Виды и функциональное назначение автомобильного транспорта в строительстве
Эскиз
Наименование и назначение
/о-'=и
о
о
и—ст
о
оо
............
тттт
Бортовые автомашины общего назначения
Автосамосвалы для перевозки растворных и бетонных смесей, а также материалов, не повреждающихся при сбрасывании
Передвижные автобетоносмесители для перевозки растворных и бетонных смесей
Автоцементовозы для перевозки порошкообразных сухих вяжущих материалов
Полуприцепы общего назначения для перевозки элементов длиной до 12 м
Прицепы общего назначения для перевозки элементов длиной до 6 м
Полуприцепы-плитовозы для перевозки плит, свай, колонн
Полуприцепы-панелевозы для перевозки стеновых панелей и перегородок
Полуприцепы-балкофермовозы для перевозки длинномерных изделий, лесоматериала
Трейлеры для перевозки блоков и сантехкабин
Трейлеры для перевозки объемных блоков
Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы.
К специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.
Применяют маятниковую и челночную схемы автотранспортных перевозок.
При перевозке по маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями.
При челночной схеме автотранспортных перевозок один тягач работает последовательно с двумя и более прицепами. Наибольшее распространение получила схема работы тягача с тремя прицепами, когда один прицеп находится под погрузкой (например, на заводе ЖБИ — сборных железобетонных изделий), другой — под разгрузкой на строительной площадке, а третий — в пути.
Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незначительные потери времени на прицепку и отцепку прицепов.
Обычно строительные организации заключают с автотранспорт тными предприятиями договоры о доставке грузов.
Крупные строительные организации могут иметь собственный транспорт, находящийся в ведении хозрасчетной транспортной конторы строительства, которая кроме эксплуатации всех автотранспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку к выходу на линию.
Количество автомобилей (N), требуемое для перевозки груза (Q):
ОТ
где Гц — минимальное время одного рейса автомобиля; Т— время работы транспорта; g — грузоподъемность автомобиля. Минимальное время одного рейса автомобиля:
т = Т + Т + Т + Т
где Т„, 7пр, Т?, Ти — время соответственно погрузки, пробега, разгрузки, маневров.
Время пробега автомобиля в оба конца:
где L — расстояние перевозки; V — средняя скорость движения транспорта.
4.3. Железнодорожный транспорт
Железнодорожные пути состоят из земляного полотна и верхнего строения (см. рис. 4.2, б), включающего в себя балластный слой, шпалы и рельсы. Балластный слой толщиной 15... 30 см
а
л | / | ||||
\ /\ /■
\________ /\
ж
Линия нагрузки |
Линия разгрузки |
Врека хеша состава,
НИН
Часы
10 11
12 13
и . зр . sp
Минуты
зр . 50 уо
зо . sp \.о
Забой
Разъезд
X
Отвалы
Н)
*
Каъсзд
12 км
Рис, 4.3. Виды подвижного железнодорожного состава и графики движения поездов:
а — четырехосный вагон; 6 — двухосная платформа; в — полувагон; г — цистерна; д — думпкар; е — гондола; ж — хоппер; э — график движения поездов по участку без разъезда со скоростью К; и — то же, с разъездом (jvfe 1, №2 — номера поездов)
укладывают из хорошо дренирующего материала (песка, шлака, гравия, щебня), обеспечивающего пропуск атмосферных вод с последующим стоком их в кюветы. Шпалы изготавливают из деревянных брусьев, пропитанных креозотом, или железобетона. На шпалах крепят стальные рельсы с помощью костылей или болтов.
В качестве тяговых средств в строительстве применяют электровозы, тепловозы и мотовозы, в качестве подвижного состава (рис. 4.3) — открытые платформы (для длинномерных грузов), вагоны-самосвалы (думпкары) с боковым опрокидыванием (для грунта и заполнителей), полувагоны-гондолы с люками в днище (для штучных и сыпучих грузов) и хопперы с бункерообразными кузовами (для сыпучих материалов).
Существуют специальные типы железнодорожных вагонов: цистерны для перевозки цемента, наклоняющиеся ковши для перевозки битума и т. п.
При организации железнодорожных перевозок составляется график железнодорожного движения. Время одного цикла складывается из горизонтальных (погрузка и разгрузка) и наклонных линий (ход поезда в груженом и порожнем состоянии). На разъездах порожняк пропускает груженый состав, за счет чего расчетное время цикла увеличивается.