Полет с парашютом – это отношение к сексу.
Анализируются чувства, высказывания, действия. Страшно - не страшно? Эйфория. Кричим. Боимся, что не раскроется парашют и др.
На самом деле трактовка последнего пункта – это шутка.Смысл последнего образа – просто эмоциональная разрядка или разогрев группы перед следующим упражнением. Но то, о чем подумал сам человек, образы, которые вихрем пролетели в его сознании, после того, как тренер рассказал значение, возможно и имеет какую - то информацию для самого человека. Опыт показывает, что большинство респондентов – мужчин, выражали переживания по поводу того, что раскроется парашют или нет.
Примечания:
В игре обратить внимание на то, что произносится. Здесь практически нет случайных слов. Надо быть внимательным к тому, что сказал человек и как он это сказал.
Если игра проводится в группе, то трактовку лучше проводить «послойно».
Сначала прошлись по одному образу (животное или препятствие или ключи) потом по другому – для каждого участника. При этом можно задавать побуждающие дополнительные вопросы. Вопросы отвечающему могут задавать и члены группы. Они могут участвовать и в выдвижении версий трактовок.
Проводить анализ по каждому человеку отдельно при групповой работе не имеет смысла. Как только члены группы узнают смысл трактовок, после работы с первым членом группы, они перестанут говорить правду.
Психоаналитическая игра « Дыра безвременья»
Цели: 1. Актуализация значимых личностных ценностей;
2. Формирование эмпатии и развитие социальной перцепции;
3. Развитие способностей к психоанализу.
4. Выявление внутриличностных конфликтов.
Необходимо представить, что наша планета попала в черную космическую дыру – дыру безвременья. Это необходимо было для того, чтобы очистить нашу планету от скверны, т.е. от всего плохого: от зла, зависти, лести, лжи и др.. Поэтому с земли исчезло на 100 лет все живое. Оно потом все вернется, но уже очищенное от плохого. Но мы должны сохранить свою душу, воплотив ее в любой воображаемый нами неодухотворенный предмет. Это может быть природный предмет или продукт творения человека. Его надо выбрать со вкусом, чтобы сохранить в нем все свои ценности, чаяния, надежды, все свои лучшие качества. Именно это позволит нам вернуться через столетие на очищенную от скверны землю.
Вообразите этот предмет, опишите его. На самостоятельную работу отводится 6-8 минут. Тексты авторами не подписываются.
Тренер собирает описания предметов и зачитывает тексты, не называя фамилии участников. Группа анализирует содержание образов и символов по К.Г. Юнгу. Анализу подвергаются предметы, их характеристики, назначение, своеобразие, строение, способ подачи в описании. На этой основе составляется психологический портрет автора, и члены группы стараются угадать, о ком идет речь.
Пример анализа текста:
Анна Р. Я хотела бы воплотить свою душу в большое старинное зеркало. Оно находится в большой зале театра или картинной галереи. Это зеркало добротное, качественное. Несмотря на его старину, оно ярко сияет. К зеркалу подходят дамы и мужчины, смотрятся в него. Дамы поправляют прически и одежду, а мужчины тайком строят рожицы. Зеркало в массивной дорогой, золоченой, ажурной раме.
Трактовка
Образ зеркала означает желание быть среди людей, видет2ь их, но при этом оставаться как бы невидимой скрытой. В зеркало смотрят, но видят лишь свое отражения. А зеркало «видит» все, самые сокровенные таинства человека, когда он один перед зеркалом. С зеркалом связаны всякие магические действа, ему приписывают разные свойства колдовских чар, таинственность зазеркалья. Поэтому человек-зеркало – это человек загадка, тайна и хранитель тайн.
Символ старинного зеркала – означает потребность ощущать свою значимость, это притязания на особое положение в социуме. Более того, зеркало находится не где- либо, а «в большой зале театра или картинной галереи». Это означает притязания девушки находиться в элитной среде. Добротность зеркала означает, что автор письма желает подчеркнуть сформированность в ней определенных, значимых для социума качеств. Сияние зеркала можно трактовать как демонстративность. Кроме того, автор опасается, что слово «старинное» может оцениваться как старое и поэтому дает пояснения.
Девушка хочет занимать лидирующее положение в микросоциуме. Дамы смотрят на нее и поправляют свои прически и платья, так как видят свои изъяны в зеркале. Она желает, чтобы представители мужского пола проявляли к ней внимание и флиртовали с ней, так как она хочет, чтобы мужчины «тайно строили рожицы». Вместе с тем она испытывает потребность быть защищенной. На это указывает массивная рама, обрамляющая зеркало. Автор пытается скрыть эту потребность и поэтому добавляет еще и такие характеристики: рама ажурная, рама золоченная.
Мы не претендуем на абсолютную точность трактовки образов. Они, возможно, не лишены субъективизма. Но характеристики становятся более точными, когда анализ проводится коллективно. В 99 % случаев из ста, группа, на основе составленных характеристик, точно определяла о ком идет речь.
Домашнее задание:
Проверьте свои способности в анализе символических значений. Нами приводятся письма реальных людей. Вымышленными являются то2лько имена авторов.
Вероника
Я облако. Маленькое белое облачко посреди ясного голубого неба. Когда светит солнце – мне радостно, тепло и светло. Я мягкое и прозрачное. Но когда погода пасмурная, я наполняюсь водой, как и другие облака, и поливаю землю водой. Так я и вишу посреди неба, в окружении своих соседей-облаков и солнца.
Валерия
Я бы превратилась в книгу. Эта книга в твердом переплете. Она наполовину заполнена текстом, а другую половину составляют чистые листы, которые будут заполняться после переселения души в тело через 100 лет. Книга с яркой обложкой и красивыми белыми листами.
Анна
Я хотела бы быть фианитом прозрачного цвета, многогранным, размером с горошину. Фианит лежит в бархатной коробочке красного цвета. Коробочка открыта и камень виден. Эта коробочка лежит на пеньке в зеленом лесу. Вокруг много зелени. Рядом течет речка. Теплый ветерок обдувает фианит.
Татьяна
Шкатулка средних размеров для драгоценностей. Она обтянута дорогой кожей, на которой есть теснения египетских рисунков. На крышке рисунок цветной (черные, белые цвета и золотое теснение). Внутри шкатулка отделана ярко-красным бархатом. Он приятный на ощупь. В шкатулке несколько отделений. На передней части шкатулки замочек. Она закрывается на ключ. Шкатулка стоит на небольших плоских ножках круглой формы.
Анастасия
Я – туман, переменчивый. Могу быть легким и невесомым, быть везде и нигде. Могу путешествовать по всему миру. Если захочется, могу стать более густым и опуститься один раз туда, где мне место.
Туман всегда таинственен и свободен. Нельзя точно сказать долго ли он продлится, и что оставит после себя.
Мария
Я – часть компьютера. Не знаю точно, как называется эта часть, но я память компьютера, и его «мозг», в котором постоянно что-то происходит, решаются какие-то задачи, запечатлеются и анализируются события, каждую секунду протекает миллион мыслей и чувств.
Внешне я – такая симпатичная небольшая плата с напылением из драгоценных металлов. Они радуют глаз, но моя ценность не в этом. Они лишь составляют не кричащую, но респектабельную оболочку, и служат для того, чтобы по ним легче текли мои мысли.
Мне постоянно интересно. Мой компьютер может связаться с любым местом в мире, показать мое содержание на экране, а может этого и не делать. Компьютер цвета мокрого асфальта, чуть серебристого, его формы обтекаемые, приятные для глаз.
Василиса
Я хотела бы стать чистым белым листом, лежащим на письменном столе.
Денис
Я воплотил бы свою душу в большую книгу. Она в бархатном темно-коричневом переплете с золотой тесьмой-закладкой, имеющей кисточку на конце.
Книга эта – философские или психологические сказки. Ее можно читать с начала, с конца, с середины. По содержанию это что-то объединяющее книги «Трое в Простаквашино», Гарри Поттер, Алиса в стране чудес, Пеппи Длинный Чулок и Волшебник изумрудного города.
Ольга
Я хотела бы быть дневником. Небольшой книжечкой, формата обычной тетради. Этот дневник должен быть достаточно толстым. Внутри слегка потемневшие не разлинованные страницы, частично исписанные чьими-то воспоминаниями. Почерк округлый, красивый, женский. Местами встречаются небольшие иллюстрации к записям, карикатуры, вклеены фотографии. Все записи сделаны чернильной ручкой, цвет чернил темно синий.
Снаружи дневник обтянут красной замшей. На обложке золотым люриксом вышита роза. Внутри есть еще закладка в виде такого же красного с добавлением золотого шнурка, на конце которого кисточка.
Ирина
Я бы хотела быть ручьем – звонким, с прозрачной, освежающей водой. Он начинается где-то высоко в горах – вытекает из глубины земли, бьет ключом из скалы где-то в Тибете (или на Дальнем Востоке). Течет он весело живописной местности. Его живительная влага питает жизнь вокруг – там, где вода прокладывает себе путь, появляются растения и приходят животные напиться.
Вода в ручье перекатывается по камням, иногда образуя небольшое озеро, иногда водопад.
В начале своего пути ручей не имеет постоянного проторенного русла – он течет там, где ему интересно, там, куда влекут его чувства, интуиция. Но затем этот ручей превращается в полноводную реку с постоянным руслом.