Классификация железных дорог в зависимости от инициаторов строительства
Все вышеприведенные виды строительства делятся в зависимости:
- от назначения,
- стратегической значимости
- и социальной значимости их для страны в целом и для отдельных регионов,
- от состава участников инвестиционного процесса, заинтересованных в получении существенного эффекта от сдачи объектов в постоянную эксплуатацию.
Подобное деление «Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года» планируется использовать для реализации механизма государственно-частного партнерства.
Платят за строительство и модернизацию:
• стратегических и социально значимых дорог, укрепляющих и сохраняющих целостность страны, улучшающих качество обслуживания населения — госбюджет и бюджеты регионов;
• грузообразующих линий, предназначенных для транспортного обслуживания новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон — госбюджет и частные инвесторы;
• технологических линий, предназначенных для оптимизации железнодорожной сети в целях ускорения хозяйственных и межрегиональных связей — ОАО «РЖД», частные инвесторы, госбюджет;
• высокоскоростных линий, предназначенных для перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч, — ОАО «РЖД», частные инвесторы, бюджеты регионов;
• модернизацию действующих линий, предназначенных для освоения прогнозных объемов перевозок и организацию скоростного пассажирского движения, — ОАО «РЖД», госбюджет.
На 2008 год
В строительство новых железных дорог планируется вложить 40 % планируемых инвестиций,
в развитие существующих объектов инфраструктуры — 29 %, в
обновление подвижного состава — 31 %.
Объемы инвестиций:
- госбюджет (20 %) — около 27 трлн руб.;
- региональные бюджеты (5 %) — более 600 млрд руб.;
- частные инвесторы (75 %) — 10,2 трлн. руб
.
Система проектирования организации строительства железных дорог
Проектирование организации железнодорожного строительства осуществляется на четырех стадиях:
- предпроектной
- предстроительной
- в ходе ведения строительства
- в период достижения производственной мощности (после ввода линии в постоянную эксплуатацию).
Основная задача при проектировании организации железнодорожного строительства - чтобы организационные решения, разрабатываемые как проектными, так и строительными организациями, стали основой:
- для определения строительной стоимости,
- назначения рациональной последовательности работ,
- определения продолжительности строительства,
- распределения капитальных вложений,
- финансирования строительства,
- планирования деятельности строительных организаций.
На каждой стадии ставятся и решаются свои задачи по рационализации железнодорожного строительства. Объем и надежность разработок зависят от качества и объема исходной информации.
Предпроектная стадия
На первой стадии (предпроектной) происходит формирование инвестиционного замысла и предпроектное исследование инвестиционных возможностей.
В ходе данной стадии определяют:
- цель инвестирования,
- назначение и мощность объекта,
- расположение его;
- выполняют оценку возможностей финансирования и достижения дорогой намеченных технико-экономических показателей.
Заказчик в местные органы исполнительной власти представляет ходатайство о намерениях.
В ходатайстве приводят:
- основные технические и технологические данные о железной дороге
- основное ее направление,
- примерная численность рабочих,
- обеспечение работников жильем и объектами социального назначения,
- ориентировочная потребность в сырье, материалах, воде, энергии, земельных ресурсах;
- соображения о влиянии дороги на окружающую среду.
После получения положительного заключения на ходатайство о намерениях Заказчик разрабатывает «Обоснование инвестиций в строительство».
В результате принимают решения о хозяйственной, экономической и социальной целесообразности инвестиций.
Результаты «Обоснования инвестиций» служат основой для непосредственного проектирования объектов.
Кроме того, эти материалы могут быть использованы для разработки бизнес-планов, проведения социологических исследований, а также для переговоров с государственными и местными органами местной власти о предоставлении налоговых льгот, субсидий и т.д.
Формирование инвестиционного замысла. Исходные данные
При формировании инвестиционного замысла для выбора и предварительного обоснования проектного решения составляются принципиальные схемы организации строительства и схемы транспорта местных строительных материалов по каждому варианту транспортного обслуживания района, по каждому направлению развертывания строительства.
Исходными материалами для этого служат:
· схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства,
· схемы развития и размещения производительных сил экономического района;
· существующая транспортная сеть,
· линии связи и электропередачи,
· возможность их реконструкции и использования для нужд строительства;
· директивные указания о сроках ввода линий в постоянную эксплуатацию,
· инженерно- геологические и климатические условия строительства;
· проекты организации железных дорог уже эксплуатируемых или еще строящихся в аналогичных условиях,
· эталоны проектов организации строительства;
· сведения о возможных преградных сооружениях на трассе (больших и внеклассных мотах, тоннелях, сосредоточенных объемах земляных работ и т.д.);
· требования экологии,
· возможные места расположения опорных пунктов, подъезды к ним;
· наличие в примыкающем районе предприятий строительной индустрии, их мощность, возможность реконструкции и использования для нужд новостройки;
· населенные пункты, возможность использования их для дислокации строительных подразделений.
На этом этапе решают задачи выбора типа транспортного обслуживания развивающегося района и определения основного направления трассы.
В качестве конкурирующих вариантов могут быть рассмотрены:
- автомобильный,
- водный, железнодорожный,
- воздушный,
- трубопроводный транспорт.
Наиболее общим случаем является комбинация этих видов транспорта: автомобильного с железнодорожным, железнодорожного с водным (речным или морским), железнодорожного одновременно с трубопроводным или автомобильным и т.д.
На основе спутниковой съемки, крупномасштабного картирования, предварительных выборочных изысканий и проектирования по наиболее характерным местам определяют варианты трассы, комплексы основных сооружений, выполняется их размещение по линии строительства.
Для построения принципиальных схем организации строительства по каждому варианту (по укрупненным показателям) определяют:
- объемы основных строительно-монтажных работ,
- очередность и примерные сроки строительства;
- объемы капитальных вложений (в том числе для строительно-монтажных работ по промышленному и жилищно-гражданскому строительству) с учетом затрат в смежные отрасли народного хозяйства.
При этом выявляют ресурсы строительных организаций, необходимые для завершения работ по данному варианту вида транспорта или направления строительства железной дороги в соответствии с генеральным планом развития района.
Ресурсы строительных организаций:
- людские и материальные ресурсы — возможный генподрядчик (например, акционерное общество АО «Территориальный строительно-монтажный трест»),
- предполагаемая мощность генподрядчика,
- специализированные субподрядные организации (механизированные колонны по сооружению земляного полотна, мостоотряды и др.).
Определяют возможных поставщиков материалов и изделий. Лимит стоимости строительства определяется на основании предварительных сметных расчетов по укрупненной удельной стоимости 1 км длины главных путей. Эти данные корректируются с учетом местных условий по имеющимся аналогам и материалам предварительного проектирования на отдельных наиболее характерных местах. В соответствии со схемами организации строительства капитальные вложения распределяют по периодам строительства.
Важной задачей, решаемой на этом этапе, является поиск источников финансирования инвестиционной деятельности.
Это могут быть федеральный или региональный бюджеты, амортизационные отчисления и прибыль предприятий, заемные средства и прочие источники.
На этом этапе выполняют также выполняют анализ технического решения:
- инновационный,
- патентный
- экологический
проверяют необходимость выполнения сертификационных требований;
проводят предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
ведут предварительный отбор строительных организаций, способных реализовать проект;
подготавливают информационный меморандум реципиентов (строительных организаций).
Предстроительная стадия
На второй стадии (предстроительной) составляется проектно-сметная документация (ПСД).
Работа ведется в два этапа:
· На первом составляется «проект» (ТЭО) на весь комплекс строительства железной дороги.
· На втором — разрабатывают детально рабочую документацию. Ввиду большого ее объема она может выпускаться по годам;
Проект (ТЭО) состоит из двух частей.
В первой части, в основных проектных решениях (ОПР), разрабатывают и сравнивают варианты организации строительства по уже выбранному направлению.
На основе выбранной схемы составляют генеральную схему организации строительства железной дороги, в которой устанавливается очередность сдачи основных ее объектов (участков, пусковых комплексов) в постоянную эксплуатацию.
Во второй части ТЭО разрабатывают проект организации строительства, который является основой для составления сметы, распределения капитальных вложений, финансирования строительства, дальнейшего производственного календарного планирования. Продолжительность, стоимость и трудоемкость организации строительства новых железных дорог зависит от сложности условий строительства.
При разработке рабочей документации на основе проекта организации строительства и уточненных схем транспортировки строительных материалов составляются объектные сметы. Генеральная схема и проект организации строительства служат исходным материалом для дальнейшего производственного календарного планирования.
Ведение строительства
На третьей стадии выполнения строительно-монтажных работ (ведение строительства) ведут производственное календарное планирование. Правда, оно начинается еще на предыдущей стадии — в состав работ по предстроительной подготовке входит разработка проекта организации работ подготовительного периода.
Состав задач по производственному календарному планированию, решаемых на этой стадии, порядок оформления документации и комплекс входящих в них вопросов, приведены в таблице
Производственное календарное планирование | ||
Решаемая задача | Графический материал | Комплекс вопросов |
Разработка ПОР строительства группы объектов и на годовую программу работ организации. Увязка деятельности генподрядных и субподрядных организаций | Календарные графики работы отдельных подразделений. Графики распределения трудовых и материальных ресурсов. Объединенные календарные графики организации работ | Распределение объемов работ между отдельными организациями, расстановка подразделений по фронтам работ. Составление календарных графиков на отдельные объекты. Разработка сводных проектов организации работ, корректировка их по срокам и ресурсам. Обеспечение требований охраны окружающей среды |
Разработка ППР на каждый вид работ и на каждое сооружение | Графики: производства работ, рабочей силы, поставки машин и механизмов, материалов и изделий. Строительные планы площадок | Выполнение организациионно-техноло- гической подготовки строительного производства. Разработка основного материала для оперативного регулирования строительного производства. Назначение наиболее эффективных методов ведения работ |
Разработка производственного ПОС на весь комплекс работ по строительству железной дороги | Объединенный график организации строительства по всем подразделениям, направлениям развертывания строительства и видам работ | Корректировка деятельности всех организаций, участвующих в строительстве железной дороги, с целью скорейшего ввода ее в эксплуатацию с минимальными затратами. Анализ показателей. Подготовка к внедрению автоматизированной системы управления строительства |
Ответственность за своевременное и качественное выполнение работ по строительству железной дороги возлагается на генерального подрядчика.
На заключительном этапе технической подготовки генподрядной организации проекты организации работ (ПОР) объединяют в производственный проект организации строительства (ППОС) на железную дорогу, на всех направлениях развертывания строительства, по всем пусковым комплексам. ППОС по основным параметрам (срокам, порядку развертывания строительства) должен соответствовать проектному ПОС, однако степень его детализации значительно выше. Он может быть использован в оперативном управлении ходом работ.