История развития хранилищ для нефти-1
История развития хранилищ для нефти-1
Первоначально для хранения и транспортирования нефти использовались деревянные бочки – barrel (159 литров). Первые Р для нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбары глубиной 4-5 м в глинистых грунтах, открытые и закрытые, или подземные каменные Р. Позже появились железобетонные Р.
Первый металлический Р был построен по проекту Владимира Григорьевича Шухова в России, на Балахнинских нефтепромыслах под Баку в 1878 г. при строительстве первого российского нефтепровода.
Резервуар Шухова — цилиндрическое хранилище из листов стали для нефти, НП и других жидкостей высотой и диаметром более трёх метров, с тонким днищем на песчаной подушке и ступенчатой толщиной стенок, отличающееся минимальными затратами стали при заданном объёме. Листы металла соединялись с помощью заклепок. Р отличаются простотой и экономичностью конструкций и монтажа.
Шухов стандартизировал основные типоразмеры резервуаров, благодаря чему в России по его чертежам только до 1917 года было построено более 20 тысяч резервуаров-нефтехранилищ. Современные цилиндрические резервуары-нефтехранилища и сейчас строятся по основным принципам, разработанным В. Г. Шуховым.
В 1883 году В. Г. Шухов опубликовал работу «Механические сооружения нефтяной промышленности» в которой приведены основные принципы расчета и строительства цилиндрических стальных резервуаров на песчаных подушках.
В этой работе Шухов доказал, что оптимальной формой резервуара, исходя из экономии стали, является цилиндр, основание которого скреплено с круглым тонкостенным стальным плоским днищем, лежащем на «песчаной подушке», и покрыто сверху конической или плоской крышей. Шухов исследовал картину распределения напряжений в стенках резервуара, использовав дифференциальные уравнения четвертой степени.
Данная технология применялась до начала 50-х годов. Первые сварные Р появились в конце 30-х годов.
Критерии и факторы качественной оценки резервуаров - 3
Накопление и хранение НП и газов осуществляется в различных объемах, в районах с различными климатическими, геологическими и гидрологическими условиями, что диктует необходимость в проектировании и сооружений с различными параметрами.
Существенными факторами при выборе типа резервуара являются:
физические свойства нефтепродуктов, в частности, температура начала кипени;
климатические условия, влияющие на степень испарения и величину потерь;
технико-экономические показатели по расходу строительных материалов, затратам труда и средств.
Эксплуатационные требования:
а) непроницаемость для жидкой фазы НП;
б) герметичность для паров;
в) несгораемость, долговечность и неподверженность воздействию НП;
г) доступность для очистки от отстоя и осадков, окраски и ремонта;
д) безопасность хранения НП;
е) надежность действия оборудования при наполнении и опорожнении резервуаров.
Конструктивные качества:
а) простота форм;
б) модульность конструкций, т. е. кратностью размеров резервуаров и отдельных элементов их некоторой постоянной величине (модулю), являющейся основным условием стандартизации конструкций;
в) возможность индустриального изготовления конструкций и скоростного монтажа;
г) эффективное использование несущих свойств материалов.
Технико-экономические показатели:
а) стоимость сооружения;
б) стоимость дополнительных устройств по резервуарному парку, приходящаяся на один резервуар (стоимость вертикальной планировки, ограждений и обвалований, пожарных проездов, водопровода и канализации, технологических и тепловых сетей и т. п.);
в) расход материала (стали, бетона и железобетона);
г) объем земляных и других строительных работ.
Экономичность формы Р - отношение поверхности резервуара к его объему.
Покрытия РВС - 11
Резервуары с плавающей понтонной крышей
Не имеют стационарного покрытия, а роль крыши у них выполняет диск из стальных листов, плавающий на поверхности жидкости. Для создания плавучести по контуру диска располагается кольцевой понтон, разделенный радиальными переборками на герметические отсеки (коробки). Зазор между крышей и стенкой для большей герметичности выполняют из прорезиненных лент (мембран), которые прижимаются к стенке рычажными устройствами.
Для осмотра и очистки плавающей крыши предусмотрена специальная катучая лестница. Она одним концом опирается через шарнир на верхнюю площадку резервуара, а вторым концом двигается горизонтально по рельсам, уложенным на плавающей крыше. Дождевая вода, попадающая на плавающую крышу, стекается к центру крыши и через отводящую трубу выводится через слой продукта и нижнюю часть резервуара наружу в канализационную сеть.
Плавающая крыша оборудована воздушным клапаном, предназначенным для выпуска воздуха во время закачки нефти в резервуар при нижнем положении крыши до ее всплытия и для проникновения воздуха под плавающую крышу в нижнем ее положении во время опорожнения резервуара.
Резервуары с плавающей крышей строят преимущественно в районах с малой снеговой нагрузкой, так как скопление снега на крышах усложняет его удаление.
Резервуар с понтоном отличается от резервуара с плавающей крышей наличием стационарной кровли и отсутствием шарнирных труб и водостоков с обратным сифоном, предназначенных для удаления воды с поверхности плавающей крыши. Резервуары с понтонами распространены в северных районах и в средней полосе; резервуары с плавающей крышей преимущественно в южных районах.
Коническая оболочка крыши резервуара. Стационарные крыши резервуаров объемом от 100 м3 до 1000 м3 могут выполняться в виде гладких конических оболочек с углом конусности от 15° до 30°. При толщине оболочки резервуара до 7 мм полотнище крыши собирается и сваривается двусторонними стыковыми швами на монтаже (с кантовкой полотнища).
Сферическая оболочка крыши резервуара. Стационарные крыши в виде гладких сферических оболочек эффективно применяются для резервуаров объемом от 1000 м3 до 5000 м3 при толщине оболочки от 6 мм до 10 мм и отсутствии несущих элементов каркаса.
Сферические оболочки состоят из сваренных на заводе лепестков двоякой кривизны, собираемых на специальном кондукторе из вальцованных деталей.
Сферическая каркасная оболочка крыши резервуара. Сферические каркасные крыши применяются в резервуарах объемом свыше 5000 м3.
Крыши состоят из вальцованных радиальных балок (основных и промежуточных), кольцевых элементов каркаса, центрального щита и листов настила, свободно опирающихся на элементы каркаса. По периметру стенки имеется кольцо жесткости, воспринимающее распорные усилия купола и обеспечивающее фиксацию и неизменяемость геометрической формы стенки при монтаже.
Требования по взрывозащищенности сферических крыш аналогичны требованиям к коническим каркасным крышам.
Коническая каркасная оболочка крыши резервуара. Конические каркасные крыши применяются для резервуаров объемом от 1000 м3 до 5000 м3.
Крыши состоят из изготовленных на заводе секторных каркасов, кольцевых элементов каркаса, центрального щита и рулонируемых полотнищ настила. Монтаж каркасов выполняется по мере разворачивания рулона стенки аналогично монтажу традиционных щитовых крыш.
После соединения каркасов между собой кольцевыми элементами на них укладываются полотнища настила, предварительно развернутые рядом с днищем резервуара. Полотнища свариваются между собой радиальными швами и привариваются по периметру к уторному уголку стенки. Крепление полотнищ к элементам каркаса не допускается.
Проектирование каркасных крыш осуществляется во взрывозащищенном исполнении таким образом, что при аварийном превышении давления внутри резервуара (например, при взрыве или в результате нагревания от пожара соседнего резервуара), происходит отрыв сварного шва приварки настила к стенке без разрушения самого резервуара и без отрыва стенки от днища.
Взрывозащищенная крыша играет роль аварийного клапана резервуара, который в критический момент сбросит внутреннее давление и сохранит резервуар вместе с хранимым продуктом.
Зумпфы зачистки РВС - 16
Круглый зумпф зачистки устанавливается на днище резервуара в специальном приямке и предназначен для удаления воды из резервуара.
В резервуарах с плоским или коническим днищем, имеющим уклон от центра, зумпф располагается рядом со стенкой (на расстоянии не менее 600 мм от стенки или от кольцевой окрайки).
В резервуарах с коническим днищем, имеющим уклон к центру, зумпф устанавливается в центре днища.
Габариты зумпфа зависят от диаметра дренажных труб.
Лотковый зумпф зачистки устанавливается на днище резервуара в приямке под стенкой резервуара и предназначен для удаления подтоварной воды, различных отложений и загрязнений.
История развития хранилищ для нефти-1
Первоначально для хранения и транспортирования нефти использовались деревянные бочки – barrel (159 литров). Первые Р для нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбары глубиной 4-5 м в глинистых грунтах, открытые и закрытые, или подземные каменные Р. Позже появились железобетонные Р.
Первый металлический Р был построен по проекту Владимира Григорьевича Шухова в России, на Балахнинских нефтепромыслах под Баку в 1878 г. при строительстве первого российского нефтепровода.
Резервуар Шухова — цилиндрическое хранилище из листов стали для нефти, НП и других жидкостей высотой и диаметром более трёх метров, с тонким днищем на песчаной подушке и ступенчатой толщиной стенок, отличающееся минимальными затратами стали при заданном объёме. Листы металла соединялись с помощью заклепок. Р отличаются простотой и экономичностью конструкций и монтажа.
Шухов стандартизировал основные типоразмеры резервуаров, благодаря чему в России по его чертежам только до 1917 года было построено более 20 тысяч резервуаров-нефтехранилищ. Современные цилиндрические резервуары-нефтехранилища и сейчас строятся по основным принципам, разработанным В. Г. Шуховым.
В 1883 году В. Г. Шухов опубликовал работу «Механические сооружения нефтяной промышленности» в которой приведены основные принципы расчета и строительства цилиндрических стальных резервуаров на песчаных подушках.
В этой работе Шухов доказал, что оптимальной формой резервуара, исходя из экономии стали, является цилиндр, основание которого скреплено с круглым тонкостенным стальным плоским днищем, лежащем на «песчаной подушке», и покрыто сверху конической или плоской крышей. Шухов исследовал картину распределения напряжений в стенках резервуара, использовав дифференциальные уравнения четвертой степени.
Данная технология применялась до начала 50-х годов. Первые сварные Р появились в конце 30-х годов.