Структура и органы управления строительным производством
Организационные формы управления строительством зависят от способов производства строительно-монтажных работ. Строительно-монтажные работы в сельской местности выполняются двумя способами — подрядным или хозяйственным. При подрядном способе в организации строительства участвуют две стороны: предприятие (организация), которому выделены средства на капитальные вложения — заказчик; строительная организация, выполняющая строительно-монтажные работы — подрядчик.
Хозяйственный способ строительства состоит в том, что действующие предприятия или организации, в распоряжении которых выделены средства на капитальные вложения, ведут строительство своими силами наряду со своей основной производственной деятельностью. В этом случае для осуществления строительства приходится каждый раз создавать производственную базу, приобретать строительные материалы, строительные машины и механизмы и привлекать рабочих-строителей, инженерно-технический персонал. При систематическом ведении строительства хозяйственным способом организуются постоянные строительные подразделения —• специальные строительные бригады в колхозах и совхозах и строительство становится подсобной отраслью данного хозяйства.
При хозяйственном способе ведения работ в совхозах и колхозах строительные организации, как правило, являются временными, маломощными, производительность труда рабочих низкая из-за большого удельного веса ручного труда, нет условий для поточной организации и применения индустриальных методов строительства, что ведет к удорожанию и ухудшению качества и увеличению сроков строительства. Поэтому хозяйственный способ в ряде случаев приводит к нецелесообразным расходам денежных и материальных средств, связанных с созданием мелких, кустарных производственных баз этих организаций. Применение хозяйственного способа будет оправдано в случаях, когда возможный объект значительно удален от района действия подрядной строительной организации, при малых объемах работ, реконструкции отдельных небольших объектов.
При подрядном способе строительно-монтажные работы осуществляют специально созданные для этой цели постоянно действующие подрядные строительные организации, выполняющие строительно-монтажные работы на основании договоров, заключенных с заказчиками. В качестве заказчиков выступают министерства сельского хозяйства республик, краевые (областные) управления сельского хозяйства, совхозы, колхозы и др.
В договорах определены права и обязанности договаривающихся сторон по производству строительно-монтажных работ.
Подрядный способ строительства имеет значительные преимущества перед хозяйственным способом выполнения работ. Он позволяет ускорить темпы, повысить качество и снизить стоимость строительства. Осуществление строительных работ подрядным способом — одно из важных условий дальнейшего развития сельского индустриального строительства. Подрядным способом в стране уже охвачено около 90% строительных работ, выполняемых в государственном и свыше 70% работ в колхозном строительстве. Заказчик заключает договор, как правило, только с общестроительной организацией, выступающей в качестве генерального подрядчика, который выполняет все организационные работы па строительной площадке, привлекает в качестве субподрядчиков специализированные организации на договорных началах для выполнения специальных работ, координирует их действия, обеспечивает своевременный ввод строящихся объектов в эксплуатацию.
Межколхозные строительные организации (МСО) выступают, как правило, тоже в качестве генеральных подрядчиков, заключают договоры субподряда со специализированными организациями для выполнения специальных работ, и несут ответственность за своевременный ввод объекта в эксплуатацию.
Общее руководство строительством в нашей стране осуществляет Совет Министров СССР через Министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик. В союзных республиках строительные организации входят в состав республиканских строительных министерств и местных Советов народных депутатов. Важную роль в руководстве и надзоре за проведением единой технической политики в области строительства играет Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР) и госстрои союзных республик. На Госстрой СССР возложены разработка и утверждение мероприятий по обеспечению технического прогресса, повышению производительности труда в строительстве, снижению его стоимости, планов комплексной механизации строительных и монтажных работ, типового проектирования, нормативов по строительному проектированию и производству строительно-монтажных работ, сметных норм, а также руководство делом экспертизы проектов и смет.
Госстрой СССР разрабатывает и устанавливает обязательные нормы, правила и инструкции по строительству, стандарты и технические условия на строительные материалы и изделия, нормы продолжительности строительства и непосредственно рассматривает проекты и сметы наиболее крупных объектов, имеющих большое народнохозяйственное значение, а также координирует деятельность научно-исследовательских и проектных организаций в области строительства и проектирования.
Организация нормирования и условий оплаты труда в строительстве входит в состав Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, который разрабатывает нормы выработки и расценки на строительно-монтажные работы и утверждает их по согласованию с Госстроем СССР.
Для руководства сельским строительством в стране в 1967 г. образовано союзно-республиканское Министерство сельского строительства СССР (Минсельстрой СССР), на которое возложено управление сельским строительством в масштабе всей страны через республиканские министерства сельского строительства, которые созданы во всех союзных республиках, кроме Латвийской ССР и Эстонской ССР, где строительство в сельской местности находится в ведении организаций других министерств строительства этих республик.
Специальные строительные работы в сельском строительстве—монтаж сантехнических устройств, технологического оборудования и т. д. ведут организации Госкомсельхозтехника СССР, министерства монтажных и специальных работ СССР, министерства энергетики и электрификации СССР и специализированные организации министерств сельского строительства республик.
Управление межколхозными строительными организациями осуществляется с учетом особенностей колхозно-кооперативной собственности. Межколхозная строительная организация (МСО), созданная на средства колхозов, является их общей собственностью. Все колхозы-пайщики МСО участвуют в руководстве МСО через своих представителей в собрании уполномоченных и совете МСО. Собрание уполномоченных определяет размеры долевого участия колхозов-пайщиков, утверждает годовые планы капитального строительства, штатное расписание, годовой отчет и баланс, распределение прибыли или покрытие убытков и др. Деятельностью МСО руководит совет, который представляет на утверждение собрания уполномоченных необходимые материалы, титульные списки, проекты и сметы на строительство объектов. Структура МСО представлена на рис. 11.32.
Совет МСО избирает председателя совета, который руководит МСО и организует ее работу. Кроме председателя в руководство МСО входит главный инженер и главный механик. МСО имеет строительные участки, руководство которыми возложено на начальников участков — старших прорабов. Численность управленческого аппарата МСО и число участков зависят от годового объема строительно-монтажных работ. МСО имеют в своем составе, как правило, только квалифицированную рабочую силу и некоторые строительные машины. Колхозы, в которых они ведут строительство, выделяют в распоряжение МСО транспорт, разнорабочих, недостающие строительные машины и др. МСО пользуются правами юридического лица, являются самостоятельными законченными хозяйственными единицами, действующие на основе полного хозяйственного расчета, имеют самостоятельный баланс и свой расчетный счет в банке.
Организационная структура сельских государственных строительных организаций* Положение о социалистическом государственном предприятии распространяется на предприятия строительные, сельскохозяйственные, транспорта и связи, но с учетом их особенностей.
В положении представлена правовая основа всей деятельности государственного производственного предприятия. В нем содержатся общие положения о предприятии, определены его имущества и средства, регламентирована его производственно-хозяйственная деятельность, перечислены присвоенные ему права, установлен порядок управления предприятием, его реорганизации и ликвидации.
Основными подрядными организациями, осуществляющими сельское государственное строительство, являются подрядные территориальные тресты и производственные областные (краевые) управления строительства на правах треста, а также входящие в их состав сельские строительные комбинаты (ССК), передвижные механизированные колонны (ПМК), строительно-монтажные управления (СМУ). В системе Минсельстроя СССР тресты кроме планово-распорядительных функций занимаются вопросами взаимоотношений и расчетов с заказчиками и поставщиками, расчетами между хозяйствами треста и т. д. В зависимости от характера работы тресты подразделяют на: 1) общестроительные, производящие все или многие виды строительных работ на территории определенного района; 2) специализированные, выполняющие один, а в некоторых случаях два-три близких по технологическим признакам вида строительных или монтажных работ (например, санитарно-технические работы, монтаж технологического оборудования и т. п.); 3) строительно-монтажные тресты, выполняющие как общестроительные, так и специализированные работы.
Самостоятельной отраслью сельского строительства является строительство элеваторов, зернохранилищ, предприятий мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, возводимых трестами с помощью постоянно действующих строительно-монтажных поездов (ПДСМП). Структура управления трестов построена по трехзвеньевой схеме (трест — передвижная механизированная колонна—строительный отряд).
Производственные областные (краевые) управления строительства созданы в областях (краях), где имеются большие объемы работ и значительная территория. Например, в Алтайском крае создано объединение Алтайцелинстрой, которое объединяет пять общестроительных трестов.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 12 июля 1964 г., для государственных строительных организаций, у которых более 50% работ приходится на сельское строительство, при определении их категории применяют коэффициент — 1,5 на объем строительно-монтажных работ. В связи с тем, что отдельные виды работ, выполняемые специализированными организациями, весьма различны по трудоемкости и сложности их объема, при определении категории, применяют поправочные коэффициенты для отделочных и земляных работ—1,4, для сантехнических работ— 1,2 и др.
Согласно категории и на основании типовых штатов устанавливают для строительной организации: структурные подразделения, штатные единицы и должностные оклады для руководящих и инженерно-технических работников треста и ПМК (СМУ).
Специализация и кооперирование в сельском строительстве — одно из важнейших условий технического прогресса в сельском строительстве. Подрядный способ выполнения строительных работ обеспечивает условия для успешного развития специализации и кооперирования строительных организаций, а также комбинирования строительного производства с промышленным и сельскохозяйственным.
Специализация — одна из прогрессивных форм общественной организации производства, основанная на разделении труда. В. И. Ленин писал, что специализация «по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники.
Строительные организации специализируются на возведении зданий или сооружений для отраслей народного хозяйства, например для сельского хозяйства. Такая специализация называется отраслевой.
Специализация по возведению и расширению отдельных объектов, например животноводческих помещений, птицеферм, теплиц, элеваторов и т. д., называется объектной (предметной).
Специализация по строительству отдельных частей здания или видов работ, например по возведению нулевого цикла, отделочных, сантехнических, электротехнических работ, монтажу оборудования и т. д., называется технологической.
Специализированные строительные организации оснащены высокопроизводительными машинами и механизмами. Благодаря этому повышается уровень механизации работ и растет производительность труда. В таких организациях подбираются постоянные высококвалифицированные кадры. В системе Минсельстроя СССР созданы специализированные передвижные механизированные колонны и отряды по строительству отдельных видов здания (школ, больниц, жилых домов и т. д.), выполнению земляных, монтажных, наладочных, отделочных и сантехнических работ. В условиях специализации в сельском строительстве появляется необходимость совместной работы на строительной площадке генподрядчика и субподрядчиков, транспортных организаций и др. В этих условиях огромное значение приобретает организация кооперирования.
Кооперирование сельских строительных организаций, как правило, проявляется в форме производственных связей между генеральным подрядчиком — общестроительной организацией и субподрядчиками — специализированными организациями.
Межколхозные строительные организации кооперируются и с государственными специализированными строительными организациями на основе субподрядных договоров.
В сельском строительстве и особенно в межколхозных строительных организациях существует и такая форма производствен-1 ной связи, как объединение строительных организаций и предприятий, изготовляющих сборные конструкции и детали. При комбинировании улучшается использование материальных ресурсов, снижаются потери материалов и более полно используются сырье п основные производственные фонды строительных организаций.
Сельские строительные комбинаты (ССК), представляют собой специализированные заводы, где изготовляют комплекты конструкций полносборных сельских зданий, доставляют их на строительную площадку и здесь монтируют из них на готовыхфундаментах жилые, общественные или производственные здания силами собственных строительно-монтажных подразделений. В системе Минсельстроя СССР и в межколхозстройобъедннениях ССК создаются на базе действующих предприятий строительной индустрии или строятся новые. При организации ССК на базе предприятий и первичных строительных организаций все основные службы этих предприятий и организаций входят в состав этого ССК, ССК —самостоятельное хозрасчетное подразделение, входящее в состав территориального общестроителыюго треста, выступает как головная субподрядная строительная организация повозведению наземной части здания. В ССК работа предприятий промышленности строительных материалов, автотранспорта и строительных организаций увязана в единое целое.
Специальные строительно-монтажные работы (сантехнические, электромонтажные, отделочные и др.) выполняют самостоятельные специализированные подразделения или эти специализированные подразделения находятся в системе ССК. ССК — новая форма организации сельского строительства, обеспечивает большое применение поточного метода строительства, монтаж конструкций с транспортных средств и др., что способствует сокращению сроков возведения зданий, росту производительности труда, снижению себестоимости.