Организация контроля качества строительства
Деятельность строительных организаций в условиях рыночной среды самым непосредственным образом зависит от конкурентоспособности их продукции на рынке. Жесткая конкуренция, широкий выбор товаров на рынке, быстрое обновление их номенклатуры ставят перед предприятием вопрос, как покупатель воспримет произведенную им продукцию, каковы причины успеха или неудачи товара.
Конкурентоспособность — характеристика товара, отображающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. В странах с развитой рыночной экономикой термин «конкурентоспособность» по отношению к товару используется редко. Его применяют главным образом в отношении компаний, отраслей материального производства, экономики отдельных стран. В отношении товаров обычно используют понятие «качество продукции». Это понятие практически идентично термину «конкурентоспособность продукции», так как под качеством продукции подразумевается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность оптимально удовлетворять потребность покупателя, т.е. удовлетворять ее при наименьших затратах. Причем конкурентные преимущества имеет, как правило, такая продукция, которая отличается более высоким качеством в глазах покупателей. Качество, если рассматривать его с этих позиций, — именно то, что рынок считает качеством. Покупателю совершенно безразличны такие важнейшие, с точки зрения производителя продукции, свойства, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, технологичность производства продукции и другие. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности продукции.
Следует иметь в виду, что рыночные перспективы предприятия связаны не только с качеством и издержками производства продукции. Причиной успеха или неудачи предприятия могут быть и другие (ценовые) факторы, такие как деловая активность и рекламная деятельность предприятия, его престиж, надежность в партнерских отношениях, профессиональный состав персонала и другие.
Международным стандартом ИСО 9004-1-94 «Управление качеством и элементы системы качества» определено, что успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
а) отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначения;
б) удовлетворяет требованиям потребителя;
в) соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
г) отвечает требованиям общества, т.е. обязательствам, вытекающим из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов и других соображений;
д) учитывает требования охраны окружающей среды;
е) предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
ж) является экономически выгодной.
Для достижения соответствия продукции этим требованиям организация должна держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество выпускаемой продукции. Процесс воздействия на качество продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности принято называть управлением качеством продукции.
Под управлением качеством понимают установление, обеспечение и поддержание необходимою уровня качества строительной продукции при ее проектировании, производстве и эксплуатации, осуществляемых путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество.
В современных крупных строительных фирмах функционируют и успешно развиваются системы управления качеством (СУК), имеющие специфические формы и охватывающие различные уровни управления. Руководство высшего звена берет на себя обязательства и несет ответственность за проведение политики в области качества как части общей функции управления. Общефирменное управление осуществляется, как правило, заместителем управляющего (генерального директора) по качеству, имеющим свой аппарат и выпускающим общефирменные руководства и нормативы по контролю и обеспечению качества. На отдельных предприятиях фирмы у управляющих имеются свои заместители по качеству, которым подчинены соответствующие структурные подразделения; они же осуществляют функциональное руководство на всех этапах производственной деятельности, начиная с заключения контрактов и заканчивая передачей продукции заказчикам по вопросам, касающимся качества.
Внутрифирменное управление качеством строительной продукции (внутренний контроль) предусматривает выполнение следующих функций:
• нормирование качества, т.е. установление уровня качества, обеспечивающего требуемые параметры объектов строительства; основой нормирования качества являются СНиПы, ГОСТы, проектная документация, отраслевые стандарты, особые указания заказчика-застройщи- ка, ведомственные инструкции и другие документы;
• создание системы контроля качества строительной продукции на всех этапах ее создания, начиная с разработки задания на проектирование и заканчивая вводом в эксплуатацию;
• разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов строительной продукции;
• планирование качества строительства на текущий период и прогнозирование на более отдаленную перспективу с учетом научно-технического прогресса и роста требований к качеству;
• экономическое и моральное стимулирование повышения качества строительно-монтажных работ.
В части внешнего контроля качество выполнения строительно-монтажных работ проверяют представители заказчиков-застройщиков, специалисты-проектировщики в порядке авторского надзора, Государственный архитектурно-строительный надзор, Государственный горнотехнический надзор, пожарный надзор, врачебно-санитарная служба, органы экологического надзора, техническая инспекция профсоюза.
Основная роль в вопросах качества строительной продукции принадлежит заказчикам-застройщикам. Функции контроля качества у заказчиков обычно выполняют отделы (дирекции, управления) капитальною строительства, а также функциональные службы предприятий. Так, например, в системе РАО «Российские железные дороги», где функции заказчика-застройщика обычно выполняют управления железных дорог, качество работ контролируют и инспекторы отдела капитального строительства (ОКС), и представители линейных предприятий служб дороги (дистанции пути, связи, энергоснабжения, гражданских сооружений и т. п.). Контроль качества работ заказчиком-застройщиком ведется в течение всего периода создания объекта основных фондов, начиная с разработки задания на проектирование и заканчивая приемкой законченного строительством объекта в эксплуатацию.
Авторский надзор строительства объекта ведется с целью обеспечения полноты и качества реализации проектных решений подрядными организациями. Осуществляется авторский надзор липами, непосредственно проектировавшими строительство объекта на основе специально заключенного договора между заказчиком и проектной организацией; результаты авторского надзора фиксируются в «Журнале авторского надзора».
Органы Государственного архитектурно-строительного надзора согласовывают проектные решения на строительство жилищно-гражданских объектов, осуществляют контроль качества исполнения сгроитель- но-монтажных работ. Решения органов Госархстройнадзора по вопросам общей планировки, архитектурных решений, качества работ по фасадам и наружному оформлению зданий и сооружений являются обязательными для всех участников строительства — заказчиков-застрой- щиков, проектных организаций, подрядчиков, а также для предприятий стройиндустрии. В зависимости от результатов проверок качества работ должностными лицами органов Госархстройнадзора могут применяться по отношению к нарушителям соответствующие административные меры. В случаях систематического нарушения норм качества строительства, а также при допущении аварийных ситуаций по причине низкого качества строительных работ подрядная организация по представлению органа Госархстройнадзора может быть лишена лицензии на право выполнять строительно-монтажные работы.
Государственный горно-технический надзор контролирует соблюдение безопасности эксплуатации и изготовления паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, подъемных сооружений, котельных установок, работающих под давлением выше 0,7 кгс/см2, грузоподъемных кранов и механизмов. Органы Госгортехнадзора наблюдают за выполнением правил безопасности ведения буровзрывных работ, устройства подземных сооружений, строительства и эксплуатации воздушных и подземных линий электропередачи и электроустановок.
Пожарная инспекция контролирует выполнение предусмотренных проектом противопожарных мероприятий, наблюдает за соблюдением противопожарной безопасности на строительной площадке в течение всего периода строительства.
Санитарно-эпидемиологическая служба (ныне — Роспотребнадзор) контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм в проекте и при производстве строительно-монтажных работ. Проектная документация, проекты организации строительства и производства работ обязательно должны быть согласованы с органами Роспотребнадзора.
Экологический надзор контролирует выполнение указанных в проекте природоохранных мероприятий, наблюдает за соблюдением норм по охране окружающей среды с начала строительства объекта до его полного окончания. По существующему законодательству проекты на строительство, а также проекты организации и производства работ должны проходить экологическую экспертизу.
Техническая инспекция профсоюза контролирует выполнение правил охраны труда и техники безопасности на строительстве, а также соблюдение норм трудового законодательства.
Многообразие видов контроля качества в зависимости от целей, характера и способов его проведения представлено на рис. 2.36.
Для определения годности строительной продукции на различных этапах ее изготовления проводят входной контроль, операционный и приемочный (не обязательно готовой продукции).
Входной контроль проводится с целью обеспечения нормативного качества поступающих на стройку строительных материалов, изделий и конструкций. Перед передачей в производство такая продукция должна быть проверена на соответствие нормативным требованиям.
Операционный контроль организуется с целью своевременного выявления брака в процессе производства и повышения эффективности строительного производства путем сокращения непроизводственных потерь, обусловленных поздним обнаружением брака.
Приемочный контроль обычно проводится по завершении строительства объекта перед передачей его заказчику, но может проводиться и на различных этапах производственного процесса. Например, перед укладкой путевой решетки осуществляется приемочный контроль готовности земляного полотна.
Перечисленные выше виды контроля могут осуществляться как в плановом порядке, так и внезапно в виде текущего либо инспекционного контроля. Инспекционный контроль отличается от текущего тем, что его предметом является уже проконтролированная продукция, из которой исключен обнаруженный ранее брак. Обычно он проводится представителями заказчика для установления достоверного состояния качества важнейших этапов работ.
В зависимости от объема контролируемой продукции различают сплошной контроль всех технологических операций производственного процесса и выборочный контроль, при котором контролируется относительно небольшое количество единиц продукции. В строительстве выборочный контроль проводится проверкой качества выполнения наиболее важных конструктивных элементов сооружения.
Исходя из возможности использования проконтролированной продукции различают разрушающий контроль и неразрушающий. В строительном производстве разрушающий контроль проводится при выполнении наиболее ответственных работ. Например, при монтаже мостовых конструкций из железобетонных элементов качество соединений контролируется выборочным испытанием прочности сварных стыков арматуры на разрыв. Испытания такого рода проводятся в лабораторных условиях с использованием специального оборудования.
В зависимости от характера принимаемых решений по результатам контроля различают активный и пассивный контроль. При активном контроле принимаются решения по улучшению качества выполнения работ, в то время как при пассивном контроле только фиксируются параметры продукции.
Оценка контролируемого параметра может быть выполнена по количественному признаку, по качественным признакам и по альтернативному признаку.
Контроль качества продукции, в процессе которого определяют значения одного или нескольких параметров, а последующее решение о контролируемом объекте принимают в зависимости от этих значений, называется контролем по количественному признаку.
Контроль, в ходе которого каждую проверенную единицу продукции относят к определенной группе (например, бездефектная продукция, группа продукции с малозначительными дефектами и т. д.), а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от количества единиц продукции, оказавшихся в различных группах, называется контролем по качественному признаку.
Контроль по альтернативному признаку является частным случаем, когда совокупность продукции состоит из двух групп: годной и дефектной. Решение о контролируемой совокупности принимается в зависимости от числа обнаруженных дефектных единиц или от числа дефектов, приходящихся на определенное число единиц продукции.
В зависимости от средств получения информации о показателях качества различают визуальный, органолептический и инструментальный контроль.
При визуальном и органолептическом контроле средствами контроля, как правило, являются органы чувств человека; при визуальном, в частности, — органы зрения. При необходимости для визуального и органолептического контроля используются усиливающие средства (оптические, механические, акустические и т.п.).
Инструментальный контроль как наиболее совершенный способ контроля осуществляется с помощью всевозможных средств измерений. Использование средств измерений позволяет давать объективную оценку качества продукции по количественным показателям ее параметров.
Область науки, в рамках которой исследуется проблема количественной оценки качества продукции, называется квалиметрией (от латинского qwolis — какой, какого качества и древнегреческого цетресо — мерить, измерять). Квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическая квалиметрия, абстрагируясь от конкретных объектов, обосновывает и разрабатывает принципы, классификации, общие методы и специфические проблемы количественной оценки качества. Основная задача прикладной квалиметрии — разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов продукции.
Для оценки качества продукции (выполненных работ) в квалиметрии применяются три количественных метода: дифференциальный, комплексный и смешанный.
Дифференциальный метод основан на сравнении частных показателей качества контролируемой продукции (работ) с нормативными значениями. Выявленные при этом дефекты по их значимости подразделяются на: критические — здание, сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно, существует снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации; дефекты такого вида подлежат безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой начатых работ;
значительные — незначительное влияние на безопасность работ и окружающую среду, но их наличие снижает прочность, надежность и долговечность сооружения в процессе эксплуатации; такие дефекты подлежат устранению до скрытия их последующими работами;
малозначительные — не оказывают влияния на безопасность работ и окружающую среду, на прочность, надежность и долговечность сооружения в эксплуатации; их устранение требует экономического обоснования;
незначительные — не снижающие эксплуатационных качеств сооружения и не требующие устранения.
Пример. Произведена выборочная проверка качества выполнения работ участком № 3 по устройству насыпи земляного полотна на участке В—К.
Контролируемый параметр — поперечный уклон основной площадки земляного полотна. В ходе проверки было сделано 12 контрольных измерений. В четырех случаях обнаружены неровности в поверхности земляного полотна с уменьшением поперечного уклона сливной призмы до 2 %; в остальных случаях отклонений от норм не выявлено. Выявленные в ходе проверки дефекты классифицируются как малозначительные. Причиной отклонений явилась низкая квалификация грейдериста, выполнявшего нарезку сливной призмы. Для устранения дефектов необходимо дополнительно спланировать поверхность земляного полотна.
Но дифференцированный метод оценки качества не дает ответа на вопрос об общем состоянии продукции. Для обобщенной оценки качества используется комплексный метод. Этот метод основан на сравнении фактических значений нескольких частных показателей качества исследуемой продукции с нормативными. Использование комплексного метода позволяет оценивать все важнейшие показатели качества, от которых зависит пригодность продукции удовлетворять потребность.
В случаях, когда необходимо дать оценку качества комплекса работ, выполняемого производственным участком или в целом строительной организацией, используется комплексный показатель — уровень качества работ.
Этот показатель определяется отношением суммы количества бездефектно выполненных работ по контролируемым параметрам и количества незначительных дефектов, выявленных в процессе контроля, к общему количеству измерений, в процентах:
где nбд — количество измерений, не выявивших дефектов по проверяемым параметрам;
nнд — количество измерений, выявивших незначительные дефекты по проверяемым параметрам;
nобщ - общее количество измерений по проверяемым параметрам.
При определении общего состояния качества в подразделениях сле дует учитывать:
а) наличие критических и значительных дефектов с учетом стоимости затрат по их устранению;
б) эффективность проводимой работы по управлению качеством строительства, в том числе организацию операционного контроля;
в) соблюдение технологической дисциплины; своевременность выполнения предложений и замечаний контролирующих органов и лиц;
г) состояние технической и исполнительной документации;
д) повышение квалификации специалистов и т.д.
Так, например, по данным табл. 2.8 наиболее высокий уровень качества работ отмечается на участке № 3, где достигнут наивысший про-цент бездефектного строительства и малозначительных дефектов. Вместе с тем на этом участке доля работ, выполненных со значительными дефектами (26,4 %), гораздо выше, чем на участке № 1 (15,1 %). С учетом этого места между производственными участками по уровню качества работ следует распределить следующим образом: 1-е место — участок № 1,2-е место — участок № 3 и 3-е место — участок № 2.
Надежность организационных решений
Проблема организационно-технологической надежности (ОТН) объединяет теоретические, методологические, практические пути и решения многофакторных организационных задач на различных структурных уровнях сооружения объектов и эксплуатационного их содержания.
Необходимость повышения организационно-технологической надежности принятия решений вызвана значительными отклонениями фактических количественных показателей строительства от запланированных. Возведение протяженных железнодорожных линий, анализ многочисленных причин отклонений реальных данных от запланированных показателей доказывают, что ОТН в значительной степени формируется и предопределяется на стадии проектировании и разработки решений по организации и технологии строительства объектов. Например, на Байкало-Амурской магистрали поданным проектных институтов осадки земляного полотна на некоторых участках запланированы на десятилетия. Для рада участков земляного полотна ликвидация осадок в период строительства и эксплуатации предусмотрена техническими проектами подъемкой пути на балласт. Имеются насыпи, расположенные на косогорах, где наблюдаются осадки, связанные с инфильтрацией воды через тело земляного полотна. Анализ данных по возведению земляного полотна БАМа с учетом строительства водопропускных сооружений, возведению верхнего строения пути, станционных зданий и поселков показывает, что организационно-технологическая надежность возведения железнодорожного комплекса как системы в целом на строительстве БАМа не реализована.
В процессе проектировании организации строительства или реконструкции объекта (участок железной дороги, станция, электрификация и др.) основной задачей является построение организационно-технологической модели, учитывающей состав и структуру строительных подразделении, бригад, машин, а также характер их функционирования и взаимодействия. Как правило, всегда существует несколько альтернативных решений построения системы организации и техноло- гаи строительно-монтажных и специальных работ (причем каждый из вариантов допускает возможность модификаций) и, к тому же, в ходе строительства решения в оперативном порядке могут существенно корректироваться.
В строительстве понятия организационной, технологической и управленческой надежности появились в 70-е гг., что было связано с ростом объемов капитального строительства и повышением ответственности строителей за результаты своей деятельности.
Основная задача теории надежности на этапе организационно-тех- нологического проектирования — принятие обоснованных решений, касающихся выбора структуры работ и их исполнителей, последовательности возведения участков железной дороги, земляного полотна, водопропускных сооружений и всего комплекса линии, фронта работ, материально-технических и других ресурсов, вариантов организационно-технологических моделей построения оптимальной системы оперативного планирования и управления и т.д.
В условиях реализации проектно-производственных систем в железнодорожном строительстве, создания проектно-строительных объединений и фирм организационно-технологическую надежность можно определить как способность проектно-производственной строительной системы обеспечить функционирование всех ее элементов с отклонениями в заданных пределах и получать запланированный результат (ввод объектов во временную или постоянную эксплуатацию, выполнение объемов строительно-монтажных работ, планируемых показателей хозяйственной деятельности) в условиях случайных возмущений, присущих транспортному строительству.
Организационно-технологическая надежность строительного производства помогает решить следующие задачи: определение уровня надежности деятельности конкретной строительно-монтажной организации; формулирование требований к надежности организационно-технологических решений при проектировании организации строительства; сравнения надежности различных процессов, строительных подразделений и систем управления строительством; расчета надежного функционирования строительных бригад, звеньев, деятельности строительного подразделения; определение путей повышения надежности и т.д.
Изучение реальных данных по строительству и эксплуатации железнодорожных линий и причин повреждений действующих сооружений, отклонения фактических показателей от запланированных доказывают необходимость проблемного рассмотрения организационно-технологической надежности строительства еще на стадии проектирования организации и технологии возведения строительных объектов. Процедура оценки надежности строительства может быть представлена логической моделью (рис. 2.37).