Система управления качеством в строительстве

Как отмечалось выше, управление качеством (УК) является частью общей системы управления строительством. В соответствии с этим положением УК реализуется на каждом уровне управления: государственном, ведомственном и производственном.

По отношению к органу, осуществляющему контрольные функции, различается контроль внутренний, когда он организуется внутри рассматриваемой системы руководителями данной или вышестоящей организации, и внешний, когда он осуществляется органами, не входящими в систему данного ведомства. Внутренний контроль организуется, как правило, непосредственно руководителями различных звеньев строительного управления, внешний - органами государственной власти и специальными инспекциями.

Государственный уровень УК в строительстве представлен Госстроем РФ и Минпромэерго РФ. На этом уровне основными функциями УК являются: планирование качества продукции, организация государственного надзора за соблюдением качества, разработка мероприятий по улучшению качества.

Планирование качества на государственном уровне осуществляется главным образом разработкой законодательных актов, регламентирующих качество строительных работ, материалов, изделий и конструкций. Такими документами являются Строительные нормы и правила (СНиП) и Государственные стандарты и сертификаты качества, строительные нормативы (СН), указания, инструкции и технические условия (ТУ). На их основе субъекты федерации и ведомства могут разрабатывать в необходимых случаях свои нормативные документы по вопросам, не решенным на федеральном уровне. Необходимо отметить, что многие СНиПы и ГОСТы имеют рекомендательный характер и даны для добровольного применения. Они становятся обязательными, если в договоре подряда будет специально оговорена обязательность применения той или иной нормы при возведении конкретного объекта.

Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные виды работ и услуг, должны иметь лицензию или сертификат.

Сертификация качества

Оценка, сама по себе, не может повысить качество, но она служит определенным стимулом для его улучшения. В отличие от балльной или альтернативной («принято - не принято») оценки, сертификация направлена на обеспечение или превышение принятого уровня проекта, материала, СМР и объекта в целом.

Лицензирование. Основным критерием определения лицензированных видов деятельности являются виды работ и услуг, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба; нарушение устойчивости и надежности зданий и сооружений, разрушение которых может вызвать серьезные последствия регионального и национального масштаба. Состав видов работ и услуг, подлежащих лицензированию, охватывает весь цикл проектной и строительной деятельности. Соискатели лицензий заявляют те виды работ и услуг, которые они могут выполнить с надлежащим качеством и в соответствии с действующими нормами. Лицензирование должно служить барьером, ограничивающим допуск на строительный рынок фирм и предпринимателей, не имеющих опыта работы и квалифицированных кадров, правовым средством защиты интересов личности, общества и государства при осуществлении строительной деятельности и направлено на повышение профессионализма строителей.

Лицензирование проводится на основе федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постановление Правительства РФ от 25.09.98) . Закон предусматривает требования к соискателям лицензии в части соответствия квалификационным требованиям при выполнении ими лицензируемых видов деятельности. Здесь впервые установлено лицензирование физического лица - индивидуального предпринимателя (без образования юридического лица).

К физическим лицам (специалистам, предпринимателям), претендующим на получение именного аттестата на право ведения строительной деятельности, предъявляются требования наличия строительного образования и стажа работы по специальности не менее двух лет. Аттестат выдается на срок от одного до трех лет в зависимости от уровня оценки знаний, подтверждаемого на экзамене в независимом профессиональном органе.

Главное управление экспертизы проектов (Главгосэкспертиза), территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы и экспертные органы федеральных министерств и ведомств в пределах своих полномочий осуществляют проверку проектно-сметной документации до ее утверждения.

Наши рекомендации