Подрядный и хозяйственный способы ведения работ

В строительстве нашли применение два основных способа ведения строительства: хозяйственный и подрядный.

Хозяйственный способ

При хозяйственном способе строительство объектов ведется собственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организа­ционной структуре заказчика создается строительно-монтажное под­разделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта. Этот способ применяют в основном при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объектов на территории существующего предприятия.

Недостатки

- не представляется возможным организовать равномерную загрузку строительных кадров

- строительно-монтажные участки слабо оснащены современной техникой

- рабочие имеют невысокий уровень квалификации

Преимущества

- сокращается время на согласования, связанные с привлечением под­рядных организаций

- повышается общая заинтересованность коллектива действующего предприятия и строительного управления в быс­тром и качественном осуществлении проводимых работ по реконст­рукции

- объединяется руководство эксплуатационной деятельностью и строительством объекта

Подрядный способ

При подрядном способе ведения строительства — основном, которым выполняется до 90 % всего объема работ, — в качестве участников инвестиционного процесса выступают организации, в соответствии с выполняемыми ими функциями именуемые: «инвестор», «заказчик», «застройщик», «подрядчик» (генеральный подрядчик и субподрядчик), и проектировщик.

Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из собственных или заемных средств финансирование строительства объекта. Инвестор имеет юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций. Он определяет сферу приложения капиталь­ных вложений; разрабатывает условия договоров подряда (контрактов) на строительство объектов; определяет проектировщика, подрядчика, постав­щиков путем объявления торгов; осуществляет финансово-кредитные от­ношения с участниками инвестиционного процесса.

Заказчик— юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и управляющего по строительству объек­тов, начиная от разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.

Заказчиками в капитальном строительстве могут выступать непосредственно инвесторы или, по их поручению, иные юридические и фи­зические лица, выступающие в качестве посредников между заказчи­ками и подрядчиками.

К основным обязанностям заказчика относятся: принятие от под­рядчика завершенного в соответствии с договором объекта, отдельных видов и комплексов работ и окончательный расчет с подрядчиком.

Застройщик— юридическое или физическое лицо, обладающее правом на земельный участок под застройку. В отличие от застройщика, заказчик только использует земельный участок под застройку на правах аренды.

В условиях транспортного строительстваорганизациями заказчика являются:

• по строительству новых железных дорог или вторых путей на це­лом направлении — группы заказчика ОАО «РЖД». При строительстве крупных магистралей, таких, например, как Байкало-Амурская, это могут быть дирекции строящихся предприятий. Группы заказчика и ди­рекции строящихся предприятий подчинены Управлению капитально­го строительства и эксплуатации;

• по отдельным объектам строительства на действующей сети железных дорог и при сооружении, например, отдельных участков вторых путей и электрификации железных дорог при переустройстве станций и т.д. это могут быть службы капитального строительства при управле­ниях железных дорог (НОКСы) или, в отдельных случаях, службы пути, локомотивного и вагонного хозяйств;

• при строительстве или реконструкции отдельных цехов заводов функции заказчика выполняют отделы капитального строительства этих предприятий.

При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями — подрядчиками, по договорам с заказчиком. Они имеют собственные материально-технические базы, средства меха­низации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры высокой квалификации, опираются в своей деятельности на круп­ное механизированное промышленное производство строительных конструкций, деталей и полуфабрикатов. Этот способ строительства является основным.

Подрядчикамив капитальном строительстве могут быть стро­ительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации и предприятия, а также отдельные юридические и физические лица, по­лучившие в установленном законом порядке право на участие в осуще­ствлении строительства. Это может быть организация-посредник, принимающая на себя функции по координации работ и имеющая право вести предпринимательскую деятельность.

Генеральным подрядчикомявляется строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Он отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном соответствии с условиями договора, проекта, требованиями строительных норм и правил, оговоренной стоимостью.

Генеральный подрядчик может привлекать для выполнения части или вида работ другие организации — субподрядчиков или иное лицо, не закрепленное в договоре подряда. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за качество и сроки выполненных работ субподрядными организациями. Перед субподрядчиками он выступает уже в качестве заказчика.

Деятельность подрядчика характеризуется тремя особен­ностями:

- работы должны быть выполнены в точном соответствии с заданием заказчика — договором подряда и проектно-сметной документацией;

- работы выполняются на свой риск

- выполнение работ происходит под наблюдением и контролем заказчика, который, однако, не вмешивается в оперативную деятельность подрядчика.

Основные строительные работы выполняют базовые строительные организации как общестроительные, так и специализированные. В от­дельных случаях в транспортном строительстве сохранились такие стро­ительные организации, как территориальные и специализированные тресты — акционерные общества открытого (ОАО) или закрытого (ЗАО) типов. Строительные управления (СУ), строительно-монтажные поез­да (СМП), управления механизации (УМ), заводы «Стройдеталь» и дру­гие производства входят в структуру треста на правах дочерних пред­приятий или филиалов.

Значительные объемы строительно-монтажных работ по ре­конструкции железных дорог, переустройству станций, ремонту желез­нодорожных зданий выполняют организации, входящие в структуру управлений железных дорог, — дорсгройтресты или промышленно-про­изводственные строительные объединения (ППСО).


Наши рекомендации