Защитный слой бетона в железобетонных элементах
Защитный слой необходим для обеспечения совместной работы арматуры с бетоном, защиты арматуры от внешних воздействий, высокой температуры, агрессивной среды и т.д.
Конструктивные требования к защитному слою бетона в железобетонных конструкциях приведены в СНиП 2.03.01-84* «Бетонные и железобетонные конструкции».
Собственные напряжения в железобетоне
1) при значительном перепаде температур возникают внутренние напряжения, происходит снижение прочности бетона, прочности сцепления арматуры с бетоном.
2) т.к. арматура обладает модулем упругости, в 10…20 раз превышающем модуль деформации бетона, то когда бетон испытывает пластические деформации, арматура – только упругие, соответственно арматура воспринимает часть нагрузки и разгружает бетон, сдерживая в нем развитие деформаций ползучести, т.е. происходит перераспределение усилий;
3) усадка и ползучесть действуют одновременно и совместно влияют на работу конструкции под нагрузкой;
4) релаксация напряжений арматуры и бетона;
5) напряжение от ползучести бетона при быстром разгружении тяжело и длительно нагруженных конструкций. В момент снятия нагрузки обратимые (упругие) деформации бетона вызывают в бетоне начальные напряжения растяжения, которые могут превышать предел прочности бетона на растяжение.
Коррозия железобетона и меры защиты от нее
Коррозия бетона – из-за недостаточной плотности бетона; от воздействия фильтрующей воды, разрушающей цементный камень (белые хлопья на поверхности бетона); под влиянием газовой или жидкой агрессивной среды.
Коррозия арматуры – продукт коррозии имеет больший объем, чем арматура, соответственно создается значительное давление на окружающий слой бетона, вдоль стержней возникают трещины и отколы бетона с обнажением арматуры.
Меры защиты от коррозии железобетона: снижение фильтрующей способности бетона (спец. добавки); повышение плотности бетона; увеличение толщины защитного слоя бетона; применение лакокрасочных покрытий, оклеечной изоляции.
Лекция № 5. Предварительные напряжения в железобетонных конструкциях
Сущность предварительного напряжения
Предварительно-напряженные конструкции – это конструкции или их элементы, в которых предварительно, т.е. в процессе изготовления, искусственно созданы в соответствии с расчетом начальные напряжения растяжения в арматуре и обжатия в бетоне.
Обжатие бетона на величину σbp осуществляется предварительно натянутой арматурой, которая после отпуска натяжных устройств стремится возвратится в первоначальное состояние. Проскальзывание арматуры в бетоне исключается их взаимным сцеплением или специальной анкеровкой торцов арматуры в бетоне.
Начальные сжимающие напряжения создают в тех зонах бетона, которые впоследствии испытывают растяжение.
Железобетонные элементы без предварительного напряжения работают при наличии трещин: ,
где - эксплуатационная нагрузка,
- нагрузка, при которой образуются трещины;
- разрушающая нагрузка.
Железобетонные предварительно-напряженные элементы работают под нагрузкой без трещин или с ограниченным по ширине их раскрытием: .
Таким образом, предварительное напряжение не повышает прочность конструкции, а увеличивает ее жесткость и трещиностойкость!
Преимущества предварительно-напряженных конструкций:
· повышенная жесткость и трещиностойкость конструкции;
· возможность использования высокопрочной арматуры (A-IV и выше);
· предварительное напряжение приводит к уменьшению сечения элемента
· возможность выполнения эффективных стыков сборных элементов;
· предварительное напряжение позволяет изготавливать комбинированные конструкции (например, обжимаемую зону выполнять из тяжелого бетона, а остальную – из легкого);
· повышенная выносливость при многократно повторяемых, динамических нагрузках;
· преднапряженные конструкции более безопасны, т.к. перед разрушением имеют большой прогиб и тем самым сигнализируют, что прочность конструкции почти исчерпана;
· повышенная сейсмостойкость;
· повышенная долговечность.
Недостатки предварительно-напряженных конструкций:
· повышенная трудоемкость и необходимость специального оборудования и классифицированных работников;
· большая масса;
· большая тепло- и звукопроводность;
· усиление преднапряженных конструкций всегда сложнее, чем без преднапряжения;
· меньшая огнестойкость;
· при коррозии высокопрочная арматура быстрее теряет пластические свойства, возникает опасность хрупкого разрушения.