Какие этапы рассматривает процесс внедрения результатов исследования в практику?
Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на следующие этапы:
– ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;
– формирование положительного отношения, интереса к ним;
– практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения;
– предъявление этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.
Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования и организацию их внедрения в массовую практику.
Ознакомление общественности с материалами исследования - половина дела. После того как уяснена суть выводов и рекомендаций, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенного, нового. Для этого используются показные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п. Большую помощь в этом оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации и так далее.
После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций, к соответствующим руководителям образовательного процесса предъявляются требования активного применения нововведений, внедрения их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль.
Внедрение нового всегда связано с преодолением косности мышления, возникающих трудностей. При этом возможны ошибки и просчеты, организационные неурядицы, способные поколебать намерения исполнителя, внедрить предложенные ему рекомендации в жизнь: он может занять выжидательную позицию или отказаться от них. Своевременная квалифицированная помощь такому человеку крайне необходима. Она позволяет не только правильно проанализировать его практическую работу, но и еще раз проверить, уточнить выводы исследования.
Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?
Под научной работойпонимается представление результатов научного исследования независимо от того, кем они получены: автором научной работы или другими авторами.
Под структурой научной работыпонимается порядок построения, взаимосвязь различных частей этой работы.
Общепринято научную работу подразделять на такие части, как заглавие работы, цель (задачи) работы, содержание и заключение, которые следуют друг за другом в перечисленном порядке. Более сложным является вопрос о взаимосвязи этих частей, так как эта взаимосвязь динамична и меняется в процессе подготовки работы.
Заглавие работы выражает краткую формулировку основной проблемы (основного вопроса) научной работы. Поэтому заглавие мы будем называть основным вопросомнаучной работы. Решением основного вопроса является основной результат научной работы. Отсюда вытекает следующее методологическое требование.
Заглавие должно существенно определяться основным результатом работы.
Цель научной работы есть редукция (сведение) основного вопроса к более частным (вспомогательным) вопросам. Отсюда непосредственно следует, что цель работы существенно определяется ее основным результатом. Например, основным результатом данной статьи будут методологические требования трех типов: требования к структуре работы, к введению в нее понятий и к обоснованию ее результатов. Соответственно этому и была сформулирована цель данной статьи. Такая формулировка, с одной стороны, согласована с заглавием работы (в том смысле, что цель работы является редукцией основного вопроса, выраженного в заглавии), с другой - с основным результатом данной работы (ибо указывает на те подвопросы, решение которых дает возможность ответить на основной вопрос).
В общем виде требование к постановке цели (задачи) научной работы состоит в следующем.
Цель работы должна быть редукцией основного вопроса к вспомогательным вопросам, ответы на которые непосредственно дадут возможность получить ответ на основной вопрос, т. е. к вопросам первого уровня.
Основная (главная) часть работы состоит, как правило, из ряда глав, разделенных на параграфы.
Зачастую, первый параграф отводят общетеоретическим вопросам по рассматриваемой тематике или истории продлемы, а в последующихразделах подробно описывают основные аспекты соответствующей темы. В этих параграфах делается рассмотрение действующего законодательства, изложение теоретических положений, анализируются спорные точки зрения, формулируется и деалется аргументация своего мнения по этим точкам зрения, выкладываются результаты по обобщению накопленных фактических материалов, проведенному анкетированию, проанализированных документов и т.д.
В заключении необходимо, чтобы логически последовательно были изложены полученные результаты нуачного исследования, указаны возможности их практического внедрения, определены последующие перспективы разработки данной темы.
В списке использованной литературы включаются литературные источники, использованные в процессе написании научной работы и на которые сделаны сноски тексте или в конце работы. Составляется списка должно быть сделано по разделам в соответствии с требованиями гос. стандарта.
В приложения выносятся графики, таблицы и прочие вспомогательные или дополнительные материалы, которые визуально загромождают основную часть работы, существенно увеличивают объем исследования. При расчете объема работы - приложения не учитываются.
Требования к методике
Выработка методики исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, в связи с чем, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать.
Разработка методики обязательна, так как она дает ответ, каким образом требуется реализовать возможности различных методов для достижения поставленной научной цели. Исходя из этого, в исследовании мало выбрать совокупность методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.
Таким образом, методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня методов и общей квалификации исследователя.