Определение зон влияния крана.
Определить и вычертить зоны влияния крана (монтажную, обслуживания и опасную).
Монтажная зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7м. при высоте здания до 20м. и плюс 10м. при высоте 70м. на стройгенплана зону обозначают пунктирной линией
(рис.9), видимыми предупредительными надписями или знаками. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать здесь материалы нельзя. Для прохода в здании назначают определенные места, обозначенные на стройгенплане, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.
Зоной обслуживания(Рис10) краном определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету крюка, и соединения их прямыми линиями (рис.10)
Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т.е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету крюка крана, но показывают иначе – по отдельным стоянкам (рис.11)
Опасная зона работы крана Rоп – пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.
Для башенных кранов границу опасной зоны Rоп определяют по формуле
Rоп = Rmax + 0,5 lmax + lбез , м (38)
где Rmax – максимальный рабочий вылет крюка крана, м;
0,5 lmax – половина длины наибольшего перемещаемого груза, м;
lбез – дополнительное расстояние для безопасной работы, устанавливается в соответствии со СНиПом 12-03-2001 Часть 1. или по табл. 10.
lбез вызвана возможным рассеиванием груза в случае падения из-за раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями зависит от высоты подъема груза.
Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно табл.10.
Границы опасной зоны
Таблица 10
Высота возможного падения предмета, м | Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м | |
перемещаемого краном | падающего с здания | |
До 10 10-20 20-70 70-120 | 3,5 | |
120-200 200-300 300-400 |
Рис.11Определениенеобходимых зон при работе кранов с дизель-электрическим, гидравлическим или механическим приводами, удерживающим стрелу от падения
1-граница зоны обслуживания; 2- граница зоны перемещения (величина горизонтально расположенной стрелы); 3- граница опасной зоны; 4 - угол ограничения по паспопрту крана; 6- ось вращения крана
На рис.12 даны схемы, поясняющие назначение и расчет зон для башенного или стрелового кранов, а на рис.13 такая же схема для стрелового крана, не оборудованного устройством, удерживающим стрелу от падения.
Для стреловых кранов, оборудованных устройством для удерживания стрелы (К-67, СМК-10, К-104, КС-3562А, К-162, КС-4362, К-255, КС-5363, КС-6362, К-631, Э-10011, Э-1254, Э-1258, МГК-25, ДЭК-25Г, РДК-25, ДЭК-50, Э-2508, КС-4361, КС-4561, Лакомо-2590, Гров-45, Круп-120, МКП-25), опасная зона работы определяется по формуле (38), при этом lбез – принимается при высоте подъема груза до 10м – 0,3+1м, а при большей высоте так же, как монтажная зона.
Пример: Для крана ДГК 50.1 Rоп = Rmax + 0,5 lmax + lбез =26+0,5⨯9+1,3=31,8 (м.)
Для стреловых кранов, не оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения К-46, АК-5, К-52, К-61, К-64, АК-75, К-69А, КС-2561Д, К-123, К-124, Э-801), опасная зона определяется по формуле
Ron = Rnc + 5, м (39)
где Rnc – радиус падения стрелы, определяют длиной стрелы, м.
Опасную зону поворотной платформы Rпппов определяют суммой радиуса поворотной части механизма Rпов и расстоянием безопасности
Rпппов = Rпов + lппбез, м (40)
где lппбез принимается равной 1м.
Пример: Для крана ДГК 50.1 Rпппов = Rпов + lппбез = 5 + 1= 6 (м)
Если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя, то границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин определяются расстоянием в пределах 5м.
Рис.12 Схема назначения и расчёта зон башенного крана
(рис.12)
1-знак по технике безопасности на границе опасной зоны (с обозначением его номера по ГОСТ Р 12.4.026-2001); 2- груз; 3-ось подкрановых путей; 4- инвентарное ограждение подкрановых путей (с обозначением его номера по ГОСТу); А- опасная зона при работе крана; Б- зона обслуживания;В-зона рассеивания при падении груза; Г- зона перемещения груза; Д- опасная зона путей
На месте работы эту опасную зону обозначают инвентарной переставной обноской из проволоки по стойкам. Этой зоне стреловых кранов соответствует опасная зона подкрановых путей башенного крана.
Привязку ограждений подкрановых путей производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждениям.
Рис 13 Схема назначения и расчёта зон стрелового крана, не оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения.
1-знак по технике безопасности на границе опасной зоны с обозначением его номера по стандарту; 2- груз; 3-ось проходки крана; 4- переставные ограждение зоны; А- опасная зона при работе крана;
Б- зона рассеивания при падении груза; В- опасная зона поворотной части; Г- крайняя точка при падении стрелы.
Расстояние от оси ближайшего к ограждению рельса до ограждения определяют по формуле Lбез = (Rпов +0,5А) + lбез, м. (41)
где А – ширина колеи крана, м (принимаем по справочнику)
Rпов–радиус поворотной платформы или другой выступающей части крана, м. (по справочнику).
lбез – принимаем равным 0,7м. Для башенных кранов без поворотной части lбез принимают от базы крана.
Опасной зоной дороги считается та ее часть, которая попадает в пределы зоны перемещения груза или зоны монтажа. На участках дорог опасной зоны выделяют двойной штриховкой. Сквозной проезд транспорта через эти участки запрещен и следует запроектировать объездные пути.
На местности границы опасных зон должны быть обозначены специальными ориентирами, плакатами и соответствующими световыми сигналами, хорошо видимыми крановщикам, стропальщикам и машинисту подъемника в любое время суток. Места установки ориентиров и их тип должны быть указаны на стройгенплане.