Контроль качества строительства. сдача в эксплуатацию зданий и сооружений
Под качеством строительства понимают совокупность свойств, которыми должен обладать вводимый в эксплуатацию объект, отвечающий современным требованиям его возведения, эксплуатации, экономики. Качество строительства объекта зависит от качества проекта, качества строительных материалов, конструкции, полуфабрикатов, деталей и качества выполняемых строительно-монтажных работ. Признаки, определяющие уровень качества проекта можно подразделить на 4 вида: функциональные признаки, конструктивные, технологические и эстетические.
Под функциональными признаками следует понимать соответствие проекта своему назначению. Применительно к производственному объекту это означает, что в его проекте должна быть предусмотрена наиболее прогрессивная технология производства, обеспечивающая получение предприятием высокого качества продукции с минимальными затратами, нормальные санитарно-гигиенические условия для работы. В проектах жилых, общественных и других зданий непроизводственного назначения должны соблюдаться требования быта и отдыха людей.
Конструктивные признаки характеризуют прочность, устойчивость, надежность и долговечность работы отдельных конструктивных элементов, узлов и объекта в целом.
Технологические признаки показывают в какой мере предусмотренные проектом конструктивные и архитектурно-планировочные решения обеспечивают возведение зданий и сооружений индустриальными методами с применением передовой техники итехнологии строительного производства.
Эстетические признаки определяют насколько возводимые здания и сооружения соответствуют идеологическим и культурным запросам общества. К ним относятся архитектурная композиция, решения ансамбля, отделка зданий и сооружений и т. п. Качество строительства неразрывно связано с его экономикой. При низком качестве зданий и сооружений неизбежно возникают дополнительные расходы — материальных, людских, денежных и других ресурсов на всякого рода исправления, переделки и ликвидацию брака, допущенного в проекте, в качестве материалов, в процессе строительства. Дополнительные затраты времени на устранение дефектов, исправления и переделки ведут к удлинению сроков строительства, задерживают сдачу объектов в эксплуатацию. Низкое качество строительства способствует преждевременному износу зданий и сооружений, а в отдельных случаях и разрушению конструкций. Вследствие сказанного сокращаются сроки службы зданий и сооружений н их конструкций и элементов, появляется необходимость проведения работ по усилению или замене конструкций, внеплановому ремонту зданий. Некачественное строительство, сдача объектов с недоделками ухудшают эксплуатационные качества зданий и сооружений и ведут к увеличению расходов по их эксплуатации. Из сказанного видно, что борьба за повышение качества строительства является важной государственной задачей.
Качество строительной продукции (зданий, сооружений) формируется на стадии разработки нормативной документации и проектирования; обеспечивается при изготовлении строительных материалов, деталей, конструкций и в процессе производства строительно-монтажных работ; поддерживается во время эксплуатации. Управлять качеством строительной продукции — значит устанавливать, обеспечивать и поддерживать необходимый уровень качества строительной продукции на всех стадиях ее создания: проектирования, изготовления строительных материалов и изде-. лий, производства строительно-монтажных работ и эксплуатации готовых зданий и сооружений. Основными вопросами при разработке системы управления качеством строительной продукции являются: обеспечение повышенных нормативных требований, разработка прогрессивных проектных решений; изготовление эффективных строительных материалов и изделий, обеспечение выполнения нормативных требований и проектной документации в процессе изготовления строительных материалов и изделий, производства строительно-монтажных работ.
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления качеством является одной из первоочередных обязанностей руководящих и инженерно-технических работников строительной организации.
Управление качеством на любом этапе установления обеспечения и поддержания требуемого уровня качества осуществляется по замкнутому циклу, как это показано на рис. 11.36. Установление необходимого уровня качества предшествует выполнению работ, обеспечение уровня качества осуществляется до и в ходе выполнения работ, а также при эксплуатации сданных объектов, а поддержание уровня качества — на стадии эксплуатации этих объектов.
Основой управления качеством является нормативно-техническая документация (НТД), устанавливающая показатели качества всех видов работ и регламентирующая требования к их производству и приемке. Главными видами НТД по строительству являются строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ), которые регулируют качество строительных работ, материалов и изделий, оборудования, инструмента и др. НТД являются официальной и обязательной к применению всеми министерствами, ведомствами, проектными, строительными организациями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности. Кроме этого, Госстроем СССР утверждаются такие общесоюзные нормативные документы, как указания, инструкции и технические условия, содержащие требования к качеству. На их базе разрабатываются нормативные документы министерствами, ведомствами, трестами, первичными строительными организациями.
Требования СНиП имеют преимущественно технический характер, т. е. связаны с использованием конечной продукции строительства по назначению. Требования стандартов имеют преимущественно технико-экономический характер, т. е. определяют не только назначение продукции, но и возможности ее изготовления. Таким образом, роль СНиП и ГОСТа в государственной системе управления качеством строительства состоит в следующем: на основе СНиП осуществляется государственное управление функциональными характеристиками качества построенных зданий и сооружений — конечной продукции строительства, а с помощью ГОСТа — управление технико-экономическими показателями качества продукции отдельных сфер строительного производства.
Контроль качества строительства осуществляется государственными, ведомственными и общественными организациями. В строительстве различают внутренний и внешний контроль.
Внутренний контроль качества выполненных строительно-монтажных работ осуществляется непосредственно руководителями различных звеньев строительных организаций. Ответственность за качество возводимого здания или сооружения несет производственно-технический персонал строительства: главный инженер, производитель работ, мастер, бригадир и рабочие'—непосредственные исполнители. Контроль качества строительства должен включать: входной, операционный и приемочный контроль.
Входной контроль производится при поступлении строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования на строительную площадку. При этом проверяют соответствие их требованиям проекта, стандартам, паспортам и другим требованиям. При необходимости проводят испытание материалов в лабораториях строительной организации. Порядок проверки качества материалов, конструкций и изделий, поступающих на строительную площадку изложен в первой части СНиП. Входной контроль включает предварительное ознакомление технического персонала с проектно-сметной документацией, что дает возможность выявить недостатки в проектах и сметах — возможные неувязки, неточности, не учтенные в сметах работы и возможные ошибки в проекте, и своевременно принять меры к их устранению. Контроль может быть сплошным и выборочным. При сплошном контроле проверяют все поступающие изделия. При выборочном контроле проверяют только часть материалов (конструкций) в определенном предусмотренном технической документацией количестве или проценте.
Операционный контроль производится после завершения производственных операций или строительных процессов. Это дает возможность обнаруживать и исправлять все замеченные дефекты до начала последующих работ. При этом каждый исполнитель работы осуществляет в процессе работы сплошной операционный самоконтроль, а линейный инженерно-технический персонал выборочно проверяет результаты труда исполнителя в соответствии со схемами операционного контроля. В необходимых случаях к операционному контролю привлекаются строительные лаборатории и геодезическая служба. При операционном контроле отклонения от проекта и СНиП могут быть своевременно обнаружены и исправлены.
Основными рабочими документами операционного контроля являются схемы операционного контроля, разработанные в составе проекта производства работ. В эти схемы включены: эскизы конструкций, узлов с указанием допусков в размерах, сведения по характеристикам качества материалов и перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверить линейный инженерно-технический персонал (прораб, мастер); перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию с составлением актов.
Приемочный контроль осуществляют: производители работ и мастера при приемке законченных работ у бригад; представители технического надзора заказчика при приемке скрытых работ и законченных конструктивных частей объекта у производителей работ; ведомственные комиссии при приемке работ нулевого цикла, фундаментов под оборудование и других работ, перечень которых установлен проектом; рабочие комиссии при предварительной (технической) приемке, а государственные комиссии при окончательной приемке зданий (сооружений) в эксплуатацию.
Внешний контроль за качеством строительных работ осуществляют: технический контроль заказчика, проектные организации, Государственный архитектурно-строительный контроль, Государственный санитарный надзор. Государственный пожарный надзор, техническая инспекция профсоюзов, банковский контроль.
Технический контроль заказчика (застройщика) ежедневно контролирует соответствие проектам, сметам, СНиП и ТУ качества выполненных строительно-монтажных работ, их объем и стоимость, качество строительных материалов, конструкций и изделий.
В сельском строительстве при возведении застройщиком небольших объектов: жилых, общественных и производственных — технический надзор ведут сотрудники отдела капитального строительства или аналогичного отдела застройщика. При строительстве крупных объектов: животноводческих и птицеводческих комплексов и т. п. технический надзор осуществляют работники дирекции строящегося предприятия.
Лица, ведущие технический надзор за строительством от заказчика, назначаются приказом заказчика, регистрируются в органах Государственного архитектурно-строительного контроля. Работники технического надзора могут приостановить строительство при грубых нарушениях проекта сооружаемого объекта; не принимать к оплате работы, выполненные с отступлением от проекта или из недоброкачественных материалов, конструкций, изделий. Работники технического надзора несут ответственность за плохое качество принятых работ от строителей, за несвоевременное составление и оформление актов на скрытые работы и др.
Проектные организации осуществляют авторский надзор за строительством объектов, в проектах которых предусмотрено применение сложных технических решений, новых конструкций и материалов, при сооружении экспериментальных объектов, новых технологических процессов, за выполнением работ в соответствии с проектом, уточняют на месте вопросы, не получившие в проектах достаточно четкого отражения.
Государственный архитектурно-строительный контроль (ГАСК) является основным органом, обслуживающим строительство только жилищного и культурно-бытового назначения в городах, областях и населенных местностях. В производственном сельском строительстве ГАСК контролирует лишь архитектурное оформление фасадов производственных зданий и сооружений, выходящих на улицы, магистрали, проезды. ГАСК. выдает разрешение на строительство в соответствии с перспективным генеральным планом застройки населенного места, рассматривает проекты застройки и осуществляет контроль за качеством строительства, учет и регистрацию инженерно-технического персонала, ведущего строительство, а также лиц технического надзора заказчика и авторского надзора за строительством. ГАСК располагает правом приостановить строительство объектов, где допущены грубые нарушения ТУ, проекта и правил производства работ; приостановить финансирование строительства при нарушении строительного законодательства.
Государственный санитарный надзор осуществляет контроль за соблюдением санитарных норм на проектирование и строительство зданий и сооружений.
Государственный пожарный надзор контролирует соблюдение норм пожарной безопасности при проектировании и строительстве производственных и гражданских зданий и сооружений, а также за соблюдением норм пожарной безопасности на строительных площадках.
Техническая инспекция профсоюзов контролирует соблюдение норм охраны труда и промышленной санитарии на строительстве объектов производственных и гражданских зданий.
Банковский контроль — осуществляется за правильным использованием капитальных вложений, выполнением плана капитального строительства и ввода в эксплуатацию строящихся объектов, снижением себестоимости строительно-монтажных работ, соблюдением сметной стоимости, правильным расходованием фонда заработной платы, укреплением хозяйственного расчета в строительстве. Банк имеет право обследовать стройку, осуществлять контрольный обмер выполненных работ, требовать от строительных организаций предъявления необходимой документации по строительству, требовать принятия мер к устранению выявленных при обследовании недостатков и др.
Сдача в эксплуатацию зданий и сооружений. Окончательный контроль построенных зданий (сооружений) производится при приемке их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. Перед государственной приемочной комиссией ставится задача установления факта окончания строительства и возможности нормальной эксплуатации того или иного здания (сооружения) по назначению, оценка качества строительства в целом и его конструктивных элементов. Приемку в эксплуатацию законченных строительством сельских зданий (сооружений) осуществляют в две стадии: предварительная (техническая) приемка производится рабочей комиссией, и окончательная — государственной приемочной комиссией.
Рабочую комиссию организует заказчик (застройщик) под его председательством в составе генерального подрядчика, представителей субподрядных и проектных организаций, технической инспекции советов профсоюзов, органов государственного санитарного и пожарного надзора и при необходимости других заинтересованных организаций. Рабочая комиссия проверяет качество и соответствие выполненных работ проекту, готовность сдаваемых объектов к эксплуатации, включая комплексное апробирование технологического оборудования, проверяет наличие и качество предъявляемой генеральным подрядчиком исполнительной документации и составляет соответствующий акт, который служит основанием для назначения государственной приемочной комиссии.
Государственную приемочную комиссию в зависимости от значимости и стоимости вводимого в эксплуатацию объекта назначают: Совет Министров СССР для приемки уникальных и особо важных объектов; министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик для приемки объектов производственного назначения в зависимости от их сметной стоимости; исполкомы районных (городских) Советов народных депутатов для приемки жилых и общественных зданий (сооружений) независимо от их сметной стоимости и ведомственной принадлежности.
Государственная приемочная комиссия начинает свою работу после письменного сообщения заказчика и генерального подрядчика о готовности законченных строительством зданий (сооружений) к сдаче в эксплуатацию. Государственная приемочная комиссия рассматривает заключение рабочей комиссии о готовности объекта к эксплуатации, проверяет наличие и содержание актов на приемку отдельных зданий (сооружений) в эксплуатацию; устанавливает качество выполненных работ, дает оценку техническому уровню установленного оборудования; соответствие вводимых в действие мощностей и фактической стоимости строительства проектным мощностям и сметной стоимости строительства объекта; проверяет готовность объекта к действию в соответствии с правилами технической эксплуатации, охраны труда и производственной санитарии, дает оценку выполненным работам, установленному оборудованию и объекту в целом. Оценка качества строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с «Инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ (СН 378-77)», утвержденной Госстроем СССР. Приемка объекта в эксплуатацию фиксируется актом, составленным по установленной форме. Председатель Государственной приемочной комиссии представляет акт о приемке объекта в эксплуатацию в орган, назначивший государственную приемочную комиссию. Акт утверждает орган, назначивший комиссию, в месячный срок со дня его подписания. Акт приемки в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения утверждается не позднее, чем в недельный срок после его подписания комиссией.