Основы дизайна пассивного солнечного коллектора
Политика коробок
|
В 1960-х годах я провел семь лет в школе дизайна, а в 1970-х еще шесть лет в качестве профессора в школе архитектуры. Я изучал архитектуру, а потом преподавал ее. Знание чего-либо о строительстве (и о преподавании тоже) не было необходимым требованием для преподавания.
Пузырьковые диаграммы используются архитекторами для исследования связей строительных элементов на планах. Но зачем отбрасывать круглые формы в угоду квадратным?
В архитектурных школах меня всегда восхищал один аспект - Диаграмма Пузырьков. Теория следующая: Вы в общих чертах представляете пространства, которые Вы хотите в доме, затем рисуете набор пузырьков, различными диаметрами представляя те самые пространства. Пузырьки можно передвигать, поэтому их можно вырезать и покрутить в разных конфигурациях, пока не найдёте самый удобный вариант. Затем Вы склеиваете их вместе и превращаете в план. Этот процесс немного напоминает картинку вверху.
Но видите ли Вы логический скачок? Если фигуры 1 и 2 приблизительно отображают формы пространств, которые люди хотят и которые им действительно необходимы, почему у нас в итоге получается фигура 4? Нам говорят, что пузырьки должны быть преобразованы в коробки - "прямоугольные комнаты, для удобства". Чьего удобства? Точно не пользователей. Кто может удобно жить в наборе строгих квадратных комнат? В то время как пузырьковая диаграмма выглядела
Когда материалы проектируют дом Я могу честно сказать, что в нашем саманном коттедже я каждое утро просыпаюсь с мыслью, "Как замечательно здесь находиться, как мне повезло, какое вдохновение самому создавать большую часть моей короткой жизни!" Я никогда не стараюсь просто прожить день. День для меня недостаточно длинный, настолько хорошо меня подпитывает мое окружение. Вначале я был настолько заносчив, что вообразил, будто это я каким-то образом создал это волшебство, потому что я спроектировал здание, но вскоре мне стало ясно, что это материалы несут в себе волшебство и что их соединение создает священный союз. К моему крайнему стыду, натуральные здания, которые я помог обустроить, прекрасны прямо пропорционально тому, насколько мало я делал, и, практически в каждом случае, промышленно изготовленные материалы, которые я привносил, меняли ощущение от здания не в лучшую сторону. Навыки в экологической архитектуре могут измеряться талантом в использовании материалов по возможности в самом натуральном виде и умением поощрять "не обученных" клиентов создавать дизайн самим. Натуральные материалы диктуют свои собственные формы, цвета и текстуры независимо от того, кто является архитектором или строителем. Сейчас я могу с уверенностью заявить, что любой может построить из самана и создать произведение искусства. Трудно этого не сделать. Линда-Мари Луна (коллега и строитель из штата Колорадо) говорит, "Нужно очень потрудиться и потратить много денег, чтобы сделать здания уродливыми." Рассмотрите целостность расщепленного дерева, расколотого вдоль волокон. Напротив, в распиленном дереве концы волокон разрезаны и обнажены. Крошечные сосуды, по которым жидкость поступала вверх по стволу, теперь открыты для бактерий, грибков и насекомых, которые могут теперь вторгнуться и ослабить древесину. |
такой уютной и комфортной в том виде, в каком её создали. Может, это удобно для строительной промышленности?
Создаётся впечатление, что большинство архитекторов, инженеров, банкиров, разработчиков, программистов и местных чиновников являются частью гигантского негласного заговора, цель которого - наполнение карманов друг друга за счёт домовладельцев и нашей тяжёлой действительности. Система работает для них наилучшим образом, если мы покупаем их прямолинейные, обработанные промышленным образом строительные компоненты. Форма и размеры наших зданий контролируются стандартизированными размерами, модульными размерностями и Декартовой геометрией строительных материалов, использование которых навязывается армией инспекторов, разработчиков норм и правил, архитекторов, инженеров и официальных лиц, чьей функцией является продолжение вращения колес этой индустрии, что ускоряет превращение ценных не возобновляемых ресурсов в отходы.
Мелкая монета
Изготовленные промышленным способом строительные материалы навязывают геометрические и пространственные ограничения. Сам процесс изготовления строительных материалов на станках создает предсказуемо стандартные строительные единицы, основанные на "Международном Строительном Модуле", который составляет 10 миллиметров (около 4 дюймов). В результате мы имеем 8-футовые брусья 2x4 дюйма в сечении, стандартный бетонный блок 16"x8"x8", листы фанеры 4x8 футов, и т.д. Большинство компонентов можно порезать или поломать, но такие действия создают отходы и занимают время. В результате, ради простоты, получается модульная архитектура безжизненной одинаковости.
Это то же самое, если бы для удобства банков все монеты и банкноты номиналом меньше $50 были изъяты из обращения, чтобы всё, что мы покупаем, было в стандартных единицах $50 или $100
Саман похож на мелкую монету. Он поощряет мелкие детали и медленные сделки, но гибкость в его использовании поощряет нас идеально подгонять каждое здание под нужды жильца так, как это трудно или даже невозможно сделать практически с любыми другими материалами. Таким образом, этот материал более демократичен. Строя постепенно, порциями, помещающимися в ладонях, практически любой человек может создать уникально подходящий для него дом.
ПРИРОДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ САМАНА
У самана есть некоторые характеристики, которые значительно отличают его от любых других строительных материалов или методик. В основном, его уникальный потенциал обеспечивается благодаря пластичности - имеется в виду его способность с лёгкостью играть много ролей, благодаря неоднородности структуры и текучести формы - и свободе выражения, которые возможны благодаря этим свойствам. Из самана можно лепить абсолютно разные формы зданий. В архитектурном и эстетическом планах само по себе было бы ценно иметь возможность создания причудливых структур криволинейных и неправильных форм. Но, говоря только об эстетике, мы уменьшаем более фундаментальную заслугу - возможность строить здания, которые бы хорошо подходили элегантно криволинейным движениям людей и экологически адаптировались в мире, в котором мы живем.
Какие виды форм предлагает нам саман? Толщину, прочность, конусообразность, барельеф, пластичность, моделирование, целостную монолитную связность, арки, своды, закругленные углы и мягкие изгибы, соединенные более резкими изгибами. Это основная геометрия самана.
Скульптурная свобода, данная саманом, освобождает Вас от тирании строительных коробок. Нет необходимости вписываться в глупую модулярную сетку, продиктованную всеми материалами с размером, кратным 2 футам.
Легко создавать натуральные здания в точности тех размеров и форм, какие необходимы для работы. Кому нужно, чтобы все двери в доме были чётко 32x80 дюймов, зная, что все они используются в разных целях? Неужели для спальной комнаты, где Вы в основном находитесь в пассивном горизонтальном положении, нужен восьмифутовый потолок, как в месте, где Вы готовите, находитесь стоя и бываете активны? На самом деле, Вы себя лучше чувствуете, если потолок ровный и плоский или если он куполообразный или слегка наклонной формы? Хотите ли Вы, чтобы каждая стена была вертикальной или прямой? Заметьте разницу, когда в комнате есть эркер, выступающий наружу. Комната, кажется больше и имеет дополнительное пространство. Добавляя эркер, Вы добавляете комнате ещё одно место, практически без дополнительных затрат на материалы, содержание, отопление или налоги. А теперь представьте себе полностью закругленный эркер, потом закругленную стену, а потом полностью закругленную комнату...
Закругления и неправильные формы, которые универсальны на Земле, отражены в саманном здании. Легче и дешевле строить в гармонии с текучестью стройматериала, нежели силой придавать ему неестественные формы. Нас иногда спрашивают, "Возможно, ли с использованием самана построить нормальные [!], квадратные, прямые здания с полностью ровными стенами и полами?" Наш типичный ответ: "Конечно, можно. Коробки можно строить практически из любого материала, но такая точность выльется Вам в дополнительные затраты". Почему? Потому что Природа не делает мир таким способом, точно так, как если из круглого дерева сделать квадратное, требует дополнительных затрат, точно так и для грязи, придать ей правильную форму потребует лишних затрат. Это огромные экологические затраты, сначала производственные, потом строительные, и, наконец, на усилия поддерживать всё в прямолинейных формах, идти против течения энтропии, которое со временем это всё разрушит. Для нас кажется нормальным то, к чему мы приспособились только совсем недавно. Квадратное и прямое в природных условиях никогда не нормально. Строители производят прямолинейность ценой больших усилий и затрат.
Земля, вылепленная руками, может принимать столько разных форм, что различия между стеной и мебелью, скульптурой и окнами, полом, стеной и потолком сглаживаются. Попробуйте спроектировать трехмерные объемы вместо того, чтобы комплектовать наборы поименованных компонентов, хамелеоновский характер самана сможет Вам в этом помочь.
Трехстворчатое окно, многогранное, выступает всего лишь на 25см при длине в 2,6 м., и в то же время комната кажется значительно больше. |
Термальная масса
Термальная масса обозначает общее количество тепла, которое может содержать твердое тело при определенной температуре. В жаркий солнечный день саман обеспечивает массу для хранения тепла солнечных лучей, до тех пор, пока ночью температура не упадет. Земля может сберегать это бесплатное тепло на протяжении часов или дней. Это свойство наиболее полезно в местах, где жаркие дни и прохладные ночи, или в умеренном морском климате, или где холодные ночи перемежаются с хорошими солнечными днями, даже если днем холодно.
Чтобы использовать (или лучше праздновать) свой истинный потенциал, саман нужно нагреть на солнце и остудить естественным образом, как и с прессованной землёй или кирпичом-сырцом (адоб). Здания из тяжелой каменной кладки, которые содержат термальную массу в своих первичных материалах, наиболее эффективны, если жильцы дают возможность солнечным лучам проникать внутрь, а потом сберегают тепло. При проникновении или попадании прямых солнечных лучей на стены Вашего тяжелого дома, тепло поглощается конструкцией. Эта термальная губка предотвращает перегрев здания во время повышения дневной температуры. Полученное тепло потом медленно выпускается наружу, обеспечивая мягкое незаметное тепло прохладными вечерами, когда оно больше всего необходимо. Мы должны четко оговорить: земляные стены не очень хорошо предотвращают потерю тепла, но это не имеет большого значения, поскольку они могут хранить много тепла на протяжении нескольких дней или даже недель, в зависимости от толщины. Обогрев массы обычными солнечными лучами - это базовый принцип использования солнечного коллектора, жизнеспособного в любом здании, построенном из земли, практически во всех нетропических климатах. Долгосрочные дивиденды использования дизайна солнечного коллектора настолько велики, что Вы бы обсчитали себя и ограбили своих потомков, если бы строили любым другим способом.
Существует различие между холодной погодой, холодным климатом и ощущением холода. Дома не ощущают холода, только люди могут ощущать - домам все равно. Когда мы говорим, что проблема в холодном климате, мы обычно имеем в виду, что иногда нам слишком холодно. Многие из нас живут в местах, где тепло или солнечно днем, возможно, чересчур жарко, а потом ночью становится дискомфортно холодно. Тяжелое здание, ориентированное на юг, может вбирать и сохранять бесплатное тепло в дневное время, обогревая нас ночью без ущерба для нашей чековой книжки или окружающей среды.
Предположим, просто в качестве аргумента, Вы чувствуете себя наиболее комфортно при температурах 18-24 градусов. Предположим, что сегодня температура колеблется от 7 до 35 градусов. Если бы Вы находились на улице, в послеобеденное время был бы период, когда Вам было бы на 6 градусов жарче, чем надо, а позже ночью - на 6 градусов холоднее, чем надо. Тяжелый саманный дом может защитить Вас от этих экстремальных условий тем, что дом постоянно будет между 18 и 24 градусами. Если он очень тяжелый, в нём в среднем будет 21 градус без дополнительного отопления или охлаждения, даже без окон. Если в конструкции ещё есть окна, выходящие на юг, солнце, которое проходит через них, повысит среднюю температуру, как днем, так и ночью. Но чтобы это сделать, термальная масса центральной части здания должна быть чувствительной и достаточно тяжелой, чтобы впитать и сберечь тепло.
В Северной Америке большинство живет в деревянных каркасных домах. Когда на улице морозно, мы включаем отопление. Когда слишком жарко, автоматически включается кондиционер. Мы покупаем энергию для отопления и охлаждения у большой корпорации. Корпорация делает на этом деньги, поэтому иногда она занимается такой деятельностью, которая нам не нравится, и против которой мы протестуем, например, строительством атомной станции, дамбы на древней реке или кражей угля у индейцев Наваха. И все же кондиционер включается, даже если никого нет дома. Пытаясь уменьшить количество покупаемой энергии, которую мы используем, и убеждаемые промышленностью, изготавливающей утеплители, мы устанавливаем все больше и больше теплоизоляции, чтобы тепло медленнее уходило, когда холодно или медленнее проникало, когда тепло. Легкие каркасные дома не могут хранить много тепла, поэтому, несмотря на то, что после обеда в них очень жарко, к раннему утру, они становятся очень холодными, если только мы непрерывно не регулируем отопление. Некоторые люди чувствуют потребность в использовании обогревателя и кондиционера в один и тот же день!
Школьное здание с солнечным коллектором, построенное из литого бетона, прекрасно служит с 1961 г. в Уэлласи, Англия. Находясь на 53 градусе северной широты Южных Алеутских островов (широта самой северной точки Украины 52градуса 22мин), в промышленном смоге окраин Ливерпуля, Уэлласи получает всего лишь 1500 солнечных часов в год - меньше, чем где бы то ни было на континентальной территории США. Зимнее солнце в середине дня едва выползает из-за окружающих домов, находясь всего на 13 градусов над горизонтом в полдень в декабре. Если принцип солнечного коллектора срабатывает здесь, без сомнения, он может обогревать и охлаждать Ваш дом тоже. В большинстве Североамериканских, Британских, Австралазийских и Южноафриканских климатов, тяжелому дому понадобится совсем немного покупной энергии для отопления или охлаждения.
Естественное освещение
Толстые стены позволяют Вам направлять солнечный свет (и, таким образом, тепло) в Ваш дом, и вы можете решить сами, насколько глубоко окна будут посажены в стены (см. главу 14). Направьте оконные проемы на юг/юго-запад, но не запад/северо-запад, и юг/юго-восток, а не восток/северо-восток, чтобы солнце больше попадало в зимнее, а не летнее время.
Один квадратный фут потолочного окна может обеспечить больше света, чем вертикальное окно в 16 квадратных футов. |
Если есть несколько окон одно рядом с другим, сделайте их так, чтобы получился выпуклый внешний изгиб. Чувство дополнительного пространства просто потрясающее. В нашем с Линдой коттедже эркер шириной в 9 футов всего лишь на десять дюймов выступает из окружающих стен, но в то же время изнутри дополнительное пространство выглядит обширным и большим. Этот урок применим в тесных городских условиях. Например, в Амстердаме во многих домах есть не только маленькие эркеры, возле которых можно сидеть, но также и зеркала, прикрепленные снаружи, чтобы было виднее тротуар и отражалось больше света, таким образом, расширяя видимое внутреннее пространство.
Окна неэффективны для освещения внутреннего пространства. Зимой в западном Орегоне в большинстве домов искусственное освещение включено на протяжении всего дня, даже если светит солнце. Намного лучшим источником освещения является потолочный свет, и чем севернее, тем лучше, так как зимние дни очень короткие, или в очень облачной местности. Отсутствие доступа к натуральному освещению в наших домах может способствовать возникновению Сезонного Эмоционального Расстройства (СЭР) и депрессии.
Почему делают так мало потолочных окон? Во-первых, потому что потолочные окна, добавленные к существующей крыше, иногда неправильно устанавливают, и поэтому они протекают. Но, если вместо этого Вы установите узкие потолочные окна под прямым углом к коньку крыши во время ее строительства, у Вас не возникнет никаких проблем, на коньке крыши будет собираться меньше воды и намного меньше вероятность того, что узкие потолочные окна будут протекать. Во-вторых, потолочные окна могут показаться непрактичными, когда подвесные потолки находятся очень низко под крышей, что влечет за собой необходимость в создании глубокой световой шахты, соединяющей крышу с комнатой внизу. Вместо этого измените дизайн висячих стропил так, чтобы с самого начала поместить окна в потолке, скашивая световые шахты в обоих направлениях или создавая частично кафедральные потолки.
Критерии удачного размещения потолочных окон: вставляются высоко в крыше (как можно ближе к коньку), узкие, смотрят в сторону от солнца в зените, лучше несколько маленьких, чем одно большое. |
Люди обычно думают, что из-за потолочных окон теряется огромное количество тепла, но это не обязательно так. Можно экономично встроить дополнительные слои стекол, чтобы уменьшить потерю тепла, а нижний уровень сделать съёмным, чтобы можно было мыть окна. Тройные стекла с двумя дополнительными съёмными рамами внизу - вещь обычная. Более того, в связи с тем, что через потолочные окна проникает во много раз больше света, чем через вертикальное окно такого же размера, можете сделать маленькое потолочное окно, чтобы пропорционально уменьшить общую потерю тепла, или вложите деньги в изготовленные фабричным способом хорошо утепленные потолочные "супер окна", вместо того, чтобы делать огромные окна, через которые уходит столько тепла.
Дом "Сердце"
Когда мы с Линдой уезжали из нашего первого саманного коттеджа, нам на помощь пришли замечательные люди. У нас было девять предложений по переезду, и уже к марту 1993 г. мы переехали к нашим хорошим друзьям Лью Бенку и Джоан Левин, которые предложили нам участок для строительства на своей земле. Так возникла возможность построить Дом "Сердце", где мы и живем на протяжении последних девяти лет.
В мае 1993 года из Коста-Рики к нам приехал Майкл Смит - так и родилась Коб Коттедж Компани - настоящая компания вроде цирковой труппы, общество друзей. Мы сразу же принялись за строительство, используя опыт, приобретенный нами во время строительства нашего первого коттеджа.
Нам с Линдой нужно было где-то готовить, кушать, спать, развлекать нескольких гостей и хранить одежду и книги. Мы хотели, чтобы этот "драмтеатр" был не более 11 кв. метров, что позволяется в нашем округе без получения разрешения на строительство, и планировали, чтобы там был телефон, электричество, вода и компостный туалет на улице. Мы могли пользоваться душем и стиральной машиной в доме по соседству. Понадобилась лишь обратная сторона конверта (честно говоря, трех конвертов), чтобы разработать приблизительный проект, а потом мы могли уже строить.
И хотя наш дом получился в виде сердца, план пола не был основан на концепции "сердца". Форму "сердца" как таковую мы не проектировали, движения танцующего человека не ограничиваются строгими геометрическими формами. Не строили мы и коробку размером 3 на 3.6 метра, что легко было бы сделать, принимая во внимание площадь в 11 кв. метров. Проект рос подобно лилиям в пруду, соответствуя деятельности, которую нам предстояло в нём вести.
Место для готовки? Что ж, стоя возле воображаемого кругового кухонного уголка, вытяните руки. Вы ведь не сможете с лёгкостью дотянуться куда-либо дальше, чем этот размах, поэтому кухня на этом и заканчивается. Мой рост 1 м 68 см, Линда немножко ниже. Я могу вытянуть руки на 1 м 70 см, поэтому кухня будет 1 м 73 см. Не перемещаясь можно дотянуться до холодильника, печки, раковины, тарелок, кастрюль, еды, кладовки и кухонного стола. Для "рабочего пространства" над столом используется тот же самый план с более низким потолком, поскольку никто не встаёт на рабочий стол.
Мы проектировали с помощью глаголов и прилагательных, запланированной деятельности и свойств места. Существительные значимы в основном для агентов по недвижимости - Вы не можете уютно расположиться в квадратных метрах. Мы попытались приспособить пространство под вид деятельности, так же, как ракушка подходит к улитке. А то, что получилось, из тех трёх конвертов, напоминало крошечное сердечко причудливой формы, разделенное на несколько крошечных мест ступенькой, опорой и краем чердака. Все остальные проектные решения были приняты специально, по мере строительства дома.
Мы решили строить на 15-процентном южном склоне на северном конце опушки в сорок соток, с тропическим лесом сзади и по обеим сторонам, и с садом в десять соток спереди. Мы строили весной 1993 года, и, естественно, в 1993 году была самая дождливая весна в истории Орегона. Единственный участок с хорошим доступом к солнцу омывался водой, стекающей со склона. Когда мы копали ямки, чтобы проверить дренаж, они сразу же наполнялись водой и переливались через край! Поэтому шагом номер один стало выкапывание вертикального дренажа глубиной в 1м. вокруг всего участка. В качестве эксперимента мы смешали речную гальку с корой от пеньков тысячелетней лжетсуги тиссолистной, которые оставили лесорубы, основываясь на спорной логике, что если она пробыла тысячу лет на дереве, то сможет простоять еще тысячу в земле.
Потом мы построили временную крышу на столбах и покрыли это всё светлым пластиковым брезентом. Потом мы стали выкапывать плотную глинистую почву - сначала сделали ровную плиту для пола, потом ров под фундамент. Поскольку мерзлая земля здесь явление практически неизвестное, мы выкопали котлованы глубиной всего в 30 см, до уровня, где глина твердеет, и уложили внутрь немного гравия. И вот урок: всегда прокладывайте дренажные трубы во рву из каменной кладки под фундаментом. Мы этого не сделали, и два года спустя нам пришлось иметь дело с мокрым полом после единственного за десятилетия ливня с уровнем осадка в 15 см.
Размеры кухни определяются размахом рук повара. |
Для цоколя фундамента мы брали камни везде, где только могли найти - на обочине, в заброшенном карьере, в котловане соседа. Для строительного раствора мы купили четыре мешка цемента и использовали в пропорции 1 к 8 с промышленным речным песком.
Мы делали ошибки. Мы с чего-то взяли, что землю для строительства нужно просеивать, поэтому мы потратили часы, перелопачивая тяжелую глинистую почву через решето с дырками в 2 см. Мы складывали весь выкопанный материал слишком близко возле здания, загромождая рабочую территорию, и забывали отделять верхний слой почвы от нижнего. Мы даже забыли проложить заготовленную твёрдую пенную изоляцию в котлован под фундамент. Но, в общем, работа шла довольно гладко. Каждый день мы смешивали глинистую почву, песок, воду и солому, переворачивая лопатой и топча босыми ногами. Потом мы руками лепили кирпичики, перебрасывали их друг другу и влепливали в стену.
По мере лепки стен мы встраивали мебель. В крохотном пространстве хорошо размещать сидячие объекты поближе к краям. Возле одной стены мы построили лавочку S-образной формы, достаточно широкую, чтобы на ней можно было спать, отапливаемую дымоходом печи. Мы встроили саманную книжную полку, соединённую со стеной. Мы сделали альков для телефона с деревянными полочками. Также сделали ниши для свечей.
Когда стены достигли высоты талии, мы отшлифовали подоконники. Саманные стены могут быть достаточно толстыми и содержать пространства внутри себя: северный подоконник настолько широкий, что просто является оконным сиденьем. Мы положили кирпичи и залили их известью и песком, чтобы получилось оконное сиденье. В кухне есть оконный проём в стене толщиной 41 см под углом 45 градусов, обеспечивающий внутренне уединение. Затем, самая весёлая часть, мы вставили окна разных форм - овальные, с нормандской аркой - все они были просто стеклами, обрезками и кусочками, в целях безопасности, обмотанные изолентой, встроенные прямо в саман. Интуитивная прозорливость скорректировала наши хорошо разработанные планы, и овальное окно стало окном Инь-Янь, но как таковое оно было видно лишь из одного места при подходе к коттеджу. Проектировка происходила ежедневно, почти непрерывно теми, кто работал на строительстве.
Вид на Дом "Сердце" с восточной стороны. Южная сторона в основном из стекла, для пассивного солнечного отопления Уголок для сидения в Доме "Сердце". Саманная лавочка с подогревом внизу, вверху книжные полки из самана, выступающие в виде ступенек |
Стены росли с постоянной скоростью от 90 до 180 см. в неделю, в зависимости от того, насколько сухая была погода. Прогресс строительства дома "Сердце" шел медленно, частично из-за того, что постоянно работали всего лишь два человека, частично потому, что мы все еще оставались любителями, и некому было нас научить, а частично еще и потому, что дождь шел весь июнь и немного в июле. Сейчас мы строим намного быстрее, раза в два или три, затрачивая меньше усилий.
Когда стены достигли 180 см., мы вставили продольные балки, простые обрезки 5х15 см, встроенные в стену, половицы чердака будут опираться на выступающие 5 см. дерева.
В лесу мы обнаружили сокровища, брошенные лесорубами деревья - гладкие стволы земляничного дерева, западного кизила и изогнутую сухую ель для рандбалки на чердак. В Орегоне эти ценные деревья обычно сжигают, а мы из них строили.
Мы учли совет Альфреда Говарда, старого английского мастера саманщика из Девона: "Не закрепляйте эти балки в самане. Они должны ходить свободно. Просто вставьте их, иначе они непременно разрушат ваш саман, когда дом будет двигаться". Мы выбрали паз в рандбалке (балка, ограничивающая конструкцию) - всего лишь 15 сантиметровый столб, но обладающий той прочностью, которую приобретают деревья, если они растут изогнутыми - чтобы она держала доски для чердака. Она выступает всего на 5см. ниже потолка. Мы не клали стропила, мы просто использовали прошедший вторичную обработку шлицевой, еловый настил 5х15 для пола, хорошего качества и немного пружинистый. Вот как можно уменьшить общую высоту. Уютно впишите дом в пейзаж, стройте стены пониже, сжигайте меньше дров, позаботьтесь о пространстве вокруг головы.
Когда мы работали над стенами чердака, был уже половой настил, на котором можно было стоять. Альков, где находится кровать на чердаке, требовал особого внимания. Окно-сердце в деревянной раме - это вызов, если не сказать кошмар, нужно уметь очень хорошо обращаться со стеклорезом. С саманом было легко, кусок пластины в четверть дюйма влепленный в мокрую грязь. Шпаклевкой была та же самая грязь, размазанная большим пальцем.
Когда стена затвердевала, мы аккуратно подравнивали ее с помощью мачеты или лопатой с плоскими краями, топором или ручной пилой. Мы вмуровали трубы и провода по мере строительства. Внутри мы оштукатурили, а снаружи нет.
Крыша была спроектирована на ходу. В последнюю минуту, когда стены были почти закончены, мы полностью поменяли направление конька крыши: если он шёл с востока на запад, то стал с севера на юг. Земляная крыша, о которой мы всё время говорили, неожиданно превратилась в эмалированную сталь, а я в лесу искал коньковый прогон до тех пор, пока не стало ясно, что мы полностью забросили идею земляной крыши. Вначале я выступал против внесения изменений в последнюю минуту. В конце концов, я же архитектор, и предполагается, что у нас должна быть полная картина, каждой мелкой детали. Не так ли?
К счастью, мы не забыли уложить анкерные балки в стены, спрятав маленькие деревянные кругляки в самане через каждые 90-120 см, на 61 см ниже балок. Чтобы снести крышу, урагану нужно будет также снести несколько тонн верхней части стены. И блоки было легко добавить, поскольку мы залепили саманом пространство между стропилами там, где они опирались на стену.
Важной целью Дома "Сердце" было расширение нашей изобретательности в использовании как можно меньшего количества новых продуктов - демонстрации того, что совсем не обязательно насиловать мир, чтобы построить себе жилье. Поскольку потраченные доллары приблизительно равнялись задействованным ресурсам, мы вписались в бюджет в $500 для всего дома. В основном эти деньги были потрачены на новую стальную крышу, несколько соломенных тюков, две машины песка, немного цемента, гипсовую штукатурку, некоторые инструменты и осветительные приборы. Мы включили в бюджетные деньги езду на грузовике и аренду бензопилы, но не включили нашу работу. Поначалу чрезвычайная экономия занимала время, но опыт оказался неоценимым, поскольку он высвободил скрытое в нас творчество и сделал нас изобретательными. Наше желание избегать покупных промышленных товаров также способствовало тому, что дом получился почти без токсичных материалов.
Мы не использовали обработанного дерева и обошлись вообще без краски, вместо этого мы оставили деревянную поверхность необработанной. Внутри мы оштукатурили саман ярким гипсом, а потом добавили шубу из всякой всячины - смесь из белой глины, клейстера и слюды. Позже мы продолжали экспериментировать с однослойной каолиновой штукатуркой, нанесенной поверх той самой всякой всячины. Мы избегали использования фанеры. На твёрдых каменных и саманных полах нет коврового покрытия, мы пользуемся покрывалами из чистой шерсти и хлопка. Для утепления крыши мы использовали овечью шерсть, новаторское действие в Орегоне, доме трех миллионов овец. Местные фермеры, недовольные оптовыми ценами на шерсть, были счастливы, подарить руно, которое мы потом вымыли и вычесали, но это уже другая история (см. главу 15). Деревянные части, подверженные риску из-за погоды (подоконники, пороги, перемычки) сделаны из необработанного кедра, обкуренного ладаном - единственного дерева, спиленного вручную ради получения солнечного света. Уплотнители и оконная замазка были сделаны из конского навоза и красной глины.
Наш дом в готовом виде крохотный. Общая высота всего лишь 3 м 96 см, но, благодаря тщательно продуманному дизайну, можно стоять в полный рост в любом месте, где вам нужно. Используя разные уровни участка и очень низкий потолок в месте постоянных встреч - около 1 м 88 см - нам удалось сделать спальню и крохотный круговой столик для моих книг на чердаке. Окно в потолке размером 91.5 см на 1 м 52 см, выходящее на юго-восток над моим столом, стало еще одной ошибкой. Я замерзаю зимой и жарюсь летом, а эта чертова штука еще и протекает. В следующий раз окно в потолке будет выходить на восток или север, и оно будет маленьким.
"Это же уйма работы, не так ли?" спрашивают люди. Конечно, так оно и есть. Чтобы построить дом, нужно проделать много работы. Хотя у вас есть выбор. Вы можете работать на кого-то, чтобы заработать деньги и заплатить строителям и банку. Это может означать тридцать или сорок лет усердной работы, возможно, выполнения чего-то, не совсем радостного, борьбы с пробками, чтобы попасть на работу, компромиссов, чтобы не потерять работу.
Как культура, наша промышленная урбанизированная жизнь сейчас не дает нам почувствовать простого крестьянского счастья, плавного ритма ручной ритуальной работы, или послушать, как ветер шелестит в соснах, а лягушки квакают в пруду. Прелесть самана в том, что вы спокойно работаете дома, в ваших условиях, голыми руками и ногами. Это ежедневная ритмическая медитация, связанная с первобытностью. Одним из самых больших разочарований в моей жизни стал день, когда мы с Майклом закончили саманные стены. Я днями вышагивал по участку, как покинутый любовник, размышляя о том, чем же я мог бы заняться на протяжении остатка своей жизни, чувствуя себя опустошенным, потому что больше не лепил ничего из самана.
Дом "Сердце" стал уроком, на котором я выучил отказываться от классических понятий Дизайна, в которых каждая деталь тщательно просчитывается наперед и наносится на бумагу. Для меня, получившего образование в архитектурной школе с поистине британской точностью, этот опыт открыл ворота в совершенно новый мир проектирования: мы создали минимальный скелетный план, а потом сразу же принялись за строительство. Дом "Сердце" стал прототипом того, что сейчас становится новой школой мышления дизайнера - больше проектировать так, как это делает Природа. Природа начинает с генотипного образца, который является достаточно грубой идеей того, что, возможно, потом создает бесконечное разнообразие, реагируя на каждый нюанс окружающей среды. Как только был построен фундамент дома, почти каждое решение по дизайну принималось похожим способом, интуитивно - как это казалось нужным в конкретный момент, и каким оно представлялось в законченном виде. Единственными зафиксированными точками были несущая стена фундамента и дырка в ней для дверного проема.
Мы въехали уже в ноябре, хотя стены все еще были немного влажными. Штукатурку из извести, предназначенную для внешних стен, так и не использовали, поскольку нам так нравятся неоштукатуренные саманные стены. Как и все хорошие дома, Дом "Сердце" все еще не закончен, годы спустя, хотя земляной пол наконец-то получил верхнее покрытие. Наш дом видели сотни, возможно, даже тысячи посетителей, реакции которых варьируются от любопытства и предсказуемых вопросов до полного восхищения и любви с первого взгляда. Дом "Сердце", все его 11 кв. метров, принес нам с Линдой больше радости, чем любой другой дом, который кто-либо из нас знал.
В следующем выпускеНОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ "ДОМА"
В этой главе мы знакомим Вас с пошаговым способом принятия решений для создания волшебного дома. Вам не понадобятся чертежные инструменты или много бумаги, а компьютер вообще будет неуместным. Хотя метод проектирования изложен как заданная последовательность, есть необязательные части, а некоторые этапы могут быть реорганизованы для особых ситуаций. В некотором смысле проектирование из самана больше похоже на проектирование отсека в космическом корабле, чем дома в том виде, в каком мы его знаем. Саманные здания, как космические корабли, создают уютное пространство, подходящее для тех видов деятельности, которыми мы занимаемся. В обоих случаях понадобится больше планирования, чем строительс