Монтаж металлических конструкций
Металлические конструкции необходимо монтировать в соответствии с чертежами КМД (конструкции, металлические, деталировка), разработанными по рабочим чертежам КМ (конструкции металлические). Качество монтажа конструкций должно быть проконтролировано линейным инженерно-техническим персоналом. При выполнении монтажа необходимо вести журналы монтажных и сварочных работ.
К производству монтажных работ приступают только после готовности фундаментов и других мест опирания металлических конструкций.
Методы монтажа металлических конструкций принципиально не отличаются от методов монтажа железобетонных конструкций. Выполнение же отдельных технологических процессов по монтажу металлических конструкций и применяемые при этом приспособления имеют некоторые особенности. Металлические конструкции часто имеют большие размеры и массу. Конструкции значительных размеров (колонны высотой более 20 м, фермы пролетом более 18 м и др.) поставляют с заводов на строительную площадку в виде двух или нескольких частей, где их раскладывают в зоне действия монтажного крана на стеллажах в соответствии с очередностью укрупнительной сборки, собирают их, выверяют по осям, диагоналям, отметкам и после устранения дефектов соединяют, согласно проекту (при помощи болтов, сварки, заклепок).
Основными монтажными элементами зданий с металлическим каркасом являются колонны, балки, фермы, прогоны и связи.
Монтаж колонн. До начала монтажа колонн проверяют правильность установки фундаментов и анкерных болтов, выверяя их геодезическими инструментами. Фактическое положение фундаментов и анкерных болтов наносят на исполнительном чертеже и сравнивают с проектом. При этом отклонение осей фундаментов под колонны не должно быть больше указанных в СНиП.
До монтажа на нижний опорный лист башмака колонны наносят установочные оси. Затем к колонне в местах примыкания балок, стропильных и подстропильных ферм прикрепляют инвентарные металлические подмости — люльки или опорные деревянные брусья (так называемые пальцы) для устройства на них деревянных подмостей, а также лестницу. Потом колонны стропуют (как правило, под консоль), поднимают и устанавливают в проектное положение. Под строп Б местах огибания кромок колонн подкла-дывают инвентарные деревянные подкладки, предупреждающие канат от излома.
Колонны поднимают обычно в вертикальном положении. Поднятую колонну наводят на анкерные болты, опирают на фундамент ir закрепляют к фундаменту анкерными болтами при помощи гаек н контргаек.
Башмак колонны опирают на выверенные стальные опорные плиты или балки-рельсы, заделанные в бетон фундамента с последующим замоноличиванием. Смонтированную колонну до ее расстроповки необходимо установить по отвесу, закрепить анкерными болтами и расчалить вдоль ряда. Расчалки прикрепляют к фундаментам соседних колонн и снимают их после надежного закрепления последних. Затем на колоннах устраивают подмости в местах примыкания подстропильных, стропильных ферм и балок.
Колонны, как правило, следует начинать монтировать с той панели, в которой расположены постоянные продольные связи между колоннами. Затем необходимо выверить колонны, закрепить связи проектными креплениями и только после этого продолжать дальнейший монтаж конструкций. Выверку колонн, т. е. окончательное приведение в проектное положение, следует вести одновременно с их установкой. При установке колонн на фундаменты их выверяют, совмещая риски на опорной плите колонны с рисками на фундаментах. Вертикальность колонн проверяют отвесом или теодолитом. Окончательно колонны по высоте выверяют по положению консолей, для него последние нивелируют.
Выверенные колонны закрепляют анкерными болтами. Четыре анкерных болта обеспечивают устойчивость колонны.
Монтаж балок. Балки монтируют, как и колонны, самоходными кранами — гусеничными или автомобильными. Легкие балки монтируют одним краном, тяжелые, например подкрановые (массой более 20 т)—двумя. Процесс монтажа балок включает операции: подготовка к подъему (укрупнительная сборка, прикрепление стыковых накладок двух смежных балок и др.), строповка, подъем и установка, крепление и выверка установленных балок. Под строп в местах его перегиба ставят деревянные или металлические инвентарные подкладки.
Балку от земли до ее. проектного положения поднимают в два приема. Приподняв балку на 10—15 см от земли проверяют правильность и надежность строповки, после чего продолжают подъем и на весу опускают на опору. При монтаже подкрановых балок наиболее сложной операцией является их выверка, так как требуется высокая точность установки, необходимой для работы мостовых кранов. Положение подкрановых балок по высоте выверяют нивелиром. Расстояние между осями подкрановых путей определяют стальной рулеткой. После выверки, окончательной установки и закрепления подкрановых балок приступают к укладке подкрановых рельсов.
Монтаою ферм. К монтажу ферм можно приступать только после выверки и окончательного закрепления колонн и связей по ним. В большинстве случаев монтаж ведут из укрупненных блоков, состоящих из ферм, рам фонарей и связей. Такие блоки собирают в зоне действия монтажного крана. Жесткие блоки, в которых две фермы соединены постоянными вертикальными и горизонтальными связями, достаточно устойчивы во время подъема и после установки в проектное положение. Монтаж блока, спаренного из двух ферм, захватывают не менее, чем за четыре верхлих узла ферм. Для подъема блока используют стропы и траверсы, оборудованные захватами дистанционного управления.
Блоки ферм поднимают на высоту, превышающую отметку опоры на 0,5—1 м, затем медленно опускают на опору и закрепляют болтами.
Когда фермы монтируют по одной, начинают с их подготовки к подъему, состоящего в основном из укрупнительной сборки и усиления ферм, а также навески деталей и крючьев для устройства подмостей.
Фермы пролетом до 24 м обычно в усилении не нуждаются, а фермы больших пролетов нужно усиливать. Необходимость усиления ферм при подъеме и кантовке вызывается тем, что у фермы при этом нижний пояс растягивается, а верхний сжимается, т. к. ферму подвешивают к крюку крана в двух местах, за узлы верхнего пояса, что может вызвать изгиб или перелом ее. Чтобы избежать этого, ферму усиливают (рис. 1.100) деревянными бревнами и пластинами.
Закончив усиление приступают к строповке и подъему фермы. После того как ферма будет поднята в вертикальное положение, к ней прикрепляют детали для устройства подмостей — крючья из круглой стали, скобы и брусья (в зависимости от типа подмостей). При подаче блоков и ферм к их концам прикрепляют по две пеньковые оттяжки, которыми , монтажники поддерживают и наводят фермы. Для наводки и постановки блоков на колонны заранее устраивают подмости.
Монтаж стропильных ферм следует начинать, как правило, со связевой панели. Первую ферму устанавливают в проектное положение, прикрепляют к опорам не менее чем на 50% проектного числа болтов и расчаливают за узлы верхний пояс фермы двумя, четырьмя или шестью (в зависимости от пролета) расчалками. Затем поднимают вторую ферму и до расстроповки закрепляют ее постоянными и Смонтированные связи Только после этого можно снимать стропы. Каждую последующую ферму в этом пролете устанавливают и крепят к ранее установленным постоянными п временными связями, после чего снимают стропы. Фермы выверяют сразу после установки. Выверка ферм заключается в проверке прямолинейности поясов н вертикальности плоскости ферм. Отклонение от проектных размеров и положений возможно только в пределах, допускаемых СНнП. После установки, выверки и закрепления очередного блока или фермы на них укладывают плиты покрытия от середины к краям, симметрично относительно середины пролета. При наличии фонарей плиты укладывают от фонаря к краям симметрично по обе стороны от него, а потом по фонарю от края к краю.
Монтаж прогонов и связей выполняют одновременно с монтажом покрытия для обеспечения их необходимой устойчивости в процессе установки.
Смонтированные металлические конструкции предъявляют к сдаче. Приемка строительной организацией и заказчиком смонтированных металлических конструкций всего сооружения или отдельных его пространственно-жестких секций должна осуществляться после окончательного закрепления конструкций в проектном положении.
При приемке конструкций предъявляется документация: рабочие (КМ) и деталнровочные (КМД) чертежи; акты приемки скрытых работ; заводские сертификаты на поставленные заводские конструкции; данные о результатах геодезических замеров при проверке разбивочных осей и установке конструкций; опись удостоверений (дипломов) сварщиков, производивших сварку конструкций на монтаже; акт на окраску конструкций, выполненную на монтаже.
Отклонения в положении смонтированных конструкций не должны превышать величин, указанных в СНиП.
После приемки конструкции окрашивают, что оформляется отдельным актом
Инвентарные подмости, применяемые при монтаже конструкций (рис. 1.101), подразделяют на сборочные и монтажные. Сборочные подмости служат временными поддерживающими опорами для конструкций во время монтажа, а монтажные являются рабочими, с них выполняют различные операции (наводку, сварку арматуры и закладных деталей, замоноличивание стыков и др.). Монтажные подмости бывают двух видов: подвесные и наземные.
Подвесные подмости крепят к монтируемой конструкции до ее подъема и поднимают их вместе с конструкцией. Обычно такие подмости применяют при операциях, связанных с монтажом на большой высоте. В зданиях производственного назначения подвесные подмости располагают главным образом на колоннах — в местах примыкания прогонов, стропильных и подстропильных ферм и др.
Наземные подмости устанавливают непосредственно на землю. Их используют при производстве монтажных работ на небольшой высоте или когда невозможно применять подвесные подмости.
ВЫБОР МОНТАЖНЫХ КРАНОВ
Основными факторами, влияющими на выбор крана являются: размеры здания или сооружения; габариты и положение в пространстве монтируемых элементов; объем и сроки строительства; характер подземной части здания; особые условия монтажа (стесненность площадки, уклон местности и др.). Определяют также монтажные параметры элементов: максимальную массу конструктивного элемента гп, требуемую высоту подъема крюка Нкр, необходимый вылет крюка /„. Затем в соответствии с этими параметрами рассматривают возможные типы и марки кранов, находят грузовой момент.
Для башенных кранов требуемый грузовой момент находят как наибольший момент, получаемый при умножении массы монтируемого элемента на расстояние между проекцией его центра тяжести и осью вращения монтажного крана (рис. 1.102).
После того как определены расчетные параметры монтажного механизма, по техническим характеристикам выбирают такие краны, рабочие параметры которых удовлетворяют расчетным.
Обычно по условиям возможного выполнения монтажных работ для одного объекта можно подобрать несколько различных кранов. Окончательное решение следует принимать на основании технико-экономического сравнения, которое выполняется по следующим основным показателям: производительность крана на монтаже в смену, производственная себестоимость машино-смены монтажного крана, суммарная трудоемкость процесса монтажа.
Одноэтажные производственные с полным и неполным каркасом здания
Одно- и двухэтажные производственные, жилые и общественные здания
Полносборные жилые здания высотой до двух этажей
Трех-, пятиэтажные здания: крупноблочные, крупнопанельные, каркасно-панельные Силосные траншеи, овощехранилища Элеваторы, сушильно-очистительные башни, комбинированные цехи с силосами
При массе сборных элементов до 1,5 т; автомобильные — ЛАЗ-690, КТС-ЗГ, К-52; пневмоколесные — Э-255, Э-302. При массе сборных элементов свыше 1,5 т: автомобильные — К-61, К-64, АК-75, К-104; пневмоколесные — К-106, К-124; гусеничные — Э-ЗОЗ, Э-652
При массе сборных элементов до 1,2 т: автомобильный—КТС-ЗГ. При массе сборных элементов более 1,2 т: автомобильные — К-61, К-64, АК-75, К-Ю4; пневмоколесные — К-106, К-124
При массе сборных элементов 3—5 т: автомобильные— К-Ю4, К-162; пневмоколесные— К-124, К-161, К-255