Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими

тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 2

1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор. (Во)дворе грелся (на)со..нце пёс (П/п)олкан. (К)нему подб..жал радос..ный крошеч..ный мопс и стал (на)него к..дат..ся. Малыш.. ло(в/ф)ко хв..тал (П/п)олкана зубами за лапы уш.. морду. Он (не)д..вал покоя бол..шой собак.. . (В/в)олодя увид..л это и решил, что (П/п)олкан разозлится. Но мопс прод..лжал играть, а (П/п)олкан л..жал спокойно.

(В/в)олодя уд..вился этому. Папа об..яснил мал..чику пов..дение (П/п)олкана. Почему он не злится Пёс зна..т, что бол..шому и сил..ному стыдно об..жать мален..ких и слабых.

2. Выполните языковые разборы:

(1) – фонетический разбор: л..жал

(2) – морфемный разбор: подб..жал

(3) – морфологический разбор: (у)окна (1 предложение)

(4) – синтаксический разбор предложения: (В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор.

Поставьте знак ударения в следующих словах

Досуг, магазин, понял, документ

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Качаются под лёгким ветерком яркие цветы на клумбе.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1)По словам Дениски на свете нет ничего хуже манной каши 2)Дениска твёрдо сказал что ему не нравится эта манная каша 3)Дениска упрямо прогудел Видеть не могу манную кашу 4)Почему ты не притронулся к тарелке с кашей Дениска

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)В середине марта снег ещё лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах. 2)Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады. 3)Внезапно чёрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем. 4)Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Белые облачка плывут по небу и незаметно растворяются в прозрачной синеве. 2)Солнце уже опускается к горизонту и далеко разливаются его косые лучи. 3)Старые дубравы насквозь просвечиваются солнцем и лиловеют нежными тонами. 4)Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья лопухов.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?

(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам.

(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро! (По М. Садовскому)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Чем вода мешала строителям метро?Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-11 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 5-11 найдите слово со значением «способный причинить большое зло, несчастье, нанести какой-л. ущерб, урон». Выпишите это слово.

12. В предложениях 5-8 найдите синоним к слову «крепкий» и выпишите его.

Вариант 2

Задание 1

1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор. (Во)дворе грелся (на)со..нце пёс (П/п)олкан. (К)нему подб..жал радос..ный крошеч..ный мопс и стал (на)него к..дат..ся. Малыш.. ло(в/ф)ко хв..тал (П/п)олкана зубами за лапы уш.. морду. Он (не)д..вал покоя бол..шой собак.. . (В/в)олодя увид..л это и решил, что (П/п)олкан разозлится. Но мопс прод..лжал играть, а (П/п)олкан л..жал спокойно.

(В/в)олодя уд..вился этому. Папа об..яснил мал..чику пов..дение (П/п)олкана. Почему он не злится Пёс зна..т, что бол..шому и сил..ному стыдно об..жать мален..ких и слабых.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
  Володя стоял у окна и смотрел во двор. Во дворе грелся на солнце пёс Полкан. К нему подбежал радостный крошечный мопс и стал на него кидаться. Малыш ловко хватал Полкана зубами за лапы, уши, морду. Он не давал покоя большой собаке. Володя увидел это и решил, что Полкан разозлится. Но мопс продолжал играть, а Полкан лежал спокойно. Володя удивился этому. Папа объяснил мальчику поведение Полкана. Почему он не злится? Пёс знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.  
К1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок, восстановлении слитного и раздельного написания слов
  Допущено не более двух ошибок
  Допущены три-четыре ошибки
  Допущено пять ошибок
  Допущено более пяти ошибок
К2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет
  Допущена одна ошибка
  Допущены две ошибки
  Допущено более двух ошибок
К3 Правильность списывания текста  
  Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
  Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово ИЛИ Допущено одно-два исправления
  Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово ИЛИ Допущено три и более исправлений
  Максимальный балл

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.

Фонетический разбор

Лежал

л −[л,] − согласный, звонкий, мягкий

е −[и] − гласный, безударный

ж -[ж] − согласный, звонкий, твёрдый

а − [а] − гласный, ударный

л − [л] - согласный, звонкий, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор

Подб..жал

по – приставка

-беж- – корень

-а- − суффикс

-л- − суффикс

-нулевое – окончание

Морфологический разбор

(у) окна

1) (у) окна - имя сущ., обозначает предмет: (у чего?) у окна

2) Начальная форма – окно; нариц., неодуш., ср.род, 2 скл., в ед. ч., в Р.п;

3) В предложении является обстоятельством

Задание 3

Задание 4

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Качаются под лёгким ветерком яркие цветы на клумбе.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
1) Верное обозначение частей речи в предложении: глаг. предл. прил. сущ. прил. сущ. предл. сущ. Качаются под лёгким ветерком яркие цветы на клумбе. 2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие  
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке  
Верно определены все части речи в предложении
Допущена одна ошибка
Допущены две ошибки
Допущено более двух ошибок
Указание отсутствующих частей речи  
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания
Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания.
Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны.
Максимальный балл

Задание 5

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1)По словам Дениски на свете нет ничего хуже манной каши 2)Дениска твёрдо сказал что ему не нравится эта манная каша 3)Дениска упрямо прогудел Видеть не могу манную кашу 4)Почему ты не притронулся к тарелке с кашей Дениска

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Дениска упрямо прогудел: «Видеть не могу манную кашу» 2) составление схемы предложения: А: «П».  
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания  
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный
Составление схемы предложения  
Схема предложения составлена верно
Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка.
Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл

Задание 6

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)В середине марта снег ещё лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах. 2)Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады. 3)Внезапно чёрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем. 4)Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Туча поднималась серо-синей стеной, медленно поглощала чистую синеву неба. 2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с однородными сказуемыми. ИЛИ Однородные. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе  
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания  
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный
Объяснение основания выбора предложения  
Верно объяснён выбор предложения
Ответ неправильный
Максимальный балл

Задание 7

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Белые облачка плывут по небу и незаметно растворяются в прозрачной синеве. 2)Солнце уже опускается к горизонту и далеко разливаются его косые лучи. 3)Старые дубравы насквозь просвечиваются солнцем и лиловеют нежными тонами. 4)Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья лопухов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. 2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе  
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания  
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный
Объяснение основания выбора предложения  
Верно объяснён выбор предложения
Ответ неправильный
Максимальный балл

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?

(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам.

(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро! (По М. Садовскому)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Основная мысль текста: Шахтеры помогли при строительстве метро в Москве. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке  
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
Максимальный балл

Задание 9

9. Чем вода мешала строителям метро?Запишите ответ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Ответ может быть сформулирован так: Вода размягчала почву и не давала строителям рыть тоннель. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке  
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
Номер задания Правильный ответ
повествование
опасный; опасном
твердый; твердым

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0–17 18–28 29–38 39–45

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Наши рекомендации