лизингополучателя, в конечном счете, возмещает эту стои­мость. Поэтому, исходя из финансовой стороны отношений, лизинг рассматривают как одну из форм кредитования приоб-

§етения машин и оборудования, альтернативную традиционной анковской ссуде. В строительстве - это предприятия по управ­лению использованием машин и оборудования (бывшие «Управления механизации»).

Выделяют две формы лизинга: финансовый и операци­онный лизинг.

Финансовый лизинг (finance leasing) называют иногда подлинным лизингом, он представляет собой лизинг имущест­ва с полной окупаемостью или с полной выплатой его стоимо­сти (full-payout lease). Данный вид лизинга имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции. Существует Конвенция о международном финансо­вом лизинге от 28 мая 1988 г.

При финансовом лизинге срок, на который оборудова­ние передается во временное пользование, по продолжительно­сти совпадает со сроком его полной амортизации.

При операционном лизинге (operative leasing), или еще его называют эксплуатационным лизингом, срок договора ко­роче, чем экономическая продолжительность службы имуще­ства. Как отмечалось выше, объект опепанионнпго пичингя и

Классическому лизингу свойственен трехсторонний ха­рактер взаимоотношений, т.е. в лизинговой сделке, как прави­ло, принимают участие три субъекта.

Первым из них является собственник имущества, пре­доставляющий его в пользование на условиях лизингового со­глашения, - лизингодатель.

Вторым участником лизинговой сделки является поль­зователь имущества - лизингополучатель, которым может быть любое юридическое лицо независимо от формы собственности:

И, наконец, третий участник лизинговой сделки - прода­вец имущества лизингодателю (поставщик), которым также может быть любое юридическое лицо: производитель имуще­ства, снабженческо-соытовая, торговая организация и т.д.

64. Условия строительного производства при реконструкции зданий и сооружений.

При реконструкции зданий и сооружений различного назначения на строительное производство оказывают влияние различные факторы, характеризующие условия его организации. К ним относятся:

■ совмещение во времени и в пространстве строительных процессов, выполняемых в зданиях, с функционированием размещаемого в них оборудования в процессе реконструкции;

■ стесненность строительной площадки и зоны производства работ;

■ специфические условия, связанные с ограниченной возможностью механизации строительных процессов и необходимостью выполнения особых видов строительно-монтажных работ. Для количественной оценки влияния этих факторов на строительное производство существует система показателей. лопедии. Реконструкция - особая разновидность строительства, связанного с переустройством существующих зданий и сооружений с целью полного или частичного изменения их функционального назначения, замены морально устаревшего и физически изношенного технологического и инженерного оборудования, изношенных или не соответствующих эксплуатационным требованиям конструкций и инженерных систем, приведения зданий в соответствие с современными санитарно-гигиеническими, техническими и экологическими требованиями.

65.Основными принципами организационно - технологического проектирования реконструкции являются:

■ максимальное совмещение строительно-монтажных работ с производственными процессами реконструируемого предприятия (эксплуатируемого объекта)

■ обеспечение реконструкции объектов с минимальным перерывом в эксплуатации;

■ обеспечение возможности выполнения строительно-монтажных работ индустриальными методами.В соответствии с этим при выборе вариантов организации реконструкции учитываются: организационно – технологическая схема промышленного производства, определяющая разбивку общего фронта работ на участки (узлы) и последовательность выполнения строительно-монтажных работ по участкам; необходимость обеспечения планового объема выпуска промышленной продукции или оказания услуг во время реконструкции.

66. Разработка календарных планов при рекон­струкции

Задачей календарного планирования строительного про­изводства является решение комплекса вопросов по выбору со­става и количества пусковых комплексов и очередей реконст­рукции объекта с учетом технологической взаимосвязи его Элементов (зданий, производств, помещений), характера строи­тельно-монтажных работ, методов реконструкции и организа­ции ее проведения. Решающим фактором, определяющим ре-

шения календарного плана реконструкции, является метод 0п ганизации ее проведения.

Методы организации реконструкции количественно оце­ниваются системой параметров, к которым отнесены взаимо­связанные показатели: продолжительность реконструкции и объем продукции или оказываемых услуг объекта. Они нахо­дятся в зависимости от метода реконструкции и метода органи­зации ее проведения.

Рассмотрим несколько показателей продолжительности: -реконструкции объекта - Тр, остановки производства - Т0 , доостановочного - Тдо и послеостановочного периода - Тп0, строительства новых зданий - Тсн, разборки существующих -ТрС, монтажа или демонтажа технологического оборудования -Тдс и Тмн.

Продолжительность реконструкцииизмеряется време­нем, необходимым для проведения полного комплекса работ по перестройке объекта, включающем подготовительный и основ ной периоды. В основное время включается продолжитель­ность доостановочного и остановочного периодов и длитель­ность остановок производства.

Продолжительность остановкиопределяется мини­мально возможным временем, необходимым для замены тех­нологического или инженерного оборудования зданий и вы­полнения связанных с этим строительных, монтажных и специ­альных работ, обеспечивающих функционирование объекта или его части после приемки работ рабочей комиссией.

Продолжительность доостановочного периода- время, необходимое для выполнения возможного объема работ, со­вмещенных с процессами эксплуатации реконструируемого объекта с целью сокращения продолжительности остановки производства или перерыва в деятельности. С доостановочным периодом также совмещается процесс создания резерва про­дукции, товара, предназначенного для восполнения его выбы­тия во время остановки на реконструкцию объекта и его от­дельных частей

Продолжительность строительства новыхпостоянных или временных зданий и сооружений определяется временем от начала подготовительных работ до завершения строитель­ной части, обеспечивающей начало работ по монтажу техноло­гического оборудования в этих зданиях.

Продолжительность разборкисуществующих или вре­менных зданий включает время, затрачиваемое на полный комплекс работ, связанных со сносом, включая благоустройст­во территории, необходимое для завершения реконструкции объекта и сдачи его государственной приемочной комиссии,

Продолжительность монтажа технологического обо­рудованияопределяется временем от начала монтажных и специальных работ до приемки технологической линии или от­дельных агрегатов по акту рабочей комиссии.

Показатели продолжительности связаны между собой различными соотношениями:

Связь большинства временных параметров можно отра­зить через показатель И, характеризующий количество этапов или циклов реконструкции и определяющий возможность чле­нения реконструируемого объекта на относительно замкнутые части, которые могут эксплуатироваться автономно как до пе­рестройки, так и после нее. К таким частям относятся само­стоятельные производства в составе предприятия, технологи­ческие линии в составе производств или цехов, отдельные здания в составе комплекса или части здания в виде обособленных помещений.

67общеплощадочный стройгенплан, разрабатываемый на промышленное предприятие или комплекс объектов гражданского назначения, должен содержать принципиальные решения по организации работы грузоподъемных кранов с учетом возможности транспортирования их к месту установки и организации складирования материалов, конструкций и оборудования в стесненных условиях при минимальном влиянии на деятельность промышленного объекта или условия проживания людей в районе производства работ.Объектный стройгенплан, разрабатываемый для организации строительной площадки, непосредственно примыкающей к реконструируемому зданию, детализирует решения, принятые в общеплощадочном стройгенплане. Он разрабатывается на подготовительный период, отдельные очереди или этапы реконструкции зданий (доостановочный и послеостановочный периоды, период остановки производства или прекращение эксплуатации), их частей или сложные виды работ.На объектном стройгенплане показывают те же элементы, что и при проектировании нового строительства. Однако в процессе его разработки необходимо учитывать ряд дополнительных требований обеспечение возможности совместной деятельности на ограниченной территории промышленного и строительного производства при реконструкции объектов производственного назначения или безопасной эксплуатации объектов гражданского назначения, находящихся в пределах или вблизи строительной площадки;

■ учет существующих ограничений при транспортировании строительных машин, материалов и конструкций (улиц с интенсивным движением транспорта, перекрестков, железнодорожных переездов, транспортных габаритов);

■учет стесненности площадок для монтажа и демонтажа строительных машин, складирования конструкций, материалов и технологического оборудования.Эти требования приводят к необходимости принятия следующих организационно-технологических решений стройген-плана:

■проектирования рациональных схем движения транспортных средств с минимальным количеством пересечений, устройством объездов напряженных участков дорог или перекрестков, организации регулирования движения, завоза материалов в ночные смены;

■создания увеличенных запасов строительных материалов, конструкций и изделий на приобъектных складах;

организации резервного фронта работ на случай задержек транспортных средств, обеспечивающих подвоз материалов к приобъектным складамК мероприятиям, предусматриваемым в проектах строй-генпланов относятся:

■выделение постоянных дорог, по которым разрешается движение транспорта и строительных машин, в том числе на гусеничном ходу; установка знаков, предписывающих направление движения по постоянным и временным дорогам, а также ограничивающих проезд транспортных средств в жилом массиве или по территории действующего предприятия обозначение подъездов и проходов к реконструируемым зданиям, местам стоянки, разгрузки и разворота транспортных средств.


68В условиях экономической реформы существенное повышение качества строительной продукции является важнейшим условием интенсивного развития строительной отрасли в целом.Низкий уровень качества снижает экономическую эффективность капитальных вложений, отрицательно влияет на всю экономику страны, затрудняет решение социально-экономических задач.

Значительную роль в решении проблемы повышения качества строительной продукции призвана сыграть Международная организация по стандартизации (ИСО), являющаяся всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Каждый комитет - член, заинтересованный в деятельности, для которого создается технический комитет имеет право быть представленным в этом комитете. Международные представительства и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Международные стандарты содержат требования к системам качества, которые можно использовать для обеспечения качества. Стандарты устанавливают требования, которые определяют, какие элементы необходимы для включения в системы качества. Однако целью этих международных стандартов не является навязывание единообразия системам качества. Эти стандарты являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли промышленности. На разработку и внедрение системы управления качеством оказывают влияние специфика потребностей организации, ее конкретные задачи, поставляемая продукция и услуги, а также применяемые процессы производства и практический опыт.

В этой связи Международные стандарты принимаются в их настоящем виде, однако иногда они нуждаются в специальной адаптации путем добавления или изъятия определенных требований к системе управления качеством в зависимости от конкретных условий.

В настоящее время Международной организацией по стандартизации разработано 17 международных стандартов ИСО по управлению качеством:

69.Принцип системного подхода предусматривает: необходимость управления качеством на всех уровнях; распределение процессов управления качеством на все стадии жизненного цикла; охват всех функций управления по отношению к управляемому объекту.

Принцип стандартизации указывает на то, что все основные требования к качеству продукции и функции комплексной системы управления качеством должны регламентироваться или обеспечиваться стандартами и нормативно-технической документацией.

Принцип комплексного решения предусматривает комплексный подход к проблеме качества конечной продукции строительства, в частности, выделение задач по управлению качеством промежуточной и конечной продукции строительства по уровням управления (по вертикали и по горизонтали). А

Принцип рационального ограничения предполагает постоянную реализацию эффекта фильтрации информации для рассмотрения из всей совокупности лишь тех явлений, условий и факторов, которые в наибольшей степени влияют на качество конечной продукции строительства.

Принцип прямой и обратной связи предполагает постоянное взаимодействие субъекта и объекта в системе управления на стадиях: "контроль - получение информации - критическая оценка - принятие и реализация решений", наличие связи между всеми элементами комплексной системы управления качеством.

Принцип динамичности предусматривает непрерывный процесс совершенствования комплексной системы управления качеством в процессе ее функционирования с учетом научно-технического прогресса, изменений требований нормативно-технической документации и накопленного опыта.

Принцип оптимальности предусматривает обеспечение решения поставленных задач на основе выбора наилучшего варианта и при минимальных затратах на разработку системы и ее функционирование.

Принцип интеграции и модульного построения указывает на то, что комплексная система управления качеством должна состоять из отдельных модулей, которые могут рассматриваться как самостоятельные системы, действующие на различных уровнях управления и жизненного цикла.

Принцип автоматизации и новых задач ориентирует на автоматизированное решение задач на основе применения вычислительной техники. Для этого необходимо сформулировать новые задачи и методы их решения с учетом последних достижений науки и техники.

Функция планирования охватывает широкий круг вопросов, и, в частности, планирование научно - исследовательских и экспериментальных работ, повышение уровня качества проектных решений, строительно-монтажных работ, материалов, изделии и конструкций, технологических процессов, труда исполнителей, организационно-технических мероприятий, конечной строительной продукции и работ, связанных с поддержанием уровня ее качества на стадии эксплуатации. Функция организации предполагает создание единой службы управления качеством как по вертикали, так и по горизонтали

Функция координации предполагает согласование, упорядочение действии научных и практических работников, раз-

личных коллективов всех уровней управления для выработки решений, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции. Невыполнение

Функция контроля качества охватывает контроль технических и специальных знаний работающих; технической и проектной документации; качества труда исполнителей, технологических процессов, материалов и конструкций собственного производства; материалов, конструкций, инструментов, оборудования, поступающих со стороны; строительно-монтажных работ; выполнения мероприятий по повышению уровней качества промежуточной и конечной продукции.

Функция стимулирования предусматривает экономические (материальные ) и моральные формы стимулирования.

Функция учета выполняется по результатам контроля сведений и предполагает их сбор и систематизацию: о дефектах, претензиях, рекламациях потребителей и эксплуатирующих организаций; об отступлениях поступающих материалов, конструкций, инструментов, оборудования, от норм; об отказах на долговременных и специальных испытаниях, о дефектах, выявляемых в процессе проектирования, производства строительно-монтажных работ, изделий и конструкций; о показателях качества продукции и работы всего коллектива.

Функция анализа охватывает анализ причин низкого качества проектных решений, строительной продукции, технологических процессов, применяемых материалов и конструкций, строительно-монтажных работ, труда исполнителей и всего коллектива, выработку оперативных воздействий, направленных на совершенствование производственно-технической базы с целью повышения уровня качества продукции и всех элементов системы КСУКСП.

Функция оценки и сертификации качества не являются равнозначными. Оценка качества в узком смысле есть частный

случаи измерения качества, предусматривающий определение уровня качества

70Порядок и правила приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений) с оценкой их качества регламентированы СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".

Приемка объектов в эксплуатацию осуществляется с соблюдением действующего законодательства и правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов со специфическими условиями производства продукции по соответствующим отраслям экономики.

Законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом объекты, подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиками-застройщиками к приемке государственным приемочным комиссиям. Объекты, законченные строительством и сдаваемые «под ключ», предъявляются к приемке государственным приемочным комиссиям подрядчиком совместно с заказчиком.

Приемка в эксплуатацию Объектов производственного назначения, ло которым в нару1цение установленного порядка внесены изменения в состав пуьковых комплексов, предусмотренных проектом, не допускаетс;я

Приемка в эксплуатацию последнего пускового комплекса производится одновременщ с приемкой объекта в целом

71В состав рабочих комиссий включаются также представители организаций, на которые возлагается эксплуатация этих объектов.

Рабочие комиссии, до предъявления заказчиком государственной комиссии и приемке в эксплуатацию объектов, обязаны:

а) проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ;

б) провести проверку качества выполненных строительных и монтажных работ и дать им оценку;

в) произвести проверку данных о проведении монтажными организациями индивидуальных опробований и испытаний смонтированного оборудования (механизмов) и принять его в комплексное опробование;

г) дать заключение по результатам произведенного заказчиком комплексного опробования оборудования, вынести решение о готовности его к эксплуатации и принять для предъявления государственной приемочной комиссии, смонтированное оборудование на объектах - в эксплуатацию;

д) произвести проверку отдельных конструкций, узлов зданий и сооружении и принять здания и сооружения для предъявления государственной приемочной комиссии, а объекты - в эксплуатацию;

е) проверить подготовленность предъявляемых государственной приемочной комиссии в эксплуатацию предприятии, их отдельных очередей и пусковых комплексов к началу выпуска продукции, предусмотренной проектом, бесперебойной работе и освоению проектной мощности в нормативные сроки; при этом должно быть проверено: обеспечение предприятия эксплуатационными кадрами, технологической документацией, энергоресурсами, сырьем, вспомогательными материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями и наличие условии для реализации продукции, а также обеспеченность необходимыми для обслуживания эксплуатационных кадров сани-тарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

ж) подготовить сводное заключение о готовности объекта в целом к приемке его в эксплуатацию государственной приемочной комиссией;

з) при приемке объектов проверить наличие оформленных в установленном порядке документов о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав, рабочей комиссии.

72В состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются представители заказчика (застройщика), генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, органов по использованию и охране водных ресурсов, технической инспекции профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) и финансирующего банка.

В состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются дополнительно представители органов государственного архитектурно-строительного контроля и представители организаций, предприятий или учреждений, на которые возлагается эксплуатация здания (сооружения).

Работа государственной приемочной комиссии проводится после письменного сообщения заказчика и генерального подрядчика о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию и протекает в три этапа:

1) проверка документов, предъявленных застройщиком,

2) осмотр объектов,

3) подведение итогов и составление основных выводов.

Наши рекомендации