Привязка ж/б колонн основного каркаса одноэтажных зданий к модульным координатным осям.
Применение для здания типовых конструкций требует строго определенного их расположения. Это значит в первую очередь, что все колонны на плане здания должны быть расположены строго определенно по отношению к разбивочным осям.
а) б)
Рис. 1.3. Варианты привязки крайних колонн к продольной разбивочной оси (в разрезе):
а—нулевая привязка; б—привязка а+0
Привязка колонн к продольным разбивочным осям. По отношению к продольным осям колонны средних рядов располагаются симметрично, а колонны крайних рядов могут иметь нулевую привязку (рис. 1.3, а) или при вязку а=\0 (рис. 1.3,6). При а=0 верхняя часть колонн может иметь размер h1 не более 380 мм. При а=\О размер верхней части колонн может быть увеличен до h2=h1+a.
Унифицированные размеры привязки а приведены в табл. 1.1.
Основной показатель | Привязка |
А. Здания (пролеты) со сборным железобетонным и смешанным каркасом без мостовых кранов и подстропильных конструкций: Во всех случаях | |
Нулевая | |
Б. Здания (пролеты) со сборным железобетонным и смешанным каркасом с мостовыми кранами: | |
• | |
Ш=6м; Н<14,4 м | Нулевая! |
Ш=бм; Н>14,4 м | а =250 мм |
Ш=12 м (при любой высоте) | а=250 мм |
В. Здания (пролеты) со сборным железобетонным и смешанным каркасом без мостовых кранов и с мостовыми кранами: | |
При наличии подстропильных конструкций | а =250 мм |
Г. Здания с цельнометаллическим каркасом :• | |
Без мостовых кранов высотой: Н=6 ... 8,4 м | Нулевая |
Н=9,6 ... 18 м | а=250 мм |
С мостовыми кранами • | а=250 мм |
Привязка колонн к поперечным разбивочным осям. Первая и последняя колонны каждого продольного ряда в пределах каждого температурного блока имеют привязку к поперечной оси 500 мм независимо от материала колонн, их шага и высоты здания. Эта привязка, одинаковая во всех случаях и не имеющая поэтому условного обозначения, измеряется от разбивочной оси до оси колонны. Такое расположение колонн в торцах здания дает возможность разместить верхнюю часть колонн торцового фахверка между стеной и пристенной несущей конструкцией покрытия (рис. 1.4, а) и этим обеспечивает возможность удобного крепления торцовой стены к колоннам фахверка по всей высоте от пола до настила покрытия.
Для крепления торцовой стены к основным колоннам каркаса в зазор между колонной и стеной устанавливаются приколонные стальные стойки фахверка, привариваемые к стальным колоннам или к закладным деталям железобетонных колонн.
Примеры расположения колонн. Характерные примеры расположения колонн показаны на узлах 1—7 рис.
Рис. 1.4. Расположение колонн торцового фахверка
а—торцовый фахверк одноэтажного здания; б—то же, многоэтажного здания, Ь— 9 м, стена прислонена к колоннам каркаса; в— то же. Ь—6и, колонны каркаса отодвинуты от разбивочной оси; I — панельная стена; 2—колонна фахверка; 3—верхняя (стальная) часть колонны; 4 — стальная прнколонная стойка фахверка
24. Генеральные планы промышленных зданий.
Строительству современных промышленных предприятий предшествует проектирование генеральных планов с размещением зданий на промышленной площадке.
Генеральные планы промышленных предприятий — государственные документы, решающие своевременно комплекс взаимосвязанных сложных архитектурно-планировочных вопросов эффективности и качества застройки и благоустройства промышленных территорий, на высоком техническом и экономическом уровне.
Оформление генплана:
- д. б. экспликация зданий и сооружений по генплану
- следует указывать горизонтали (рельеф местности)
- указывается привязка здания (красные, черные отметки)
- направление стока грунтовых вод не должен направляться в углы здания
- Координатная сетка
Принципы планировочных решений ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
На размещение промышленных предприятий в системе населенного пункта оказывают решающее влияние:
специфика производства, обусловленная санитарной характеристикой технологического процесса: видами и объемами производственных выбросов в атмосферу, водоемы, почву;
виды внешнего транспорта и объемы грузооборота железнодорожного, водного, автомобильного;
местные природно-климатические условия направление господствующих ветров, рельеф местности, грунты, вечная мерзлотаи др.;
взаимное расположение селитебной и производственных зон, оптимизация внутригородских транспортных связей и осуществление единого композиционного замысла города (населенного пункта) в целом.
Участок для будущего промышленного предприятия, т. е. площадка, естественные особенности которой (рельеф, грунтовые условия, направление ветров и т. д.) учитываются при решении генпланов, выбирают на основе схем или проектов районной планировки. Планировка площадок предприятий и территорий промышленных узлов должна обеспечить наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.
Можно перечислить следующие основные принципы организации генпланов:
1. Зонирование территории, которое осуществляется по функциональному (технологическому) признаку.
Территорию промышленного предприятия подразделяют на четыре зоны: пред заводскую, включающую вспомогательные здания, предназначенные для размещения администрации, медицинских и культурно-бытовых учреждений, проходную и пред заводскую площадь и др.: производственную, в составе которой производственные цехи основного и вспомогательного назначения;подсобную, где располагаются энергетические объекты, основные трассы инженерных коммуникаций и т. п.; складскую здания для хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также здания и сооружения для стоянки и хранения транспортных средств.
2. С учетом требований санитарных и противопожарных норм основные и вспомогательные цехи производственной зоны группируют по степени вредности, пожарной опасности, количеству выделяемых вредностей, производственному шуму, взрыво- и огнеопасности.
3 Для эффективного использования площадки, предназначенной для строительства будущего предприятия, и рациональной организации производственного процесса предусматривают вертикальное зонирование территории. Различают три зоны: наземную — пути передвижения людей и грузов; надземную—основные и вспомогательные цехи и другие здания и сооружения; подземную—здания и сооружения, подземное размещение которых или отвечает требованиям технологии производства, или для функционирования которых не требуется естественный свет и постоянное пребывание обслуживающего персонала (охлаждаемые хранилища, холодильники, склады сырья и готовой продукции, насосные, гаражи и т. п.).
4. Предвидение возможности перспективного расширения предприятия для этого за пределами территории оставляют резервные площадки, а в планировке зданий, примыкающих к этой площади, учитывают возможность расширения.
5. Архитектурно-планировочное решение предприятия, позволяющее сформировать запоминающийся красивый облик. Создастся это за счет соответствующего объемно-планировочного и конструкторского решения основных производственных здании, продуманного размещения доминирующих в вертикальном отношении сооружений, организации пред заводской зоны, гармонии цветового решения и др.
СХЕМА ГЕНПЛАНА №1
СХЕМА ГЕНПЛАНА №2
Схемы генеральных планов машиностроительного завода:
1 - литейный цех; 2 - кузнечно-прессовый цех; 3 - механический цех; 4 - цех металлоконструкций; 5 - инструментальный цех; 6 - термический цех; 7 - сборочный цех; 8 - модельный цех; А - складские помещения; Б - общезаводские; В - энергетическое хозяйство