Управление городским хозяйством: поиск оптимальных решений
Экономическое развитие городов имеет не только местное, но и общегосударственное значение. Кроме собственно экономического, оно имеет пространственное измерение, - его важнейшим результатом станет освоение экономического пространства России, развитие новых (не только столичных) “полюсов роста” на периферии страны и периферии каждого ее региона. Одним из направлений поиска оптимальных решений в экономике города является стратегическое управление. Т.е организация процесса от разработки стратегической концепции до ее внедрения в конкретных программах, планах, проектах, сбалансированных по ресурсам. Речь идет об экономической, инновационной и конкурентной стратегиях. Разработка программ развития – первый шаг на пути стратегического управления развитием. Следующий этап – разработка на основании имеющегося опыта стратегии развития, а стратегический подход к управлению городом позволит определить приоритеты его развития на долгосрочную перспективу.
Экономическая стратегия – долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходе бюджета, налогов, капитальных вложений, цен, социальной защиты.
Инновационная стратегия – стратегия, представляющая собой набор правил для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Задачи инновационной стратегии:
а) обнаружение самых ранних признаков технологического старения выпускаемой продукции и альтернативных возможностей обновления производства;
б) определение смены фаз цикла спроса на рынке с целью пересмотра стратегии в изменяющихся условиях.
Конкурентная стратегия - долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, призванные укреплять положение предприятия с учетом факторов интенсивности конкуренции.
определения:
Экономическое развитие города есть управляемый комплексный процесс изменений в городской экономике, направленный на улучшение качества жизни городского сообщества. Это определение является универсальным, так как охватывает практически все города и все направления их развития. Вместе с тем оно исключает некоторые особые случаи, связанные в частности с неэффективностью дальнейшего существования того или иного поселения. К последним можно отнести, например, монопрофильные муниципальные образования городского типа или поселки в районах Крайнего Севера, поддерживать функционирование которых в нынешних экономических условиях нередко становится сложно, а иногда и невозможно.
Смена целевых установок экономического развития населенных пунктов. Концепция инициативного экономического развития городов, целью которой является создание качественной городской общественной среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов в городе. С учетом такой трактовки качества городской среды задачи городского экономического развития можно в самом общем виде сформулировать следующим образом:
• обеспечение эффективного использования всех городских ресурсов, включая финансовые средства, объекты муниципальной собственности (недвижимость, земельные ресурсы, ценные бумаги) и т. д.;
• обеспечение эффективной работы городского коммунального хозяйства,
транспорта и связи, которая позволит удовлетворить потребности жителей и частнопредпринимательского сектора;
• обеспечение правовой, организационной, налоговой и других составляющих среды функционирования частнопредпринимательского сектора для создания эффективной занятости жителей города и формирования устойчивой налоговой базы.
В условиях рыночной экономики города не только получают новые возможности, но и оказываются перед необходимостью активной экономической позиции. Экономическое развитие городов нацелено прежде всего на мобилизацию внутренних ресурсов - как материальных, так и организационных, и только потом - на поддержку государства, в частности в виде централизованных государственных инвестиций в экономику или дотаций на развитие городского хозяйства.
Анализ условий развития города, оценивая отдельно две группы факторов, которые можно условно назвать “средой развития” и “ресурсами развития”. Эти группы различаются в соответствии с отношением к городской администрации как субъекту городского экономического развития. К среде относятся факторы, влияющие на городское развитие, но находящиеся вне сферы прямого управления администрации, к ресурсам развития - объекты ее прямого управления.
Одной из современных концепций в оптимизации управления городской экономикой рассматривают две модели кластерной политики в регионах:
1) либеральная – экономическая политика ориентирована на «выращивание» жилищного кластера, изначально созданного в рыночной среде. В редких случаях региональные органы власти участвуют в формировании инфраструктуры для кластеров. Как правило, либеральная политика реализуется в регионах с высокой и средней (регионах, обладающих значительной минерально-сырьевой основой) инвестиционной активностью;
2) дирижистская – экономическая политика ориентирована на выбор «точек роста» инвестиционно-инновационного развития региона. Активное государственное вмешательство является целесообразным при развитии выделенного региональными органами власти приоритетного, жилищного кластера, для которого целенаправленно формируется соответствующая ему инфраструктура (университеты, научно-исследовательские институты, консалтинговые службы и др.) и определяются объемы финансирования. Как правило, дирижистская политика реализуется в регионах частично со средней, не обладающих богатой минерально-сырьевой базой для строительства и обслуживания жилых зданий, а также с низкой инвестиционной активностью
Развитие городов представляет собой процесс преобразования его экономической, политической, социальной, пространственной и экологической сфер, приводящий к качественным изменениям условий жизни и деятельности проживающих в нем людей. Поэтому и цели развития должны быть связаны с улучшением качества жизни горожан. Достижение таких целей зависит от эффективного использования имеющихся ресурсов, важнейшим среди которых является земля и иная недвижимость как материальная база развития мегаполиса.
Земля обусловливает территориальную связанность элементов, поскольку все они существуют в рамках определенной, ограниченной размерами территории. Для больших городов характерны интенсивность градостроительной деятельности и дефицит пригодных для капитального строительства территорий, что приводит к высокой стоимости городских земель, с одной стороны, и их инвестиционной привлекательности, с другой. Это актуализирует проблему рационального использования городских земель, размещения объектов капитального строительства на территории города, оптимизации его пространственного развития. Решение этой проблемы возможно путем комплексной застройки — совместного возведения зданий и сооружений различного назначения, инженерных сооружений и коммуникаций, связанных единством технологических процессов, планировочных замыслов и очередностью осуществления. Комплексная застройка в наибольшей степени отвечает задаче обеспечения рационального использования городских земель, поскольку предусматривает комплексное освоение территорий, включающее проведение инженерных изысканий, подготовку проектов планировки и межевания территории, строительство объектов инженерной инфраструктуры, благоустройство территории, осуществление жилищного и иного строительства. Комплексная застройка территорий имеет целый ряд преимуществ — наличие более широкого придомового пространства, предоставляющего возможности для развития зон отдыха, озеленения и благоустройства территории; однородность социальной среды и высокая степень безопасности проживания; наличие собственной инфраструктуры. Реализация подобных проектов позволит не только обеспечить комфортные условия проживания, но и сформировать принципиально новую жилую среду, создать микрорайоны, в которых есть все необходимое для жизни: жилье, инфраструктура, места приложения труда.
Проекты комплексного освоения городских территорий требуют значительно больше инвестиций, чем уплотнительная застройка. Поэтому встает проблема привлечения инвестиций в такие проекты и в целом активизации инвестиционно-строительной деятельности в городах. В этом направлении важнейшая задача — это обеспечение территорий массового строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Средств бюджета на эти цели в мегаполисах, как правило, недостаточно, поэтому необходимы альтернативные финансовые инструменты. Один из таких инструментов хорошо известен — это государственно-частное партнерство
Решая проблемы развития городов, необходимо думать о современных общественных пространствах, выделять территории под парки, строить современные спортивные, культурные и торговые объекты. Качественная среда проживания должна обеспечивать горожанам все виды социальных сервисов на той территории, где они проживают, и не вынуждать их ехать в другой район для их получения. В энциклопедии «Города России» выделено пять категорий экологического состояния городов: 1 — благополучное, 2 — удовлетворительное, 3 — умеренно напряженное, 4 — напряженное, 5 — критическое. Такой подход в наибольшей степени соответствует современной концепции устойчивого, сбалансированного развития мегаполисов, способствует повышению его конкурентоспособности за счет лучших условий проживания, обеспечивает способность мегаполиса справляться со всеми настоящими и будущими вызовами.
Важнейшей целью механизма управления развитием муниципального хозяйства в современных условиях служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах, работах, энергии и прочих результатах деятельности комплекса отраслей городского хозяйства. Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач:
первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех вопросов развития городского хозяйства;
разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственных интересов на экономической и правовой основах;
внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг городском (муниципальном хозяйстве);
обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем в городском хозяйстве (водо- и энергоснабжения, общественного транспорта и др.);
обеспечение устойчивого ресурсообеспечения комплекса отраслей городского хозяйства, прежде всего финансового обеспечения, за счет привлечения различных источников финансирования, развития материально-технической базы города и улучшения системы подготовки кадров.
Механизм управления городским хозяйством базируется на следующих принципах:
-приоритет социальных, региональных и муниципальных интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными;
-ориентация на различные формы собственности в городском хозяйстве, включая муниципальную, коллективную и частную;
-привлечение в городское хозяйство предприятий и организаций различных форм собственности на договорной основе;
-ориентация на различные источники финансирования: централизованные и нецентрализованные финансовые ресурсы;
-привлечение населения к активному участию в сфере городского хозяйства в различных формах.
В соответствии с указанными принципами в процессе управления городским хозяйством необходимо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказчиков и исполнителей, но интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения муниципального образования.
Преобразования в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства:
- оптимизация структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством города и его финансирования;
- формирование конкурентной среды в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем размещения заказов на управление и обслуживание жилищного фонда на конкурсной основе и привлечения в сферу управления и обслуживания жилья подрядчиков различных форм
собственности;
- содействие развитию негосударственных форм управления жилищным фондом (товариществ собственников жилья);
- внедрение обоснованной тарифной политики в сфере коммунальных услуг, основанной на типовой модели системы формирования и регулирования тарифов;
- разработка различных форм привлечения инвестиций в объекты инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства.
Формирование городской программы использования механизма ипотечного кредитования для приобретения жилья и строительства объектов коммерческой, промышленной и жилой недвижимости:
Для экономики города типична ситуация кумулятивных эффектов, последовательно усиливающих концентрацию населения и производства в городе. Расширение какого-либо производства всегда требует привлечения дополнительной рабочей силы, а это приводит к увеличению рынков сбыта, что, в свою очередь, привлекает другие предприятия, ориентированные на близость к рынку сбыта (рис. ).
Рисунок Схема кумулятивного эффекта (модель Лоури)
Цифрами обозначены циклы расширения секторов деятельности. Прирост занятых в базовом секторе приводит к 4-кратному приросту числа жителей (сектор домашнего хозяйства) и к увеличению числа занятых в секторе обслуживания (на 8 жителей требуется 1 работник обслуживания). Эти изменения составляют цикл I. Прирост занятых в секторе обслуживания также вызывает прирост населения, что дает начало циклу II.
Жилая среда, по существу, является знаком устойчивого развития общества. Сохранение и обновление жилищного фонда в России требует его модернизации и реконструкции. С рассмотренными подходами необходимо делать основной акцент на развитие жилищной системы города, региона. Организационная структура жилищной системы региона при оптимизационном подходе рассматривается в совокупности 4-х блоков. (табл.)
Таблица.
Наименование | Характеристика блока |
Целевой | Инвестиционно-инновационное развитие жилищной системы региона |
Функциональный | Строительные предприятия, предприятия жилищного хозяйства, научно-образовательные центры, инновационные и инвестиционные центры |
Управленческий | Комитет по строительству, Комитет по ЖКХ и жилищной политике, Комитет по науке и инновационной политике, Агентство инвестиций и развития, Управление территориального развития; Комитет по предпринимательству, Комитет по архитектуре и градостроительству |
Финансовый | Инвестиции государства, граждан, частных застройщиков, кредитно-финансовых учреждений, институциональных инвесторов |
При оптимизации управлении развитием необходимо учитывать условия и ресурсы жилищной системы региона
Экологические | Социальные | Экономические | Культурные |
Природно-климатические условия; обеспеченность природными ресурсами и интенсивность их использования | Количественный и качественный состав проживающего на территории населения; его структура; доля городского и сельского населения; стратификация общества; доминирование института собственности; социальный стандарт. | Обеспеченность материальными, финансовыми, информационными ресурсами и интенсивности их использования; специализация региональной экономики; наличие материального и инновационного производства; доходы экономических субъектов. | Этнокультурные, конфессионные и социальные особенности местного сообщества; экономическая культура; экологическая культура; корпоративная культура. |
В связи, с чем можно выделить типы региональной политики инвестиционно-инновационного развития жилищной системы
Таблица.
Региональная политика | Политика выравнивания развития жилищной системы регионов | Поляризованное развитие региональной жилищной системы |
Основные параметры | Развитие региональной жилищной системы на основе сбалансирования разработки инновационных технологий и их диффузии в городских и сельских поселениях | Выбор приоритетов для инвестирования разработок и диффузии инновационных технологий, необходимых для повышения качества жилищных условий граждан в городских и(или) сельских поселениях региона |
Базовый механизм управления | Равномерное распределение региональных госинвестиций между инновационным развитием городских и сельских поселений, обеспечивающих повышение качества жилищных условий граждан. | Направленность государственных инвестиций на развитие инновационных технологий жилищной системы в соответствии с тенденциями мировой экономики, необходимых для решения социально-экономических проблем развития региона. Это характерно для регионов со столичным статусом и инновационного типа. |
Методы регулирования | ||
Административные | Запреты на размещение промышленных производств в перенасыщенных городах и агломерациях Упрощенная регистрация в менее развитых районах региона Предоставление промышленных площадок Информационная поддержка в диффузии инновационных технологий Разрешение на размещение городских или сельских поселений | Установление нового социального стандарта качества жилищных условий Контроль над качеством инновационной продукции Региональный заказ на разработку инновационных технологий, учитывающих региональные особенности функционирования жилищной системы Контроль таможенных пошлин на инновационное оборудование Установление региональных налоговых ставок |
Экономические | Бюджетные гарантии частным инвесторам для применения инновационных технологий в менее развитых районах региона Региональные субсидии Предоставление земельных участков под строительство новых городов и поселков Региональные бюджетные инвестиции Стимулирование привлечения средств частных и институциональных инвесторов Субсидирование процентных ставок по кредитам Льготы по налогам на прибыль и имущество | Гарантии регионов и займы на разработку эколого-гуманистических технологий Аренда помещений на льготных условиях Инвестирование региональной инновационной инфраструктуры Региональные бюджетные кредиты Инвестиционные налоговые кредиты Создание инфраструктуры малого инновационного бизнеса Соинвестирование инфраструктурных проектов Стимулирование привлечения средств частных инвесторов Стимулирование экологизации производства и жилой среды Целевое программирование |
Институциональные | Инновационное партнерство государства, науки, предпринимателей и общества с целью выработки вектора регионального развития Создание региональной информационной системы Стимулирование институтов социальной ответственности Вовлечение малых и средних предприятий в кластерную интеграцию Развитие экономической и экологической культуры через общественные организации | Инновационное партнерство государства, науки, предпринимателей и общества с целью разработки актуальных для региона технологических новшеств Развитие микрофинансовых учреждений Институционализация венчурной филантропии Развитие инновационных кластерных и сетевых структур Формирование институтов гражданского общества |
Успешная реализация механизма муниципального правового регулирования градостроительной деятельности в первую очередь зависит от качественной подготовки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, обеспечивающих достижение устойчивого (сбалансированного) развития соответствующей территории. Основными направлениями совершенствования управления являются:
• Обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования системы городского хозяйства.
• Регулирование тарифов на услуги ЖКХ.
• Обеспечение устойчивого функционирования системы пассажирского транспорта общего пользования.
• Контроль уровня жизни социально-незащищенных слоев населения.
• Мониторинг социально-экономической ситуации в городе.
• Мониторинг цен на товары и услуги.
• Отслеживание социально-политической ситуации в городе.
• Обеспечение бесперебойной и эффективной работы учреждений здравоохранения города.
• Оперативный мониторинг строительной отрасли.
• Обеспечение контроля за состоянием наполняемости доходной части бюджета.
• Разработка порядка финансирования расходов бюджета города в случае невыполнения плановых показателей доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.
• Обеспечение дополнительных мер по эффективному и экономному использованию бюджетных средств, по ограничению принятия новых расходных обязательств, а также увеличению действующих бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов.
• Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В качестве тактических целейрегионального развития выступают промежуточные задачи по изменению ситуации, неблагоприятной для развития, и созданию условий, необходимых для успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
• привлечение новых видов бизнеса;
• расширение существующего бизнеса;
• развитие малого бизнеса;
• развитие промышленности;
• развитие сферы услуг;
• повышение уровня занятости населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели,оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный продукт ВНП, валовой внутренний продукт — ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
В данной методике определены главные критерии (социальная и экономическая эффективность) и показатели, отображающие существенные свойства социально-экономической системы – устойчивое функционирование и развитие муниципального образования.
а) показатель социальной эффективности МО
, | (1) |
где СДД – среднедушевой доход жителя МО;
ПМ – прожиточный минимум в среднем на душу населения.
Среднедушевой доход жителя определяется по формуле (2):
, | (2) |
где ФЗП - фонд заработной платы наемного персонала;
VСУ - объем социальных услуг населению, оказываемых за счет средств местного бюджета;
VСТ - объем социальных трансфертов;
ДСС- доходы индивидуальных предпринимателей и жителей от самозанятости и собственности;
NЖ - количество жителей, проживающих на территории.
VСУ = Рмб –ФОТ р.б.сф., | (3) |
где Рмб- расходы местного бюджета;
ФОТ р.б.сф. – фонд оплаты труда работников бюджетной сферы из местного бюджета.
б) показатель экономической эффективности МО
, | (4) |
где: ДС – добавленная стоимость, созданная предприятиями, организациями и учреждениями МО;
З – ресурсы (затраты) на создание добавленной стоимости.
(5) |
где: Vт,у – объем реализованной продукции и услуг.
При проведении расчетов возникают трудности в получении данных по затратам на создание добавленной стоимости. Поэтому в качестве показателя, характеризующего состояние экономики муниципального образования, ее отраслей и отдельных предприятий, допускается использовать показатель темп роста экономики (Тр), который рассчитывается по формуле (6):
, | (6) |
где V1 – объем реализованных товаров и услуг за исследуемый период;
V2 - объем реализованных товаров и услуг за предыдущий период.
Анализ показателей позволяет выделить четыре основных варианта развития муниципальных образований и выделить результаты этого развития (Таблица ):
Варианты | Ксэ | Кээ | Характеристика состояния | Тип экономики Результат |
I | Рост | Рост | Cоциальное развитие на базе повышения эффективности экономической деятельности (рост показателей социальной и экономической эффективности). Источником дохода жителей становится преимущественно его экономическая деятельность. | Предпринимательская Социальное и экономическое развитие |
II | Снижение | Рост | Воспроизводство экономики за счет эксплуатации «запаса терпения» социума (снижение показателя социальной эффективности при росте показателя экономической эффективности). Для достижения целей развития или решения текущих задач мобилизуются накопленные запасы социума. Появляется реальная угроза потери социальной стабильности. | Бюджетная Воспроизводство экономики за счет социума |
III | Рост | Снижение | Рост показателя социальной эффективности при снижении показателя экономической эффективности. Существование и развитие жителей осуществляется за счет «проедания» ресурсов территории, накопленных запасов, заемных средств, дотаций и субсидий. | Неформальная Воспроизводство социума за счет запасов экономики |
IV | Снижение | Снижение | Стагнация. Характеризуется отсутствием видения перспектив развития и управления, слабой зависимостью доходов жителей от результатов их экономической деятельности, «проеданием» ресурсов и запасов территории, социальной нестабильностью. | Теневая Деградация социума и разрушение экономики |
Выбранные критерии и показатели отображают состояние и изменение базовых свойств социально-экономической системы: устойчивость функционирования и развитие объектов управления. Эти свойства характеризуютжизнеспособность локальной территории как способность хозяйствующих субъектов муниципального образования обеспечивать свое устойчивое функционирование и развитие.