Как учитывать отклонения, претензии и поощрения

Отклонения, претензии и поощрения увеличивают или уменьшают величину выручки по договору в целом

Напомним: отклонения, претензии и поощрительные платежи – это стоимостные величины (далее – суммы корректировки выручки), изменяющие цену договора подряда. Они предусмотрены пунктом 8 ПБУ 2/2008. Если они возникают, то увеличивают или уменьшают величину выручки по договору в целом. Следовательно, если заказчик признает суммы корректировки выручки, то это повлияет на величину выручки по договору в целом при определении степени завершенности работ на отчетную дату. Правда, при условии, что величину корректировок подрядчик может определить.

В результате, если были суммы корректировки выручки в прошлых отчетных периодах, подрядчик мог признать выручку от реализации работ с учетом ожидаемых отклонений, претензий, поощрительных платежей.

Однако в одном из следующих отчетных периодов могла возникнуть неопределенность в том, что какие-то из указанных сумм корректировки выручки подрядчик получит. В этом случае подрядчик согласно пункту 23 должен отразить этот факт в учете. При этом он не уменьшает сумму ранее признанной выручки на суммы корректировки выручки. Подрядчик признает эту величину расходом по обычным видам деятельности.

Как провести корректировку, рассмотрим на примере.

Важно знать

Подрядчик признает выручку и расходы по долгосрочному договору способом «по мере готовности» (п.17 ПБУ 2/2008).

Пример 1. Как отразить корректировку

Договорная цена строительных работ – 1 000 000 руб., величина сметных расходов – 900 000 руб., планируемая прибыль – 100 000 руб.

В результате пересмотра планируемых расходов подрядчик договорился о корректировке цены на сумму допрасходов – 200 000 руб.

Следовательно, договорная цена после корректировки – 1 200 000 руб., а сметные расходы – 1 100 000 руб.

Степень завершенности работ на отчетную дату – 60 процентов.

Степень завершенности работ определяем по доле выполненных работ. Определим выручку отчетного периода (нарастающим итогом):

1 200 000 РУБ. × 60% = 720 000 РУБ.

Расходы отчетного периода (нарастающим итогом) составят:

1 100 000 РУБ. × 60% = 660 000 РУБ.

Финансовый результат:

720 000 РУБ. – 660 000 РУБ. = 60 000 РУБ. (ПРИБЫЛЬ).

Записи будут такими:

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90 «ВЫРУЧКА» 720 000 руб. – отразили выручку отчетного периода;
ДЕБЕТ 90 «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ» КРЕДИТ 20 660 000 руб. – учли расходы.

В следующем периоде у подрядчика возникла неопределенность в получении части суммы в размере 100 000 руб. (ожидаемый убыток). При этом степень завершенности работ составила 80 процентов.

Определим выручку отчетного периода (нарастающим итогом):

1 200 000 РУБ. × 80% = 960 000 РУБ.

Расходы отчетного периода (нарастающим итогом) составят:

1 100 000 РУБ. × 80% = 880 000 РУБ.

Признаем ожидаемый убыток – 100 000 руб.

Финансовый результат:

960 000 РУБ. – 880 000 РУБ. – 100 000 РУБ. = –20 000 РУБ. (УБЫТОК).

Записи будут такими:

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90 «ВЫРУЧКА» 960 000 руб. – отразили выручку отчетного периода;
ДЕБЕТ 90 «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ» КРЕДИТ 20 880 000 руб. – учли расходы;
ДЕБЕТ 90 «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ» КРЕДИТ 46 100 000 руб. – признали ожидаемый убыток.

Как отразить превышение расходов

В процессе строительства возможны ситуации, когда расходы подрядчика превышают запланированные сметные расходы по договору. Например, в результате допущенного брака либо в результате понесенных иных расходов, не компенсируемых заказчиком. В этом случае сумму таких расходов подрядчик полностью признает в том отчетном периоде, в котором он такие расходы выявил.

Не компенсируемые заказчиком расходы признавайте в том отчетном периоде, в котором их выявили

Пример 2. Как учесть брак

Договорная цена строительных работ – 1 000 000 руб., величина сметных расходов – 900 000 руб., планируемая прибыль – 100 000 руб.

Степень завершенности работ на отчетную дату – 60 процентов.

Определим выручку отчетного периода (нарастающим итогом):

1 000 000 РУБ. × 60% = 600 000 РУБ.

Расходы отчетного периода (нарастающим итогом) составят:

900 000 РУБ. × 60% = 540 000 РУБ.

Финансовый результат (прибыль) – 60 000 руб. (600 000 – 540 000).

Записи будут такими:

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90 «ВЫРУЧКА» 600 000 руб. – отразили выручку отчетного периода;
ДЕБЕТ 90 «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ» КРЕДИТ 20 540 000 руб. – учли расходы.

В следующем отчетном периоде подрядчик допустил брак на сумму 70 000 руб., который заказчик не компенсирует (ожидаемый убыток). Степень завершенности работ по договору составила 80 процентов.

Определим выручку отчетного периода (нарастающим итогом):

1 000 000 РУБ. × 80% = 800 000 РУБ.

Расходы отчетного периода (нарастающим итогом) составят:

900 000 РУБ. × 80% = 720 000 РУБ.

Признаем ожидаемый убыток – 70 000 руб.

Финансовый результат:

800 000 РУБ. – 720 000 РУБ. – 70 000 РУБ. = 10 000 РУБ. (ПРИБЫЛЬ).

Записи будут такими:

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90 «ВЫРУЧКА» 800 000 руб. – отразили выручку отчетного периода;
ДЕБЕТ 90 «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ» КРЕДИТ 20 720 000 руб. – учли расходы;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20 «БРАК В ПРОИЗВОДСТВЕ» 70 000 руб. – признали ожидаемый убыток.

Наши рекомендации