Монтаж металлических конструкций высотных инженерных сооружений
Отличительными особенностями высотных металлических конструкций инженерных сооружений являются относительно небольшие площади опирания, значительные масса и высота. К таким конструкциям относят опоры линий электропередачи (ЛЭП), радио- и телевизионные антенны, различные вертикальные технологические аппараты и др.
В зависимости от типа, массы и размеров высотной конструкции применяют следующие основные методы монтажа: подъем цельнособранной конструкции в проектное положение методом поворота вокруг опорного шарнира; возведение конструкции методом наращивания с использованием самоподъемного крана или монтажной мачты; методом подращивания.
0,000
129,00
Рис. 11.43. Монтаж высотных металлических сооружений наращиванием
(о) и подращиванием {б):
1 — сооружение; 2 — кран; 3 ~- устанавливаемый элемент; 4 — оттяжки; 5 ~-лебедки; 6 — склад; 7 — портал для выдвижения; 8 — подъемный полиспаст
Метод поворота вокруг опорного шарнира применяют при монтаже конструкций высотой не более 100 м. Собранную на земле из отдельных элементов конструкцию закрепляют одной частью опоры в специальном шарнире, установленном на фундаменте опоры.
Конструкции поднимают с помощью мачты («падающей» стрелы, шевра) или вспомогательной стрелы.
Метод наращивания (рис. 11.43, а) применяют при монтаже конструкций высотой более 100 м — радиомачт, высотных этажерок и др.
При их монтаже соблюдают такую последовательность работ: с помощью стрелового крана устанавливают две нижние секции мачты, которые раскрепляют временными расчалками, затем на второй секции закрепляют обойму самоподъемного крана, С помощью полиспаста поднимают очередную секцию. После ее установки по стволу крана поднимают его обойму и закрепляют на новой стоянке, затем выдвигают ствол крана, вновь крепят к мачте, и монтажный цикл повторяют.
Метод подращивания (рис. 11.43, б) заключается в том, что в специальном опорном устройстве монтируют верхнюю тасть башни и затем гидравлическими подъемниками выжимают вверх, закрепляют, «подращивают* очередной секцией, цикл повторяют. Этот метод был специально разработан для монтажа высоких телевизионных башен (300 м и более).
Методы поворота и наращивания можно применять с использованием вертолетов.
11.15. Особенности монтажа конструкцийв зимних условиях
Наиболее ответственной работой монтажного процесса зимой является заделка стыков, особенно воспринимающих расчетные усилия.
При производстве работ в зимнее время стыки железобетонных конструкций можно классифицировать следующим образом: стыки, воспринимающие расчетные усилия и обеспечивающие устойчивость и жесткость здания; то же, не воспринимающие расчетных усилий; то же, но имеющие открытые стальные элементы (закладные летали, выпуски арматуры). Категорию стыка указывает проектная организация.
В зимнее время применяют безобогревный, обогревный и комбинированный способы заделки стыков.
Безвбвгревныц способ основан на. применении бетона с прога-воморозными добавками.
Основными недостатками этого способа являются значительная продолжительность нарастания прочности, ограниченность его
применения в стыках, имеющих открытые металлические детали, в условиях повышенной влажности и агрессивных средах, зонах блуждающих токов и переменных магнитных полей. Не допускается замораживание бетона до приобретения им 50% проектной прочности.
Заделка стыков с тепловой обработкой применяется для стыков первых двух групп. Расчетные стыки прогревают до 70 % проектной прочности. Для стыков, загружаемых полной нагрузкой до оттаивания, требуется 100% прочность бетона.
Тепловую обработку бетона выполняют электродным, инфракрасным, индукционным нагреванием, а также нагреванием с помощью греющих кассет (рис. 11.44).
До бетонирования стыки должны быть прогреты до положительной температуры.
Рис. 11.44. Прогрев стыков сборных конструкций:
а, 6 — инфракрасным излучением: в, г — кондуктивным методом; \ — инфракрасный излучатель; 2 ~ отражатель; 3 — металлическая опалубка; 4 — греющая кассета; 5 — уголок; 6 -~ изолированные провода
Комбинированный способ основан на применении прогревания бетонов с добавлением нитрита натрия. Этот способ позволяет отказаться от обогревания стыкуемых элементов.
При монтаже металлических конструкций в зимнее время должны применятся все меры снижения опасности производства работ. При температуре окружающей среды ниже —25 °С нельзя применять ударные воздействия. Гибку и правку металла следует выполнять с предварительным его подогреванием.