Подрядный и хозяйственный способы ведения работ
В строительстве нашли применение два основных способа ведения строительства: хозяйственный и подрядный.
Хозяйственный способ
При хозяйственном способе строительство объектов ведется собственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное подразделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта. Этот способ применяют в основном при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объектов на территории существующего предприятия.
Недостатки
- не представляется возможным организовать равномерную загрузку строительных кадров
- строительно-монтажные участки слабо оснащены современной техникой
- рабочие имеют невысокий уровень квалификации
Преимущества
- сокращается время на согласования, связанные с привлечением подрядных организаций
- повышается общая заинтересованность коллектива действующего предприятия и строительного управления в быстром и качественном осуществлении проводимых работ по реконструкции
- объединяется руководство эксплуатационной деятельностью и строительством объекта
Подрядный способ
При подрядном способе ведения строительства — основном, которым выполняется до 90 % всего объема работ, — в качестве участников инвестиционного процесса выступают организации, в соответствии с выполняемыми ими функциями именуемые: «инвестор», «заказчик», «застройщик», «подрядчик» (генеральный подрядчик и субподрядчик), и проектировщик.
Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из собственных или заемных средств финансирование строительства объекта. Инвестор имеет юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций. Он определяет сферу приложения капитальных вложений; разрабатывает условия договоров подряда (контрактов) на строительство объектов; определяет проектировщика, подрядчика, поставщиков путем объявления торгов; осуществляет финансово-кредитные отношения с участниками инвестиционного процесса.
Заказчик— юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и управляющего по строительству объектов, начиная от разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.
Заказчиками в капитальном строительстве могут выступать непосредственно инвесторы или, по их поручению, иные юридические и физические лица, выступающие в качестве посредников между заказчиками и подрядчиками.
К основным обязанностям заказчика относятся: принятие от подрядчика завершенного в соответствии с договором объекта, отдельных видов и комплексов работ и окончательный расчет с подрядчиком.
Застройщик— юридическое или физическое лицо, обладающее правом на земельный участок под застройку. В отличие от застройщика, заказчик только использует земельный участок под застройку на правах аренды.
В условиях транспортного строительстваорганизациями заказчика являются:
• по строительству новых железных дорог или вторых путей на целом направлении — группы заказчика ОАО «РЖД». При строительстве крупных магистралей, таких, например, как Байкало-Амурская, это могут быть дирекции строящихся предприятий. Группы заказчика и дирекции строящихся предприятий подчинены Управлению капитального строительства и эксплуатации;
• по отдельным объектам строительства на действующей сети железных дорог и при сооружении, например, отдельных участков вторых путей и электрификации железных дорог при переустройстве станций и т.д. это могут быть службы капитального строительства при управлениях железных дорог (НОКСы) или, в отдельных случаях, службы пути, локомотивного и вагонного хозяйств;
• при строительстве или реконструкции отдельных цехов заводов функции заказчика выполняют отделы капитального строительства этих предприятий.
При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями — подрядчиками, по договорам с заказчиком. Они имеют собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры высокой квалификации, опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конструкций, деталей и полуфабрикатов. Этот способ строительства является основным.
Подрядчикамив капитальном строительстве могут быть строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации и предприятия, а также отдельные юридические и физические лица, получившие в установленном законом порядке право на участие в осуществлении строительства. Это может быть организация-посредник, принимающая на себя функции по координации работ и имеющая право вести предпринимательскую деятельность.
Генеральным подрядчикомявляется строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Он отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном соответствии с условиями договора, проекта, требованиями строительных норм и правил, оговоренной стоимостью.
Генеральный подрядчик может привлекать для выполнения части или вида работ другие организации — субподрядчиков или иное лицо, не закрепленное в договоре подряда. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за качество и сроки выполненных работ субподрядными организациями. Перед субподрядчиками он выступает уже в качестве заказчика.
Деятельность подрядчика характеризуется тремя особенностями:
- работы должны быть выполнены в точном соответствии с заданием заказчика — договором подряда и проектно-сметной документацией;
- работы выполняются на свой риск
- выполнение работ происходит под наблюдением и контролем заказчика, который, однако, не вмешивается в оперативную деятельность подрядчика.
Основные строительные работы выполняют базовые строительные организации как общестроительные, так и специализированные. В отдельных случаях в транспортном строительстве сохранились такие строительные организации, как территориальные и специализированные тресты — акционерные общества открытого (ОАО) или закрытого (ЗАО) типов. Строительные управления (СУ), строительно-монтажные поезда (СМП), управления механизации (УМ), заводы «Стройдеталь» и другие производства входят в структуру треста на правах дочерних предприятий или филиалов.
Значительные объемы строительно-монтажных работ по реконструкции железных дорог, переустройству станций, ремонту железнодорожных зданий выполняют организации, входящие в структуру управлений железных дорог, — дорсгройтресты или промышленно-производственные строительные объединения (ППСО).