Общие сведения об организации и технологии работ
Строительство станций подземным способом относится к наиболее сложным видам работ в метростроении, поскольку оно связано с устройством комплекса взаимосвязанных сооружений и раскрытием выработок большого сечения. Строительство ведут в такой технологической последовательности, чтобы не допускать осадок земной поверхности, опасных для сохранности зданий и сооружений, а также осадок подземных коммуникаций городского хозяйства, расположенных выше станции. Подвижки грунтового массива и проседание кровли выработок должны быть минимальными. Это требование легче выполняется при строительстве в устойчивых грунтах. Поэтому станции глубокого заложения располагают, как правило, в скальных грунтах или твердых глинах при наличии необходимой толщи их над станцией. Такое расположение станций дает возможность вести проходку станционных тоннелей без применения щитов, использование которых для относительно коротких станционных тоннелей не всегда рационально.
При строительстве станций подземным способом используют обычно рабочие шахтные стволы, но могут быть использованы также наклонные (эскалаторные) тоннели, а в отдельных случаях и вентиляционные стволы.
Выбор способа строительства станции зависит от инженерно-геологических условий, типа станции (одно— или трехсводчатая), ее конструктивных особенностей и материала обделки. Разработку станционного профиля и возведение обделки станций осуществляют всегда по частям.
Основную (платформенную) часть станции сооружают поточным методом, обеспечивающим непрерывность ведения всего комплекса работ в строгой технологической последовательности. При этом используют принцип максимального совмещения отдельных видов работ во времени. Такая организация работ обеспечивает наименьшую продолжительность строительства.
Трехсводчатые станции сооружают путем последовательной проходки трех станционных тоннелей. Обычно сначала сооружают боковые тоннели, а затем — средний.
В нескальных грунтах или чередующихся напластованиях скальных и нескальных грунтов проходку отдельных станционных тоннелей ведут с одновременным возведением обделки из сборных элементов. В грунтах, не оказывающих давления со стороны лба забоя, тоннели проходят на полный профиль сплошным забоем. Проходку тоннелей в грунтах, оказывающих давление со стороны лба забоя, ведут с предварительной проходкой пилот-тоннелей, при помощи щитов или уступным способом (этим способом часто проходят средние станционные тоннели).
Для обеспечения возможности управления положением колец по пикетажу проходку тоннелей трехсводчатых станций со сборными обделками ведут в одном направлении. При сооружении станций в неустойчивых грунтах проходку второго (по очередности сооружения) бокового тоннеля ведут с отставанием не менее 30 м относительно первого, а среднего — с отставанием не менее 50 м относительно второго бокового тоннеля.
Односводчатые станции в нескальных грунтах сооружают со сборными несущими сводами из железобетонных блоков, а в скальных грунтах — из монолитного бетона и железобетона. Сооружение станций ведут преимущественно способом опорного ядра с предварительным возведением в пройденных выработках опорных частей. Раскрытие верхней части выработки в нескальных грунтах производят небольшими заходками с немедленным устройством несущего свода.
Способ разработки и крепления забоя при строительстве станций устанавливают в зависимости от свойств разрабатываемых грунтов. Разработку связных грунтов крепостью до IV категории включительно ведут обычно отбойными молотками или пневматическими лопатами, а грунтов крепостью V категории и выше — буровзрывным способом. При проходке станционных тоннелей уступным способом и сооружении станций способом опорного ядра грунты V и VI категорий разрабатывают более эффективно — проходческими комбайнами, экскаваторами с ковшом активного действия и другими высокопроизводительными механизмами.
Разработку забоя при проходке отдельных станционных тоннелей трехсводчатых станций ведут, как правило, на ширину одного кольца.
Проходка с заходками на два кольца допускается при наличии предварительно пройденных пилот-тоннелей с обделкой из тюбингов шириной 1 м; в этом случае две заходки делают на одно кольцо, а третью — на два кольца.
Монтаж колец обделки боковых тоннелей трехсводчатых станций ведут, как обычно, замкнутыми кольцами; со стороны, обращенной к средней части станции, наряду с обычными элементами устанавливают элементы, входящие впоследствии в состав основной несущей конструкции (колонны, тюбинги перемычек, фундаментные блоки и т. д.). При проходке среднего тоннеля пилонной станции тюбинги перемычек и другие элементы, обрамляющие проходы, устанавливают с двух сторон тоннеля.
В местах будущих проходов в кольцах устанавливают временные тюбинги или блоки заполнения. Спинки этих элементов для облегчения последующего их изъятия из обделки (при устройстве проходов) смазывают глиняным раствором или отработанным машинным маслом.
При монтаже колец обделки боковых тоннелей допускается только вертикальная эллиптичность (увеличение вертикального диаметра). Первичное нагнетание ведут не далее чем за второе кольцо.
Средний станционный тоннель проходят с принятием необходимых мер по предотвращению деформаций обделки боковых тоннелей и смещений колонн. Для этого в боковых тоннелях устанавливают стальные стяжки или стойки из металлических труб.
Монолитные бетонные или железобетонные элементы обделки станции (стены, своды, опорные части односводчатых станций) возводят отдельными участками с применением, как правило, передвижных механизированных, переставных или инвентарных сборно-разборных опалубок и другого специализированного оборудования (пневмобетоноукладчиков, бетононасосов, механических переста-новщиков опалубки). Длина участков бетонирования зависит от принятого способа сооружения станции и возведения элементов обделки.